Обычно, под коммуникабельностью понимают способность к установке деловых и дружеских связей между людьми. Из этого определения следует, что коммуникабельность — более широкое понятие, включающее не только умение говорить на любую тему, но искусство вести беседу в форме конструктивного диалога с любым человеком.
Тест на самопроверку
Давайте проведем небольшое исследование, чтобы узнать, насколько вы коммуникабельны. Предлагаю ответить на несколько вопросов:
• Вам поручено выступить с докладом на совещании. Вы расстроены?
• Начальник попросил вас разобраться с конфликтом между вашими коллегами. Боитесь ли вы испортить отношения с обоими?
• Если речь идет о хорошо знакомом вам предмете и высказывается ошибочное суждение, вы предпочтете промолчать, чем что-то кому-то доказывать?
• Нервничаете ли вы в ожидании какой-либо деловой встречи?
• Раздражает ли вас вопрос незнакомца на улице, как пройти к ближайшей булочной?
Если вы ответили положительно на все вопросы, то вы явно не коммуникабельный человек. Это не свойство вашего характера, это — ваша большая проблема, от которой вы страдаете сами, да и вашим родственникам нелегко с вами. С еще большими проблемами вы сталкиваетесь также и в рабочем коллективе. Вам трудно работать в команде, поскольку в любой момент вы можете отказаться выполнять общую задачу, без каких-либо доказательных объяснений.
Если вы ответили на все вопросы «нет», то у вас хорошие задатки коммуникабельности. В любом обществе вы чувствуете себя, как рыба в воде. Вам по плечу любое задание начальника, если оно требует кропотливой работы с людьми.
Кого можно назвать коммуникабельным человеком
Этого «звания» человек заслуживает, если всякое общение для него большое удовольствие. Замечу, что для просто общительного человека не имеет значения, с кем он говорит в данную минуту, для него важен сам процесс общения.
Коммуникабельных людей отличает от общительных гибкость при контактах с различными людьми, умение быстро сориентироваться и не растеряться в нестандартных ситуациях. Такие люди выглядят уверенными в себе, быстро адаптируются к меняющимся условиям. Они незаменимы при проведении деловых переговоров и разборе конфликтных ситуаций. Они быстро завоевывают авторитет в коллективе и занимают лидерские позиции.
Можно ли научиться коммуникабельности? Давайте об этом и поговорим.
Шаг первый: не уходите от общения
Любое общение — первая ступенька к коммуникабельности. Если вы считаете себя достаточно общительным человеком, но почему-то вступаете в беседу только тогда, если вам по нраву ваш собеседник. Если у вас плохое настроение и вы видите на улице хорошего знакомого, но говорить с ним в данный момент у вас нет никакого желания — вы переходите на другую сторону улицы. Это верные признаки того, что вы не очень-то общительны и вовсе не коммуникабельны.
Для начала старайтесь не уходить от любого общения: будь то знакомые или совсем незнакомые люди. Не стоит шарахаться как черт от ладана от любого человека. Так постепенно можно приучить себя к общению.
Шаг второй: находите удовольствие в любом общении
Всегда пробуйте найти что-то приятное в любом общении. Главная проблема состоит в том, если нам предстоит какой-то разговор, то мы себя непроизвольно настраиваем на «тональность» этой беседы. Допустим, сегодня вечером к вам обещал зайти приятель, которого вы знаете давно. Для себя вы уже решили, что вечер потерян, потому что опять будут бесконечные разговоры о футболе и рыбалке. И то, и другое вам совершенно безразлично.
Не дожидайтесь, когда приятель «сядет на любимого конька», начинайте разговор первым на тему, которая вам интересна, вовлеките друга в обсуждение этой темы, спросите его мнение, попросите совета. И вот процесс пошел, про футбол и рыбалку — ни звука… оказывается вам есть, о чем поговорить! Удивительное и приятное открытие.
Этот простой пример показывает, что любой неприятный для вас разговор можно сделать приятным. Главное, понять, что необходимо научиться получать удовольствие и пользу от ваших бесед с любыми людьми. И тогда любое общение принесет вам радость и удовлетворение.
Шаг третий: вступайте в беседу первым
Не пытайтесь прятаться от своих знакомых, если судьба вас почти столкнула нос к носу. Например, вы видите, что в большом универмаге навстречу к вам идет знакомый. Не надо опускать глаза и делать вид, что вы его не видите. Очевидно, что он вас заметил.
Лучшее решение — улыбнитесь, подойдите к нему, спросите: «Как дела?» Слово за слово, завяжется разговор. И вы почувствуете себя легко и свободно. Не надо себя зашоривать, откройтесь навстречу обстоятельствам. Это — основа основ коммуникативного общения.
