Каждый человек периодически чувствует какой-то упадок сил, который все называют плохим настроением. Мозг как будто берет «тайм-аут» для перезагрузки: внутри образовывается какая-то пустота, движения замедляются, ничего не хочется делать. Если переключиться на что-то интересное и приятное или просто прогуляться, ни о чем не думая и наслаждаясь движением и природой, то плохое настроение куда-то улетучивается, откуда-то появляется энергия и стремление идти дальше.
Но что происходит, если человек не переключается на приятную активность, а «включается» в состояние плохого настроения, не пытаясь «перезагрузиться»? Негативные мысли и живописные картины прошлых и будущих неудач начинают наваливаться, больно стегать «по живому», принося разочарование, хандру и лень. Эти неразлучные подружки подпитывают друг друга и погружают в состояние эмоциональной и физической заморозки, когда делать что-то не только не хочется, а уже и не можется.
Если полностью войти в это состояние, поддаться ему, то на опустевшем месте остатков сил возникает уныние и занимает все освободившееся пространство, постепенно расширяя сферу своего влияния за счет вновь появляющихся душевных сил. Силы-то восстанавливаются, но они уже направлены не на внешние препятствия, а на внутренние потребности уныния. Тогда человек перестает быть хозяином самому себе, а становится сырьевой базой для своего нового состояния. Душа словно разрывается в разные стороны, доводя себя до полного изнеможения. В результате расслабляются душевные и телесные силы, соединяясь с крайним пессимизмом. Наступает душевная апатия и лень. Человек ничего не видит и не принимает ничего вокруг — для него реальна лишь его душевная боль и неудовлетворенность.
Конечно, такой человек не живет в безвоздушном пространстве, он живет среди людей, отравляя жизнь и себе, и другим. Несчастный варится в своем собственном соку, тратя свои душевные силы на пережевывание неудач, переваривания их и выдачи зловонного конечного результата, который, не имея выхода, опять возвращается к этапу пережевывания
Но не это самое страшное. Страшное начинается тогда, когда какой-нибудь энергичный, оптимистично настроенный индивид пытается вывести такого человека из состояния уныния. Тогда унылый ипохондрик превращается в агрессивного неуравновешенного субъекта, который, брызжа слюной и завистью, оскорбляет и оскверняет все вокруг себя. Информация извне проходит в мозг только избирательно: все хорошее и позитивное обязательно отсеивается, а все негативное увеличивается в размерах и всасывается с невероятной быстротой.
Получается так, что человек, охваченный унынием и стремящийся остаться в этом состоянии любой ценой, является своеобразным плацдармом для возникновения и развития в нем остальных грехов. На первый взгляд «безвредное», уныние несет в себе такой огромный потенциал для развития и трансформации негатива, что занимает свое место в списке грехов по праву.
Человек, вырастивший в себе порок уныния, сам глубоко несчастен и существует, сея вокруг себя боль, страх, разрушения. Воистину смертный грех!
Помощи извне нет и быть не может, потому что такой человек сам взлелеял свой грех — сам должен его победить.
Тема интересная . Мне встречалось такое объяснение греха- уныния. Оно производное от гордыни. Корни его от туда. Человек подсознательно считает, что он достоин большего и не получает чего-то того, чего заслуживает (желает). Материальное это или (чаще всего) нет ( недовольство собой, своими способностями, коммуникациями, характером). Как бы он обижен, предъявлеят претензии Богу От греха гордыни происходит грех уныния
0 Ответить
Елена Гуренко, вы написали хорошую статью. Мне нравится и текст, и ваши мысли. Нравится, как вы рассуждаете и как приглашаете читателей поразмыслить. Естественно, оценка "Пять".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, большое спасибо!
0 Ответить
Вероника, зря вы так обо мне и о тщеславии. Хотя, конечно, вешать ярлыки на совершенно незнакомого человека это, наверное, правило Интернета.
0 Ответить
Елена Гуренко, я не говорила прямо, что вы тщеславны. У меня возникло впечатление, что вы с презрением описываете людей в данном грехе, и вывод напросился сам собой, так как это признак тщеславия (а не сам грех, как он есть). Я хотела бы, что бы вы просто задумались над этим. Скорее я не согласилась с выводом статьи, что люди не заслуживают помощи, если сами виновны в своих бедах. Причем тут ярлыки и Интернет? По-моему я вполне ясно и деликатно выразила мнение относительно вывода в статье.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вероника, спасибо за комментарий. Не спорю с вами по поводу депрессии. Причин ее возникновения, видов и подвидов такое великое множество, что не объять. Я рассматривала уныние как конечный продукт достаточно долгого и затяжного депрессивного состояния, хотела показать, как важно не углубляться в него, а искать выход.
Вы правы по поводу суицида. Хотя я считаю, что этот аспект смертного греха уныния находится не в той плоскости, где затяжное уныние начинает пагубную трансформацию человеческой личности во вред всему живому вокруг.
0 Ответить
Елена Гуренко, а я тоже не считаю, что уныние "не находится в плоскости, где ...происходит трансформация... во вред всему живому вокруг"))) активная агрессия к всему живому прямо противоположное состояние пассивному унынию.
