Обидно, конечно. Досадно. Но так ли, в конце концов, важно? Ведь мы помним этих людей не за их имена и фамилии, а благодаря поступкам, совершенных ими за тот короткий промежуток времени, на который судьба свела нас вместе. Для того, чтобы через какие-то считанные минуты развести в разные стороны. И, как уже потом становится ясно, — навсегда. Однако воспоминания остаются.
* * *
Возвращался я из лагеря. Только не пионерского — трудового. Дело было после восьмого класса, 14 лет всем нам, «лагерникам», уже исполнилось. Поэтому не полный рабочий день, а только первую его половину, мы работали на полях и в садах какого-то рисового совхоза под Краснодаром. Убирали яблоки, огурцы, картошку, пололи свеклу, подвязывали виноград… Каждый день нас ожидало что-то новое. Может, поэтому, а может, потому, что помимо совхозных полей было много ещё чего разного и интересного, работа не приедалась и всё доверенное нам в то лето наш отряд исполнял в меру своих, пока не очень больших сил, но качественно и на совесть.
В общем, заработал я. И всё рассчитал. Это — на обратный билет, на пирожки и лимонад в дорогу, это — на самые разные подарки своим. Естественно, оставил и какой-то небольшой денежный резерв. Рубля четыре. Или что-то около того. Чтобы хватило на автобус от областного до районного центра, и потом — на пригородный, рабочий поезд.
Но не рассчитал немного. В областном центре с поезда сошел уже под вечер. И пока на городском автобусе перебрался к автовокзалу… Подхожу, а он уже и закрыт. Последние автобусы ушли часов в семь и — всё. Двери на замок. Утром только, судя по расписанию, что висит на стене автовокзала, часов в шесть первый, нужный мне рейс. И что делать? Ну, я устроился в сквере напротив здания вокзала, на скамейку. Лето. Тепло. Переночую.
Сижу и сижу на скамейке. Под которой перетаскиваемая с место на место, видимо, уже укладывающимся на ночевку, а оттого — ленивым ветерком, шуршит пожухшая, начинающая опадать с деревьев листва. Вечереет. Но светло ещё. Поэтому, наверное, как-то стыдно последовать примеру шуршащего листвой соседа и принять горизонтальное положение на виду у всего честного народа.
И тут подходит ко мне мужичок. Можно сказать, молодой парень. Лет 20−25. Не знаю, какой лысый дидько его под руку толкнул?! Я тихонько сижу, никого не трогаю, в собеседники не навязываюсь, а незнакомец — и кто его просил? — ни с того ни с сего начинает рассказывать:
— Ты что думаешь, я простой советский парень? Нет, брат, я оперативная служба КГБ. Слышал про такую контору?
— Да слышал, слышал…
— Что, не веришь? Я и корочки могу показать.
— Да не надо. Лучше скажи, что оперативная служба у закрытого на ночь вокзала делает?
— А и скажу! Тебе-то по сводке никто ничего не сказал. А я — знаю. Сегодня в Курске двое чурбанов из караула ушли. Два ствола, по 60 патронов у каждого. Вот мы и перекрываем вокзалы, въезды и выезды из города. Ты думаешь, это у меня спичечный коробок? А вот нет, рация. Вот, смотри — «Первый, первый, я „Автобус“. Всё спокойно».
— Да верю, верю я.
— Кстати, а ты что тут с сумкой делаешь?
Ну, я ему и объясняю свою историю. Так, мол, и так, не рассчитал. Ночевать вот прямо тут, на скамейке надо.
А он в ответ — нет, мол, так дело не пойдет. Хватает меня за руку и тянет куда-то. Я как понял, что он идет в сторону неофициальной стоянки такси, где таксеры собирают таких же, как я, опоздавших, сразу заверещал, что денег у меня нет. А он только рукой махнул.
Подошел к таксерам и спрашивает, кто из них в мою сторону двигать намерен. Один мужик и ответил, что он. А этот парень ему и говорит — вот, мол, довезешь мальца до места. И передал меня с рук на руки.
