• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Что такое «Третья волна»? История одного эксперимента

В 1967 году американский учитель истории Рон Джонс на неделю превратил учеников своего класса в объединение, представляющее аналог гитлерюгенда — национал-социалистического молодёжного движения, основанного в 1926 году в Германии и запрещенного в 1945-м в процессе денацификации. Как ему это удалось?

Фрагмент постера фильма «Lesson plan»

Википедия:

«Третья волна» (англ. The Third Wave) — психологический эксперимент, проведённый учителем истории Роном Джонсом над учащимися 10-го класса (то есть детям было примерно 16 лет) американской средней школы. В начале апреля 1967 года Джонс потратил неделю занятий одного из классов школы Пало-Альто на попытку осмыслить поведение немецкого народа при репрессивном национал-социализме. Установив жёсткие правила для школьников и став создателем молодёжной группировки, он, к своему удивлению, не встретил сопротивления ни учащихся, ни взрослых. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.

Рон Джонс
Рон Джонс
Фото: ru.wikipedia.org

Хронология событий, описанная Джонсом после пяти дней проведения эксперимента в школе Эллвуда Кабберле (Пало-Альто), выглядит следующим образом…

Первый день

С целью более наглядной демонстрации распространения фашизма учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных действий: рассадил учеников по собственной схеме и предупредил их, что за нарушениями дисциплины будет следить очень строго, приведя примеры того, как необходима спортсменам, военным, ученым, да и всем, кто стремится добиться результата в своем деле, строжайшая дисциплина.

Школьникам было приказано сесть в положение «смирно», затем последовало «упражнение» на бесшумный вход и выход из классной комнаты. Ученикам игра понравилась, и в нее втянулись даже обычно ведущие себя пассивно школьники.

Кроме того, Джонс объявил, что ученики должны быть крайне внимательными, вставать, задавая или отвечая на вопрос. Ответ должен был состоять максимум из трех слов, но предварять даже такое краткое сообщение каждый ученик должен был обращением «мистер Джонс».

Второй день

Все школьники сами сели за столы в положении «смирно». Кое-кто из них улыбался в предвкушении новой игры, но большая часть была серьезна и готова внимать оратору. Это было то, чего и ожидал учитель от эксперимента.

Джонс разъяснил школьникам на понятном для них уровне, в чем заключается сила объединения. Вслед за ним ученики воодушевленно проскандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности!» А затем учитель, рейтинг которого с каждой минутой поднимался все выше, попросил всех повторить приветственный жест — поднять правую руку к плечу и согнуть нужным образом (то, что мы знаем о приветствии вышестоящих чинов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом Третьей волны». Причем с учениками других классов его ученики должны были вести себя по-прежнему, без всяких салютов.

Команда была дружно подхвачена одноклассниками, и они салютовали друг другу по несколько раз за день с большим удовольствием. Джонс подчеркнул, что так приветствовать друг друга учащиеся должны и вне класса.

Википедия:

Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «Да здравствует Гитлер!»

Третий день

Слух об интересном эксперименте и необычных уроках привлек учащихся со всей школы: в классе к 30 ученикам прибавились еще 13. Все школьники, в том числе и вновь прибывшие, продемонстрировали значительное улучшение своих академических навыков и увлеченность предметом.

В конце урока Джонс торжественно раздал всем карточки участника, и каждый участник получил свое индивидуальное специальное задание. Одним из таких заданий было, например, создать дизайн Знамени Третьей волны.

Большое внимание учитель приложил к тому, чтобы его адепты привлекли к движению новых молодых людей. Предполагалось, что к концу дня Волна будет насчитывать не менее 200 человек. Что крайне удивило учителя, так это то, что приберегаемое на следующий день задание сообщать ему о несоблюдении правил «игры» некоторые учащиеся инициировали сами. Добровольными доносчиками стали 20 человек.

Три девочки, не вовлеченные в спецзадания, пожаловались родителям, что им «не дают ролей». Дома им пришлось подробно описать проводимые уроки. Родители, нормальные американцы, воспитанные в рамках демократического режима, всполошились, и Джонсу позвонил местный раввин. Но учитель успокоил того ответом, что они с группой на практике воссоздают нацистский тип личности, чтобы объяснить школьником, что произошло перед Второй мировой войной и что представляла собой психология обычных немцев в момент создания Третьего рейха.

Четвертый день

Джонс понял, что эксперимент начинает выходить из-под контроля. Учащиеся все более активно вовлекались в проект, их лояльность казалась учителю просто необъяснимой.

Тогда Джонс решился пойти дальше: он известил всех, что теперь их общество стало частью общенационального движения, и предложил выдвинуть своего Президента в пятницу, когда будет проходить общий митинг. Начало митинга было назначено на 12 часов дня.

Пятый день, он же последний

Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.

Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.

Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения.

Джонс обратился к классу.

— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас. А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.

После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».

Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.

Википедия:

В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.

Что такое «Третья волна»? История одного эксперимента
Постер к фильму «Lesson plan»

В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.

К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента.

Статья в школьной газете
Статья в школьной газете

Из записей Рона Джонса:

В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.

Статья опубликована в выпуске 25.02.2020
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: