Разумеется, в качестве рекомендации к просмотру нас интересует мнение тех, кто «шарит в теме», поэтому в качестве примера будем рассматривать авторитетные издания. Так, например, известный нью-йоркский онлайн-ресурс Slant Magazine, открытый в 2001 году, опубликовал свой рейтинг самых величайших фильмов ужасов. Начнем, пожалуй, с конца.
10. «Муха» (1986)
Мало кто помнит, что картина канадского хоррормейкера Дэвида Кроненберга, получившая, между прочим, Оскара за лучший грим — ремейк одноименной черно-белой ленты 1958 с участием великого Винсента Прайса.
Разумеется, фильм 1986 года — более зрелищный и мрачный, однако сюжет фильма практически не изменился: амбициозный ученый пытается совершить прорыв в науке, однако в его смелый эксперимент вмешивается банальная… муха, в результате чего горе-изобретатель сам превращается в гигантское насекомое.
В роли ученого — красавец-мужчина Джефф Голдблюм (видимо, затем, чтобы трансформация из человека в гадкую муху была более наглядной), его партнершей по фильму стала Джина Дэвис. Картина действительно интересная, но не самая яркая у Кроненберга, любителя эстетических ужастиков, а не тупых слэшеров.
9. «Нечто» (1982)
И снова ремейк, и тоже ленты 50-х («Нечто», 1951), и снова за авторством классика жанра — Джона Карпентера. Вот тут спорить не о чем: «Нечто» (и, разумеется, «Хэллоуин») — это вершины режиссерского таланта Карпентера. С той лишь разницей, что «Хэллоуин» был на 95% оригинальным проектом, а «Нечто» выигрывал у оригинала 50-х за счет шикарных спецэффектов (созданных Робом Боттином, одним из лучших специалистов в этом деле) и присутствия в кадре Курта Рассела.
Тем не менее заслуженное попадание в десятку, так как именно «Нечто» наряду с «Чужим» Ридли Скотта являются лучшими представителями фантастических фильмов ужасов про злых космических пришельцев и монстров.
8. «Ночь живых мертвецов» (1968)
Понятное дело, что при составлении рейтинга учитывался не столько вес самого фильма, сколько его влияние на жанр. И в случае с картиной Джорджа Ромеро можно смело сказать — это влияние было всеобъемлющим.
Благодаря Ромеро фильмы про зомби стали отдельной и весьма популярной нишей не только кинематографа, но и поп-культуры в целом. Сам родоначальник впоследствии «сдулся» и занялся унылым копированием самого себя, однако его первые шаги в этом направлении («Ночь…», «День мертвецов» и «Рассвет мертвецов») отличались не только самобытной атмосферой и зрелищностью, но также несвойственными жанру элементами черной комедии и драмы. Финал «Ночи», в котором охотники на зомби издеваются над безмозглыми «ходячими», имеет явный и легко читаемый социальный подтекст.
7. «Уродцы» (1932)
Лента Тода Браунинга — самая «древняя» в обозреваемом мной списке, а сам Браунинг (автор, между прочим, классического «Дракулы» с Белой Лугоши) — выходец из кино немого.
«Уродцы» — фильм столь же жуткий, сколь и правдивый, ведь все персонажи с физическими отклонениями, представленные в кадре — это реальные люди, не имевшие ранее опыта работы в кино. Своих «актеров» режиссер собирал по всей стране, преимущественно в бродячих цирках.
Разумеется, картина не имела кассового успеха, зато изрядно шокировала аудиторию, в результате чего ленту сняли с показов, а в некоторых странах и вовсе запретили. Это теперь «Уродцы» — классика, с которой считаются, а в 30-е годы Америка была не готова к эпатажу. Однако смотрится фильм на одном дыхании, а концовка пугает почище многих жутиков современности.
6. «Сияние» (1980)
Вокруг экранизаций Стивена Кинга было сломано немало копий, и, забегая вперед, это не единственная лента по мотивам книг «Короля ужасов», вошедшая в Топ-10 по версии Slant Magazine. Сам писатель был недоволен адаптацией Стэнли Кубрика как в целом, так и в деталях. Однако зритель оценил работу мастера по заслугам: «Сияние» по-прежнему считается одной из самых удачных экранизаций Кинга, хоть сам автор этого и не признает.
