• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Мастер

Грамотность. Она у вас врождённая или приобретённая?

Раньше для получения статуса «грамотный» необходимо было всего-навсего лишь научиться читать. У тех, кто умел писать и считать, этот статус становился ещё выше. Сейчас трактовка вопроса выглядит немного иначе.

Фото: Depositphotos

По-настоящему грамотными могут себя считать лишь те, кто в совершенстве владеет правилами, определённым уровнем знаний и навыков, может похвастаться сформированным самосознанием и удивить окружающих своим критическим мышлением.

Принято считать, что грамотность очень часто бывает врождённой. Иначе чем можно было бы объяснить способность некоторых людей, и в особенности детей, не знающих всех правил, не делать ошибок при написании? Как будто в их головной мозг ещё при рождении заложен некий алгоритм правописания. Ориентироваться в ситуациях сегодня приходится обычно очень быстро, а с такой скоростью мысленно обработать всю справочную информацию невозможно.

На самом деле «грамотность» — не совсем врождённое понятие. Родиться абсолютно грамотным человек не может. Гораздо позже, вместе со способностью правильно писать и выражать свои мысли, построятся принципы грамматической логики, которые будут отсеивать всё ненужное — редко повторяющееся, и оставлять главное — часто повторяющееся. Со временем сформируется такая логическая модель, которая сможет управлять выбором, и часто бессознательное принятие решений будет преобладать над осознанным.

Однако далеко не всем дано плыть с закрытыми глазами в информационном пространстве.

Грамотность. Она у вас врождённая или приобретённая?
Фото: Depositphotos

На первый взгляд, жизнь «безграмотных» людей ничем не отличается от жизни «грамотных». Вот только им гораздо труднее учиться, тетради пестрят исправлениями, дневник заполняется недооценками, а родители самозабвенно начинают борьбу с проблемой всеми доступными им средствами. И есть ведь ради чего. Грамотность сама по себе — это тот самый базовый фундамент, на котором строятся основные аспекты развития человека как личности.

Для начала хорошо было бы определиться с ответом на вопрос: «Почему всё так случилось?»

Первой причиной может быть наличие редкого заболевания дислексия («словесная слепота»), характеризующегося частичным нарушением письменной речи и затруднением в обучении чтению и письму. Люди с таким недугом больше молчат, думают и делают. Зато они лучше ориентируются в пространстве, потому что у них сильнее развиты визуально-пространственные способности.

Грамотность. Она у вас врождённая или приобретённая?
Фото: Depositphotos

По статистике каждый 12-й человек планеты страдает дислексией в разной степени. Дислексия очень трудно корректируется. Но не стоит пугаться, если уж специалистами поставлен такой пугающий диагноз. Природа оригинально всё перепрограммировала. Дислексикам дан ключ к успеху, они прекрасно находят себя в сфере искусств.

Второй причиной можно назвать дисграфию — частичную неспособность овладеть письмом при абсолютно нормальном развитии интеллекта. Можно, конечно же, выбрать простой путь — запастись кучей словарей и разнообразных программ-подсказок, позволяющих работать с автоматической проверкой правописания. Только это не защитит на 100% от возможности совершения нелепых ошибок, не будет поднимать уровень образованности и воспитывать своё индивидуальное чувство стиля. Как говорится, если вам и дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Тренировка памяти и внимания даст неплохие результаты. Есть специальные лингвистические курсы языка, повышающие грамотность, помогающие овладеть практикой языка, преодолеть свою неуверенность и страх, вспомнить забытое, научиться маленьким логическим хитростям.

Грамотность. Она у вас врождённая или приобретённая?
Фото: Depositphotos

Одно из самых доступных средств — читать! Все тексты — будь то книги, журналы, газеты, справочная литература — написаны грамотно. Человек ведь не просто знакомится с необходимой информацией, параллельно формируется то самое чувство языка. Структурная схема получения информации записывается в память, где она будет находиться до момента ее необходимости, и будет востребована.

В последнее время часто стали озвучивать ещё и такой термин, как рингофобия — стойкое нежелание чтения, вызванное чаще всего детской психологической травмой (наказаниями, запретами, ущемлениями желаний). Психологи называют такое состояние «школьный» невроз. Они же могут это исправить.

Чем раньше определится причина, тем лучше. Потому что иначе, как следствие, будет происходить ослабление отдельных участков головного мозга. А в таких вопросах помощь хороша вовремя.

Статья опубликована в выпуске 3.12.2010
Обновлено 7.09.2023

Комментарии (99):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Настя Шишкина Настя Шишкина Читатель 5 октября 2017 в 11:21 отредактирован 23 мая 2018 в 04:22 Сообщить модератору

    Удивительно читать у автора, пишущего в научном стиле,что "на самом деле «грамотность» — не совсем врождённое понятие". Гена "врожденной грамотности" не существует в живой природе, о человек оттуда. "Врожденная грамотность" - рекламный миф недобросовестных репетиторов.

  • С Башорга:
    xxx: вообще-то у меня враждённая граммотность
    yyy: Видимо, от слова "вражда". Ничего необычного, просто человек воюет с грамотностью.

  • По-всякому бывает. У нас два сына. Один много читает разного и с раннего детства. Другой не читает ничего, кроме учебников. Пишут оба абсолютно грамотно.

