Законы и безопасность
Анатолий Пастухов Грандмастер

Почему замолчали диапазоны ДВ и СВ?

Ушедший в прошлое 2014 год примечателен для России тем, что были отключены последние радиопередатчики диапазонов ДВ и СВ. Все приемники с этими диапазонами теперь можно выбросить на свалку. Но что же привело к столь печальному моменту?

Фото: Marius Rudzianskas, Shutterstock.com

Причин наступившего великого радиомолчания сразу несколько. Первая — большая энергоемкость ДВ и СВ-вещания (киловатты!). Вторая — все оборудование морально и физически сильно устарело. Третья — очень сложно найти запасные части. Логично и вполне убедительно звучит. Только вот ведь какой странный казус: в других странах названные диапазоны частот не закрывают.

Скупой, как известно, платит дважды. Одно дело — «закрыть» радиовещание ДВ и СВ в небольшой стране, где потери легко компенсировать другими диапазонами, и совсем другое — в российских условиях при огромных расстояниях.

Но, собственно, о каких потерях идет речь? Давайте сначала посмотрим на преимущества ДВ и СВ-диапазонов.

Почему замолчали диапазоны ДВ и СВ?
Фото: Depositphotos

Длинные волны легко распространяются в эфире на расстояния в несколько тысяч километров. Обычно это расстояние до двух тысяч километров. Средние волны «пробивают» расстояние в 600−700 км (иногда — до тысячи). Начиная с 1924 года в СССР преимущественно строились мощные радиостанции ДВ и СВ-диапазонов, передачи которых можно было принимать даже на простейшие детекторные приемники, собранные из самодельных деталей. Позже появились КВ-радиостанции. Правда, КВ-диапазон сначала считался «мусорным» из-за сильных помех на нем. А уж УКВ-диапазон и вовсе был очень долгое время экзотикой.

Серьезным преимуществом ДВ и СВ-диапазонов (по сравнению с КВ и УКВ) стало то, что население получило дешевые транзисторные приемники весьма малых размеров и веса. Так называемое карманное радио. Были и всеволновые, но довольно громоздкие для того, чтобы взять с собой в дорогу. Да и стоили они дороже. Опять же, радиоприемники ДВ и СВ диапазонов легко собирались и настраивались по многочисленным радиолюбительским схемам прямого усиления даже школьниками. Так что страна была очень плотно радиофицирована. И на случай каких-либо ЧП сообщить о ситуации населению не составляло никакого труда. Но времена изменились.

Почему замолчали диапазоны ДВ и СВ?
Фото: Depositphotos

Прежде сигнал «Внимание всем!» можно было подать по местной проводной радиотрансляционной сети. Увы, эти сети тоже приказали долго жить. Причины те же самые, что и с передатчиками ДВ и СВ-вещания. Правда, неплохо развивается местное коммерческое УКВ-вещание. Но что слышим на этом диапазоне? Сплошная одна и та же музыка изо дня в день. А это значит, что она записана в цифровом виде на емкий носитель и «крутится» в автоматическом режиме. «Достучаться» в нужный момент до владельцев радиостанции, чтобы пошло в эфир сообщение «Внимание всем!», сложно, а зачастую и невозможно — в студии просто никого нет. Да и мощность УКВ-передатчиков мизерная, их сигнал «охватывает» территорию в окружности в считанные километры. И лишь иногда это десятки километров.

Разумеется, есть еще местное телевещание. Но принимается оно тоже ограниченно — в пределах населенного пункта или несколько дальше. Да и не у всех имеется возможность постоянно держать включенным телевизор.

Можно бы сказать и про Интернет — значительную часть информационного пространства. Но кто и чего ради станет держать открытым «на все времена» официальный сайт администрации города или района?

По логике, СМС с предупреждением можно «сбросить» на мобильники. Но где провайдер и где владельцы мобильных телефонов? Да и технически «массово» такая операция еще достаточно четко не отработана. И не будем забывать еще и о том, что мобильной связью «покрыта» лишь некоторая часть России.

ЧП могут быть разными. Скажем, надвигающееся стихийное бедствие. Допустим, ураган. Как же о нем быстро сообщить населению?

В Турции и Египте ДВ и СВ работают и сейчас
В Турции и Египте Д В и СВ работают и сейчас
Фото: Depositphotos

Из-за тупиковой ситуации пытаются левой рукой со стороны затылка дотянуться до правого уха. Не всегда такое получается. В качестве примера из современности, ситуация в миллионной Уфе. Тут решили оповещать население колокольным звоном (смотрите скриншот). Конечно же, в дополнение к другим возможностям. Но в фактически мусульманской столице Башкирии (основное население — татары и башкиры) много ли звонниц?

Грустная картина получается. Если у кого-то сохранился приемник с ДВ и СВ диапазоном — в России услышите лишь треск помех. Но взяв такой приемник, скажем, в Турцию или Египет, поймаете десятки местных радиостанций. Получается, там передатчики не устарели.

Будем смеяться или подождем, когда нас клюнет жареный петух, и начнем тогда соображать, что именно и как делаем во вред себе?

Обновлено 22.08.2018
Статья размещена на сайте 21.11.2014

Комментарии (89):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ivan Durakov Читатель 23 сентября 2018 в 16:28 отредактирован 24 сентября 2018 в 07:29

    Чушь собачья. Очередной опус о том как все плохо. И смсками давно оповещают и эл.почтой и по тв и по FM, на худой конец есть сирены гражданской обороны. Актуальности ноль.

  • Александр Балыбердин Читатель 2 сентября 2018 в 15:33 отредактирован 2 сентября 2018 в 18:37

    Освободились СВ и ДВ диапазоны....грустно но и здорово можно замутить дальнюю связь без сотовых операторов и интернета, ...добавить шифрование и вот тебе закрытые каналы связи!
    ...но у руля в нашей стране одни дураки...и вот это не просто грустно, а тоскливо...

  • Дядька С АЛТАЯ Читатель 1 сентября 2018 в 09:47 отредактирован 1 сентября 2018 в 10:31

    у нас ночью можно кетай послухать на энтих диапазонах и еще кого то на мамбетских языках

  • Алексей Симаков Читатель 31 августа 2018 в 10:41 отредактирован 1 сентября 2018 в 10:32

