Мой педагогический дебют состоялся в конце 80-х, когда «я из Балашихи» звучало, как «я из Чикаго» в Америке 30-х или «я из Палермо» в Италии 60-х. Это сейчас остальные города подтянулись, а тогда в «Московском комсомольце» даже статья вышла под названием «Экспресс Палермо-Балашиха». Жители города были очень горды.
Я в то время преподавала литературу в школе в одном опасном районе, а по вечерам в подвале какого-то общежития вела секцию дзю-до у моих же учеников. И на практике убедилась, что один болевой прием заменяет три часа воспитательной работы. Про удушающий и говорить нечего. Увы, мои ученики признавали только силу.
Автоматизмы изредка срабатывали в самых неподходящих местах, например, рядом с учительской, но потерпевшие претензий не имели, потому что считали наказание справедливым. Я думаю, дети прощали мне многое из-за того, что я была с ними честна. Наказание было быстрым и предсказуемым, по принципу «стимул-реакция», а не «субботняя порка», при которой ожидание наказания намного тяжелее самого наказания. И они знали, что я люблю их, несмотря ни на что.
Несколько лет назад в одной из школ Комсомольска-на-Амуре был проведен опрос учителей и учащихся старших классов и учителей на предмет их отношения к телесным наказаниям в воспитании — кто должен наказывать, кого, за что и как?
В группе учеников против введения телесных наказаний высказались менее четверти опрошенных. Однозначно признали значимость телесных наказаний 10%. Но подавляющее большинство (66%) согласились с возможностью их применения в исключительных случаях. 72% учащихся считают родственные связи своеобразным допуском к физическому воздействию.
Основанием для применения физического наказания 60% учеников называет «вызывающее поведение», 52% - «агрессию по отношению к сверстнику», 53% - «агрессию по отношению к взрослому». 12% опрошенных в качестве основной причины применения телесных наказаний указали на употребление наркотиков. Ответ «ни за что» не выбрал никто.
Ответы учителей были почти такие же, то есть ученики и учителя воспринимали необходимость телесного наказания примерно одинаково. К сожалению, в опросе ничего не было о других формах школьного наказания, которые бывают намного тяжелее, чем физические.
Родители часто говорят, что их дети будто сами нарываются на наказание, после которого становятся как шелковые, испытывают облегчение. Так оно и есть — «вина ищет наказания». Плохие поступки редко совершаются по незнанию, ребенок лучше, чем взрослый осознает, что поступает плохо. Заслуженное наказание восстанавливает нарушенное равновесие в системе «взрослый-ребенок».
Причины плохого поведения — привлечение внимание или борьба за власть, проверка границ дозволенности. Если взрослые вовремя не ставят эти границы, потом очень трудно будет вернуть нарушителя в свои рамки. Чем раньше он получит справедливую обратную связь, тем меньше огребет ударов судьбы.
Иллюзия вседозволенности разрушительна для детской психики. Возможно, массовые проявления школьного буллинга, травли слабых — это следствие того, что взрослые, напуганные ювенальной юстицией, перестали реагировать оперативно, предсказуемо и адекватно поступку, ситуации, психологическим особенностям ребенка.
Галя - ты мастер и все правильно написала. В шлепке по попе не вижу ничего ужасающего и нарушающего права маленького "монстрика",если он таковым является. Обнимаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я считаю, лупить ремнем, тапками и так далее, все это бесполезно. Ребенок будет бояться, но никогда не будет уважать. А со стороны родителей это будет выглядеть, как беспомощность, если они по-другому не могут воспитать ребенка.
Я очень благодарна своей маме, что в моем детстве подобного не было. Она меня никогда не наказывала, ни битьем, ни молчанием, но она могла так сказать, не крича, что я сразу понимала, так делать не нужно и впредь не повторяла своих ошибок.
1 Ответить
Валентина Швец, а если бы меня пару разх по делу выпороли, уверен, у матери было бы меньше седых волос.
Ключевое "за дело". И чтобы не зло-)
0 Ответить
Кстати, игнор считается самым жестоким методом наказания.
0 Ответить
Галина Резапкина, просьба к вам - порассуждайте, пожалуйста, на тему "Как научить ребенка бояться огорчать родителей?" в виде статьи.
У меня самого есть свои соображения на этот счет, но уж слишком я категоричен. А здесь мягкость нужна.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, насчет мягкости не ко мне. Но ваши соображения мне очень интересны.
0 Ответить
Галина Резапкина, это точно и убедительным в то же время. Так что использовать этот метод надо в малых дозах, как яд
0 Ответить
Закономерный вопрос автору: Что значит бить?.. По лицу ударить?.. По попе?.. Ремнем наотмашь?.. Локтем в горло?..
