Наталья Наумова Грандмастер

Что такое показуха и в чём её опасность?

Шикарный шкаф дизайнерской работы, набитый старым хламом. Ковёр, из-под которого месяцами не выметалась грязь. Дорогие статуэтки и хрустальные вазы, покрытые слоем пыли. А рядом — собрания сочинений в роскошных переплётах и с золотым тиснением. Назначение томов — украшать полку, однако их никто из хозяев не читал и не собирается этого делать.

Палаццо Дандоло в Венеции - торжествующая роскошь Фото: pixabay.com

Разумеется, перед приходом важных гостей всё, что некрасиво, старательно прячется, кое-как протирается пыль и выметается грязь. А у хозяев непременно будут умные лица. Никто не должен даже догадываться, что за этим стоит! Декорации для создания видимой благопристойности подбираются со всей тщательностью. Но в обыденной жизни вокруг царит настоящая разруха.

Картина, к сожалению, вполне реальная. Само слово «показуха» вызывает отвращение и брезгливость. Однако тем, кто одержим ею, недосуг задуматься об этом. Между их поведением дома и при посторонних людях пролегает громадная пропасть.

Это подобно безвкусной безделушке, покрытой позолотой. От этого грубая поделка не превращается в золотую. Тонкий верхний слой легко стирается, и становится очевидным истинное содержание.

У. П. Фрайт, «Урок танцев для господина Журдена»
У. П. Фрайт, «Урок танцев для господина Журдена»
Источник

Синдром мещанина во дворянстве

«Довольно разговоров! Наперекор всем дочь моя будет маркизой, а разозлишь меня ещё пуще, так я её герцогиней сделаю».

Так вещал своей жене небезызвестный господин Журден. Его дочь Люсиль любит Клеонта, но тот получает от ворот поворот лишь потому, что не дворянин. Что значат чувства по сравнению со стремлением облагородиться? Впрочем, молодые влюблённые и их находчивые слуги смогли перехитрить незадачливого кандидата в дворянство. Но сам он так ничего и не понял.

Многие помнят бессмертную комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». Её центральный персонаж — богатый буржуа Журден — жаждал одворяниться. Для этого не жалел ни сил, ни средств. Что только ни предпринимал — и учителей приглашал, и роскошные одеяния приобретал, и без конца званые обеды устраивал, на которых непременно были великосветские гости.

Но… Сколько он ни рядился в дворянина, от этого таковым не становился. Его затеи вызывали только недоумение и хохот окружающих. Ведь подражал он лишь внешнему лоску, но оставался мещанином по своей сути. Это невольно выдавали его речь и поведение:

«Да только смотрите, не отставайте ни на шаг, чтоб все видели, что вы мои лакеи», «Мой портной уверяет, что вся знать по утрам носит такие халаты», «Отступите немного, а то я не могу сделать третий поклон» и т. д.

Одержимые страстью к показухе уповают на некоторую наивность окружающих
Одержимые страстью к показухе уповают на некоторую наивность окружающих
Фото: pixabay.com

Быть и казаться

Журден вызывает у зрителей и читателей смех, но при этом и некоторую долю сочувствия — ведь как сильна была его жажда стать причастным чему-то блестящему и благородному! Однако по сей день многие, сами того не осознавая, подражают ему. Они не понимают, что видимость не заменяет реальность, и не ощущают разницу между смыслом слов «быть» и «казаться».

Одержимые страстью к показухе уповают на некоторую наивность (если не сказать — глупость) окружающих. Иногда это оправдывается. Не в меру доверчивые граждане вполне могут поверить внешнему впечатлению. Но найдутся и те, кто поставит видимость под сомнение. И, возможно, очень скоро такой скептицизм оправдается. Тут не нужно даже особой логики — проколы в поведении неминуемы.

Участь одержимого показухой, даже если ему удаётся ловко водить за нос окружающих, не очень-то радостна. Это постоянное напряжение или даже больше — страх разоблачения. Ведь сколько ни притворяйся лучше, чем ты есть на самом деле, всегда есть риск опростоволоситься. В результате окружающим становится видно истинное лицо того, кто склонен приукрашивать себя.

Нетрудно сравнить замок-крепость и карточный домик. Каменная постройка не пострадает от неловкого движения. Но карточный домик рухнет при малейшем кашле. Точно так же любая мелочь сводит на нет видимую благопристойность.

Всегда больно и обидно ударить в грязь лицом перед окружающими — весь поверхностный лоск сразу тускнеет. Но существует и нечто более опасное — лакировка внутреннего мира.

Показуха — ложь по своей сути, страшно, когда она становится образом жизнии все силы уходят на создание фальшивой оболочки
Показуха — ложь по своей сути, страшно, когда она становится образом жизнии все силы уходят на создание фальшивой оболочки
Фото: pixabay.com

Ложь, ставшая образом жизни

Псевдоумные граждане любят выставлять окружающих в невыгодном свете. Можно вспомнить рассказ Василия Шукшина «Срезал». Такое стремление поставить в неловкое положение собеседника очень характерно для жаждущих продемонстрировать своё превосходство. Однако со стороны любители кого-то срезать порой выглядят ещё более нелепо. Хотя сами об этом и не задумываются, а лишь гордо расправляют плечи.

Есть и псевдоинтеллигентные граждане. После общения с ними остаётся очень неприятный осадок. Как будто пришлось съесть пирожное не первой свежести. Сильного отравления не будет, но появится непреодолимое желание литрами пить кипяток. Точно так же хочется поскорее забыть или чем-то заглушить беседу с полуинтеллигентным индивидом.

Показуха — ложь по своей сути. Страшно, когда она становится образом жизни. Все силы уходят на создание фальшивой оболочки, вкладываются в мыльный пузырь. Но тем болезненнее разочарование.

Любителю внешнего престижа обидно предстать перед окружающими в истинном свете. Однако разоблачение перед собой — это намного страшнее. Рано или поздно придётся повернуться к зеркалу и снять маску. Это больно — за годы она прочно приросла. Но всё же осталась маской.

…И что же тогда наследник Журдена увидит в себе интересного и заслуживающего уважения?


Что еще почитать по теме?

Как прослыть интеллектуалом?
Можно ли притвориться интеллигентом?
Книги и современность. Читать или не читать?

Обновлено 14.09.2016
Статья размещена на сайте 10.09.2016

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Чем хороши Мольер, Салтыков-Щедрин? -- их персонажи бессмертны, меняется лишь антураж.

    Оценка статьи: 4

  • А разве все это не про нас? Не про пост-советское общество, которое дома щеголяет такой фальшивой позолотой, а за границей тратится до последнего, чтобы как-то повысить самооценку?

    Правда скромна и непритязательна, ложь кичлива и кричаща. За любым таким эксцессом есть свои грязные тряпки в позолоченном шкафу красного дерева.

    ПС Вы явно имели в виду "грубую подДелку", а не "поделку".

    • Игорь Ткачев, вы опять о нас, а возьми заграницу, там показуха еще более скрытая и некоторые подводные течения и камни нам, российским гражданам, покажутся просто непримиримыми с нашим мышлением и образом жизни. Игорь, вы опять нарываетесь на бурные обсуждения патриотов