И когда полный пассажирский комплект набрался, мы поехали. В уже совершенно черную, непроглядную южную ночь. О том, что помимо нас пятерых и везущей нас машины в этих разлитых вокруг чернилах есть ещё кто-то, безмолвно говорили время от времени возникающие то с одной, то с другой стороны дороги бледно-желтые квадратики окон, которые, нанизываясь одно на одно, показывали нам редкую, одноэтажную и прерывистую гирлянду занятой своими неспешными вечерне-ночными делами сельской улицы. Там, за этими светящимися ровным или мерцающим светом окнами, был ещё кто-то. Тот, кто вымыв под рукомойником руки и обтерев их полотенцем, повешенным тут же, поблизости, на вбитый в дверной косяк гвоздик, садился за стол и придвигал к себе поближе тарелку с горячей молодой картошкой. Или, уже поужинав, включал телевизор и начинал щелкать ручкой переключения каналов…
Пара пассажиров и вышла как раз в этих, лежащих по пути до моего райцентра, селах, безразлично посматривающих в сторону дороги светлыми квадратиками своих окон. Меня таксер подбросил к самому железнодорожному вокзалу, а потом уже поехал куда-то на микрорайон, высаживать последнего.
Я как выходил, отдал водителю свою замызганную трешку (хотя даже днем поездка стоила десятку, а уж ночная — четвертак, не меньше) — ну, нет у меня больше! — и побежал быстрее на перрон. Потому что ещё успевал на последний рабочий поезд.
Вот дома был переполох, когда я в час ночи стал в уже запертые ворота барабанить!
Костя, по последним твоим статьям создается впечатление, что ты гонишь план. Не замечая, что при этом страдает качество
Оценка статьи: 4
2 Ответить
Впечатление не верное, Александр.
Одно из значений глагола "гнать" - понуждать к очень быстрому движению. К быстрому. А рассказы и миниатюры, опубликованные журналом в июне, написаны отнюдь не быстро. Сегодняшняя миниатюра, например, без двух недель два года назад, рассказ про осколки Той Войны - шесть лет. Разве это быстро?
С другой стороны, мы с Вами знаем, что такое план. И когда имеет смысл его гнать. В случае со "Школой" смысла "гнать план" никакого нет. Напишешь ты две статьи за месяц или десять, расценка остается стабильной, а премии ни коллективный договор, ни индивидуальный контракт не предусматривает.
Другое дело, что такое уж свойство у любой работы, в т. ч. и творческой. Нельзя всё делать одинаково. Если всё одинаково, то это уже не творчество. Это ремесло. А в творчестве что-то получается лучше, что-то хуже. Но что лучше, а что хуже очень часто определить невозможно.
Иногда думаешь - и чёй эт у меня получилось такое убогенькое? Стоит ли это вообще показывать широкой общественности?!
И лежит оно, лежит... А потом жаль станет вещичку. Возьмешь, и выложишь её в Сети. А она вдруг выйдет в рейтинговые. А ты потом голову ломаешь - С ЧЕГО?!!
Миниатюра или рассказ - это не гайка шестигранная М16 ГОСТ 5915. Взял штангенциркуль и сразу готов ответ - страдает качество или нет. А с миниатюрой совсем по другому. Помню, за те же "Лиры" ("Сколько стоит мешок Леонардо да Винчи?" в "школьном" варианте названия) мне два кола поставили. Но даже эти два кола не убедят меня в том, что "Лиры" - плохая миниатюра. Просто, кому-то она может не нравиться. А кто-то от неё может быть в восторге. Тот же "Бюджетный дефицит" - не самая читаемая вещица раздела. А на мой взгляд, это один из моих лучших рассказов.
На вкус и цвет... И каждая миниатюра или рассказ обязательно находит своего (именно своего) читателя.
0 Ответить
Константин Кучер,нажал на кнопку "ответить", но отвечать нечем, увы. Дело в том что я не могу разобрать каждое слово, я не лингвист, и уж тем более не казуист
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ничего не понял, Александр. Почему отсутствие филологического образования воспринимается Вами как минус? Вообще-то, думаю, что любой из авторов "Школы" пишет для того, чтобы написанное им прочитал читатель. А будет ли это читать лингвист и какое у него будет мнение, как у специалиста, то это, поверьте, дело двадцать девятое.
