• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вадим Гарин Мастер

Четвёртое и седьмое ноября — праздник или нет?

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года празднование 7 ноября отменено, и с 2005 года государственным праздником стал день 4 ноября, имеющий совершенно другую идеологическую окраску.

И. Е. Репин, «Кузьма Минин. Эскиз», 1894 г. Фото: artchive.ru

Для моего поколения 7 ноября — это День Великой Октябрьской Социалистической революции (25 октября по ст. ст). Праздновался с 26 октября 1927 года. Он вошёл в жизнь людей советской эпохи с идеологией, красными флагами и демонстрациями трудящихся. Каким он был для меня?

Вспоминаю этот день моего школьного детства начала 50-х годов: перед глазами проходят колонны демонстрантов с красными флагами и портретами руководителей партии и правительства. Бойко работают буфеты. Праздничное настроение под звуки духовых оркестров!

Я и мальчишки-школьники нашего района, в котором центром жизни являлся Воронежский лесотехнический институт, присоединялись к студентам, участвующим в городской демонстрации. Район располагался в 15 км от центра города, поэтому к институту подгоняли бортовые грузовые машины из лесхоза, оборудованные скамейками. Студенты и затесавшиеся в толпе мальчишки лезли в кузов и рассаживались тесными рядами. Это спасало и от холодного осеннего ветра.

В кармане я сжимал рубль на «лимонад и мороженое», который мне всегда выделяла бабушка на ноябрьские и майские праздники. Это были большие деньги для мальчишки: можно было купить девять порций эскимо и ещё оставалось на стакан газировки без сиропа!

Машины трогались, и кавалькада через несколько минут уже проезжала Воронежский сельскохозяйственный институт, где также толпились студенты (СХИ располагался в километре от Лесного). Студенты лесного начинали дружно скандировать:

— Сус-ли-ки! Сус-ли-ки! Сус-ли-ки!

Между институтами в дни праздников возникало дружеское соперничество. Добровольный дирижёр из студентов лесного института энергично размахивал руками, и мы в восторге орали: «Сус-ли-ки!» В ответ от «схи-шников» — так их называли по аббревиатуре института СХИ, в ответ слышали:

— Ка-ра-е-ды! Ка-ра-е-ды!

В слове «короеды» букву «о» заменяли на громкую «а».

Затем проезжали берёзовую рощу, в которой после войны берёз осталось раз-два и обчёлся, мимо стадиона «Динамо» поднимались на горку к пединституту. Шофера знали, что в этом месте надо притормозить, и студенты орали:

— Про-ма-каш-ки! Про-ма-каш-ки!

А в ответ получали знакомое:

—  Ка-ра-е-ды!

Иногда студенты пединститута ошибались и орали:

— Сус-ли-ки!

Все потешались и крутили пальцами у виска. Те быстро поправлялись.

Проезжая по студенческой улице мимо мединститута, орали: «Пуп-ко-резы!» — и встречно получали от медиков «короедов». Этот ритуал продолжался из года в год.

У проспекта Революции машины останавливались, студенты разбирали транспаранты, флаги и выстраивались в колонны. Впереди колонны несли эмблему института, за которой располагался духовой оркестр. Ответственный давал команду, и мы все быстро шли, иногда пробегали трусцой небольшой участок пути к центральной площади Ленина, где стояли трибуны с руководством и почётными гостями.

На каждой остановке идущих демонстрантов духовой оркестр играл танцевальные мелодии: фокстроты, танго… Ребята, конечно, крутились возле оркестра. Капельмейстер лесного института — пожилой крупный мужчина с бритой головой, слегка подшофе — объявлял:

— Вальс! Илья Алексеевич Шатров. «На сопках Маньчжури-и»!

И запели тенора под аккомпанемент баса тубы. Затем крещендо взрываются трубы, за ними баритоны и опять тенора! На коже мурашки, звуки вальса проникают в глубину сознания, все стоят завороженные… Несколько пар кружатся в вальсе.