    Для того, чтобы понять истинные цели какого-то деяния, нужно мысленно это деяние перенести на другую сферу. Рассмотрим отключение ДВ и СВ вещания, на примере автобусного сообщения. Допустим было 2 городских маршрута по которым ездило очень много горожан и обслуживали их 10 больших автобусов большой вместимости. И вдруг их закрывают. Говорят, что дескать содержать большие автобусы нерентабельно, жрут много топлива, создают проблемы на дорогах, мало комфортны, и так далее. Что происходит с пассажирами? Они отвыкают от этих автобусов и начинают ездить на газелях, которых вдруг разводится как грязи, ведь маршруты надо обслуживать! Что произошло на самом деле? Владелец автобусного парка, имел с этих автобусов выручку + деньги с водителя за выход на линию. Допустим, каждый автобус собирал билетами 1000руб + 100руб с водителя за смену. При 10 автобусах имеем 10(автобусов) х 1000(билеты) + (100руб х 10путёвок ) = 11000руб. 11 тысяч. Чтобы обеспечить вывоз всех пассажиров автобусами меньшей вместимости, таких автобусов нужно больше, допустим что раз в 5. Общая сумма по билетам не изменится, но меняется сумма по путёвкам. Если раньше при 10 автобусах, собиралось 1000руб, то теперь при 50, собирается 5000 только по путёвкам. С радиостанциями та же картина. Было в стране 2-3 ДВ, СВ радиостанции, они платили Х(икс) денег за лицензию на вещание + У (игрек) денег за радиочастоту получалось Z денег всего помноженное на число станций. Чтобы повысить прибыль, тем людям что получают деньги за радиочастоты и за вещание, и провели такую операцию по закрытию ДВ и СВ станций. Вот и всё. Теперь соответствующие ведомства получают деньги не с одной-двух, а с нескольких сотен или тысяч FM радиостанций, которых в каждом даже малом городе несколько штук. Причём если это региональный филиал какой-то известной станции, например "Европа +" Тюмень, или "Европа +" Краснодар, -то лицензию на вещание оплачивает головной офис и только одну, а вот уже частоты оплачиваются в каждом городе по-отдельности. Вы представляете, какие это деньжищи? Когда идёт речь о таком бабле, какая нафиг безопасность? Какая забота о людях? Какое, нахрен, оповещение о ЧП иЧС? А попутно убивается и другой "заяц". Что делает народ с приемниками, которые не могут работать в стерео режиме, частоты которых плывут и их надо подстраивать? Он их выбрасывает! И покупает новые FM приемники, с системами фазовой подстройки частоты, стерео режимами, да к тому же за счёт интегрального исполнения, гораздо компактнее и удобнее. Таким образом отсекается вражеская забугорная пропаганда которая вещает на нашу страну исключительно на ДВ, СВ, КВ. Свободное радио Китая, Радио КНДР, ВВС, Голос Америки, продолжают вещать на этих частотах, но кто захочет слушать эти вражеские голоса искажённые помехами, непрохождением и затуханиями, когда есть 24/7 FM станции с исключительным качеством звука? -Никто! А немногочисленные деревни, охотники, туристы, да фанатики-любители, не в счёт! Кому до них какое дело? Вот истинные причины отмены вещания на ДВ, СВ и КВ. Подать же это можно под каким угодно "соусом", даже таким бредовым как "энергозатратность". Если сравнить с энергозатратностью всякой светящейся рекламы в масштабах страны..... Я вас умоляю, не смешите мой хохотальник!

  • Магьядин Абдулкадиров Читатель 30 августа 2018 в 23:27 отредактирован 1 сентября 2018 в 10:32

    Как бы там ни́было - очень и очень жаль! Странно, что в эфире много даже иранских радиостанций, а российского нет. Много автомобилистов, передвигающихся по нашей большой стране. О чё "они там" думают?!

  • Михаил Овчинников Читатель 30 августа 2018 в 15:22 отредактирован 1 сентября 2018 в 15:44

    Не знаю как у вас,у нас радитрансляционные точки работают до сих пор.На всех гос предприятиях есть системы оповещения. МЧС достала присылать смс о предстоящих катаклизмах.Тупо перестраховываются.В городе висят , и что главное,работают уличные системы оповещения. А по поводу СВ и ДВ, на ДВ у нас в городе ни когда не вещали, Качество сигнала СВ оставляло желать лучшего. И вероятнее всего,в укв диапазон можно запихать большее количество радиостанций. Как пример - телевидение. На метровых волнах 12 каналов,а на ДМВ почти в 6 раз больше.

  • АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ Читатель 29 августа 2018 в 17:43 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:35

    диверсия удалас.

  • Валерий В Читатель 29 августа 2018 в 07:36 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:35

    Реально принять меры получится, вероятнее всего, только через Путина – подумалось мне. Посмотрел все комментарии и пришёл к выводу, что огромное количество «междусобойчиков» настроены «не на ту волну», а точнее «гонят волну» - оскорбляют друг друга, «соринку в чужом глазу ищут», техническими знаниями «перепираются», а надо «ближе к делу» продвигаться. Ждать, когда наши приближённые к власти господа восстанут против «европейской стратегии», вероятно, «как у моря погоды». Например, было дело – транспортный налог. Судился с налоговой инспекцией 3 года. «Цирк» - не пересказать за полчаса… Далее, увидел во сне В.В.Путина два раза с перерывом в несколько месяцев (общение, было, как наяву – чудеса да и только). В Москву, конечно, до этого я обращался, но не к президенту же… Перед очередной судебной баталией, на фоне воспоминаний о снах, появилась мысль, что пора к президенту обращаться – так уж повелось в нашей стране… , что без ЕГО личного участия много «возов» чиновники не могут стронуть. Не поверите, буквально за считанные дни до суда, утром объявили по телевидению УКАЗ президента об отмене транспортного налога на автомобили с моторами от и по 100 л.с. Результат пришёл – откуда не ждали! «Если долго мучиться, что-нибудь получится»… По теории академика Вернадского связь идёт и «живыми волнами» через ноосферу, а не только проводами и радиоволнами... Нужно объединиться в главном - сформулировать цель, определить задачи и подготовить обращение к В.В.Путину. Ключ на старт! Кто первый? Вот кликнул кнопку «лучшие» - о чудо! Какое удачное совпадение! Лучший комментарий: Степан Апраксин (от 21 апреля 2018 года) «Пока президент РФ В.В.Путин не даст как всегда разгон - кому следует, вряд ли что изменится. Ещё совпадение – 21 апреля день рождения моей мамы. Выходит С.Апраксин должен первый начать…

  • Сергей Читатель 28 августа 2018 в 21:10 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:36

    Эффективные менеджеры рыночной экономики - после них только пустота и смерть.
    ДВ и СВ - тому факты.

  • Имя неизвестно Читатель 27 августа 2018 в 15:24 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:36

    так понимаю автор сетует на то что закрыли св и дв, что если вдруг война или катаклизмы то всё никто об этом не узнает. И сразу, как всегда, группа специалистов обвиняет Путина и нашу нерадивую власть. НАДОЕЛО. Вы что в сети сидите только поныть. Всё решает экономика, нытики - а сколько людей слушаю и ждут новостей по приёмникам св и дв? и у скольких они воооще есть? Moderate. Таёжники уже давно спутниковое тв и радио слушают, если у вас за них так душа болит. А репертуар радиостанции не зависит от волн на которых они находятся. И глупость какая у автора, что раньше легко было достучатся до радиостанции. Сейчас в сети выкладываете и вас сразу миллионы читают. Наверное очень жаль что почтальоны теперь на лошадях не ездят, а если бензина не будет. КТО про войну и катаклизм нам расскажет?

  • Елена Белова Читатель 27 августа 2018 в 07:28 отредактирован 27 августа 2018 в 10:29

    В целях оповещения, ДВ и СВ тоже мало что дадут. Чтобы узнать о первом оповещении, понадобится постоянно держать приёмник включенным. Скорее, у человека будет включен телевизор. А если ситуация продолжается, то и FM станции будут работать в другом режиме. Могли бы быть задействованы имеющиеся информационные табло и громкоговорители, но для первого оповещения требуется возможность централизованного подключения.