Нездоровый перфекционизм Кубрика превратил съемки ленты в настоящее испытание для всей съемочной группы, а у исполнительницы главной женской роли — актрисы Шелли Дювалл — даже случился нервный срыв. Что и говорить, ведь одна из сцен (та, где из лифта отеля выливаются реки крови) снималась на протяжении года, пока кадры не устроили режиссера окончательно.
5. «Суспирия» (1977)
Это единственный не американский ужастик в списке. Автором «Суспирии» является признанный мастер хоррора из Италии — Дарио Ардженто, а сама лента — пожалуй, самый яркий его экзерсис в жанре, который, между прочим, самими итальянцами был развит очень всесторонне.
Данный фильм — первая часть неофициальной трилогии Ардженто про «матерей-ведьм», куда также входят ленты «Преисподняя» и «Мать слез». Картину, как и все творчество Дарио, отличает яркая палитра красок, запутанный сюжет, нестандартный саундтрек (режиссер любил использовать за кадром рок-музыку) и обилие на экране красивых женщин.
4. «Кэрри» (1976)
И снова Стивен Кинг, причем самая первая из более чем трехсот (!) экранизаций его трудов. Осмелился взяться за творчество тогда еще совсем не звездного автора режиссер Брайан Де Пальма, уже имевший небольшой опыт работы с триллерами и мистикой. В результате — две номинации на Оскар и невероятная популяризация работ Кинга.
В центре сюжета — затюканная жестокими сверстниками и религиозной мамашей старшеклассница Кэрри, девушка тихая и богобоязненная, но со своими причудами. Кэрри обладает способностью двигать предметы силой мысли, но только лишь зло людское и коварство окружающих делают ее монстром в этой человеческой трагедии.
3. «Ребенок Розмари» (1968)
Классическая лента Романа Полански — тоже, по сути, не чистый представитель жанра, а скорее, смесь триллера, мистики и драмы.
Экранизация бестселлера Айры Левина повествует о парочке молодоженов, переезжающих в элитный особняк в центре Нью-Йорка. Он — перспективный трудоголик, она беременна первенцем. Будучи дома в одиночестве, Розмари становится объектом пристального дружелюбия со стороны соседей, однако вскоре понимает, что за маской гостеприимства и приветливости скрывается что-то очень мрачное и страшное.
«Ребенок Розмари» — один из немногих фильмов в списке, таки получивших Оскара (лучшая женская роль второго плана), а также сумевший заработать создателям сверхприбыли (бюджет картины в прокате окупился раз 10).
2. «Психо» (1960)
Если Альфред Хичкок — настоящая легенда Голливуда и мирового кино в целом, то «Психо» — его самый знаменитый фильм, породивший не только целую серию продолжений и бесчисленное количество подражаний, но и изменивший судьбу этого жанра фильмов.
Именно этой картине обязаны своим появлением на свет целые киносериалы про «Пятницу, 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов». А главный злодей «Психо» — Норман Бэйтс в исполнении Энтони Перкинса — пожалуй, первый серийный убийца, ставший центральным персонажем сразу нескольких картин.
1. «Техасская резня бензопилой» (1974)
Неудивительно, что именно скандально известный хоррор Тоуба Хупера про безымянного убийцу (позднее его станут именовать просто «Кожаное лицо») стал номером первым в списке самых величайших ужастиков всех времен. И если «Психо» Хичкока — это попытка как-то осмыслить мотивы убийцы, подвести под них психологию (например, травму детства), то «Техасская резня» — это демонстрация зла в чистом, незамутненном виде, без каких-либо подоплек.
Смотреть фильм онлайн ↓
Всего в списке Slant Magazine 100 фильмов, куда также входят такие знаменитые ужастики, как «Изгоняющий дьявола» (15-е место), «Чужой» (23-е место), «Хэллоуин» (29-место), «Зловещие мертвецы» (30-е место), «Челюсти» (33-е место), «Молчание ягнят» (72-е место), и многие другие культовые картины. С самим списком вы можете ознакомиться в соответствующем разделе сайта Кинопоиск. И хорошего вам кино!
Хорошая подборка, спасибо. Хотя здесь просится даже не 10, а, как минимум, 20 фильмов. ИМХО
0 Ответить