В этот момент ответственный по колонне кричит:

— Колонна-а-а, вперёд!

Под звуки Егерьского марша приближаемся к площади Ленина. Звонко гремят тарелки и бухает большой барабан. На подходе оркестр умолкает. По радио громко раздаются лозунги:

— Под знаменем Ленина, вперед, к победе коммунизма! Ура-а-а…

— Партия — бессмертие нашего дела! Советское — значит, отличное! Слава КПСС! Ура-а-а…

Мимо трибун проходят колонны. Диктор радио, глядя на эмблемы колонн выкрикивает:

— Да здравствует советская молодежь! Ура-а-а-а…

— Идут рабочие экскаваторного завода! Да здравствуют советские машиностроители! Ура-а-а…

— Идут преподаватели и студенты Воронежского Государственного университета. Их научные разработки широко используются на благо нашей Родины! Приветствуем их, товарищи. Ура-а-а!

— Идут преподаватели и студенты лесотехнического института! Будущие работники лесного хозяйства и лесной промышленности страны! Лес — наше богатство! Поприветствуем их, товарищи! Ура-а-а…

В нестройное ответное «ура» лесного института врывались и наши звонкие мальчишеские голоса.

Пройдя площадь, оркестр заиграл «Прощание славянки». Замёрзшие демонстранты быстро разбежались кто куда. В основном — в забегаловки и продуктовые магазины: быстренько выпить «на троих» и перекусить. Наши ряды редели на глазах, и только ответственные за транспаранты, флаги и портреты понуро тащили их к полуторке. Ну, а мы, ребята, с этой машиной возвращались домой.

…Ушла советская власть со своей атрибутикой, демонстрациями и лозунгами, а грусть по празднику осталась. Светлое было время. Детство, молодость…

В 80-е ещё ходили на демонстрации, однако ощущение праздника притупилось. Пропала идея. Октябрьская революция никого не возбуждала. Настало время «обязаловки»: в эти годы уже принуждали выходить на демонстрации. Это постепенно забывалось, а ощущение детства и юности расцвело новыми красками.

Ностальгия — вот первопричина грусти по ушедшему празднику 7 ноября. Ностальгия по прошедшей молодости. Прав Козьма Прутков:

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

Что получили взамен 7 ноября? Праздник народного единства. Что это такое и «с чем его едят»? Взамен или как следствие политической необходимости? Взамен — это для помнящих советское время. А для молодых…

Сейчас все знают историю вопроса. Нет нужды её пересказывать. В далёком 1612 году завершилась польская интервенция. Захватчики были выдворены из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Смутное время окончилось! Событие огромного масштаба. Так почему в народе такое неоднозначное отношение к празднику единства?

Фонд «Общественное мнение» в 2019 г. обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к празднованию Дня народного единства. (newizv.ru)

Выяснилось, что «для 20% жителей страны дата 4 ноября — настоящий праздник. 71% граждан относится к этому дню, скорее, как к дополнительному выходному», — отмечает «Интерфакс». И 9% россиян затруднились с ответом.

По данным исследователей, две трети опрошенных (62%) считают дату празднования Дня народного единства выбранной правильно. Около 15% участников опроса убеждены, что дата для торжества выбрана неверно. Называют разные предпочтительные даты: битва при Бородино и др.

Однако свыше двух третей респондентов полагают, что подобный «объединяющий» праздник стране нужен именно с современным названием. Это мнение превалирует среди жителей страны в возрасте от 18 до 30 лет.

Интересно было бы посмотреть мнение россиян в динамике, но я таких исследований не нашёл. Думаю, что из года в год количество людей, приветствующих праздник, возрастает.

Почему это происходит? Без краткой истории праздника всё-таки не обойдёмся.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

День народного единства в современной России установлен в ознаменование окончания Смутного времени и избавления от поляков.