  • Сергей Захаров Читатель 26 августа 2018 в 17:53 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

    автор перепутал Св и Дв диапозоны...это на Дв расстояние 200-300 км а св пробивают до 1000 и выше..опыт радиолюбителя подсказывает при нормальноом прохождении на частоте от 1800 кгц это еще св диапозон связи удаются на расстоянии до 1000 и выше при небольшой мощности передатчика естесственно SSB b CW виды излучения

    • Вадим Цветков Читатель 27 августа 2018 в 08:48 отредактирован 27 августа 2018 в 10:29

      Сергей Захаров, вы про такие знаки препинания, как запятые, что-либо слышали? Вы бы подтянули грамотность что ли, а потом уже бы и "умничали" касательно радиочастот. Просто ваши "поправки" автора, выглядят как минимум глупо, а как максимум...
      Развивайтесь всесторонне, а не только в одном-двух направлениях, ведь вам природа подарила такой непревзойдённый инструмент, как мозг! Так пользуйтесь им, а не "выпендривайтесь".

    • Roman Ispravnikov Читатель 27 августа 2018 в 00:44 отредактирован 27 августа 2018 в 10:30

      Сергей Захаров, не позорьтесь! Длинные волны распространяются за счет дифракции и отражения от ионосферы на много тысяч километров. Радиолюбитель... Радио в машине любите послушать?

      • Юрий Сапа Читатель 31 августа 2018 в 18:50 отредактирован 1 сентября 2018 в 10:31

        Roman Ispravnikov, Шутки шутите ? Для распространения ДВ ...СВ какая ионосфера ? Основные слои ионосферы F и ( в меньшей гораздо степени ) слой D -ТОЛЬКО для КВ . Мы зондировали ионосферу годами круглосуточно запуская в небо модулированный сигнал от 1 до 18 мГЦ . Отражаясь .возвращался на антенну. Сигнал запущенный под углом .отражаясь от И.и от Земли огибает Землю несколько раз. На этом свойстве КВ - отражаться от И. основано "загоризонтное обнаружение пусков баллистических ракет с территории ,например США. Поскольку всякое пламя сильно ионизирует вокруг себя ,то КВ волна отражается и возвращается к источнику ( Приемо-передатчику ).

  • Виталя Щвецов Читатель 26 августа 2018 в 16:49 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

    Обидно блин......

  • Владимир Нестеренко Читатель 26 августа 2018 в 08:33 отредактирован 26 августа 2018 в 11:28

    А как быть геологам,охотникам -промысловикам и ,вообще,сибирякам!Вернуть диапазоны ДВ и СВ "радиовещание Коминтерна" в эфир!Слушать эту цифровую попсу и прочие бредни на укв обрыдло!

  • Андрей Qwerty Читатель 24 августа 2018 в 22:57 отредактирован 25 августа 2018 в 13:09

    Век этих диапазонов давно прошёл !
    Недостатки
    1. Невозможность организовать стерео передачи.
    2. Низкое качество, как особенность амплитудной модуляции.
    3. Подверженность помехам
    4. Большие и неоправданные энергетические затраты
    5. Огромные длины и размеры передающих антенн

    • Aleks Netriv Читатель 28 августа 2018 в 01:33 отредактирован 28 августа 2018 в 10:58

      Андрей Qwerty, что это уважаемый в других странах это не накладно и работает . Сделано потому чтобы меньше поступало информации населению . А то трудно проследить за работой станции. Работает цензура .

    • Рашит Сибгатуллин Читатель 26 августа 2018 в 19:10 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

      Андрей Qwerty, Вы молодец, минусы перечислены правильно. А страна то у нас БОЛЬШАЯ -половина планеты, и как с цифровым вещанием просто - без спутников на орбите - Вы собираетесь охватить радиовещанием огромную территорию ?

      • Андрей Qwerty Читатель 27 августа 2018 в 17:34 отредактирован 28 августа 2018 в 10:58

        Рашит Сибгатуллин, Маск поможет со своим халявным тырнетом со спутников )))...а если серьёзно то кв диапазон во многих случаях даёт фору и ДВ и тем более СВ !

    • Владимир Фокин Читатель 26 августа 2018 в 16:43 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

      Андрей Qwerty,
      1. Чтобы объявить тревогу вовсе необязательно делать это со стерео звуком.
      2. До 2014 года качество было вполне приемлемым, впрочем, оно и сегодня бы всех устроило.
      3. См. п. 2.
      4. Почему неоправданные? Вовремя оповестить население страны о грозящей ему опасности и тем самым сохранить тысячи жизней - роскошь? А не враг ли ты, милок?
      5. Антенны уже построены. Построены давно и не нами. Той длины, какой нужно. И это не считалось непреодолимым препятствием для страны, заботящейся о своих гражданах...

      • Валерий В Читатель 27 августа 2018 в 10:19 отредактирован 27 августа 2018 в 10:29

        Владимир Фокин, согласен с Вами в оценке вклада наших отцов и дедов в развитие «радио» и понимании того, что не у всех вкусы одинаковые. Слушать на местных УКВ преобладание «иностранного шума музыкальных инструментов», прерывающегося рекламой о торговых точках и товарах, давно претит. «Кто платит – тот и музыку заказывает…» Плеер с аудиокнигами может позволить себе далеко не каждый… более того, вред от наушников обозначен… магнитофоны и плёнки в огромном количестве «выброшены» из обихода. При некоторых работах совместимо прослушать «новости» или обсуждения с популярных ТВ каналов («Владимир Соловьёв» или «60 минут» или «время покажет» и др.), радио-спектакли, бывшие популярными в наше время, образовательные передачи. Много чего было интересного в радио-эфире. Кстати, недавно отремонтировал магнитофон и прослушиваю некоторые «древние» записи. Приятно, но тоже надоедает. Ремонтом телевизоров увлёкся ещё в юности и сейчас готовлю старый УНТ-35 включить, как радио (после отключения аналогового сигнала для ТВ надо приставку будет искать…). Совсем недавно исключили (ослабили) внимание к ПТУ, а сегодня токарей и фрезеровщиков «днём с огнём ищут»… кстати, об огне, помню, в 70-х в некоторых отдалённых деревнях электричества не было, с лучиной люди вечером жили, радиоприёмники ДВ и СВ на батареях имели, а ракеты в космос уже 20 лет, как летали…

    • Александр Ломовцев Читатель 26 августа 2018 в 14:56 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

      Андрей Qwerty, учите "матчасть".
      ДВ и СВ волны актуальны по сей день.
      Энергетические затраты как и на работе в УКВ и КВ.
      Помехи зависят от местных факторов, где проходит волна.
      Длина антены зависит он плрщади, которую должен покрыть сигнал.

      • Андрей Qwerty Читатель 27 августа 2018 в 17:30 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:36

        Александр Ломовцев, слышь, хотя бы пэтэу закончи
        а то это ....Длина антены зависит он плрщади, которую должен покрыть сигнал. !!!
        шедеврально !!!...а насчёт четверти длины волны што нить слышал ? !! )))

    • Максим Гаврилов Читатель 25 августа 2018 в 21:31 отредактирован 25 августа 2018 в 21:50

      Андрей Qwerty, Россия - страна большая. И живущие в отдаленных деревнях в Сибири, охотники и т.п. становятся просто оторванными от информации. Там рад бы и низкому качеству, чтобы хоть что-то услышать, да нет ничего.

