Ольга Барышникова Профессионал

Что такое прокрастинация и как с ней бороться?

Прокрастинация (от англ. procrastination — «задержка», «откладывание») означает стремление человека отложить свои важные дела «на потом», которое зачастую выражается в замещении необходимой работы бесконечным выполнением каких-то других ненужных мелких дел.

Фото: Depositphotos

Однако прокрастинация и лень — совсем не одно и то же, так как лень служит лишь естественным механизмом защиты от нежелаемой и не нужной человеку деятельности и помогает нам экономить силы, тогда как прокрастинируя, мы бессмысленно теряем свою энергию вместо того, чтобы направить ее в нужное русло.

В чем же причины явления и как бороться с этой нежелательной привычкой?

Стремление откладывать свои самые нужные дела было свойственно человеку еще с незапамятных времен.

Термин «прокрастинация» пришел в английский из латыни: procrastinatio разделяется на cras («завтра» или crastinum «завтрашний») + pro- («для, ради»).

Еще римский философ Сенека сказал: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».

Жизнь не будет ждать, она проходит
Жизнь не будет ждать, она проходит
Фото: Depositphotos

Однако в современной реальности количество поводов и возможностей для прокрастинации возросло в разы. Петр Людвиг в своей книге «Победи прокрастинацию» указывает в качестве одной из основных причин так называемые непомерно расширившиеся воображаемые ножницы возможностей — то есть то кажущееся количество шансов и разнообразных путей для раскрытия нашего потенциала, предлагаемое современным миром, которое просто огромно.

По его словам, сегодня человек часто оказывается совершенно беспомощен перед свалившейся на него возможностью бесконечного выбора, и у него возникает так называемый паралич решения, то есть он либо так и не может ничего выбрать, либо, сделав выбор, ощущает его как неполноценный из-за постоянных сожалений об упущенных возможностях, которые кажутся ему лучше того, что он для себя уже выбрал.

В любом случае проблема выбора из кажущегося разнообразия возможностей подавляет человека и забирает у него энергию и свободу для дальнейших действий. В дальнейшем у человека начинаются самоупреки за невыполненную работу и фрустрация, что порой может сделать задачу и вовсе невыполнимой или отодвинуть ее решение еще на долгое время.

Определите причины своей прокрастинации
Определите причины своей прокрастинации
Фото: Depositphotos

Как же научиться не откладывать решение наших самых главных и важных задач?

Прежде всего нужно определить причины, которые заставляют нас откладывать то или иное дело, чтобы понять, стоит ли за него браться, или лучше вообще изменить свою деятельность и просто потратить силы на что-нибудь другое.

Они могут быть следующими:

  • Слишком сложно (работа, за которую вы хотите взяться, на самом деле вам не по зубам).
  • Слишком скучно (это дело вас в действительности совсем не интересует, и вы с гораздо большим удовольствием потратили бы силы на что-нибудь другое).
  • Слишком много работы (похоже, у вас сейчас настоящий аврал и вам просто страшно окунаться в такое море работы).
  • Есть страх не справиться (вы по каким-то причинам боитесь не достигнуть в решении задачи того уровня, который вы запланировали; возможно, вы просто поставили себе слишком высокую планку).
Что такое прокрастинация и как с ней бороться?
Фото: Depositphotos

Что же делать и как все же заставить себя приступить к работе?

