Еще в середине прошлого века младшие дети в семье донашивали за старшими их старую поношенную одежду. Детская кроватка для моих дочек была мне отдана двоюродной сестрой, а я в свой срок передал ее двоюродному брату. А уж кому он ее передал — не знаю, но полагаю, что младшей сестре.
Поломавшиеся радиоприемники, утюги, телевизоры несли в мастерские, где их перепаивали, ремонтировали, после чего они еще служили и служили. И проходили годы до следующей поломки и следующего ремонта, пока, наконец, прибор не ломался окончательно.
Бритвы от Зингера служили десятилетия, отцы оставляли их своим сыновьям. Время от времени их отдавали мастерам для заточки, после чего перед использованием их правили на ремне. И все! Сравним с нынешней технологией? Купил, использовал, выбросил — купил новую. Не нужны никакие мастера, умеющие затачивать бритвы, одноразовые лезвия затачиваются на линии производства бритв.
Многократно обруганные «Запорожцы», «Жигули» и «Москвичи» верой и правдой служили своим хозяевам не годы, а десятилетия, помогая в перевозке всего и вся на дачу или с дачи, вывозя своих хозяев летом на пляж или вообще к теплому морю.
Правда, в противовес ломающимся изделиям советского автопрома в 60—70-е годы любили рассказывать о неломающихся изделиях «ненашего автопрома». О том, что Фордовские «козлики», полученные еще по ленд-лизу, будучи окончательно списанными в утиль из-за сверхдолгого срока эксплуатации, потом еще многие годы отлично работали на приусадебных участках. Говорили, что автомобили японского производства имели гарантию работы в миллион километров.
Мой знакомый купил себе сильно подержанный Форд производства 80-х годов. Ездил много и с удовольствием. И лет через 10 купил себе вместо своего — уже совсем заезженного — «ослика» такого же. Тоже Фордика, той же марки, только теперь производства 90-х…
И вскоре почувствовал разницу. Новая машина сыпалась вся, будто, проработав без проблем до гарантии и еще чуть-чуть, она решила потом вовсе не работать. Удивившись, мой друг поспрошал таких же, как он, автовладельцев подержанных иномарок. Такие же проблемы были у очень многих автовладельцев, купивших иномарки производства 90-х. Причем на старых Фордах сыпалось одно, на старых Ауди — другое…
Будто на машину специально ставили детали, снашивающиеся после определенного срока эксплуатации. Причем у каждой марки автомобилей — свои слабости. А ведь это — автомобиль! Капитальная покупка, серьезные деньги, выброшенные на дорогу и поставленные на 4 колеса.
Что же говорить о столь широко ныне распространенной бытовой технике? Вы никогда не пробовали отдать в починку электрочайник? Я один раз попробовал. Не берут. Там все заштамповано в пластмассу, и если поломалось, надо выбрасывать и покупать новый.
При этом — у меня еще есть старый электрочайник, купленный до начала воплощения идей «контролируемого износа». Он работает на даче. Я тогда покупал себе его для командировок. В нем вмещается от силы пара чашек кипятка, для семьи — слишком мало. Но зато сносу ему нет.
И еще я не выбросил очень старый электроутюг, купив новый, хороший, прогрессивный, суперэкономный и пр., и пр. В результате, поменяв два новых и прогрессивных утюга, сделанных по новой технологии, я вытащил из коробки старый. С тех пор им у нас и гладят.
И очень сожалею, что выбросил в середине 90-х устаревший пылесос, чтобы купить новый и хороший. Ну что мне было его не выбросить, а вывезти в гараж. Уже поменял пяток пылесосов. То одно сломается через год-два, то другое.
…Зато производители могут из года в год без проблем увеличивать производство. Старые-то их утюги, пылесосы и прочее за год-два износятся, а ремонту они не подлежат — уж больно высокотехнологичные.
Интересно, а дойдет ли общество потребления до того, чтобы покупаемые по ипотеке дома начинали разваливаться через 20−30 лет эксплуатации (сразу же после выплаты ипотеки)?
Что еще почитать по теме?
Куда уходит качество?
Сделано в СССР. Может ли остаться хоть что-то от того, чего уже нет? Часть 1
Для чего нужен был Государственный знак качества СССР?