Моё кошачье семейство нашкодничают (у меня их трое) - в жисть рукой не шлепну - только веником. И то - раза три, а потом как огня стали бояться этого веника, даже шлепать приходится - достаточно взять в руки.
Но как быть с детьми?.. Как правильно БИТЬ детей?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, по ситуации ))) Шучу. Забыла, что у здешних читателей очень конкретное мышление, что не поймут, то додумают.
0 Ответить
Галина Резапкина, как хорошо сказано!.. Чуть ли не слоган к Школе Жизни. Респект.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательный журнал Школа Жизни: не поймем - так додумаем.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Вячеслав Старостин,
1 Ответить
Вячеслав Старостин, а может поймем по - своему
0 Ответить
Вячеслав Старостин, вот - вот, у меня два кошака и сОбак, только веником и то замахнусь, не прикасаясь Бояться и одного взмахаА если на стол залезут, то рукой по столу постучу. А тут ребенок, как можно, вообще, на него руку поднять Может, конечно, я что не понимаю
0 Ответить
Лидия Богданова, с внуком я решил эту проблему. Начнет "всерьез" вредничать, я крепко сожму ему руку (не травмируя, конечно), и он сразу понимает с кем имеет дело. Враз остывает, а потом беседуем на тему "Хорошо - плохо"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, вот оно ключевое слово - беседуем
0 Ответить
Лидия Богданова, когда он остынет, а я пар выпущу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не бывает заслуженных наказаний, бывают неадекватные родители.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
"Интересно" проводятся опросы и собирается статистика (есть целая наука, как проводить опросы и получать нужные ответы - комментаторы наверняка знают). Ну, а респонденты тоже чувствуют, откуда дует ветер, и, как правило, дают "нужные" ответы (официально, да если на камеру - что вы, что вы: мы ответим так, как нужно-)
Плохи перегибы и крайности. Еще в мое время (80-е), в школе учитель имел право влепить подзатыльник. Дать линейкой по рукам. Накричать.
Дома строгий родитель не считал зазорным снять ремень и дать по жопе. И, снова, если не брать эксцессы с кровавыми избиениями, которые мы так любим, ничего ужасного в справедливом физическом воздаянии лентяю и хаму нет. "Пожалеть ремня - испортить ребенка".
Но сегодня мы ушли от той крайности в другую, последовав за просвещенным Западом: сегодня дать своему чаду подзатыльник, или накричать на него, уже повод для судебного разбирательства. Одна крайность сменяет другую, а здравая середина остается где-то на бобах.
Человек - забавное животное: вчера он проповедовал одно, сегодня последует за общественным мнением, не имея своего собственного, завтра снова ему изменит.
Можно ли бить ребенка? Иногда - да. Пока мы в ответе за тех, кого породили" - отвечаем за них. Иначе забавно: ответственность за него нести положено, а вот дать по попе - ни в коем случае. Станет самостоятельным - будем называть на Вы-)
Когда слова не действуют, когда ради его блага. Иногда у зарвавшегося отрока мозги становятся быстро на место от одного леща, в то время как долгие душеспасительные разговоры и цирковые фокусы действия не возымели.
0 Ответить
Игорь Ткачев. Ну во-первых ВАШЕ время учитель может и применял наказания, которые вы описали, но ПРАВА он однозначно на это не имел.
Во-вторых, не спорю, то что "родитель не считал зазорным снять ремень и дать по жопе", но одно дело когда это происходит один раз в жизни и запоминается навсегда, а совсем другое, когда это входит в систему воспитания.
Ну и в третьих, поскольку вы так яростно отстаиваете эту точку зрения, могу предположить, что у вас было тяжелое детство, как в школе, так и дома. И мне искренне жаль, что вы не знаете иного!
1 Ответить
Валентина Швец, хочу уведомить Вас, как будущего юриста с биотехнологическим уклоном, что ПРАВА даются человеку, чтобы хорошо выполнять свои ОБЯЗАННОСТИ.
Также сообщаю Вам, что одной из обязанностей взрослого человека является воспитание своего потомства в уважении не только своих ПРАВ, но и ПРАВ других.
А не умение (не хотение, не желание) уважать ПРАВА других, в любой биосистеме, наказываются. Об этом и статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, спасибо огромное, вы открыли мне мир!
0 Ответить
Валентина Швец, пожалуйста!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Швец, не недо переходить на личности, здесь обсуждается статья, если вы еще не в курсе правил сайта. Со своими домыслами и предположениями - в свой блог.
