Самый примитивный подход — получение новых знаний. Разумеется, в этом смысле книги во многом теряют свою функцию, проигрывая современным способам передачи информации. Но в то же время большинство уверены в несомненной пользе чтения. И этому есть подтверждения у нейробиологов. С их точки зрения, чтение серьезно воздействует на работу мозга и даже перестраивает его.
Чтение — привнесенное умение, созданная человеком программа. Французский нейробиолог Станислас Деан проводит исследования реакции мозга на чтение. Ученый утверждает, даже одно прочитанное слово «оживляет» наш мыслительный центр.
Природа не предусмотрела особого «центра чтения», мозгу пришлось приспособить для этого несколько зон. Сначала сигналы поступают в первичную зрительную кору, через которую они проходят по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц. И это логично, буквы воспринимаются как визуальный образ. Но гораздо интереснее, что происходит потом. Мозг не просто создает новый образ из комбинации знакомых (букв), но рождает новые. Так мы можем представлять места, в которых не бывали, конструировать собственные миры.
Значит, чтение стимулирует творчество, погружает в фантазии. В этом смысле просмотр фильмов — плохая альтернатива, особенно для детей, для которых развитие очень значимо.
Интересно, что при чтении книг задействованы разные участки мозга. В височной коре и миндалине расположены зеркальные нейроны. Это они заставляют нас улыбаться, глядя на улыбающегося человека, это они заставляют нас включаться в «стайные эмоции».
МРТ во время чтения литературы, вызывающей эмпатию, отмечает активность в центральной борозде мозга. Нейроны этой зоны способны переводить размышления в реальные ощущения. А это значит, что сопереживание героям доказано на физиологическом уровне.
Формировать эмпатию можно не только на примерах из жизни, но и на литературных текстах! Интересно, что эффект после сопереживания герою обнаруживался даже спустя 5 суток после прочтения.
Логично предположить, что чтение, вызывая активность в разных участках мозга, способствует их взаимодействию. Существуют исследования, утверждающие, что такое взаимодействие улучшает качество белого вещества, что особенно ценно при отставании в развитии. Одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что:
«100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество… находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня».
Интересно, что мозг неким образом выказывает собственные предпочтения. Любимым жанром для человека становится именно тот, который ему подходит. Например, сложные детективы выбирают люди, любящие задачи на логику. На чувства воздействуют тексты, изобилующие когнитивными упражнениями, во время которых читателю предлагают погрузиться в переживания героя: «она чувствовала; он понимал…».
Есть еще одна сфера, которая, к сожалению, недостаточно исследована, но даже первые результаты вселяют надежду. В нашем мире обилия визуальной информации очень важно научиться ставить барьеры. Некоторые исследователи считают, что эффекты, которые возникают при взаимодействии со зрительной корой при чтении, могут вызвать способы фильтрации от навязчивых визуальных образов. А фильтрация, в свою очередь, способствует развитию критичности.
Ученые еще долго будут искать доказательства связи интеллекта и чтения, но очевидно, что интеллектуалы — это люди, любящие читать.
Спасибо, за кропотливую работу с источниками. Всё просто, понятно написано. МРТ - только не расшифровано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Значит, чтение стимулирует творчество, погружает в фантазии" - да, полностью согласен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я согласна, отлично. Елена, а как быть с аудиокнигами? Я их не воспринимаю, и мне кажется, это не столь уж полезно для активности нейронных процессов. А моя достаточно взрослая ( 40++) сестра говорит: " Я прочла прекрасную книгу Дины Рубиной, надиктованную самой писательницей".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия Нечухаева, мне кажется, что это особенности восприятия. Я со слуха воспринимаю много хуже, мне нужен визуальный образ. На мой дилетантский взгляд, аудиокниги не совсем чтение, процессы несколько другие, нет трансформации букв в образы.
0 Ответить
Отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров, спасибо!
0 Ответить