Если же я не очень понятно написал ответ на Ваш коммент, то, если коротко, я не "гнать план". Во-первых, мне это не интересно. А во-вторых, всё что Вы прочитали из моих рассказов и миниатюр в мае и июне, написано мною или давно, или очень давно.
0 Ответить
Константин, я имею право на свое мнение?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Конечно, имеете. А я?
0 Ответить
Константин Кучер, на будущее имейте ввиду: если А.Петров не сделал замечаний по статье или комментарию, значит "котлета пролезла". Постарайтесь учесть критику.
0 Ответить
Константин Кучер, вот я и высказал свое мнение. Я думал, что вы не такой обидчивый, как девушка-курсистка. Многие авторы желают чтобы их гладили только по шерстке, я думал что вы не из их числа. Извините.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр, а где Вы увидели обиду?!! Если бы я обиделся, тут полжурнала было бы бедным или очень бедным.
Вы высказали своё мнение. Я Вам ответил, что оно неверное. Но не просто высказал уже своё мнение по поводу, а постарался ответить Вам аргументировано. Вот и всё. Где и какие обиды Вы увидели? Вы высказали своё мнение, я - своё. У каждого из нас на это было право. И каждый этим правом воспользовался.
Обижаться мне было не на кого (Вы своё мнение высказали тактично, без перехода на личности) и не на что.
Надеюсь, что и Вы ко мне так же - без обид. Хорошего дня!
С уважением, Константин
1 Ответить
Константин Кучер, ОК!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Отлично, Александр!!
Тем более, вполне возможно, мне есть что Вам предложить взамен этой, не приглянувшейся Вам миниатюры. Во всяком случае, хочется надеяться, что вчерашняя история кота и сегодняшняя - цветочной клумбы, Вам придутся по душе.
0 Ответить
Мне, Карин, вообще кажется, что хороших людей (даже случайно!) мы по жизни встречаем ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем плохих. Или плохое наша память, оберегая нас, быстрее забывает?..
0 Ответить
Шел хороший человек и увидел мальчика с сумкой на скамейке и понял, что идти пацану некуда и помог. Молодец незнакомец! Мне везло с хорошими людьми - будучи взрослой тетей я не умела останавливать машины, но видимо вид у меня был уставший и несчастный и меня подвозили за спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любопытная история: хорошо, что добрый человек нашелся и помог.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Тина.
0 Ответить
"Александр Григорьич ! Я приехал в Москву // и ночевал на вокзале. // Смотрите меня на Первом канале." (Из шутки КВН)
Непонятки такие: а) Зачем ночевать под открытыми небесами, когда многие кимарят на вокзале? б) Какая-то странная откровенность служки КГБ? Зачем ему было раскрываться перед случайным подростком? Он мог бы и без этого пристроить его к таксисту.
Описанный случай показался мне малозначительным. Мне здесь тоже крупно помог один случайный парень из офиса найти адрес приюта для животных, о чём я расписал в красках.
1 Ответить
Сергей:
1. Вся наша жизнь складывается именно из малозначительных событий: рождение, учеба, служба, опять учеба, женитьба, рождение сына, рождение дочери... Исходя из Вашей логики за перо вообще не стоит браться.
2. По тексту прямо указано, почему рассказчик не может ночевать на автовокзале -
перебрался к автовокзалу... Подхожу, а он уже и закрыт.
Он просто не может попасть в закрытое помещение.
3. Обратите внимание, автор нигде не говорит, что случайный встречный рассказчика - сотрудник конторы, а спичечный коробок - рация.
0 Ответить
Константин Кучер, 1. По массе случайностей в жизни согласен.2. Закрытый вокзал пропустил, каюсь. Но вокзал это же не магазин - бывают, могут быть и ночные поезда. Закрытый вокзал это нонсенс для меня. (Ночёвка на вокзале в сквозняке между выходами на обе стороны спровоцировала у меня проблемы с дыхалкой, что подвигло отказаться от табака на долгие годы) 3. Остаются непонятными откровения КГБэшника, чем бы они не объяснялись.