Прочитав вашу статью, читатель проникается отвращением к унылому г...греху))). Вы даже пишите про фекалии))) что бы усилить, видимо, ассоциации этого греха с чем-то не приятным.
Вы показали, как важно не углубляться в уныние, а искать выход... причем самому, ибо человек сам в себе возлелеял тот вред....
Прочитайте теперь статью в Википедии про тщеславие. Потому что именно грех тщеславия позволяет относится к унылым грешникам с презрением (которое проскальзывает в статье), не пытатаясь выразить к ним сочувствие, желание оказать помощь и поддержку.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Прочитала... и на напало на меня уныние)))
Уныние мой любимый грех, и не только мой. Уныние ведь ничто иное как депрессия!
Как и в степени грешности есть градации (к примеру, обжорство: от сладкоежки до взращивания в себе "убийцы в полтонны", или алчность - от воришки до чиновника-хапуги и т.д.), так и в депрессивности (унынии) можно пройти путь от ленивого неудачника (который описан в статье) до тяжелой депрессии, приводящей к суициду. Нужно ли помогать человеку справиться с "грехами"? Безусловно!
Озлобленному ленивцу - шлепок под зад! А человеку в настоящей депрессии - психолога или хотя бы дружескую поддержку.
Человек не всегда сам сознательно взращивает в себе уныние (депрессию). Очень часто дети, пережившие депривацию, насилие и жестокое обращение, склонны всю жизнь к различного рода депрессиям. Таких людей, как правило, обходят стороной или не понимают, насколько бережно нужно относиться к таким людям. Конечно, им нужна квалифицированная помощь психологов или психиатров.
Ведь смертность греха уныния, то есть его смертельность состоит в том, что в его особо тяжелых формах человек сведет счеты со свой жизнью. А это все равно, что плюнуть Богу в душу))) Он вам дал возможность родится, что бы вы побеждали эти страсти (грехи) в себе и помогали это делать другим.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вероника Ломаева, грех называется смертным не потому, что он смертелен для человека, а потому, что смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к общению с Богом до тех пор, пока грешник не покается и не оставит этот грех. Иначе говоря, сме́ртный грех в христианстве — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.
1 Ответить
Тадеуш Анджиевский, спасибо за информацию. Не думаю, правда, что это ваше личное мнение. Вы прочитали это где-то или выучили на курсах богословия? Может это и правда, что без покаяния человек теряет душу. Но пока мы живем в физическом мире, грехи и пороки терзают скорее наше тело и разум, а потом уже и душу.
Это только мое мнение и личное восприятие. Я не сильна в канонических христианских определениях.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вероника Ломаева, совершенно верно, это- не мое личное мнение, а учение христианской Церкви. На курсах богословия я, правда, не учился. Грех и пороки разрушают в первую очередь душу, а для тела и разума они могут быть зачастую приятны. Много ли терзаний тела и разума испытывают, к примеру, высокопоставленные российские ворюги? Или прелюбодеяние: смертный грех, но для тела весьма приятен...
0 Ответить
Тадеуш Анджиевский,
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вячеслав Старостин, согласна с тем, что каждый человек индивидуальность. И жизнь его собственность, и мысли. Чего и вам желаю.
0 Ответить
Если жизнь, что-то подобное кредиту МВФ, который жестко ставит условия получения кредита, тогда да - мы всю жизнь должны и соответствовать чьим-то указаниям, и постоянно выглядеть хорошими (быть хорошими практически не удастся).
Если жизнь - наша собственность, то только нам решать, как быть с унынием, например.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, я прямо прониклась к вам симпатией. Так вы филигранно и с тонкой иронией выражаете свои мысли. Быть слегка испорченным, живя на грешной планете, в вашем исполнении приподносится, как некий шарм и хочется поддаться искушению, понимая вашу философию. Отмечу, что при всем этом, в вас есть, похоже, добродетель - умеренность. Потому что все грехи без меры сделали бы вас невменяемым. А вы скорее, как дьявольский искуситель - предлагаете попробовать принмиать решение - грешить или нет другим, нежеле себе. Вы словно протягиваете райское яблоко с дерева знаний.
А если говорить строго по теме... быть в ответе за себя только перед собой - махровый эгоизм. Любой грех, как и любой негатив (уныние или что-то еще) отражается на родных, близких и других людях. Вы ведь контактируете с кем-либо изо дня в день. Почему бы не относиться ответственнее к свои мыслям и словам, которые вы сеяте в умах этих людей?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
И вы мне нравитесь, Вероника Ломаева...
Как только прочел у святителя Николая Сербского: "...Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы. Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо..." , так сразу оцепенение какое-то, что ли. Как так? Неужели вся жизнь посвящена богу?
В точности наоборот - тоже неправильно. Где-то посередине?.. А почему?.. Чего ради или какого чёрта? Такое ощущение, то живу, постоянно придумывая причины или отговорки... И не только я.
Оценка статьи: 5
0 Ответить