Об изгнании поляков из Москвы говорит подавляющее большинство, забывая Смутное время. Что оно принесло государственности России и почему так важно помнить о нём?

Согласно официальным данным, Смутным временем называют период истории России с 1598 по 1613 год. То есть между правлением Ивана Грозного и началом правления династии Романовых.

Смутное время характеризуется острой и кровавой борьбой за власть, страшным голодом, появлением трёх Лжедмитриев, захватами российского престола, предательским правлением семибоярщины, поставившей на трон польского королевича Владислава.

Это жуткое время смуты грозило России полным разорением. Стояла угроза потери государственности Московского царства. Поляки зверствовали, убивали население, поносили святыни. Одновременно шли войны со шведами, захватившими новгородские земли.

В 1611 году начинают активно формироваться народные ополчения для борьбы с польскими захватчиками. Заточённый в Кремле патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества.

Одна из грамот Гермогена попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину. Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты. Кузьма Минин объявил сбор средств и сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Руси все наличные средства и украшения жены.

Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов. Воеводой пригласили успешного военачальника князя Дмитрия Пожарского.

Впервые в истории (!) князь и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом. Им удалось собрать огромное по тем временам войско, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России — это то самое народное единство, которое мы и отмечаем 4 ноября.

Важно ли это единение для современной России? Не просто важно, а архиважно! Именно в единстве народностей, населяющих территорию Российской Федерации, в её религиозной толерантности залог успешного единого, современного суверенного государства. Пример именно такого единства нам дают события далёкого 1612 года!

И в завершение не удержусь от «кухонных» разговоров. Частенько слышу, что праздник 4 ноября придумали только для того, чтобы заменить им празднование Октябрьской революции, вытравить память о советских праздниках. Другие говорят, что это «протолкнула» церковь, чтобы укрепить религиозность людей. А часто даже не знают правильного названия праздника, говоря о «Дне согласия и примирения».

Сосед по даче задал мне вопрос: «4 ноября — это День согласия и примирения или День народного единства? Какой праздник будем отмечать и с кем мне надо примиряться? С Витькой, что ли, который мне культиватор не дал?»

Вульгарная трактовка, скажете вы… Да, конечно, однако мой сосед, не разбираясь, что празднует страна, с одобрением приветствовал объявление 4 ноября выходным днём!

Советский праздник 7 ноября не стал Днём согласия и примирения, как ни старались это сделать в КПРФ. Никто не поддержал, а День народного единства органично входит в нашу жизнь.

7 ноября потихоньку уходит в небытие и с исчезновением моего поколения канет в лету.

Народ должен привыкнуть к нововведению. Праздник народного единства и сейчас занимает немалое место в современном обществе. Он активно отмечается во всех городах России. В 2007 г. вышел в прокат исторический фильм «Хроники Смутного времени. 1612», в Нижегородском кремле устраивают показательные сражения ополченцев, проводятся многочисленные мероприятия. По всей России проходят праздничные гулянья, концерты.

В народе генетически живёт уважение к традициям и истории Родины. Необходимо ещё шире освещать эти события.

Всё образуется со временем!

Статья опубликована в выпуске 26.11.2020

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "...можно было купить девять порций эскимо и ещё оставалось на стакан газировки без сиропа".

