Сейчас, как принято иногда говорить, общество у нас свободное, многогранное и разное. Оно отделено от религиозного мракобесия и сектантства, когда человек сам определяет направление для выбора исповедания. Исповедание, или отправление религиозных потребностей человека — это скорее определенное поведение перед исповедью, которая предшествует покаянию, о котором идет речь.
Как многие советские люди, не получавшие в своей жизни религиозного воспитания, ко всем вопросам, связанным с религией, я остался равнодушен. И не испытываю никаких симпатий к религии, также не понимаю людей, говорящих о том, что надо любить Бога. На вопрос, что я должен сделать, чтобы осознать божественную благость — положить сотню поклонов или миллион раз прочитать какую-то молитву, ответа мне никто так и не дал.
Не дано. Не достоин, видимо, этой благости по образу жизни своей и по образу своего мышления. Однако, как человек крещеный, церковь периодически посещаю, и даже прошел процедуру покаяния, когда в течение трех месяцев периодически ходил на исповедь, каялся в грехах и получал причастие. Случилось это не по моей доброй воле, а благодаря случаю, который к религиям никакого отношения не имеет.
…Группа, в которой я занимался, проходила практику, связанную с покаянием, и я сказал руководителю, что он не поп, а я не обязан открывать перед ним душу. А пойду лучше в церковь, где есть специальный человек, совершающий данную процедуру. Затем, пройдя определенную подготовку перед исповедью, я в назначенное время подошел к священнику и… начисто забыл все свои грехи, в которых собирался раскаиваться.
Священник, сказав: «Записывать надо», предложил вспомнить негативные мысли или какие-то пожелания. И тут я вспомнил, что я ходил недавно в церковь проверять информацию торсионных дел мастеров и других академиков-«эзотериков» об энергиях, присутствующих во время богослужения — для того чтобы посмотреть на эти энергии и как изменяются их цвета во время проведения богослужения. О чем я и сообщил священнослужителю.
На долгий изучающий взгляд священника я поспешил заверить его, что не сумасшедший. На вопрос, не экстрасенс ли стоит перед ним, я ответил нет, просто практики некоторых восточных школ, таких, например, как «ниндзюцу», позволяют развивать у человека не совсем обычные физические и чувственные способности. И что я не готов сейчас раскаиваться в своих способностях, не понимая, чем они неугодны Всевышнему.
Так началось мое покаяние, которое продолжалось в течение трех месяцев, когда я вспоминал о своей греховной деятельности, записывал все грехи на бумагу, с которой шел затем в церковь. Грехов было достаточно много, а на мой вопрос о том, что это будет не совсем честно с моей стороны, когда я как энергетик осознаю, что происходит в момент исповеди, священник ответил: «Поступай как должно, а там уже не твое дело»…
К необходимости в жизни человека исповеди и покаяния люди относятся различно. Каждый в соответствии со своим собственным сознанием и накопленным жизненным опытом. Например, прихожане церкви такой проблемы перед собой не ставят, каждый месяц проходя таинство очищения и причастия без каких-либо психологических напряжений и ограничений.
Другие предпочитают рассуждение и мудрование по поводу правильности проведения процедуры и участия в ней священника, когда «поп» сам может быть греховен или кающийся человек может делать это формально, не являя искреннего сожаления о содеянном грехе. Невозможно же залезть в голову к человеку и увидеть, о чем он думает в момент покаяния!
Такое мудрствование сродни тому, как зайдя в дом к своему соседу, человек начинает ему доказывать, что тот живет неправильно и ему необходимо менять жизненный уклад на другой. Не являясь членом церковной общины и не зная существующих там канонов, человек пытается доказать, что священнослужитель не может отпускать грехи, совершая духовное очищение.
Не понимают такие критики, что присутствующий при исповеди священник является только свидетелем того обстоятельства, что кающийся сам добровольно озвучивает все свои дела и поступки, которые считает греховными. На священника, принимающего покаяние, возложена своя персональная миссия, о которой нерелигиозному человеку и знать необязательно.