      • Андрей Qwerty Читатель 27 августа 2018 в 17:32 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:36

        Максим Гаврилов, а кв диапазона нет для охотников ? !!! В годы отличающиеся от максимума солнечной активности на 14 мгц или 25 вполне себе прохождение на тысячи км !!!

  • Sivka Burka Читатель 24 августа 2018 в 16:44 отредактирован 24 августа 2018 в 17:19

    Гм, в статье косяк:
    Но в фактически мусульманской столице Башкирии (основное население — татары и башкиры) много ли звонниц?
    На самом деле:
    Национальный состав Уфы согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 48,9 %, татары — 28,3 %, башкиры — 17,1 %
    С т.зрения оповещения - было бы просто привести статистику пользования телефоном/телевизором/радио УКВ/радио СВ/ДВ, а не разводить нытьё.
    В Москве уже вполне отработано оповещение смс о чрезвычайных погодных ситуациях. Полагаю, что и в регионы скоро это придёт.
    Не надо сравнивать Россию с Египтом.

    • BWANA Banda Читатель 1 сентября 2018 в 05:18 отредактирован 1 сентября 2018 в 10:31

      Sivka Burka, В Крымске, несколько лет назад, ночью, было наводнение, МЧС выслало смс, но вышки перестали работать до отправки сигнала, погибло много людей. Видимо, уличное предупреждение одно из надёжных...

    • Fedor Bakhov Читатель 26 августа 2018 в 23:32 отредактирован 27 августа 2018 в 10:30

      Sivka Burka, отработано оповещение смс? Это когда при первом порыве ветра, абсолютно безопасном, сразу же пишется смс об урагане? А когда настоящий ураган приходит , смс как своих ушей не видно?

  • Юрий Малахов Читатель 24 августа 2018 в 14:26 отредактирован 25 августа 2018 в 13:10

    а я помню,у меня в деревне рядом стоит РВС и строилась она как оружие холодной войны, так в конце 80х передатчики довели до 1 МГВт а сейчас ВСЕ, антенные поля окисляются и вышки ржавеют ,а персонал СОКРАТИЛИ до ЛУЧШИХ ВРЕМЕН ...

  • Виктор Ч (Барсик) Читатель 23 августа 2018 в 23:56 отредактирован 27 августа 2018 в 10:31

    До чего же надоели эти продажные рыночные рожи, принимающие государственные решения! Начинаешь понимать события 1917 года!

  • Andronder Rj Читатель 23 августа 2018 в 21:47 отредактирован 24 августа 2018 в 09:16

    Инноваторы в работе - аж дым из зада валит. Теперь и до радио добрались

  • Sparks Читатель 23 августа 2018 в 19:34 отредактирован 24 августа 2018 в 09:16

    Самое печальное , что СВ и ДВ эфир Западной Европы забит станциями . В нашем уральском регионе вечером включаешь приёмник , эфир кишит : китайцы , арабы , иранцы , индийцы .

    • Stepan Hachikyants Читатель 29 августа 2018 в 17:32 отредактирован 1 сентября 2018 в 16:35

      Sparks,
      СВ и ДВ эфир Западной Европы забит станциями? Поэтому в вашем уральском регионе вечером включаешь приёмник , эфир кишит : китайцы , арабы , иранцы , индийцы?
      Странно.

  • Евгений Кошелев Читатель 23 августа 2018 в 19:30 отредактирован 24 августа 2018 в 09:16

    Живу в Архангельской области, кроме ДВ приемник ничего не ловит, в России с ее просторами ДВ не нужны, однако периодически на русском языке вещает Эстония, Китай и "любимая украина" болтает круглые сутки. Однажды слушал украину целую ночь, болтали, что Крымский мост не нужен и его не построить, к утру они меня убедили, что мост действительно не нужен. Молодцы украинцы , пропаганда лучше чем у Геббельса.

  • Russell Sweine Читатель 21 мая 2018 в 16:14 отредактирован 21 мая 2018 в 18:28

    Но самое ужасное, что полностью разрушена система вестовых башен и сигнальных костров! Как подумаю об этом, так слёзы наворачиваются! А гужевой транспорт?! А палка-копалка, в конце-то концов!!! Где всё это?! Профукали...

    • Алексей Сервианов Читатель 24 августа 2018 в 10:56 отредактирован 24 августа 2018 в 17:20

      Russell Sweine, сарказм вещь полезная если оправдана , в данном же случае это показывает не понимание темы полностью. причем здесь палка и оповещение. Не всех дурных война убила

  • Николай Мельник Читатель 19 мая 2018 в 15:31 отредактирован 19 мая 2018 в 16:25

    В освобождении СВ...ДВ диапазонов есть свой резон.
    1. Свободнее можно их занимать под любительские исследования областей связи.
    2. В ближайшем будущем они будут больше подвержены помехам от систем - генераторов новой энергетики. Это десятки и сотни кГц киловаттов.

    • Lyudmila Dychko (Shahtarina) Читатель 24 августа 2018 в 13:13 отредактирован 24 августа 2018 в 17:20

      1. Просто так использовать "освободившиеся" диапазоны нельзя, так как они определены международными соглашениями в области электросвязи. Раньше несанкционированный выход в эфир на неразрешенных частотах назывался радиохулиганством, со всеми вытекающими последствиями (Госинспекция по электросвязи, сокращенно ГИЭ, работала под "крышей" КГБ. Я думаю, что с тех времен мало что изменилось).
      2. Искажения напряжения в энергосетях, в том числе вызванные "помехами" нормируются ГОСТом. Виновников в превышении допустимых норм ждет неприятный сюрприз - крупные штрафы.

  • Степан Апраксин Читатель 21 апреля 2018 в 11:16 отредактирован 20 мая 2018 в 15:03

    Пока президент РФ В.В.Путин не даст как всегда разгон - кому следует, вряд ли что изменится.Не для этого они закрывали радио - вещание на ДВ и СВ, чтобы потом открывать его по новой.А то что мировое сообщество договорилось,так это не для нашей огромной страны. Прежде чем что то сделать, надо хорошо подумать о последствиях своего решения. Убрать Радио России и проводное вещание, похоже был чей то интерес.

    • Степан Апраксин Читатель 21 апреля 2018 в 19:23 отредактирован 20 мая 2018 в 15:03

      Убрать Радио России и проводное вещание, похоже был чей то интерес.

      • Дмитрий Михайлов Читатель 25 августа 2018 в 07:02 отредактирован 25 августа 2018 в 13:09

        Степан Апраксин, Да какой ещё интерес! У нас есть и проводное радио тоже. В основном им пользуются пенсионеры. Идёт "Радио России", пол-дня реклама чудо-препаратов и аппаратов. Не всегда хорошее качество приёма, то совсем пропадает, то шумы. Это вопросы к обслуживающей организации. Но главное- сами жители отказываются, чтобы не платить 30-50 руб.лишних. В конце-концов, приёмники есть почти у всех.