    Начало 50-х. Я, можно сказать, сражен наповал. Неужели у нас была такая ценовая стабильность?! В 70-х... Через четверть века я на рубль мог купить ТО ЖЕ САМОЕ. И В ТЕХ ЖЕ САМЫХ КОЛИЧЕСТВАХ! Эскимо - 11 руб. за порцию. Газ.вода без сиропа - 1 коп. (с сиропом - 3). А как тогда с денежной реформой 61-го?..
    Нас, питерских студентов-лесотехников, тоже звали короедами. Но это прозвище никогда (во всяком случае в мое время) не носило какой-то обидной или негативной окраски. Так, дружеский прикол. Мы даже бравировали этим и на вопрос в общей, но малознакомой компании: "Кто такие пацаны? Откуда?", - запросто могли ответить: "Да короеды мы. Из дубового колледжа". И, как правило, все сразу все понимали.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, стабильность - это главное достижение советской власти. И не только в ценах, а во всём. Реформа 1961г. (я уже учился в институте) поведена без ограбления. К тому времени я уже курил. Курил папиросы Беламор-канал за 22коп. В пачке было 25 папирос. Лучшими были Ленинградские - фабрики Урицкого. Продавали и Московские "Ява" Были ещё Погарские, но они стоили 25 коп. А после реформы пачка стала стоить 2руб. 20коп. Я работал на вагоноремонтном заводе и брал с собой 3 руб. Покупал пачку Беломора, а на 80 коп обед из трёх блюд и оставалось на газировку с сиропом и проезд на трамвае. Институт тоже называли дубовым или дровяным. А когда позже учился в Московском институте стандартизации и метрологии - аршинами. Прозвища были в моде. Спасибо тебе!

      • Вадим Гарин, а комлексные обеды в заводских столовых помните? Мы стояли в очереди с нач.цеха и он говорил: "А что? Это же удобно и быстро." Правда, набор был один. Зато мне доводилось недолго харчееваться в столовой лётного состава. Это был совсем другой коленкор: официантки, до трёх первых и не меньше вторых и всё такое остальное.Там я впервые отведал куриные консервы. Эт-то было настоящее открытие.

        • Сергей Дмитриев, До института я работал токарем на заводе. И у нас в столовой были комплексные обеды. Их было два: борщ, котлеты с пюре, компот или суп вермишелевый, тефтели с гречкой и чай. Котлеты и тефтели не отличались по составу и вкусу и были политы бежевым соусом. Иногда вместо тефтелей - кусочек варёной колбасы. Мне тогда казалось очень вкусно и стоил комплексный обед 60 коп. (до 1961г.). А консервы покупали в магазине. Куриных не было. Ели в основном кильку в томате, завтрак туриста - что подешевле. Консервы были разнообразные. Были шпроты, но они дорогие - мы не покупали. Я, Сергей, хорошо помню и водку, запечатанную сургучом по 21р 20коп!

          • Вадим Гарин, спасибКИ за ностальгические подробности. "А ватник, пошитый по моде, помните?" (РР)

            • Сергей Дмитриев, У нас не подшивали, а валенки да... И подшивали и срезали верх наискось по нашей моде. Многое помню. Как санки и лыжи делали, поджигные, как рыли в окопах и блиндажах. Может и напишу об этом.

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 30 ноября 2020 в 00:37 отредактирован 30 ноября 2020 в 00:38 Сообщить модератору

                Вадим Гарин, конечно напишите, живых свидетелей "времён тех давних" остаётся всё меньше.На оккупированной территории было немало "интересных" событий, которые в официальной истории не упоминаются. Например, выходили газеты на русском языке, в которых высмеивалась колхозная жизнь, работали школы на русском, худо-бедно работала почта.Наш небогатый просоветский хозяин говорил: "так и так немец (Гитлер) пропадёшь"

                • Сергей Дмитриев, я пишу только о тех событиях, свидетелем которых был.

                  • Вадим Гарин, ... И это пра-БеЛ-нА ! Важна также и интерпретация увиденного. Из одного и того же увиденного ...в окопах ПМВ солдаты Шикльгрубер и Крамер сделали полярно разные выводы и оценки. Или вот ближе знакомый Рязанов из увиденного на собрании г/кооператива при Мосфильме забацал в общем-то скабрезный фильм "Гараж", хотя на его натуралистичность повелась большая нарезка киногурманов. Сорри за офтоп.