0 Ответить
Сергей, я понимаю, можно не очень внимательно прочитать текст миниатюры. Но как смогли остаться те же самые вопросы, что изначально возникли по тексту, после того, как я по первому кругу уже вроде бы на них ответил... Этого я понять не могу.
Но что поделаешь, идем на второй круг.
2. Своим первым ответом я сегодня, в 08:01 написал - По тексту прямо указано, почему рассказчик не может ночевать на автовокзале -
перебрался к автовокзалу... Подхожу, а он уже и закрыт.
Сергей, Вы ВИДИТЕ? ДВАЖДЫ (по тексту коммента и по тексту цитаты) я написал АВТОвокзал. А Вы снова мне пишете - ПОЕЗДА. Какие поезда на АВТОвокзале?! Да, по поводу ж/д вокзалов я с Вами согласен - на крупных узловых станциях (а областной центр это, как правило, именно крупная и узловая) они работают круглосуточно. Но в миниатюре действие разворачивается не у ж/д, а у АВТО вокзала. А в них (во всяком случае в тех, с которыми мне приходилось сталкиваться в России, на Украине, в Латвии, Узбекистане или Таджикистане) внутренние помещения в ночное время были закрыты. Автобусы, так же, как и пароходы, совсем не то, что поезда. Наверное в технологии пассажирских перевозок автомобильным транспортом есть свои особенности, в т. ч. связанные и с режимами работы автовокзалов.
3. Опять же, если это не очень понятно было по тексту миниатюры, в комменте я, вроде бы, достаточно внятно написал - автор нигде не говорит, что случайный встречный рассказчика - сотрудник конторы (глубокого бурения). Если этот вариант ответа всё же оказался непонятным, то постараюсь ответить более ясно и однозначно - автор всегда считал и считает сейчас, что среди реальных лиц, послуживших прототипами героев миниатюры, равно как и среди персонажей его миниатюры, НЕТ ни штатных, ни внештатных сотрудников КГБ.
0 Ответить
Константин Кучер, обсуждение закончено, спасибо за терпеливые разъяснения. АВТО-вокзал если закрывается нА ночь, то это можно исправить.
0 Ответить
Спасибо, Люба.
Большую часть подправил.
Что касается начинал щелкать ручкой переключения каналов... , то насколько я помню, их, как минимум, было два. Москва и ТВ областного центра, который вещал на отдельном канале. На Волыни, когда я там был, каналов было штук пять. Москва, Львов, Луцк и два польских.
Замечание по вот этому предложению -
Это – на обратный билет, на пирожки и лимонад в дорогу, это – на самые разные подарки своим. Естественно, оставил и какой-то небольшой денежный резерв. Рубля четыре. Или что-то около того. Чтобы хватило на автобус от областного до районного центра, и потом – на пригородный, рабочий поезд - не понял. Если Вы помните, раньше единого билета не было. Поэтому, выйдя из поезда в областном центре, я билет от Краснодара (обратный билет) даже не стал забирать у проводника. Он мне уже стал не нужен. Я вышел на конечной станции, которая была в нем указана. Но резерв, чтобы купить билет на автобус от областного центра до районного и уже от него на пригородный рабочий поезд, мною был отложен заранее. В чем здесь непонятка?
0 Ответить
Имело бы смысл над текстом все ж поработать. Начиная с заголовка. Весьма корявого и нелогичного.
Почему МЫ запоминаем...
Почему? - потому что.
Не "мы", а "я" - о своем опыте рассказывая, не надо свой опыт расширять до масштабов вселенских. Другому человеку запомнился бы таксист. Или лавочка около вокзала.
Автор не случайного знакомого запомнил - он запомнил случай. Он и рассказывает не о незнакомом спасителе - он рассказывает именно о случае. Человек в этом рассказе - действующее лицо случая. Кстати, Лариса, насчет равнодушия-неравнодушия: если человек был при должности, "при исполнении", если насчет перекрытия "въезда и выездов" сказал правду - он же просто действовал в рамках своих не то что прав - обязанностей, разумно было, ожидая опасных событий, убрать с опасного места подростка, который мог стать случайной жертвой.