      • Степан Апраксин, я некоторое время работал на ФМ-радио. Но дело не в этом. В этот период я узнал потрясающую вещь! Оказывается американцы были потрясены, когда узнали о нашем разветвленном (в соответствующий период) проводном радио, доступном в каждом доме, в каждой квартире. Ведь, кроме прочего, это совершенная система оповещения для ГО. В штатах об этом могли только мечтать, потому как для них это было чрезвычайно дорогое удовольствие, недостижимое для капсистемы. Они ж потому и приступили к активному развитию ФМ-диапазона. А мы, своими руками, взяли и разрушили созданное.

        Оценка статьи: 5

        • Рашит Сибгатуллин Читатель 26 августа 2018 в 19:34 отредактирован 26 августа 2018 в 22:30

          Валерий Сатокин, Вы совершенно правильно обозначили проблему, ни у одной в стране в мире не было не зависимой проводной системы оповещенИя и РАДИО в одном лице, как только в СССР.

        • Sivka Burka Читатель 24 августа 2018 в 16:48 отредактирован 24 августа 2018 в 17:19

          Валерий Сатокин, большинство жителей в городе отказываются от радиоточек. К чему эти 3 канала, если в даже в захудалом городе пяток УКВ-радиостанций. Это в 30-е годы радиоточка - оперативный канал информации и развлечения. Сейчас это не актуально.

          • Владимир Фокин Читатель 26 августа 2018 в 16:55 отредактирован 26 августа 2018 в 22:31

            Sivka Burka, в указанные Вами годы, выключение радиоточки грозило уголовной статьёй, рискнувшему это сделать. Радиосеть тогда, через ряд гос.организаций, подчинялась министерству обороны и являлась частью мобилизационной системы страны.
            Совсем необязательно сегодня постоянно что-то передавать по местным линиям, но всегда лучше что-то иметь, чем не иметь...

        • Петр Подъячев Читатель 23 августа 2018 в 19:47 отредактирован 27 августа 2018 в 10:31

          Валерий Сатокин, благодаря "радеющим за народ" такое и случается!Нас разваливают изнутри дебилы от техники и обычной недальновидности. В перспективе никто не думает,что в ЧС может пропасть электричество,сотовая связь,вода....Накупили PowerBank и думают,что хоть с марсианами могут связаться! )))) А про то,что кроме батарейки в смартфоне ещё есть силовая установка ретранслятора-вообще всем насрать!!! Вотчем мы отличаемся от американцев! Хотя,вижу,что уже и не отличаемся!

  • Анатолий Антонов Читатель 9 мая 2017 в 15:37 отредактирован 23 мая 2018 в 11:59

    Я долгое время был подписчиком журнала "РАДИО". Так вот в 1980 году в журнале была информация, что мировое сообщество договорилось , что к 2015 году прекратить радиовещание с амплитудной модуляцией. А это длинные, средние и короткие волны. Пришло время и это решение воплощается в жизнь, хотя мало кто помнит с чего всё это началось! Это всё связано с экологией.Принцип амплитудной модуляции: несущая+ две боковые полосы. Несущая -это просто разогрев атмосферы, информации не несёт! Поэтому и возникла радиосвязь с SSB-модуляцией (однополосная связь)!

    • Алексей Сервианов Читатель 24 августа 2018 в 11:00 отредактирован 24 августа 2018 в 17:20

      Анатолий Антонов, Дорогой комментатор у вас чт было по физике ?? рассеивание радиоволн пропорционально кубу частоты , таким образом надо было запретить радиостанции УКВ диапазона. они гораздо сильнее греют атмосферу ))

    • Igor Godunoff Читатель 30 октября 2017 в 14:17 отредактирован 22 мая 2018 в 10:50

      Я тоже об этом читал. А сейчас на исходе 2017 год, и я не знаю ни одной международной радиостанции, использующей SSB. Все работают с классической АМ, некоторые параллельно вещают в DRM. Так что, грустно выглядим. Особенно на фоне таких КВ/СВ гигантов как Международное радио Китая, к примеру. Перечислить их частоты не хватит пальцев на всех конечностях Куча полумегаваттных передатчиков по всей стране, и никто там не считает это лишней роскошью. Ну, ладно богатый Китай. Но почему на КВ/СВ вещают вовсе небогатые Румыния, Вьетнам, КНДР, Египет и даже Афганистан? Не говорю уже об Иране, Турции, Индии, Японии, Ю. Корее, Тайване, Ватикане и целой дюжине американо-немецких миссионеров, вещающих с экзотических островов. А очень просто всё, и правильно объяснено в статье - ни Интернет, ни тем более ТВ не есть радио, и заменить его не в состоянии.

  • Статья всплыла в комментариях...
    Похоронили ДВ и СВ...
    Два года назад похоронили.
    А я и не знал - все слушал их на даче и слушал. И будущим летом тоже буду слушать.

    Оценка статьи: 3

    • Василий Егоров Читатель 16 января 2017 в 21:40 отредактирован 23 мая 2018 в 19:07

      Игорь Вадимов,
      ...Мы все думаем, что с нами ничего никогда не случиться...
      Однажды , в нашем населенном пункте, просто подул ветер, лил сильный дождь, непогода.. Упало на ЛЭП, в труднодоступных местах, два старых дерева...
      И город в 60 000 населения на 9 часов остался без света.
      Это ни чей-то умысел, просто деяние природы.
      Связь города с внешним миром, а так же внутри самого города, прекратилась полностью.
      Ни один оператор связи , на всех уровнях, не смог обеспечить долговременную передачу информации , или просто связь с внешним миром. Ремонтники даже между собой не могли общаться, так как имели современные сотовые телефоны, оказавшиеся бесполезными.
      Радиостанции ремонтников тоже оказались бесполезными, так как приказом чиновника из Москвы их мощность ограничена по всей стране . Связь ремонтным бригадам обеспечивали несколько штук радиостанций МЧС, которым, по чистой случайности, еще не успели понизить мощность передатчика.
      В России чиновник не несет ответственности за содеянное, поэтому, бывает, старательно проталкивает в жизнь глупость за глупостью, выдавая их за гениальные идеи...
      И к управлению страной допускают не самых умных и талантливых, а самых амбициозных и пробивных. Как говориться, что имеем, то имеем...

  • Стас Тарас Читатель 20 сентября 2015 в 17:23 отредактирован 26 мая 2018 в 09:46

    Очень плохо, что прекратили вещание радио на СВ и ДВ. Я очень любил слушать такие радиостанции как "Маяк" , "Радио России" , "Звезда" , "Орфей" , "Голос России" , "Свобода" и т.д. А теперь их у нас в Питере негде послушать, кроме "Маяка" , который вещает на FM. Ладно, СВ и ДВ закрыли, но тогда верните вещание названных радиостанций на FM. Раз только этот диапазон остался. Да, к нет же: зачем народу слушать умные, познавательные и интересные радиостанции. Пускай лучше он балдеет от попсы на FM.

    • Николай Мельник Читатель 31 декабря 2015 в 18:06 отредактирован 31 декабря 2015 в 18:31

      Стас Тарас, это временно.
      Народ просыпается постепенно же.
      Радиолюбителям, да и просто исследователям перспективных направлений, стоит присмотреться к длинным и сверхдлинным радиоволнам, которые более помехоустойчивы и проникающие на бОльшие расстояния, чем более высокочастотные диапазоны.