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 29 ноября 2020 в 12:43 отредактирован 29 ноября 2020 в 12:43 Сообщить модератору

            Вадим, Бога ради - что Вы рассказываете? Беломор-Канал до реформы стоил 22 коп, а после стал стоить 2р20 коп??? Обед "после" - это, да, это в столовке 60-80 копеек, правда - но Беломор ПОСЛЕ реформы по 2р.20 коп????Комплексный обед в 1961 после реформы, да, 60 копеек - но обед в столовой за 60 копеек ДО реформы - не чересчур ли? За консервы с 1961 году сказать не могу, но в начале 70х - и шпроты были дешевы и было их много, мы их часто ели и консервы мясные родители брали во всевозможные походы, только их и ели.

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Вадимов, Папиросы Беломорканал после реформы 1961г. стоили 2р 20коп. и мне не надо никаких источников: я курил и память ещё не отшибло. Ростовские сигареты Прима стоили 15 коп. А сигареты Памир - 10 коп. Хоть и инвалид, но слава богу не на голову. Обмен денег шёл 1:10. Водка по 21-20 стала стоить 2р. 40коп. - добавили уже.(товарного знака она не имела). А Московская особая стоила 2р 75коп, столичная 2р 95 коп! А вы, вероятно, помните только 2р 87коп и столичную по 3р 12коп! Позже цена поползла вверх. Учтите, я был в то время лабухом (работал в ресторане по вечерам, а днём учился) и музыкантов не пьющих не ведаю.
              Шпроты в описанное вами время стоили 1р 20коп, а к примелу килька в томате - 34 коп. Разница есть? Шпроты покупали на праздничный стол..

              • ОК, ОК,Вадим Гарин, я 1960 года рождения, что было в 1961 - помню опосредованно, с чужих слов.
                Просто я помню Беломор образца конца 70х - тогда цена была порядка 20-22 копеек(25 коп??). А Вы говорите, сами курили в послереформенное время по 2.20? Пачка Беломора стоила дороже бутылки водки?
                А когда Беломор подешевел в 10 раз?

                Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, По реформе: не совсем так. В 1947 г отменили карточки и провели обмен денег 1:3, при этом какая-то сумма на сберкнижке шла 1:1 (лимит не помню - у нас там ничего не было, хоть папа и работал в райкоме партии), а в 1961 г. реформа была, дума, чтобы изъять лишние деньги у населения: они не могли быть обеспечены товарами.Так там обмен шел 1:10.
      А "Дубовый колледж"- это круто! Тут есть чем гордиться! Успехов!
      Оценка статьи 5

  • Все в порядке, Игорь! Не переживайте! Мне и от других тоже по ошибке приходят. Удачи!

  • Игорь Вадимов. Ваш отзыв попал в мою почту, но я с вами полностью согласна: нельзя вычеркнуть из истории эти годы. По сути, они СДЕЛАЛИ НОВУЮ СТРАНУ, на развалинах которой процветают современные олигархи.Если вспомнить историю, то Николая II предало все его окружение (вспомните хотя бы дневники Юсупова), не не большевики принудили его к отречению. Большевики подобрали власть, когда временное правительство не знало, что с ней делать, и, в сущности, спасли государство. По поводу сталинских репрессий говорить можно много, но он до 1942 года не мел права подписи под многими документами. Оттепель - это был, скорее период, когда "ехали" на заделе сталинской эпохи с кукурузой, "американским кленом"да, пожалуй, еще с борщевиком "жгучим" (раньше в деревнях иногда выращивали борщевик сибирский - съедобное растение, которое также добавляли скотине для улучшения пищеварения)... Успехов!

    • Извините, Нина Галай, то, что мой ответ Сергею Дмитриеву на форуме статьи вдруг оказался у Вас в почте - это уже точно дефект программного обеспечения.
      Надо попросить программиста сайта посмотреть что за странность происходит.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь, не надо никого ни о чем просить. Если ты написал коммент к статье, то всё последующее обсуждение (всё и всех) приходит тебе на почту. Очень удобно. Даже не заходя страничку журнала, отслеживаешь все дебаты по понравившемуся тебе материалу. Поэтому Нине Ваш коммент пришел не по ошибке. Так оно и должно быть. Нормальная программа. Не надо в ней ничего менять. Ну, как на мой взгляд.