Шаг четвертый: будьте немножечко артистом
Если вы имели возможность наблюдать коммуникабельных людей, то, вероятно, заметили, что они обладают богатой мимикой, используют артистичные жесты и интонацию. Как правило, такой человек великолепный рассказчик, он может перевоплощаться в разные образы, повествуя о какой-нибудь истории. Он смакует подробно и красочно все события, о которых идет речь.
Великолепный пример такого человека являет из себя Ираклий Андроников. Если есть возможность, советую посмотреть и послушать его рассказы. Вполне естественно, что такие люди нравятся всем.
Шаг пятый: сохраняйте оптимизм в любой ситуации
Оптимизм — обязательное качество коммуникабельного человека. Если вы страдаете пессимизмом, то самое время перестроиться. Почему? Пессимизм, унылое лицо с опущенными губами не вызывает у окружающих желания общаться с таким человеком. Конечно, это очень легко сказать, но очень трудно что-то сделать в короткое время. Совет один: работайте над собой ежедневно. И помните, что приветливое лицо с доброжелательной улыбкой гораздо больше привлекает людей, чем вековая унылость на нем.
С навыками коммуникабельности не рождаются. Это приобретается со временем, и главным учителем является жизнь. В ходе обретения навыков человек постоянно учится контактировать с людьми и находить правильные пути для установления деловых и дружеских связей. При этом ему приходиться постоянно работать над собой, чтобы избавиться от ненужных комплексов, которые мешают развитию этого процесса.
Уважаемая Рита, факт остается фактом, среди интровертов много успешных людей, не только умных, но и успешных (не говорю уже о знаменитых), из них получаются хорошие начальники. Многие успешные лидеры - именно интроверты. Об этом написаны статьи и книги. Психологи пишут, что нет смысла переделывать себя в экстраверта: интроверты и экстраверты разные на уровне мозга. У интровертов и экстравертов разные реакции на раздражители (им показывали лица людей) и сеть нейронов построена по-разному. (Это психологи проводили эксперименты.)
0 Ответить
Есть масса ролевых теорий, изучающих способы эффективного использования людей с разными особенностями личности. Одна из них разрабона Мередитом Белбином, который считает, что идеальная команда должна состоять из следующих ролей:
» Созидатель (PL): очень творческая личность, человек с идеями
» Разработчик ресурсов (разведчик) (RI): экстраверт, прекрасно устанавливает внешние контакты и развивает идеи
» Наблюдатель/эксперт (ME): проницательный и расчетливый, склонный к анализу
» Оформитель (SH): динамичный и задорный
»Координатор (CO): уважаемый, зрелый, способен обеспечить эффективное использование талантов
» Конструктор (IMP): практичный, преданный, нацеленный на выполнение задания
» Отделочник (CF): скрупулезный, обращающий огромное внимание на детали
» Командный игрок (TW): заботливый и очень чуткий к людям
» Специалист (SP): обладает высокими техническими навыками, главные достоинства – профессиональные, но не организационные.
При этом Белбин утверждает, что сильной стороне каждой из перечисленных выше ролей соответствует ее допустимая слабость, являющаяся как бы ценой, которую приходится платить за ее преимущество. Вот эти слабые стороны:
» Созидатель: не силен в общении с обычными людьми и в управлении ими
» Разработчик ресурсов: быстро поддается скуке, когда иссякает первоначальный энтузиазм
» Наблюдатель/эксперт: испытывает недостаток задора и способности воодушевлять других
» Оформитель: склонен поддаваться на провокации и выходить из себя
» Координатор: не обязательно самый умный или творческий член команды
» Конструктор: негибкий, с замедленной реакцией на новые возможности
» Отделочник: подвержен тревоге и не любит передавать полномочия другим
»Командный игрок: нерешительный в чрезвычайных ситуациях
»Специалист: вносит вклад только на узком фронте работ.
Как видим, ряд ролей по своей сути не склонны к коммуникабельности, например, созидатель. Для этого есть Координатор или Командный игрок. Можно потратить много времени, чтобы "выбить" некоммуникабельность из Созидателя, но останется ли он потом Созидателем?
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Елена Голубева,этот комент весит целой статьи, всё разложено по полочкам и автору хороший урок.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
не уверена, я разложила все по своим полочкам...
0 Ответить
Рита Розова, ничего удивительного и обидного: у каждого свои шкафы с разными полочками,"каждый поёт по своему голоску".(ВВМ)
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
я бы сказала, что у каждого своя "кочка" зрения!
0 Ответить
Рита Розова, так и дОлжно быть; "У нас, у каждого свой талисман!"