  • Юрий Кривощёков Читатель 1 июля 2015 в 21:15 отредактирован 26 мая 2018 в 12:38

    Зря пишут, что на средних частотах низкое качество звука. Это если слушать на транзисторные приённики то да! Собрал свой ламповый радиоприёмник по своеё схеме и просто обалдел - какой звук! После него не воспринималось звучание автомагнитолы на FM , не то! Слушал неделю и вдруг - облом! Станция наша в Челябинске замолчала навсегда. А ведь во время войны наши радиостанции вещали и их не закрывали! И не жаловались, что они не эффективные.

  • А до того, что только мощное радиовещание способно реально обеспечить радиовещанием (причем с цифровым качеством ДРМ) всю страну, им дела нет.
    То что вещание в СВ и ДВ диапазоне никому не нужно, и от него все отказываются - это явная ложь.
    - в РТРС на радиоцентрах, в связи с сокращением мощного вещания, начали сильно сокращать технический персонал.
    Квалифицированных специалистов и сейчас по пальцам можно пересчитать.
    С кем они модернизировать собираются, может, китайцев завезут?
    - Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) направила госкомпании РТРС письмо с извещением о прекращении финансирования услуг РТРС по трансляции передач радио «Маяк» на длинных (ДВ) и средних (СВ) волнах на всей территории России.
    Кроме того, с начала этого года существенно сокращается и зарубежное вещание радиостанции «Голос России», причем на некоторые страны вещание прекратится совсем.
    - Прекратило вещание Радио России через единственный ближний к Казахстану ретранслятор в Бишкеке (быв. г.Фрунзе), на частоте 4050 кГц.
    - В Оренбурге отключили передатчик Маяка на 540 кГц.
    На FM есть только в Оренбурге (106,3 МГц), в районах области на FM радио Маяк отсутствует. Можно только со спутника слушать (Триколор ТВ и подобные)!
    В районах области (не во всех) на FM есть только радио России и радио "Милицейская волна".
    - Якутия. Радиовещание на КВ и СВ закрывают или уменьшают количество часов вещания.
    - Саранск. Мордовия. В конце февраля этого года на телецентр пришёл приказ о закрытии УКВ вещания "Маяка"
    Один раз такое уже было, давно, хорошо, что передатчик не демонтировали, было, что потом включить.
    Больше в регионе радиостанций разговорного жанра не останется.
    - Свердловская область. Тишина на 594, 810, 891, 918, 1143 кГц. На УКВ тихо. На 594 и 918 кГц слабо слышны передачи Радио России.
    - Мордовия. В марте этого года "Маяк" на УКВ отключили.
    - Екатеринбург. На средних 810 кгц - сигнала нет, на укв-1 71.84 мгц работает. Теперь нет ни одной средневолновой станции.
    - Харьков. На 810 кГц Маяка не слышно, только гремит македонское Р.Скопье. Не слышно Маяка и на 774 кГц из Воронежа.
    - Карелия. 612 КГц; 70.91 и 71.45 МГц - нет вещания Маяка.
    Остальные УКВ частоты скорее всего тоже мертвы, просто их не слышно из города.
    68.06 в Петрозаводске работает
    - Волгоград. На 810 кГц тишина наступила.
    - Сургут. Маяк отключили, на 594 кГц тишина.
    Осталось только Радио России на 222 кГц.
    - Хабаровск. На 576 кГц тоже всё затихло.... Теперь на СВ остались только Восток России на 765 кГц и Радио России на 621 кГц.
    - Петербург. Маяк на 198 и 549 кГц умер.
    В Красном Бору почти никого не оставили. Радиоцентр стоит.
    - Красноярский край. Передатчик на Ачинском телеретрансляторе был отключён по решению Красноярской государственной телерадиокомпании. Своё вещание 'Маяк' прекратил практически по всему региону.
    - Cейчас в России действуют лишь 65 передатчиков )данные на январь 2014 года), обеспечивающих внутреннее национальное радиовещание, против 624 в Китае и 637 в США

    Вот такие вот печальные сводки о потерях с поля проигранного сражения.

    • Дмитрий Елисеев Мастер 29 ноября 2014 в 23:39 отредактирован 29 ноября 2014 в 23:40

      Анатолий Пастухов, да не нужно сейчас "покрывать мощным вещанием всю страну". Времена Коминтерна давно прошли. А вот передатчики малой/средней мощности для покрытия "белых пятен" да, нужны, понятно что в малонаселенных местах FM не добивает.

      DRM мертвая тема которая так и не взлетела. Хотя ловил как-то, да, прикольно (обратите внимание на с/ш).

  • Извиняюсь за длинный пост, но истина дороже:
    Многие ли из Вас знают, что
    - пока наши камрады и соратники по палате вальяжно выбирают себе лучший БП радиоприемник
    - пока в Индии, без шума и пыли, выполняется программа цифровизации радиовещания в СВ и КВ диапазонах.
    К концу 2014 годa будет охвачено более 70% населения (а это порядка 800 млн.) вещанием на средних волнах в режиме "симулкаст", т.е. идет одновременно DRM (цифровое радиовещание) и АМ.
    Будет введено более 70 цифровых передатчиков.
    Один мегаваттный передатчик уже работает, второй будет введен в эксплуатацию в этом году. Сами понимаете, проблемы с приемниками решатся враз.
    С впечатляющим списком индийских цифровых передатчиков и планов их ввода в эксплуатацию можно ознакомиться (сайт:files.radioscanner.ru/f...ent_website.pdf) и почитать (сайт://www.broadcastandcablesat.co.in/digital-radio.html)
    - пока в Китае 624, а в США 637 радиопередатчика, обеспечивающих внутреннее национальное мощное радиовещание, что дает высокий уровень надежности систем оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, а также информационной безопасности и обороноспособности страны.
    - пока в США, количество АМ станций разной мощности (до 50 КВт) зашкаливает. Чтобы не быть голословным вот список СВ передатчиков США, считать замучаешься:
    сайт://radioscanner.ru/fil...700khz-html.zip
    сайт//en.wikipedia.org/wiki/L..._radio_networks
    В особый период, они объединяются в синхронную сеть и передают правительственные сообщения.
    - пока в маленькой Румынии на ДВ работает 1 передатчик мощностью 200 кВт (153 кГц), на СВ работают 61 передатчик мощностью от 0.5 до 1500 кВт на 26 каналах (частотах)
    - пока весь КВ диапазон забит Румынией, радио Ирана в полный рост в любое время суток
    - пока эфир активно используется в большинстве стран - Эстония, Литва, Белоруссия, Молдова, Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан, вся Средняя Азия
    - пока в Западной Европе днём в любое время 5-8 средневолновых АМ станций как минимум слышно
    У нас:
    - Появилась достоверная информация из эшелонов власти о готовящемся проекте постановления правительства по поводу судьбы мощного радиовещания в России.
    Если коротко - оно обречено на быстрое вымирание.
    Деньги на модернизацию в ближайшее время выделяться не будут.
    Типа - нету денег.
    Дадут (возможно) не раньше 2016 года. А может и нет. Сами понимаете, что в наше время и в нашей стране планировать что-либо на такой срок равносильно составлению гороскопа.
    Позиция правительства: оно конечно нужно, но как-нибудь при случае, когда деньги будут. Сегодня есть более важные задачи- Сочи, ЧМ по футболу и т.п.
    К сожалению, к 2016 году работать в моногородах-радиоцентрах будет уже некому, из-за резкого сокращения вещания идет такое-же резкое сокращение специалистов, молодежи практически не осталось, притока новых тоже ждать неоткуда.
    В основном, остались пенсионеры, соответственно, их знания с ними и останутся.
    Отрасли через год-два кирдык придет.
    В Минсвязи это понять не могут или не хотят, возможно, и то и другое, т.к. специалистов по радиовещанию у них нет.
    Их мысли совсем в другой области - распил частотного диапазона. Там деньги.