        Оценка статьи: 5

        • Константин, тут загадочное событие - я пишу коммент - а к Нине Галай в личку (т.е. на почту сайта) приходят мои комменты.
          Если бы просто на личную почту - тогда бы понятно - а тут Нина очень живо и уже не в первый раз реагирует на то, что к ней, на личный ящик в ШЖ, почему-то приходят посты от меня.

          Оценка статьи: 5

  • Вот и А.С.Пушкин такого же мнения: «Гордиться славою своих предков не только можно, но нужно», так как «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

  • Вадим. я, в принципе, с вами согласна: если мы не передадим память, то она уйдет вместе с нами. Но я, почему-то думаю, что эта дата останется, как и другие, менее значимые (например, Пугачевский бунт и т.д. и т.п.) события. Удачи!

    • Нина Галай, конечно останется... В учебниках истории, как Пугачёвский бунт или Ледовое побоище. Ещё в художественной литературе, в наших статьях. А вообще-то с 7 ноября всё ясно. Новые времена - новые праздники.

      • Вадим Гарин, Знаете, дети лицея, где учатся мои внуки, ездили в осенние каникулы на экскурсию в Белорусь (Минск, Хатынь и еще + 2 города), так потом вопросами замучили: зачем мы капитализм строим, если он только все требует, ничего не давая взамен? Да еще заметили, что там и цены значительно ниже...

        • Нина Галай, Хорошие, любознательные у вас внуки. Я, в своё время предпринимал познавательные путешествия с сыном, дочерью и доберманом Графом. Например, проехал (на своей машине) весь путь наступления французской армии Наполеона. От Немана до Москвы. Другое путешествие по западной границе СССР. Возил по Пушкинским местам и т.д. Сам был гидом. Это безусловно развивает и даёт кругозор. А вопросы... Ответы на них нужно давать с учётом возраста внуков. У меня одна внучка уже кандидат наук, вторая математик, есть внук врач, ещё тройка самых маленьких учится в школе. Но на них и правнука здоровья нет. Что такое капитализм и социализм объяснить нужно с учётом опять же возраста и их эрудиции. Но без ответа оставлять нельзя. Что касается цен - вопрос посложнее, но и его можно примитивно объяснить. Удачи вам и терпения со внуками.

          • Вадим Гарин, Хорошо иметь таких внуков, как у вас! А я, наверное, такими их не увижу. У меня - 1-й курс ННГУ им. Лобачевского, радиофак ( + сочиняет музыку на базе северного фолклора, играет на нескольких инструментах, поет), два других 2-й и 4-й классы. Один из них (4 кл.) с 3-х лет мечтает быть только врачом-хирургом (Чтобы люди не умирали, как его любимый дед. Ему было всего 2,5 года, а он его хорошо помнит).
            Успехов!

  • Хорошая статья, жаль, что опубликована не ;4 ноября. Оценка 5
    А вот по поводу 7 ноября я не согласна: это наша история, со всеми ее + и - . И пусть помнится все, что было: и 1917год и 1941-1945гг, и 1957 г , и 1961г, 1991 г. и 1994... Да и другие годы пусть помнятся...

    • Нина Галай, плюсы и минусы никто и не отметает, впрочем, как и 7 ноября. Я только сказал, что праздник перестал быть праздником у более молодого поколения. Они его не воспринимают. Я-то, как раз его помню. Останется в истории, а в памяти пока не вымрет наше поколение. То, что было в пятидесятые и до середины шестидесятых, уже пропало даже в семидесятые. Появилась принудиловка, инерция, формализм, казёнщина. Вот вы написали: "пусть помнится..." Кто же возражает? Вот только это "помниться" исчезает само по себе. Это видно невооружённым глазом.

