Уголь, попавший в почву, адсорбирует на своей поверхности вещества, растворенные в почвенной влаге. Предположим, предыдущий владелец вашего дачного участка постоянно травил почву удобрениями, и теперь вы опасаетесь есть плоды с этой земли. Добавьте уголь. Он инертен, почву не испортит, но, благодаря высокой пористости, впитает в себя излишки влаги и осадит на своей поверхности лишние в почве вещества.
Корни весьма умны, они берут только то, что им надо, если не попадают в безвыходное положение. Когда вся почва — рассол, то они пьют то, что дают, но если есть выбор, то гадость обходят стороной. Уголь собирает на себе все подряд, получаются точечные вкрапления с богатым набором всякой всячины. Любопытный корень будет изучать это сокровище, пока не получит команду добыть какой-либо редкий элемент, другие корни того же растения в рабочем режиме продолжат поить листья и плоды здоровым питательным раствором.
В тяжелых глинистых местах для улучшения почвы можно вносить до 50% угля. Можно его мелко растолочь и смешать с глиной. Получится… чернозем. Но, конечно, еще не тот знаменитый чернозем, которым славилось наше Черноземье, пока его не превратили в солончаки неразумным поливом и не протравили всевозможными агрономическими изысками. Настоящий чернозем славен своими бактериями, их в средней полосе до 7 миллиардов на кубический сантиметр, а в черноземе — в пять раз больше. Будете на юге — попробуйте привезти черноземную заправку для своих органических грядок. Если заодно привезете и южные болезни, то они, скорее всего, не переживут зиму, риск невелик.
Мы говорили об угле, но зола — это уголь и пепел. Если золу (пепел) смешать с водой и дать постоять дня три, то сверху появится щёлок — это прозрачная жидкость, мыльная на ощупь. В его составе есть едкий калий (КОН), и тем самым бактериям, которые делают живой нашу почву, от него не поздоровится. Бактерии, конечно же, восстановят свою популяцию, но лишь после вымывания щёлока, и потребуется им на это не один год. Так может, не будем издеваться над почвой?
Пепел не подпустит к вашим растениям слизней, изведет черных муравьев, отпугнет от яблонь зайцев. Пользы очевидной от него много, но много и не очевидного вреда. Кто использует на огороде пепел, может забыть о грибной микоризе, которая обеспечивает растения влагой лучше, чем капельный полив и прочие устройства. О самооздоровлении почвы живущими в ней микроорганизмами тоже можно не мечтать. Зато сильно закисленная почва меняет реакцию на нейтральную, что для некоторых растений полезно, но садовую голубику и других кислотолюбов погубит.
В общем, рецепт использования на огороде печной золы как удобрения таков:
- Уголь омываем водой, при желании толчем и вносим в борозды при посадке растений или просто рассыпаем по поверхности земли.
- Воду от омывания угля настаиваем, щёлок используем в хозяйстве, если есть такое желание, и сливаем в лунки недалеко от растений, которые любят щелочную почву. Это клематисы, жимолость, рябина, калина, лен, ладанник, дрок, гледичия, душистый горошек, белая акация, адонис, энотера, морозник, анемона, снежноягодник, бадан, камнеломка, японская айва, жимолость каприфоль, камнеломка, гипсофила, иберис, ирисы, вейгела, лаватера, котовник и радующая нас самым ранним цветением форзиция. Список велик.
Почему сливаем в лунки, а не равномерно по всему пространству? Потому, что корни отлично ориентируются в подземном пространстве и находят то, что им нужно, избегая того, что не устраивает. Если наш подарок в виде настоя, богатого щелочью и микроэлементами, не придется ко двору, то вред от него не почувствуется. Из одиночной лунки вещества будут понемногу сочиться вглубь земли и так же понемногу разбираться растениями, протянувшими к нему свои длинные корни. В то время как разбрызганная по поверхности щелочь вступит в реакцию со всем, с чем не надо, и резко изменит условия жизни обитателей верхних слоев почвы. Подобные потрясения биоценозам только вредят.
Почва любит, когда ее удобряют, но, право же, «человечье золото» куда полезнее и безопаснее, чем «золото» из печи. Не говоря уж о травопале — это абсолютная дикость.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...