Более 90% информации создано за последние несколько лет. Если вдуматься, довольно страшная статистика. Все, что создавало человечество за тысячелетия, остается вне нашего внимания, нам просто физически не хватает сил и времени погружаться в культуру, искусство, познавать опыт былых времен.
Бум свидетельствует о развитии человечества, но проблема в том, что не вся информация полезна. Есть понятие «мусорного контента» — ненужной, излишней, а то и вредной информации, за которой стоит создатель (заказчик), преследующий свои цели. Но ненужность вовсе не означает безобидности, ведь довольно часто создатели используют манипуляционные инструменты, которые приводят нас к каким-то выводам, а иногда и практическим действиям.
Маркетологи убеждают в необходимости той или иной вещи, и вот мы уже пытаемся понять, зачем приобрели ее. Прочитываем сотни различных текстов каждый день, не осознавая зачем. Живем чужими эмоциями, чужими жизнями, которые так заманчиво мелькают за стеклом.
А где же мы? Почему все проблемнее для нас стало осилить большую книгу, почему не хочется даже в виртуальную экскурсию по музею? Признайтесь, много ли вы посетили музеев, посмотрели спектаклей во время весеннего карантина, когда мировые театры и музеи распахнули виртуальные двери? Нам все сложнее концентрироваться, все сложнее думать, мы довольствуемся готовыми логическими заключениями, чужими выводами.
Информация — прекрасный способ манипулировать нашим сознанием, заставляя нас совершать поступки, выгодные другим.
Простейший пример. В соцсети опубликована фотография с трогательным ребенком и подписью: «А мне никто не ставит лайки». Редко кто может устоять перед чудесным малышом, и создатель поста получает свою популярность. Подобные эмоциональные ловушки в информационном пространстве расставлены повсюду: явная и скрытая реклама, телевизионные передачи, социальные сети, форумы, рекомендательные системы.
В случае с лайками все кажется безобидным — подумаешь, один клик… Но кто поставил этот капканчик, получает свое, используя нашу эмоцию.
Как же получить объективную информацию в это манипуляционное время? Допустим, вас что-то интересует, вы ищете ответы на свои вопросы. Даже если для объективности обрабатываете несколько источников, из всего объема вы выберете позицию, которая ближе, отсекая остальные доводы, ведь быть правым очень приятно.
На форумах можно часто наблюдать дискуссии, больше напоминающие монологи, обе стороны слушать не хотят иную точку зрения, им не нужна контраргументация. Иногда это заканчивается даже трагически.
Но почему это все происходит с нами? Где мы настоящие? Как уберечь здоровье в век чужих эмоций и чужой воли, не растерять свое Я?
В медицине есть раздел, который так и называется — информационная гигиена. Он занимается изучением закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека. Неконтролируемое поглощение информации негативно влияет на здоровье, продолжительность жизни, социальные связи. Информационная булимия снижает эмоциональный интеллект, приводит к одиночеству.
Как уберечь себя от пагубного воздействия информации?
- Придется «считать калории» — ограничивать свое пребывание в Сети, просмотры телевизионных программ.
- Отложив гаджеты и выключив телевизор, больше времени отводить на общение с близкими. Устраивать «разгрузочные дни». Поверьте, мир не рухнет, если перестанете постоянно смотреть в экран.
- Не втягиваться в бессмысленные споры. Вы ничего не сможете доказать оппоненту, который не настроен на коммуникацию.
Информация сейчас может стать орудием. Будьте осторожны, когда рассказываете о себе миру. Информационный бум не остановить, а это значит, нам надо учиться защищать себя и своих близких, учиться жить в изменившейся реальности.
Насколько мне известно, впервые о поглощении информационного мусора и неумении обрабатывать информацию заговорили еще в Античности. Меня, кстати, этот факт в свое время удивил - казалось, что избыток шума - прерогатива Средневековья. С появлением интернета ничего не изменилось. Какой процент людей 100-200 лет назад вдумчиво читал толстые книжки и посещал интересовавшие их музеи? Гораздо меньше, чем мог собрать площадный балаган.
Не смотря на уже сделанное фаталистическое вступление, одобряю и поддерживаю попытки объяснить народу, каким именно образом в их мир пролазит рекламная продукция и откровенный хлам. Если сегодня 1 человек задумается над своим поведением, он его сможет изменить, счастливых и свободных людей станет больше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, буду рада, если хоть кто-то задумается. Спасибо Вам за отзыв!
1 Ответить
Елена, замечательная и очень актуальная статья. Переизбыток информации, информационный спам - бич нашего времени.
Я очень люблю Ваши публикации и давно их не встречала. Кстати, в этом же выпуске есть статья И. Ткачева, с которым я часто не согласна, но в это раз его публикация в чем-то переплетается с этой.
Может, в будущем создадут "беруши" от информационного шума?
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Наталия Нечухаева, спасибо, приятно. Вот теперь думаю, что делала - создавала информационный шум ))) Оправдывает только то, что художественный А если серьезно - скорость перемен пугает.
1 Ответить
Елена, очень содержательная статья. Если интересно, у меня нечто похожее, но про рекламу. А еще по зависимости от смартфона и выходу из сети. Всех приглашаю ознакомиться. И вас в том числе. А статью вашу еще почитаю.)
0 Ответить
Григорий Шарапа, спасибо! Я обязательно прочту вашу статью. Мне кажется, что сейчас об этом надо больше говорить, много больше.
0 Ответить
Спасибо. Да, уже ответил вам там.
0 Ответить