0 Ответить
Елена Голубева,
Я знакома с теорией Мередита Белбина. О (1981). Он обнародовал свою теорию лет 30 тому назад. Например, по его мнению, некоторые люди являются источником идей. Другие – хорошие аналитики. Они задают вопросы и проверяют понимание. У третьих хорошо получается претворение идей в действия и т.д. На практике набрать такую команду для выполнения какого-либо проекта практически невозможно. Сейчас в большой цене мультифункциональные люди типа "и чтец, и жнец, и на дуде игрец", т.е, он должен генерировать идею, протолнуть ее в жизнь, разработать детали ее реализации, а это значит, что везде он должен общаться с исполнителями, заказчиками, чиновниками различного ранга .Он должен быть коммуникабельным! Вот и пришли к той печке, откуда начали...
0 Ответить
Рита Розова, Исходя из всей дискуссии, получается, что и то и это хорошо. Необходимого результата можно добиться множеством путей. Хотя а долю случая и удачи тоже немало приходится.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
добиться результата можно разными путями. Например, вы поставили себе цель: читать дальше →
0 Ответить
Рита Розова, и все же я остаюсь при своем мнении, что переделывать интроверта в экстраверта вредно для его душевного здоровья. Если со мной проделать такую операцию, я перестану быть собой. Если же мне все время об этом твердить, я перестану верить в себя. Все равно что сказать девушке: тебя никогда никто не полюбит с таким носом - ложись под нож.
Я все жизнь фриланстерствую, общаюсь с заказчиком три минуты в неделю и совершенно счастлива. Хорошо, что жизнь дает возможность некомандным людям жить и зарабатывать так, как им удобнее.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева,
конечно, себя переделать трудно. Со времен Белбина много воды утекло, паровоз ушел вперед, читать дальше →
0 Ответить
Рита Розова, а может ли П.С. делать работу так же хорошо, как О.Н.? Так постепенно в офисе останутся одни бойкие, а усидчивых и вдумчивых подберут в другом месте. Мой немаленький жизненный опыт подсказывает, что настоящего конкретного специалиста обязательно подберут, невзирая ни на какие личные качества.
Меня смущает в вашей концепции излишняя, на мой взгляд, безапелляционность идеи о том, что необходимо себя менять. Здесь вот в чем дело: если человек САМ хочет стать более коммуникабельным - к его услугам тренинги и аутотренинги. Но если он вполне счастлив и гармоничен в своей некоммуникабельности - ну стоит ли твердить ему, что неполноценен и должен себя переделать? Это как если человек без врожденного слуха САМ хочет его развить - флаг ему в руки. Но если у него нет слуха, а он при этом прекрасный художник, нужно ли твердить ему, что он никогда не добьется успеха, не умея играть на музыкальных инструментах?
Оценка статьи: 4
4 Ответить
Елена Голубева,
менять себя не следует, если к этому не лежит душа. Я хотела показать, что более коммуникабельному человеку легче выживать в современном мире, чем более замкнутому и неконтактному.
0 Ответить
Ну почему поддержать комментарий можно только одной единичкой? Елена, +5!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева, "между мной и музыкой засели древние контры" (ВВМ)
0 Ответить
Я тоже считаю, что коммуникабельность в современном мире неоправданно абсолютизируются. А положительный момент в том, что современный мир, слава Богу, дает возможность выбора, и интроверт, не ломая себя, может прекрасно реализоваться. Некоммуникабельные люди - не аутсайдеры, они могут делать то, что экстравертам делать трудно. Опытный руководитель знает, как использовать трудоспособного и сосредоточенного интроверта вместо того, чтобы заставлять его изнурять себя тренингами пресловутой коммуникабельности, в результате чего он приобретает комплекс неполноценности и неврозы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Елена Голубева,
тоже верно, если человек не хочет много общаться с другими людьми, то, вероятно, он обладает, например, высокой креативностью. Таких начальство тоже очень уважает и дает им возможность для самореализации.
0 Ответить
Елена Голубева, жаль что таких руководителей трудно найти.
Поэтому приходится приспосабливаться или учится.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
это кому как повезет. Если начальник - человек не гибкий, то с ним будет сложно "сварить кашу", тогда придется учиться коммуникабельности или менять место работы. Другого пути нет.
0 Ответить
Рита Розова, к сожалению, это так. Вы правы.
Хотя лишние знания спину не тянут
0 Ответить
Константин Гаврилов,
Хотя лишние знания спину не тянут
Вот с этим согласна целиком и полностью. Сама люблю учиться. Всегда приятно узнать что-то новое, о чем раньше не имела понятия.