  1. Определите удобное время для своей работы «от» и «до», то есть сюда должно входить не только время начала работы (например: «Я начну работать над проектом сегодня в час дня»), но и время ее предполагаемого окончания (когда вы скажете себе: «Я хорошо поработал сегодня. И, возможно, на сегодня хватит. Я закончу это завтра»).
  2. Если ваша задача многоплановая и требует для решения много сил и времени, возможно, вам лучше не полениться и составить расписание и поэтапный план для ее выполнения или хотя бы примерно держать его в голове.
  3. Уберите все, что вас отвлекает. Телефон, телевизор, социальные сети, разговоры в соседней комнате… Вы должны работать в полной тишине и покое, и вам ничего не должно мешать сосредоточиться на вашей главной задаче. Не зря у писателей прошлых лет всегда был свой собственный кабинет, предназначенный только и исключительно для работы. У вас тоже должно быть такое пространство.
  4. Разбейте свою работу на маленькие этапы, научитесь отличать главную цель от мелких задач и планов и двигайтесь постепенно.
  5. Фокусируйтесь не на идеальном конечном результате, а на самом процессе.
  6. Помните шутку Марка Твена о том, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, ведь худшее на сегодня уже позади, и приучите себя начинать свое дело с самого сложного. Вы увидите, как и все остальное тогда сразу пойдет легче.
  7. Известная фраза «Просто сделай это» по-прежнему верна как никогда… Если вы никак не можете ни на что решиться — просто начните действовать, и вы увидите, что это было на самом деле не так уж и сложно.
  8. Приучитесь вознаграждать себя за уже проделанную работу и обязательно посмотрите, какие приемы в вашей работе были наиболее эффективными и помогли вам добиться наилучшего результата, с тем чтобы составить себе наиболее эффективный план на будущее.

Всем известно, что люди с удовольствием занимаются только теми делами, которые им действительно интересны. Но порой человек просто не может понять, что же ему на самом деле нужно, и тратит свое время и энергию, занимаясь совершенно бессмысленными, бесполезными и неинтересными ему вещами.

Что такое прокрастинация и как с ней бороться?
Фото: Depositphotos

Как же определить, что вам действительно нужно?

Многие психологи в случае подобной нерешительности советуют попробовать начать ценить свое время (вспомнив о том, что оно не бесконечно) и проживать каждый день своей жизни как последний. Только тогда исчезнет шелуха ненужных сомнений и запретов и мы поймем, что, в сущности, нам нечего терять.

И самое главное. Если мы занимаемся действительно любимым делом и используем свой потенциал, и это дело имеет успех, то в нашем в мозге вырабатываются так называемые гормоны удовольствия — эндорфины, и мы испытываем позитивные эмоции. И тогда, как правило, повода прокрастинировать уже нету. Так что ключ все же, видимо, в этом.

Статья опубликована в выпуске 20.05.2019

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Уберите все, что вас отвлекает. Телефон, телевизор, социальные сети, разговоры в соседней комнате"
    Гениально, пойти убрать разговоры в соседней комнате, наверное при помощи пистолета?
    Есть вещи которые не так то легко поменять и убрать, чтобы они не мешали делать то что хотелось бы, например на первом месте это трудовой договор с работодателем как минимум на присутствие в установленные сроки на рабочем месте. У кого-то дети, которые много времени и заботы требуют. Какой отдельный кабинет?
    Автар, ты жжошь. Не нужно свою ситуацию обобщать на всех, рассказывая как нужно действовать, так как для этого нужно от много отказаться и уйти в небытие.

    • Артем Орлов, сначала думала вообще не отвечать, но все же отвечу... Убрать из рук телефон и выключить телевизор, наверное, не так уж и сложно ;) дверь в соседнюю комнату можно просто закрыть... по поводу трудового договора - прокрастинировать на работе - это вообще высший пилотаж...

      • Артем Орлов Читатель 20 мая 2019 в 12:31 отредактирован 20 мая 2019 в 12:32

        Ольга Барышникова, я например, вообще телевизора не имею, телефоном пользуюсь в крайней необходимости, и обычно дольше минуты не разговариваю, и мне за неделю может ни кто не позвонить. Но вот, со всем остальным как и у большинства, отдельного кабинета не имею, дома проходной двор, не так легко, просто так отгородиться и закрыться в комнате, чтобы сосредоточится и чтобы ни кто не мешал. Плюс шумные соседи за стенкой. На работе, вообще общее помещение на десять человек, где постоянно сотрудники обсуждают собственные проблемы, по работе и не только. Сосредоточиться на выполнении своей задачи порой очень сложно.
        И я говорю не только о себе, а о большинстве. У каждого найдется куча своих мешающих факторов, которые очень сложно, просто так взять и выключить, как телевизор. Это социум.