Часто бывает, что подобная критика исходит от людей, которые подсознательно боятся наказания за свои негативные поступки и не знают как от них избавиться, не будучи членом религиозной общины. Критикуя, они испытывают при этом огромную неприязнь, связанную с завистью к другим людям, которые имеют возможность «отмыться» от порочащих дел и помыслов.
Мне думается, что основное свое смысловое значение религиозное таинство, связанное с процессами покаяния и прощения грехов, существует для того, чтобы не сходили с ума мнительные люди от невозможности испросить прощения у того, кого уже нет на этом свете. Но одно дело, когда правящий архиерей в Прощеное воскресенье стоит на коленях и просит прощения за обиды, нанесенные вольно или невольно, ему это делать несложно.
Другое дело, когда это делает человек, как говорится, обычный. Надо иметь определенную смелость, для того чтобы озвучивать свои дела и поступки, которые в обществе считаются порочными, хотя кроме священника этого никто не слышит. А искренне кается человек или нет, кроме него самого этот вопрос никого не интересует. Себя-то не обманешь.
Что означает покаяние?
Пишу о собственном опыте, основанном на покаянии не теоретическом, а практическом. Поскольку за покаянием следует Божье прощение, то нам остается: произнеся слова раскаяния, пообещать больше так не делать. Вот как дети: прости, я больше не буду.. и родители прощают. Так и наш духовный родитель. Прощает нас, освобождает от вины греха,т.к. сам грех уже совершен и его нельзя вернуть обратно(к примеру пропитую квартиру, или убитого человека). Но после покаяния, Бог прощает именно вину греха.
А насчет того, как полюбить человека, мне стало однажды понятно вот что. Если Бог, как Отец, любит всех людей, поскольку все люди - это его дети, какое я имею право не любить людей, я - что, выше Бога? А в каждом человеке живет сам Бог, и мы в Его понятии боги именно с маленькой буквы - об этом сказано в Писании.
И еще, легко любить Бога, которого не видишь, а ты полюби того, с кем общаешься, встречаешься, кто рядом, вот что главное - опять же в Писании сказано. А ведь труднее попросить прощение у человека, чем у Бога.
А то многие отвечают: Бог простит. Бог-то простит, а ты?
А Богу нужно, чтобы люди прощали друг друга. Вот в чем дело. Так что без покаяния нет прощения и лучше бы об этом нам никогда не забывать.
Спасибо за внимание.
0 Ответить
Толковая статья основанная на собственном опыте. Только вод одно: "На вопрос, что я должен сделать, чтобы осознать божественную благость – положить сотню поклонов или миллион раз прочитать какую-то молитву, ответа мне никто так и не дал". Ну как дать ответ на такой детский вопрос. Ну что вы должны сделать, что бы полюбить человека к которому вы совершенно равнодушны? Ведь вы ничего не делали, чтобы полюбить свою супругу. полюбили и все, и откуда что взялось? Так и с Божественной благодатью - придет время и сами осознаете.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
совершить же покаяние- это тяжёлый труд т.к. это соработничество Богу, вот как говорил в 1992г. архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать – грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться – это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы.
Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы», христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Я уже писал вчера в сходной по тематике дискуссии "Чем можно заразиться в Церкви", инициированной Игорем Поляковым, бывшим священником, приводя слова митрополита Антония Сурожского. Касаемо покаяния он указывает на поразительную вещь: когда согрешивший человек внутренне содрогнулся от ужаса содеянного, в этот момент Бог прощает его, и покаянная исповедь в принципе уже не обязательна. Резюмирую: не столь тяжело покаяться, сколь тяжело в полной мере осмыслить свои грехи. А необходимость покаяния есть: есть преступление, должно быть наказание, а затем - ПРОЩЕНИЕ, иначе будет незавершенный гештальт. Проблема зависнет, станет хронической болью. Поэтому многие люди и идут на исповедь, ища прощения хотя бы в символической форме.
0 Ответить
в названии статьи стоит вопрос "легко ли?", а вывод, на мой взгляд, отвечает на вопрос "для чего?"
Оценка статьи: 2
0 Ответить