      • Вадим Гарин, Почему же "Взятие Бастилии" не меркнет? Вы бы могли объяснить сей феномен? А ведь она постарше Зимнего дворца.. "Новые песни придумала жизнь" (М. Светлов) Увы, "новых", мобилизующих песен не придумала "попсА". А как же вот в Китае ? Органично как-то "вмазали" прошлое в настоящее.. Конечно, если "со всех утюгов" хают и поносят "совка" , как можно устоять молодым, ещё недостаточно набивших своих шишек? Прикольно то, что при случае, если где-то "пахнет порохом", сразу начнают сдувать пыль с советских агиток. Главковерх Путин не упускает случая пощипать советское прошлое и в то же время развивает наработки прошлого в вооружениях.Уважительного отношения к прошлому явно недостаточно , от этого и такая "раскоряка" в головах.

        • Сергей Дмитриев, мне кажется, что день взятия Бастилии (при всей его картонности) остался - потому что у французов нет желания вывернуть наизнанку всю свою историю, а есть наоборот, желание максимально романтизировать свою историю.
          Они чтут своих королей, любят и Наполеона и республику.
          Вопреки тому, что Наполеон вывел на войну цвет французских мужчин - и оставил их там гнить в могилах.
          Вопреки тому, что Революция сожрала миллионы французов.
          то же самое в Англии, в Швеции - во всех западных странах.
          Интересно - почему это именно в России стремятся максимально обгадить свое прошлое?
          Правда - об этом можно судить по тому, что делается сейчас (предполагая, что и прошлые сеансы извращения истории были оплачены так же и теми же сторонами, что и сейчас) -- кто платит миллиарды долларов различным НКО за то, чтобы они максимально извращенно трактовали события последнего века и, как бы это ни было смешно - даже события последних десятилетий?

          Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, Думаю потому не меркнет, что её идеологическая основа актуальна для французов до сих пор. А у нас произошёл слом. Кроме того у французов это день национального единения, а у нас разъединения: гражданская война. Белые - красные. Формализм, принудиловка - вот во что превратился наш праздник ещё в советское время. Есть и то, о чём пишите вы: обгаживание советского образа.

  • увидел в Фейсбуке
    времена были .....
    моя оценка 5+

    • Олег Устинов, здравствуйте коллега по сайту. Рад видеть. В журнале несколько другой формат и это даёт возможность увидеть проблемы под другим углом зрения.
      Что касаемо советского времени, то это отдельный разговор, который требует знания изнутри вопроса, умения анализировать и формулировать свои мысли. Я не участвую, не состою ни в каких социальных сетях - время жалко. Хотя Проза.ру тоже по своему социальная сеть - там я уже с 2012г. Так, что с меня хватит. Здоровья вам и успехов в журнале!

  • Вадим, с вашей статьей прямо и на демонстрации побывала!

    Оценка статьи: 5

    • Любовь Дубинкина, советское время продолжает жить в головах нашего поколения. Описываемая демонстрация и, что главное её восприятие - это из школьного детства. Позже, в восьмидесятые стала принудиловкой, а тот ребячий восторг остался в прошлом.

  • ...А вот во Франции и в США "не приелись" праздники День взятитя Бастилии и День независимости от Британии. ...И небо не падает. Политшалопаи в БП позорно "сдали Союз", неофициальную дружбу народов, комфорт передвижения по 6-й части суши Земли, многонациональную культурную ауру, вторую на тот момент промдержаву. Интегрированный ущерб от этих посиделок в БП превышает потери "этой территории" во ВМВ и продолжает аукаться в Карабахе и не только.
    Все видимые проблемы можно было решить в рабочем порядке, "по чертежам, деловито и сухо". Высшее руководство омолодилось, как всегда, в авральном порядке, на поверхность всплыли случайные персоналии и всё пошло-порушилось, как карточный домик. ... И теперь ностальгия по советскому кино, литературе, по советскому коллективизму и дружелюбию на слуху и даже за пределами РФ