0 Ответить
Галина Резапкина. Я в курсе правил сайта, и, по-моему, все мои высказывания были по теме и не имели ничего нецензурного и оскорбительного! Также я считаю, Игорь Ткачев самостоятельная личность с собственным мнением, и, если он посчитает нужным, он сам ответит.
И еще, уважаемая Галина Резапкина, здесь я не одна такая со своими "домыслами и предположениями", но почему то именно меня вы отправляете "в свой блог", как то избирательно...
1 Ответить
Валентина Швец, каюсь, других слишком эмоциональных читателей вовремя не остановила, не было времени зайти на сайт, а после драки, сами понимаете... Спасибо, что не позволяете себе нецензурных высказываний. Но переход на личности - тоже неприемлемая форма общения. Ткачев, если захочет, ответит вам в личку. Напоминаю, что вы находитесь в моем блоге, поэтому я чувствую некоторую ответственность за то, что здесь происходит. Спасибо, что потратили время на обсуждение статьи. Удачи вам.
0 Ответить
Обращусь ко всем взрослым, которые считают возможным бить детей. Почему вы так считаете?
Предполагаю, что вы уже сформулировали несколько вариантов ответа: он плохо себя ведет, он не слушается, он не понимает, он не уважает старших...
Но это ведь обман. Не знаю даже, кого вы обманываете - других или себя. На самом деле вы бьете ребенка только потому, что он ребенок. Только потому, что он физически слабее вас, зависит от вас материально и юридически и не может ответить - вы бьете только потому, что можете это сделать.
Взрослые, бывает, тоже плохо себя ведут, не слушаются, не понимают, не уважают и т.д. Но вы ведь их не бьете? Конечно, нет. Взрослый может ответить. Да и как-то это... непринято бить взрослого. А бить маленького и беззащитного - это нормально, это принято.
3 Ответить
Марта Александрова, бить - нельзя, а наказывать - нужно, если заслужил. Кроме того, что значит - "бить", если это то, что описал автор, то это не битьё, а наказание. Если битье приводит к калечению или к издевательству, то ..... за это надо наказывать бьющего, и как можно жестче!
И давайте не заниматься словоблудием. Если Вы родителем стали осознано, а не случайно, то быстро поймете, что такое наказание и где оно переходит в битьё
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, бить - это бить. Легко или тяжело, с последствиями или без последствий, шлепнуть ремнем или выпороть ремнем - это все казуистика. Если вы не можете поднять руку на взрослого, поведение которого вас не устраивает, почему вы считаете возможным поднять руку на ребенка? Вывод один: просто потому, что он слабее.
И если вы родили осознанно, вы начнете воспитывать ребенка раньше, чем он станет настолько неуправляемым, что потребуется рукоприкладство.
2 Ответить
Марта Александрова, рассуждения бездетных чайлдфри - нелюбящих детей в общем, как вы писали, интересно здесь почитать-)
Это все теория. Столкнись вы с практикой, и ваши теоретические принципы поменяются.
0 Ответить
Игорь Ткачев, во-первых, я не чайлдфри; во-вторых, я не "не люблю" детей - эти вопросы подробно разобраны в соответствующей теме, повторяться не будем. А в-третьих, с практикой я сталкивалась - я тоже была ребенком. И на меня никто никогда руку не поднимал.
1 Ответить
Марта Александрова, я лишь о том, простом и далеком, что теоретически мы все такие НицщИ и Шопенгауэры-) А когда сталкиваемся с реальностью, на практичке, довольно скоро меняем свои тз.
0 Ответить
Спасибо, Константин! Я тоже не разделяю мнение автора Просто обозначила проблему.
0 Ответить
Галине большое спасибо! Статья прекрасная, хоть я совсем не разделяю мнение автора. Я категорически против физических наказаний. Считаю, что они могут нанести психологическую травму ребёнку, в результате чего он вырастит агрессивным и жестоким человеком. Если ребёнок напакостил, нужно аргументировано доказать ему, что он не прав. К счастью мои родители и педагоги поступали со мной точно также и я им очень за это благодарен. А вот агрессия порождает только агрессию, в чём я неоднократно убеждался. Лучший метод воспитания - это пряник, а не кнут.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
То, что дети поддерживают битье не означает, что так надо делать, детей приучили считать себя собственностью родителя, животными, родители считают так - любим, но это же наш ребенок (читай - наша собственность), что хотим, то и делаем.
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Ох и гадкое это дело - придумать ФИО, написать гадость и слиться...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, ?
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Дата регистрации: 21.10.2014
Последний раз был(а) на сайте: 21.10.2014 в 07:14
Ничего, бывает. Некий НИК делает пост, параллельный содержанию статьи. Иногда оскорбительный длоя автора, иногда глубокомысленный, не относящийся никак к тому, что написано в статье...
