Гаражи — это мужской клуб. Мальчишки с гордостью ходили с отцами в гараж и осваивали там ремесла. Кто-то отливал оловянных солдатиков, кто-то обтачивал ножки для табуреток, кто-то точил финку. После выходных в школе парнишки сильно различались по поведению: кто был с отцом в гараже, выглядел чуть усталым, но уверенным в себе и себя уважающим. Те же, чьи отцы провели выходные перед экранами телевизоров, были нервные, задёрганные.
Возможно, есть прямая связь между уменьшением числа гаражей и увеличением числа детских неврологических и психических заболеваний.
Психологи утверждают, что каждому ребенку нужно личное пространство. То место, где его не тревожат. Учитывая стесненные условия, это место назвали личным уголком. Но разве в уголке есть покой?! В любом углу может достать взгляд или звук. Личное пространство должно быть за пределами родительского дома. Но оно должно принадлежать семье. Иначе нет защищенности. Кустик во дворе, в котором можно спрятаться от невзгод, не в счет.
Дача? Она далеко. Хотя некоторые семьи имеют дачи с тех давних пор, когда удаленность за десять километров от Москвы считалась глухоманью лесною. Дача — это хорошо, просто замечательно. Да только на дачах хозяйничают женщины, и без санкции хозяйки на даче лучше ни шагу не ступать. Мамы и бабушки трепетно лелеют всякую собственноручно посаженную травину, и их можно понять. Обидно, когда на нежный росток наступают и надежда получить идеальное нечто погибает от одного движения. Хозяйки нервничают, когда мужчины распоряжаются в их пространстве, хотя нервничают и из-за недостаточной активности на нем же, в общем, ведут себя, с точки зрения мужчин, нелогично и несколько нездорово. Недаром есть даже термин такой: женско-дачный синдром.
В городе доступных чердаков нет, подвалов теперь тоже нет, в последние годы еще и гаражи, где можно было затаиться сыну с папой, поисчезали. Куда податься? Взрослым бывает легче, когда есть личный кабинет на любимой работе, но бывает и тяжелее, ведь взрослый в куст прятаться не полезет.
В деревнях личным пространством временно становились овины и сеновалы. В городе им были близкие дачи и гаражи. Теперь до дач надо ехать километров сто, гаражей не стало. Что теперь станет личным пространством? Столик в кафетерии? Капсула минигостиницы? Место перед компьютером.
Если честно, в Интернете намного просторнее и свободнее, чем в любом реальном пространстве. Так что наша психика от замены гаража на компьютер ничего не теряет, только приобретает огромнейшее информационное пространство. Теряются практические навыки, но зачем они нужны? Все само приходит готовенькое. Место для любимой машины? Но на стоянке совсем не плохо, и четыре стены машинке ни к чему. Выходит, ничего существенного мы не теряем.
Почему же, в таком случае, так больно смотреть на исчезновение старых добрых гаражей? С ними и с голубятнями уходит целая эпоха. И жаль, и ничего не поделаешь.
Что еще почитать по теме?
Как забивают гвозди настоящие профессионалы?
Может ли Интернет заменить реальную жизнь?
Как вместе с деревьями вырубают воспоминания? Вишневый сад на новый лад
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...