Я могу долго и многословно объяснять, в чем разница между рисунком и фотографией. Но для того, чтобы вы сами почувствовали эту разницу, давайте сначала сделаем следующее упражнение.
Выберите имя и фамилию какого-то абстрактного персонажа. Например, Петр Васильев. Возьмите ручку и напишите имя и фамилию как обычно, правой рукой (или левой, если вы левша).
Затем напишите то же самое другой рукой. Потом снова привычной рукой, но с конца: вначале напишите последнюю букву, затем предпоследнюю, и так до начала. И, наконец, сделайте то же самое другой рукой.
Итак, у вас четыре раза написано «Петр Васильев». Теперь посмотрите на первого Петра и расскажите о нем.
- Что это за человек?
- Он интроверт или экстраверт?
- Высокий или низкий?
- Как он одевается?
- Чем он занимается?
- Много ли у него друзей?
- Можно ли доверить ему секрет? Одолжить деньги? Обратиться за помощью в трудную минуту?
Затем ответьте на те же вопросы о следующих трех Петрах Васильевых.
Пожалуйста, сделайте упражнение, прежде чем читать дальше — иначе дальнейшее останется для вас просто пустословием.
Ответили? Отлично.
Так вот: я подозреваю, что у вас получилось четыре разных характера.
А теперь — самые главные вопросы:
1. Почему характеры разные?
Ведь имя-то одно и то же: Петр Васильев. Для левого полушария нет никакой разницы, каким почерком это имя написано, и написано ли вообще или набрано на компьютере.
2. Откуда вы взяли ответы на вопросы о Петрах?
Не довольствуйтесь ответом: «Из линий». Он ничего не объясняет. Каким образом характер линий подсказал вам характер человека? Как они связаны?
Подумайте над этими вопросами, а затем переходите к следующему упражнению. Возьмите еще один лист бумаги и разделите его на четыре части. Озаглавьте их: «Гнев», «Радость», «Покой» и «Женственность».
Теперь спокойно посидите некоторое время, наблюдая за своим дыханием. Обратите внимание на всё, что у вас связано с понятием и ощущением гнева. Позвольте своему подсознанию вызвать в памяти ситуацию, в которой вы действительно испытывали гнев. Не важно, когда она произошла — ваше подсознание само знает, какую ситуацию выбрать.
Когда перед вашим внутренним взором появится эта ситуация — направьте внимание на гнев, который вы испытывали, и почувствуйте, где именно в теле у вас находится этот гнев.
Когда найдёте, посмотрите, какой он формы, цвета, величины, звучит ли он (или как бы мог звучать), какой он фактуры — твёрдый, мягкий, жидкий, скользкий, газообразный, острый, тупой, колючий, горячий, холодный, движущийся или неподвижный, монолитный или рассыпающийся…
Изучив свой гнев, мысленно уберите эту ситуацию и сконцентрируйтесь только на гневе.
Теперь возьмите карандаш и представьте, что ваша рука с карандашом — полая труба, через которую ваш гнев сейчас будет изливаться на бумагу. Не рисуйте никаких узнаваемых фигурок — злобных рожиц, сжатых кулаков. Пусть вашей рукой движет ваш собственный гнев. Задача руки — просто быть проводником.
Рисуйте, пока не почувствуете, что внутри (там, где находился ваш гнев) ничего не осталось: все перетекло на бумагу.
Теперь вспомните ситуацию, когда вы испытывали радость, и сделайте с ней то же самое, что с гневом. Какая она, ваша радость? Кипучая, мягкая, искристая, светлая, прозрачная, яркая? Изучите её как можно лучше — и пусть она через вашу руку перельётся на бумагу. Не нужно стремиться, чтобы она была на что-нибудь похожа — позвольте руке двигаться так, как ей угодно, минуя внутреннего цензора.
Сделайте то же самое со спокойствием и женственностью.
Посмотрите на свои рисунки и снова немного подумайте: каким образом язык чувств переводится на язык линий?
(Подсказка: если этот вопрос загонит ваше левое полушарие в тупик — вполне подойдет ответ «Я знаю это просто потому, что знаю».)
Теперь мы можем вернуться к вопросу, в чем же разница между рисунком и фотографией.
На рисунке художник изображает не просто предмет, а его отражение в своем собственном внутреннем мире!
Вот почему яблоки Рубенса и яблоки Сезанна — совершенно разные яблоки. Вот почему художественные стили бесконечно разнообразны.
Посмотрите на рисунки гениев изобразительного искусства: Леонардо да Винчи, Матисса, Рембрандта, Ван Гога, Пикассо, Модильяни, Дега. Обратите внимание на характер линий на их рисунках и попробуйте ощутить: какие чувства они выражают?
Возможно, теперь вам будет легче понять абстрактное искусство. Взгляните, к примеру, на работы художника Кандинского, задавая себе тот же вопрос: какие чувства передают его линии и геометрические формы?
… Итак, подведем итог: художник одновременно изображает и свой внутренний мир, придавая ему видимую форму, и внешний мир, отраженный в своей душе.
В месте встречи этих миров рождается искусство.
громоздить такие сложности? Рисунок или картина получаются в результате преломления через личное восприятие. Вы же тоже об этом сказали, так зачем эти развесистые прибамбасы? Встречный вопрос: "чем отличается человек от животного и от ...компьютера?"
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я буду и впредь писать так, как мне нравится. Но никто на свете не заставляет Вас это читать.
0 Ответить
Алина Даниэль, чтоб и читателям нравилось, а не только себе любимой. Учитесь властвовать собою. Меня никто не заставляет читать или не читать. И Вы того, небось, придерживаетесь. Учитывайте критику, а то так и не научитесь писать без "архитектурных излишеств".
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, и читателям нравится, и себе любимой нравится.
А вот Ваш тон мне очень не нравится. Я не считаю Вас для себя авторитетом, поэтому Ваш призыв учитывать Вашу критику считаю, мягко говоря, неуместным. И давайте закончим на этом разговор.
0 Ответить
Алина Даниэль, пока не замечено. Но я успел всё сказать, так что покидаю площадку с чувством выполненного долга.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, далеко не все, что непонятно кому-либо из читателей, на самом деле лишено смысла. Свою правоту вы можете отстаивать в собственных текстах.
0 Ответить