Кстати - именно такой пылесос, как на фото в статье (спасибо редакции - именно он был основным в СССР), кажется его звали "Вихрь", мы выбросили в середине 90х, лет 20 назад. Шланг протерся во многих местах, полностью потерял вид, щетки были очень сильно потерты, местами на почти всю щетину... А главное - щетки электродвигателя, их меняли несколько раз - пока они были в продаже...
С тех пор купили уже штук 5 других пылесосов. Три сломались совсем, два почти сломались - а что еще можно требовать от пластмассы, из которой они сделаны? Скоро новый покупать...
Стиральных машин за то же время поменяли три штуки...
А у кого-то все купленное 20-25 лет назад до сих пор работает и не ломается! Просто чудеса!
0 Ответить
Игорь Вадимов, кто же эти необыкновенные люди?
0 Ответить
А действительно, Наталья Осокина, неужели таких нету?
Или у кого-то 10 лет все работает (купленное с 2006 года) - а купленное ранее - все же ломается?
...я больше по нашему "Вихрю" грущу, он и пыль всасывал не в пример моему нынешнему и пылеприемник у него был в разы больше и чистился проще... Зачем мы тогда побежали вслед за модой?
0 Ответить
Игорь Вадимов, понятия не имею, откуда мне знать про других. 20 лет назад я техники ещё не покупала, а той, что была дома, можно на пальцах одной руки пересчитать. Пылесоса точно не было, как и ковров.
0 Ответить
А у меня одна беда - наушники и какие только не покупала, сразу скажу не за 200 рублей Хотя с электрическими чайниками тоже, понимаю надо переходить на газовый чайник со свистком, потому что я про простой просто забуду и он сгорит вместе с квартирой Вроде делают все удобное для нашего потребления, но так ненадежно, понятно почему, чтобы быстренько вышло из строя и мы побежали за другой продукцией и опять выкладывали свои денежки, это бизнес детка ничего личного
0 Ответить
Только сегодня был мастер - отремонтировал старый холодильник "ЗИЛ" 1978 года выпуска. За последние лет пять два раза закачивали фреон.
Но теперь накрылся мотор (через 38 лет работы), пришлось ставить новый - "Атлант".
Советское - значит, отличное.
ВЭФ (приёмник тех же лет выпуска) работает до сих пор, только батарейки надо менять.
А что до одежды - у меня со старшей сестрой восемь лет разницы, так я донашивала её одежду, которая и ей не новой доставалась (жили бедновато).
Ещё пример - у меня в бассейне на металлические перила лестницы накидываются два белых куска ткани, чтобы, выходя из воды, не обжечь руки о раскалённые под солнцем поручни. Так вот эта ткань - пелёнки моей дочери, которой нынче исполнилось 39 лет.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мария Абрамова, я люблю восстанавливать б/у-вещи, независимо от их происхождения. Недавно даже наклепал статью "Гадкий утёнок" или...?" о китайском велике со свалки, но после нажатия "Сохранить" сохранился только заголовок. Такая печалька.
В этих вещах-ветеранах есть какая-то непонятная прелесть, будь то мебель или ещё что.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у меня почему-то бытовая техника, купленная в течение последних 10 лет, не ломается. Что я делаю не так?
2 Ответить
Наталья Осокина, наверное, вы не покупаете дешевое одноразовое барахло.
0 Ответить
Mike Mike, да по разному бывает. Вон наидешёвый чайник уже года три каждый день работает.
0 Ответить
Наталья Осокина, такое тоже случается, но гораздо реже)
0 Ответить
Mike Mike, тогда я покупаю дорогое одноразовое барахло Ну, просто развод какой-то
1 Ответить
Лидия Богданова, это тоже без проблем
0 Ответить
Оч злободневная тема. Связка производство-потребление вошла в неконтролируемый разнос. По роду своих интересов я частый посетитель свалок. Особенно впечатляют т.н. индустриальные места сбора б/у изделий и вещей.
Безжалостно выбрасывается вполне годная мебель, едва заточенные карандаши, не исписаные ш/ручки. Упоминание такой мелочёвки уже вызывает кривую улыбку.
Предположения о том, что люди утонут в своих отходах не так уж далеки от реальности: площадЯ захоронения б/у-вещей разрастаются. Сеть показывает площадЯ непроданных новых автомобилей. "Что делать, что делать?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить