Или, к примеру, забабахаешь крупнобюджетный суперблокбастер, рассчитывая сорвать солидный куш в кассах, а зритель скажет «фи» и снимет с тебя последнюю рубашку.
Похожая беда приключилась с недавним проектом Брайана Сингера «Джек — покоритель великанов», что с треском провалился в родном прокате и принес кинокомпании New Line Cinema многомиллионные убытки.
…В некотором королевстве существует легенда о короле Эрике Великом, некогда избавившем отчизну от полчищ кровожадных великанов, спустившихся с небес по огромным бобовым стеблям. Прошло время и обстоятельства той схватки забылись, быль стала сказкой, что родители читают детям на ночь, а мистические реликвии — волшебные бобы и корона империи — были захоронены вместе с Эриком от греха подальше.
Минули века. Первый советник нового короля, коварный Родерик, откопал злосчастную корону, что позволяет держать в страхе великанов, и те самые бобы, с помощью коих можно забраться на облака. Только вот беда — семена в самый ответственный момент попали не в те руки. Их обладателем стал юный фермер Джек, который слышал о легенде, но, как и все, не придавал ей особого значения. До того момента, как одно из зерен не проросло сквозь его трухлявый домик и не унесло на небеса принцессу Изабель, которая по случаю укрывалась на ферме от непогоды.
Влюбленный по уши в королевишну, Джек добровольно соглашается участвовать в миссии по спасению коронованной особы. Ни он, ни его спутники, среди которых славный воин Элмонт и хитрющий Родерик, не ведают, что на верхушке бобового стебля действительно находится скалистый остров, на котором обитают гигантские злобные монстры. Уверовавший в силу древнего артефакта, Родерик мечтает повелевать великанами и захватить трон. Только вот одного злодей не учел: предательством уважения не завоюешь, а настоящие чудеса подвластны лишь смелым и влюбленным сердцам…
Невероятно, но факт: фэнтезийный блокбастер, снятый на той же студии, что некогда подарила миру масштабный эпик «Властелин колец», в североамериканских кинотеатрах не сумел окупить и трети своего 200-миллионного бюджета. Для знаменитой компании этот удар, очевидно, не пройдет бесследно и New Line Cinema вполне может повторить судьбу некогда преуспевающей киностудии Carolco, которая пошла на дно вместе с печально известным пиратским фиаско Ренни Харлина «Остров головорезов».
Спрашивается, чего же боле? Отличный актерский состав, включающий молодых звезд Николаса Холта («Тепло наших тел») и Элинор Томлисон и маститых исполнителей, вроде Юэна МакГрегора, Стэнли Туччи и Иэна МакШейна. Солидный бюджет позволил воссоздать на экране впечатляющие виды запредельного мира великанов, да и сами гиганты выглядят очень эффектно. Опять же, сюжет неглупый, тут вам и лирический мотив с прекрасной принцессой, и волшебство, и закулисные интриги. И даже батальные сцены, хоть и не могут похвастаться размахом «Властелина колец», но отличаются динамикой, изобретательностью и грамотной постановкой. Все-таки Брайан Сингер — далеко не новичок, за его плечами такие проекты, как дилогия «Люди Икс» и «Возвращение Супермена». Поистине, западный зритель непредсказуем в своем поведении.
Проводя параллель с другими аналогичными фильмами, становится ясно, что «Джек — покоритель великанов» действительно стоит вложенных в него средств. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним, во что превратили голливудские киношники сказку о Красной шапочке. Или бездарную экранизацию «Белоснежка и охотник». И даже «мрачный сказочник» Тим Бертон изрядно пошалил, когда создавал свое видение знаменитой «Алисы в стране чудес». Но стоило отнестись к литературному оригиналу со всей серьёзностью (в основе фильма использованы популярные английские народные байки «Джек и бобовый стебель» и «Джек — убийца великанов»), как замысел не находит отклика в массах.
Может, согласно новой моде, стоило сделать Джека гомосексуалистом, великанов превратить в роботов, а осаду замка растянуть на полчаса с демонстрацией всех видов смертоубийств? Добавить расчлененки, постельных сцен в стиле «Игр престолов», пламенных речей о спасении мира? Судя по всему, именно это современная публика кушает с превеликим удовольствием и неустанно просит добавки.
В ожидании эпического размаха и новой фэнтезийной саги зритель почему-то забыл, что фундаментом фильма служит простецкая и прямолинейная сказочка. Это не масштабы берроузовского «Джона Картера» (который, кстати, провалился в прокате вполне заслуженно) и уж тем более работа Сингера — не конкурент Средиземью Толкина. Всего лишь простая и понятная большинству история про то, как сельский паренек, следуя зову своего сердца, отважно борется с превосходящими силами противника и завоевывает уважение сильных мира сего и любовь прекрасной принцессы. Сингер сознательно не стал добавлять в сюжет эротизма, пофигизма, коммунизма и прочих «измов». Здесь нет гномов, организующих партизанское сопротивление, нет томных лиц и глупого пафоса, зато имеется несколько удачных шуток, приятные взору персонажи и страшные людоеды-великаны. Да и рейтинг PG-13 не подразумевает, что в кадре не будут мелькать оторванные конечности и чьи-то обнаженные телеса, хотя смертей, стоит признать, все-таки многовато.
Иными словами, кое-кто зажрался. Подобное свинское отношение может привести к тому, что в скором будущем Голливуд всецело сосредоточится на «хай-тек» постановках и мы будем тоннами потреблять «железных людей», «суперменов», «пираний 3D» и прочие комиксоподобные опусы, отличающиеся друг от дружки лишь декорациями и уровнем профессионализма создателей. Или пачками получать в кинотеатры аналоги «сумеречной саги», коих уже сегодня воз и маленькая тележка. А старые добрые (и недобрые тоже) сказки будут прозябать в ожидании того момента, когда зрителям надоест лязг железа, стрельба и беспричинный мордобой.
Напомню, что «Джек» вышел в прокат одновременно с другой сказочной феерией — «Оз: Великий и Ужасный» Сэма Рэйми. И на фоне своего конкурента смотрится намного предпочтительней, ибо Сингер сумел обойтись и без слюнявого морализаторства, и без перекошенной физиономии Джеймса Франко. Николас Холт, может, и не выглядит как герой, способный противостоять великанам, но его трогательная скромность и деревенское обаяние во сто крат симпатичнее, нежели какой-нибудь перекачанный «царь скорпионов», застывшая с одной эмоцией на лице Аманда «Красная шапочка» Сайфред или бездарная Кристен Стюарт в роли Белоснежки.
Так что, хотите — верьте, хотите — нет, но «Джек- повелитель великанов» — это не колосс на глиняных ногах, а очень даже неплохой развлекательный фильм. И будем надеяться, что сия неудача не поставит крест на будущих замыслах киностудии, и мы еще не раз насладимся сказочными мирами от New Line Cinema.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...