О - поработать над текстом.
Только не пионерского, трудового. - правильно: Только не пионерского - трудового.
Дело было после восьмого, 14 лет всем нам... Смысл есть в том, чтобы опустить здесь слово "класса"? Я этого смысла здесь не вижу.
мы работали на полях какого-то рисового совхоза под Краснодаром. Убирали яблоки, огурцы, картошку, подвязывали виноград, пололи свеклу... )) Ладно, рис, огурцы, картошка в полях встречаются. Но яблоки и виноград?
Правильно было написать: мы работали в каком-то рисовом совхозе под Краснодаром...
Это – на обратный билет, на пирожки и лимонад в дорогу, это – на самые разные подарки своим. Естественно, оставил и какой-то небольшой денежный резерв. Рубля четыре. Или что-то около того. Чтобы хватило на автобус от областного до районного центра, и потом – на пригородный, рабочий поезд.
Резерв - это, как следовало бы думать, - на расходы непредвиденные. А на обратный билет - см. в начале цитаты - уже сказано. Это трата не могла покрываться "резервом", поскольку уже была запланирована.
Вот мы и перекрываем вокзалы, въезд и выезды из города Вокзалов - несколько, выездов из города - несколько, если судить по цитате. А въезд - один? Или это описка?
Или, уже поужинав, включал телевизор и начинал щелкать ручкой переключения каналов... Во времена летних трудовых лагерей и спокойного отношения педагогов, этими лагерями руководивших, к своим обязанностям (имею в виду, конечно, описанное безразличие к тому факту, что 14-летний пацан отпущен был в путь без сопровождающего взрослого) - сколько, Константин, было каналов, доступных вне пределов столичных городов? Чтобы ради них надо было "щелкать ручкой"?
Ненужные запятые не указываю, но неплохо было бы и их, текст вычитав, убрать. Либо до редактора оставить, конечно.
1 Ответить
да не, просто акцентируй внимание, что тебе этот парень запомнился, что не остался равнодушным
1 Ответить
Ну так и напиши в оконцовке, что мол, спасибо тебе парень
1 Ответить
Ага. Типа как на деревню дедушке. Константину Макарычу.
"Спасиба!! Токи каму - ни знаю"...
1 Ответить
1.Если бы мы все возвращались туда же, откуда все и приехали, то да - сопровождающий бы был. Один на всех. Но поскольку каникулы ещё не закончились и кто-то оставался на вторую смену, кто-то ехал либо туда, где в отпуске были родители, либо к бабушкам и дедушкам, то столько сопровождающих на добрые 2/3 отряда не набралось. Соответственно, ещё перед началом смены каждому из нас родители давали такое письмишко - "мол, имярек такой-то (такая-то) дает своё согласие на то, что его дорогое чадо такое-то после окончания смены из лагеря до той точки на карте Союза, которая ему нужна, будет добираться самостоятельно". Всё. И никаких проблем. Съездил на вокзал, купил билет, показал школьному физруку, который у нас каким-то начальником был, он сделал отметку в тетрадочке - дата убытия, место назначения и всё. С приветом, лагерь!!
2. Шоферу я спасибо сказал. Даже трешкой поблагодарил. Конечно, маловато для межгорода будет, но... СКОЛЬКО БЫЛО! А вот мужичок, благодаря которому я не остался в малознакомом городе ночью на скамейке в привокзальном скверике, так и остался без "спасибо". Уж больно неожиданно для меня и быстро всё произошло. Я и мявкнуть не успел, как в салоне таксёрской "Волжаны" очутился. Какие уж тут "до свидания", "спасибо".
3. По незаконченности - не знаю. Но что бы добавить, пока не вижу - что. Может, обсуждающие что-то предложат?!!
0 Ответить
У меня в мозгу несостыковзка. Если работали группой школьнков на полях страны, то вас должны были под присмотром взрослых отправлять по домам, а не самим добираться на свои деньги. Нет ощущеня оконченности повествования. Кого запомнил? Парня, водителя? Кому спасибо хочется сказать?
4 Ответить