  • Анатолий Пастухов, извращенная логика. Телевизор, видите ли, держать включенным или сайт открытым возможности нет. Можно подумать, что ДВ-CD приемники поголовно у всех включены были, а сволочи-демократы вещание отключили.
    Я раз обрыв в кабеле искал, один из способов был с генератором и приемником ДВ. Так на заводе, где работают более трех тысяч человек еле-еле один отыскали, да и то кто-то через знакомых принес.
    Смысл вещать, если никто не принимает? Поспрошайте у знакомых, много таких приемников найдете?
    Попробуйте опровергнуть этот аргумент - янки прорвали ПВО, десять тысяч передатчиков на ДВ дают сигнал "Внимание всем!". Кто услышит? Четыре радиолюбителя?

    • Иван Чемиков, так вот и по выбрасывали, потому что вещание прекращено. И ретро р/приемники в том числе постигла та же участь. Дело даже не в оповещении, а в получении информации и событиях в стране в случае когда сотовые сети и фм передатчики вдруг сдохнут из за длительного отключения эл.питания. А это как раз тот случай... Думаю догадаешься о чем речь... Поэтому я рассматриваю нынешнюю ситуацию умышленным преднамеренным вредительством. Заэкономились... Мать вашу!!!

      • Петр Подъячев Читатель 23 августа 2018 в 19:56 отредактирован 24 августа 2018 в 09:18

        Владимир Палагин, полностью согласен!! А ведь амеры не дураки,даже в фильмах показывают,что именно н а этих частотах будут общаться выжившие в случае,о котором вы говорили.

    • Александр Аб Александр Аб Грандмастер 29 ноября 2014 в 15:21 отредактирован 29 ноября 2014 в 15:23

      Иван Чемиков, у вас тоже извращенная логика. Обрыв кабеля нынче легко ищется с помощью мобильника, имеющегося в кармане у каждого. В этот же мобильник не составляет труда встроить приемник сигналов оповещения, включающийся автоматически при их подаче с местной вышки. Но никто не желает "копаться" в начинке мобильников до продажи (гарантия ведь!). А что мешает (по примеру китайцев) начать выпускать свои мобильники, купив лицензию и встраивать в них приемник сигнала "Внимание всем!" с радиусом приема только от местной вышки?
      Автор поднял очень важную тему государственного уровня. Конечно, технически восстановить сейчас вещание ДВ и СВ сложно. Но ведь оно успешно действует во всем мире! Или Россия опять со своими санями впереди планеты всей? Сдается, что так. Это подтверждают и полуграмотные комментаторы статьи, записывающие автора в число отставших от жизни.

      • Александр Аб, господь с Вами, если даже наша промышленность начнет выпускать свои мобильники, это будет железный (ну ладно, пластиковый) гробик который ни в жизнь никто не купит, тем более ради гипотетического оповещения которое скорее всего ни разу в жизни не случится. Это будет очередной мертвый распил, тьфу т.е. гос.проект, который в лучшем случае покажут в программе Время и благополучно забудут.

        Так что действительно, надо перенимать зарубежный опыт, наверняка наработки есть. Более того, я уверен что стандарт GSM наверняка предусматривает какие-либо срочные оповещения типа массовых звонков, ведь явно этим вопросом мы не первые задавались.

        У меня у самого теплые воспоминания о радио которое было интересно слушать в детстве, но как бы ни хотелось, де-факто диапазоны СВ-ДВ-КВ у нас мертвы в первую очередь из-за помех, уровень которых в городе стал просто запредельным.

        По поводу "всего мира" - расскажите, интересно, без подколов, кто как и сколько их слушает. Думаю многим будет интересно.

  • Поддерживаю автора. Думаю, большой ошибкой была ликвидация проводного радио. Известно, что америкосы завидовали существованию у нас этой глобальной схемы оповещения, поскольку сами промахнулись в этом вопросе. В наших пределах она создавалась постепенно и планомерно еще с двадцатых-тридцатых годов прошлого века. А вот так, сразу ее не создашь. Слишком велики затраты.

    Оценка статьи: 5

  • Анатолий Пастухов Анатолий Пастухов Грандмастер 29 ноября 2014 в 04:50 отредактирован 29 ноября 2014 в 04:52

    Да ведь речь не о качестве сигнала, а о технических возможностях предупредить население о надвигающемся ЧП. Плевать на качество сигнала, когда звучит "Внимание всем!" и надо элементарно спасаться! Примеры?
    Не столь давно весной в Оренбургской области глубокой ночью катастрофически вышла из берегов река Урал. Вышла по той причине, что в ее верховьях (Башкирия, Челябинская область) пошли сильные ливневые дожди и началось бурное таяние снежного покрова. В целом ряде населенных пунктов Оренбуржья людей пришлось снимать с крыш вертолетами. Про домашний скот и птицу молчу - все утонуло. Миллионные убытки. Люди просто не успели вывести скотину из сараев на более высокие места. Кто виноват? Почему в селах и деревнях даже отрезка рельса (для набата) нигде не было?
    А возьмите не столь давнее наводнение на Дальнем Востоке, когда вышел из берегов Амур. Там до сих пор у части населения нет нормального жилья. Что помешало вовремя предупредить население о начавшихся затяжных ливнях и вывезти из зон затопления? И снова виновата лишь погода.Где же мозги чиновников были?
    Сигнал бедствия можно подать разными способами. Но вся беда в том, что способы у нас эти сведены чуть ли не к нулю. Как это называется? И кто виноват в таком бардаке?

    • Анатолий Пастухов, Где же мозги чиновников были?Мозги - это то чем думают? А зачем они чиновнику, у него начальник есть. Команды не было - вот и не делали ничего.Интересно какие еще санкции к России нужны, что бы чиновники думать начали?

      • Васил Гайфуллин Читатель 10 сентября 2018 в 15:06 отредактирован 12 сентября 2018 в 03:56

        Александр Петров, мозги чиновников думают о деньгах и где их можно присвоить, вы что, об этом не знали? Святая простота, поэтому Бог вам в помощь!

    • Анатолий Пастухов, речь как раз о качестве сигнала, а остальное всё притянуто за уши по принципу божьего дара и яичницы.

      Правильно было сказано о высокой плотности помех в данных диапазонах. В таких условиях ни новости ни предупреждения о ЧС просто не будут услышаны. И дело тут в основном в способах модуляции, о которых никто не упомянул почему-то. В диапазонах ДВ/СВ/КВ используется только амплитудная модуляция (АМ), при которой принципиально невозможно избавиться от помех, так как они находятся в тех же диапазонах частот, обладают широким спектром частот и просто складываются с полезным сигналом. При частотной или фазовой модуляции (ЧМ/ФМ) в УКВ-диапазоне помехи практически отсутствуют. Применить же ЧМ/ФМ-модуляцию в диапазонах ДВ/СВ/КВ принципиально нельзя из-за ширины полосы частот, ограничивающей число станций в этих диапазонах буквально единицами.