Потом тот же человек придумывает еще НИК... Мало ли имен, отчеств и фамилий в русском языке.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, ? . Вы о чем?
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Марина Иванова, Вас явно никогда не наказывали, а жаль! Тогда наверное поняли бы о чем Вадим!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, глупее ничего не смогли придумать? Это выглядит так убого, что я даже не знаю...
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Марина Иванова, читатель во мраке, Ваш анал-лиз глупости и убогости высказанного мною.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, меня в детстве наказывали и ремнем шлепали до определенного возраста, пока я не возмутилась этому, но я делаю выводы, что это не нормально, поскольку вызывает у ребенка только отрицательное отношение к родителю, поскольку ребенок никогда не считает себя не правым и считает, что наказание не заслуженное. Именно так думала я, "А за что?" типа. Получила двойку, ну, бывает, пришла домой грязная по уши и полными сапогами воды - ну, лужу измеряла на предмет глубины, изыскательская работа, любопытство и так далее. Ребенку надо объяснить, чем вы недовольны и самым большим наказанием должно быть испорченное ваше хорошее отношение к нему Для ребенка нелюбовь родителей хуже всего.
0 Ответить
Лидия Богданова, вы уверены, что набедокуривший ребенок "никогда не считает себя не правым".
Мне жаль ребенка, который только в школе получил возможность "лужу измерять на предмет глубины" - он либо в дошкольные годы был заперт в ясли-садах, либо постоянно гулял под присмотром приходящей няни - маме же надо карьеру делать, т.е. мама любит себя, а не ребенка. А за двойку детей не бьют, им помогают её исправить, правда, если он у родителей появился осознанно, а не случайно.
А "испорченное ваше хорошее отношение к нему" - это не наказание, для человеческого детеныша, а издевательство взрослого над его формирующейся личностью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я же вам не просто абстрактно написала, да, наказывали и за двойку и за лужу и еще за всякую ерунду, может не всегда ремнем, в чулан ставили. И лужи мы измеряли и на льдинах плавали и в заброшенных садах яблоки воровали и не считали это за "преступление". Я росла в другие годы, когда нянек не было, родители работали, а мы были свободны сами по себе. Мы были более самостоятельные дети, чем нынешные, изнеженные детки
0 Ответить
Лидия, речь в статье не о ремне за двойки и лужи. И вообще не о родительском наказании. Вам приходилось видеть, как стая подростков забивает чужака? Вы знаете, что происходит в школьных туалетах? Приличные дети из лицеев и гимназий доводят до самоубийства или реально убивают, как вчера в Электростали. Вот такие понимают только язык силы, и не столько физической. Сила - это сознание правоты, которое приходит спонтанно, когда защищаешь слабого, например.
0 Ответить
Галина Резапкина, да, а кто виноват, что подростки такие бессердечные выросли, экология, вирусы, микробы, а может все - таки у них мама, папа есть? C кого спрос то? А может будем винить общество, учителей, воспитателей, так это и есть мы. Воспитывать надо словом, а не наказанием, а чтоб ваш ребенок мог защититься от таких недоделков - отправьте ребенка в спортивную секцию Но не с битой и ножом защищать себя
0 Ответить
Я противница всякого телесного наказания, может один раз ударила ребенка и то по пятой точке и потому, что нервы не выдержали. А уж по отношении к себе, тем более не позволяла, даже родителям применять такое слово как БИТЬ Наказывать надо, не спорю, причем, сразу, чтоб знал, понимал ребенок, за что, но рукоприкладство применять нельзя
4 Ответить
Спасибо. Вечер сегодня у меня удался Чаще не получается, пишу, когда уже совсем работа кислород перекрывает.
0 Ответить
Причины плохого поведения – привлечение внимание или борьба за власть, проверка границ дозволенности. Если взрослые вовремя не ставят эти границы, потом очень трудно будет вернуть нарушителя в свои рамки. Чем раньше он получит справедливую обратную связь, тем меньше огребет ударов судьбы. -- 100% правильно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слава, спасибо! Давно меня никто не хвалил
0 Ответить
Если чаще писать, то и хвалить будут чаще (впрочем - и ругать тоже)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Красивое оправдание применение силы... И заголовок сразу в нокаут отправляет - "Бить..." Ладно - шлепнуть, поддать, потрепать, наказать, ущипнуть, наконец. А тут - "Бить!" Сознательно выверять удар? Прицельно бить?.. Наверняка бить и обозначить удар?..
Прицепился к форме? Прицепился. И это только начало - статья классная и всепогодно-актуальная - есть о чем порассуждать-поразмыслить.
Оценка статьи: 5
2 Ответить