0 Ответить
Кроме того, что коммуникабельность нужна для того, что бы вести беседы на любые темы с любыми людьми, в статье так и не сказано зачем же она нужна. Только для этого? Но это же невозможно! Только копирайтеры могут писать статьи на любые темы и то им надо вначале хоть что то почитать.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
В мире, в котором мы живем, коммуникабельность необходима как воздух всем, кто, например, по роду своей службы все время общается с людьми. Простой пример, вряд ли менеджер по продажам сможет сделать успешную карьеру, если он не коммуникабелен. В этот список профессий можно добавить преподавателей, управленцев, журналистов, артистов, режиссеров, маркетологов, юристов, политиков. Дальше можете продолжить сами…
0 Ответить
Рита Розова, но еще есть куча профессий и занятий где коммуникабельность совсем не глвное качество: писатель, художник, ученый, токарь, слесарь, водитель-дальнобойщик... Дальше можете продолжить сами
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
У меня дедушка - ученый (доктор наук, профессор и пр.) На скольких международных и российских симпозиумах он перебывал, сколько у него коллег по миру. Если бы не его коммуникабельность, то вряд ли ему удалось сделать так много в его жизни и достичь того, что он имеет. Писатели и художники - люди публичные, им приходится часто выступать перед аудиторией, встречаться с читателями. Писатель - мямлик вряд ли вызовет интерес у публики. Водитель-дальнобойщик, чтобы доставить грузы в разные концы света/ должен виртуозно владеть языком (своим и иностранным). В дороге всякое может случится, а общительность и коммуникабельность поможет такому человеку в любой ситуации не потеряться и не растеряться. Думаю, что вы теперь со мной согласитесь.
0 Ответить
Рита Розова, я говорил, что коммуникабельность не нужна? Нужна. Но не всем поголовно. И е в любой ситуации. Таксист болтун у меня симпатии не вызывает. Как и коллеги по работе готовые поговорить обо всем и не о чем одновременно. И моя оценка статьи - 4 говорит о том, что я не все в статье отрицаю, но есть моменты с которыми я не согласен.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров,
славненько, вот и договорились!
0 Ответить
0 Ответить
Мне,как интроверту,Ваша статья-"ни к селу,ни к городу",как говорится. Ну вот не могу я общаться постоянно с людьми,некоммуникабельна!И что делать? А в том и суть,что как-то адаптироваться к этому экстравертному миру,где коммуникабельность-активность-нацеленность на результат являются самыми необходимыми качествами. Вобщем,мир бежит-бежит-бежит,а куда-и сам не знает...
0 Ответить
Татьяна Пишет,
вы видите, что в современном мире человеку некоммуникабельному приходится очень трудно. Вы сами уже пытаетесь спрятаться от этого изменившегося мира. А стоит ли? Все в саших руках! Надо только начать над собой работать. Пусть вы не станете очень коммуникабельной, но общительность в себе можно развить.Попробуйте!
0 Ответить
Татьяна Пишет, Мир таков. Нужно быть активным, позитивным, успешным и коммуникабельным. Такая вот философия общества потребления. Мы с Вами чужие на этом празднике жизни.
0 Ответить
Константин Гаврилов,
к сожалению, абстрагироваться от этого "праздника жизни" нельзя. Так не лучше ли принять правила игры, чтобы не навредить себе, и нормально общаться с окружающими?
0 Ответить
Константин Гаврилов, зачем же такие мраки нагонять? "Философия ОП" не может претендовать на исключительные права на активность,позитив,успешность и коммуникабельность. Это общее достояние и вы не чужие на празднике жизни.
0 Ответить
... И всё-таки статья на 4. Нет главы о коммуникабельности менеджеров с подчинёнными. А это особый вид общения и заслуживает отдельной статьи. Я имел богатую практику общения с советскими(вкл.офицеров) и американскими менеджерами и должен сказать,что советские лучше: более доступны,не уклоняются и поддерживают травлю.
Но у американцев тоже есть хорошие козыри: они никогда не опускаются до грубостей, очень корректны.
Я имел удовольствие обильно общаться с американскими покупателями, о чём поведал в статьях в ШЖ. Они заряжали меня позитивной энергией, о чём только мы не болтали по пути к машине на парковке. Но соседи оказались туги на общение, но и проблем не делают.
Статья обращает внимание на важный момент в любом деле.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
объем статьи ограничен. Я не затронула такую тему, как ораторское искусство коммуникабельных людей. Тем не менее, спасибо за коммент.
0 Ответить
А хронические болтуны к какой категории относятся?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис Абрамов,
болтуны - это словесные паразиты, они не относятся к коммуникабельным или общительным людям. На прежнем месте работы у нас был Петр Иваныч, который цеплял за пуговицу любого и изливал все, что он хотел на беднягу. Все старались обходить ег а километр.
0 Ответить
Рита Розова, не надо всех называть болтунами. Есть оч приятные словоохотливые персонажи, с ними никогда не скучно, они расшевеливают и вашу заторможенность.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
я и не называю всех болтунами, только тех, которые не пропускают ни одного человека, чтобы завести с ним беседу "насчет картошки, дров поджарить" Есть приятные словоохотливые люди, они под эту гребенку не подходят.
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
ой, если бы это было так! Есть специфическая категория профессиональных болтунов, которые страдают словесным поносом. Они встречаются не очень часто, но тем не менее...
0 Ответить