      Передачи в диапазонах ДВ/СВ/КВ прекращаются из-за бесперспективности и прекращения выпуска техники на данные диапазоны. Поэтому ностальгировать об этом по меньшей мере неуместно, так же как о проводных радиоточках.

      Вопрос же о чрезвычайных ситуациях и оповещениях о них лежит совсем в другой плоскости.

      • Антон Власов Читатель 15 февраля 2016 в 00:07 отредактирован 25 мая 2018 в 06:23

        Андрей Обломов, в небольших городах великолепная слышимость на КВ, СВ, ДВ и не надо тут о шумах и модуляции.
        Даже музыку можно вполне слушать, что я и делаю обычно вечером на кухне.

        Плевать на то, что у нас нет никаких передатчиков (кстати, откуда сегодня вещает Вести ФМ на 1089 кГц?). Зато много станций из-за рубежа. Тем более, если вы знаете английский.

        Нет, радио не может окончательно умереть, по крайней мере в ближайшие 10 лет еще точно можно будет услышать знакомые позывные.

      • Андрей Обломов, Вы меня сильно удивляете (в который уже раз) своей настырностью поставить меня на место там, где подробно ничего как раз объяснять не надо. Все, о чем Вы написали - прекрасно знаю, как инженер-электронщик. В статье речь (еще раз внимательно ее прочитайте) о жизни людей. И им абсолютно по фигу, каким образом будет подан сигнал бедствия. Хоть через спутник на тарелку! Просто Вы не знаете, что в странах, где принято подавать сигнал о ЧП через эфир, никто не закрывает названные диапазоны по скудоумию и со ссылками не устарелость, плохую матчасть и прочее. Это лишь у нас такой дурдом! Что мешает сделать передатчик на современной базе? Ах, да! Отечественных же микросхем нет! Но их без проблем можно купить на Западе. Хоть вагонами! Что мешает (по примеру запада) разработать эффективную систему гражданского оповещения? Да только одно: неумение чиновников смотреть в завтрашний день. Попробуйте опровергнуть этот аргумент.
        И не надо супер-пупер Ваших выкладок о ненужности радио для оповещения. Просто подумайте о том, что (не дай бог, конечно), янки прорвали нашу ПРО и на вашу голову летит некое изделие. Полезете под кровать спасаться? Не успеете! Вы даже не узнаете про ЧП, так как о нем Вам не сообщат сигналом "Внимание всем!". Остальные выводы делайте для себя сами. И не умничайте со своей "ученостью". По крайней мере такое выглядит некрасиво в ситуации, когда речь идет о жизни людей.

        • Анатолий Пастухов, насчет последнего абзаца. В этом случае вряд ли что спасет "простого" человека. Суетись - не суетись, результат будет один. Так что может быть, и лучше без суеты отойти в горний мир, где ни печали, ни воздыхания.

  • Какое ДВ... Мне выложить сюда спектр помех от 0 до 30МГц, который стоит в городской квартире при приеме на комнатную антенну?

    К сожалению, в городах давно умерно и КВ, и СВ/ДВ тоже, что-либо слушать просто невозможно - просто ничего не слышно за шумом и треском (да и никто не будет заморачиваться сейчас). С магнитной рамкой ситуация чуть получше, но ее надо крутить и настраивать на частоту.

    А ведь действительно, ДВ станции звучат с практически FM-качеством если взять приемник и пойти с ним куда-нибудь в парк подальше от домов и ЛЭП. Но тоже никто не будет заморачиваться, проще через интернет радио послушать.

    Кстати, во времена расцвета эпохи радио, эфир был чист т.к. электроники в домах было мало, а та что была, использовала трансформаторный блок питания. Современные импульсные генерируют такой широкополосный спектр помех, что советские изобретатели "глушилок" позавидуют. Еще 10 лет назад почти во всю технику производители ставили фильтры от помех на вход, кто сейчас будет заморачиваться?

    В общем, не вижу повода расстраиваться. Просто меняются технологии, это совершенно нормальный процесс. Кстати системы оповещения ГО ЧС существуют, от массовых СМС до рупоров на улицах.

    • Vladimir Reshetnyak Читатель 24 августа 2018 в 07:49 отредактирован 24 августа 2018 в 09:18

      Дмитрий Елисеев,решение очевидно,его уже воплощают многие страны-это переход на цифровое вещание вместо АМ (ужасные помехи) и и ЧМ (мизерный радиус действия). Это может стать прорывным проектом 9и рабочие места и огромный спрос).

    • Дмитрий Елисеев, какие современные средства оповещения есть сейчас, мы недавно убедились на примере наводнения в Крымске. Отвратительно, что ликвидировали даже элементарные радиоточки в домах и квартирах.

      • Дмитрий Елисеев Мастер 29 ноября 2014 в 12:02 отредактирован 29 ноября 2014 в 12:04

        Валерий Ерёмченко, и чем бы помогло наличие радиоточек, если у всех они выключены или вообще срезаны? Как раз таки нормальная система ГО - это рупоры и сирены на улицах, SMS-оповещения и прочие средства которые реально работают. Ваш пример как раз показателен - хотя на проводную сеть тратятся деньги, де-факто она никому не нужна и никого не спасет в случае ЧП.

        То о чем пишет автор - это утопия. Можно хоть мегаваттом вещать на СВ, но если никто это не слушает и у людей и приемников нет, работать это не будет.

        Хотя согласен с тем, что локальные передатчики небольшой мощности, покрывающие например районы Сибири, действительно нужны, не везде в дальних районах есть УКВ/FM.

        • Дмитрий Елисеев, интересно, а вы каждую приходящую СМС читаете и тот час же? А по поводу проводного вещания, то когда оно ещё не было почти уничтожено, можно было поступить гораздо мудрее, да и не дорого, т.е. оставить его бесплатным и работающем в режиме молчания, т.е. только для оповещения чрезвычайных ситуаций, как было это к примеру в военном Ленинграде в годы блокады.

          • Георгий «gochankot» Быстренин Читатель 17 мая 2015 в 12:09 отредактирован 26 мая 2018 в 13:04

            Валерий Ерёмченко, Вообще-то при отправки смс, со специальным параметром оно отобразиться на экране телефона сразу (не надо заходить в приложение смс). У МТС например такую смс можно послать с сайта www. mts.ru/ sendsms/ (выберите галочкой ппункт SMS-Экспресс). Такое Cообщение внезапно возникает на экране телефона получателя поверх всех открытых приложений и не сохраняется автоматически в памяти телефона. То есть можно отправить 2 смс специальное+обычное

          • Валерий Ерёмченко, проводное вещание кем уничтожено? Не знаю где как, но в Питере оно вроде еще работает. Точно не знаю т.к. радиоточка давно выкинута, но счета кажется приходят, все лень сходить и заявление написать на отказ

  • Главных феодалов не транслируют. Лучше газ и нефть продавать.