  • Есть люди способные к математике, а есть люди больше способные к гуманитарным наукам.
    По себе могу сказать, что грамотность у меня врожденная (по материнской линии) и приобретенная в школе.

  • Вопрос к автору как к специалисту. Действительно ли так сказать "врожденная неграмотность" может возникнуть из-за того, что ребенка неправильно учили читать? Мне когда-то так объяснили ситуацию с моими двумя дочками. Старшую я как-то сама учила читать, как оказалось, неправильно - целым словом. Она жутко безграмотная, хотя кандидат наук и в своей области сделала себе имя. Я вычитываю и правлю все ее научные работы. Младшую же учила читать бабушка-учительница, правильно, по складам. Вот у нее то, что называется абсолютной грамотностью.
    Может ли это зависеть от правильного и неправильного обучения чтению?

    Оценка статьи: 5

  • В силу разных причин мне пришлось столкнуться с понятием дислексии довольно давно. Поэтому был поднят на дыбы интернет, и в нем проштудированы статьи, форумы и всякое другое.
    Вынуждена не согласиться с содержанием статьи. Начнем с того, что дислексия (дисграфия) не рассматривается как болезнь, а как особенности мозга. Дислектик вынужден приспосабливать свой мозг к обучению. Обычные способы ему не подходят, поэтому он ищет свои собственные пути. Если ему это удается, то его мозг приобретает особую гибкость и нестандартность мышления, что благоприятно сказывается на творческих способностях. Поэтому дислектик или дисграфик довольно успешен не только в искусстве, но и в науке, в дизайне или других областях деятельности. где требуется творческий подход. Это второе возражение.
    Что касается дисграфии, то мне еще лет 40 назад блестящий невропатолог объяснял, что грамотность и безнадежная безграмотность вполне могут быть врожденными. Более того, дисграфия может развиваться с возрастом, что я наблюдаю в своей семье и на собственном примере. Видимо, тут играет роль наследственность. Но это ни в коей мере не болезнь. Лично я проверялась с помощью компьютерной томографии, так что данные подтверждены врачом. Это третье возражение.
    К сожалению, нет общих путей помощи дислектикам, т.к. каждый из них нуждается в индивидуальном решении его проблемы. Упорные справляются, многие отчаиваются и оставляют попытки исправить положение.
    Очень важно донести информацию об этом явлении до учителей, которые просто объявляют дислектиков/дисграфиков тупыми и тем наносят им чудовищный вред. И родители должны знать, что ребенок в этом случае не лентяй, а нуждается в поддержке и внимании.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 января 2012 в 06:56 отредактирован 14 января 2012 в 06:59 Сообщить модератору

    Грамотно, грамотный - любимые слова Г.А.Зюганова. Не зря он учительствовал. Грамотно ещё означает и профессионально.
    Даже машину можно (и нужно) водить грамотно, т.е.,умело, выдерживая все ПДД.
    Грамотность безусловно врождённое свойство. В школе я удивлялся безграмотности однокашников и проверял их сочинения.
    Грамотность и воспитывает. В румынском языке много форм вежливости и они автоматически воспитыват, наставляют на уважительные отношения. Думневоэстрэ(он), Доамна(она), Матале (обращение к старому человеку).
    Статья слегка заакадемичена, поэтому 4

    • Сергей Дмитриев, с этим можно и поспорить.
      Грамотность раллиста, таксиста, водителя Сталина и гаишника (гиббедедиста).
      Если раллист будет ездить по ПДД, он проиграет.
      Если таксист будет ездить по ПДД, его выгонят за несоблюдение плана, а если он будет ездить как водитель Сталина, то посадят.
      Если водитель Сталина будет ездить по ПДД, его расстреляют.

      • Владимир Иванович Пресняков, Вы слишком много накрутили на винт реплики.Экстремы,т.н.спортивное вождение здесь не рассматриваются. Кста..,как можно было вбрасывать в обиход языка такую несварёнку как ГИББЭДДДДЭ? ГАИ тоже не сахар для слуха русаков, но сжились, хотя ОРУД был луТше.

  • Определение слова "грамотность" хорошо изложено в Википедии.
    ru.wikipedia.org

  • Сергей Попов Сергей Попов Читатель 17 марта 2011 в 11:52 отредактирован 17 марта 2011 в 11:59 Сообщить модератору

    Ася Новикова, а также все дамы и господа, комментирующие эту статью! Грамматически правильно писать диктанты различной сложности можно научиться. А вот "красиво и правильно" выражать свои мысли (как вслух, так и на письме) - "почти" нельзя: для этого человек должен быть ПИСАТЕЛЕМ, а это - лишь от Бога! И, по традиции, "писатель" и "грамотный человек" (в контексте данной статьи) - практически синонимы. Тем не менее, в нашей ШколеЖизни многие статьи, авторов которых я безусловно считаю настоящими писателями, пестрят грамматическими, скажем так, неточностями. Я уже не говорю о комментариях к этим статьям, в которых (комментариях) мы делаем (и, главное, оставляем!) массу своих опечаток! Такая наша грамматическая небрежность не делает нам чести.
    А насчет корректоров, которые, якобы, нас "поправят", - это заблуждение. На редакторов/корректоров советской школы еще можно надеяться, а постсоветские работники редакций в большинстве своем - малограмотны. (То же можно сказать и о многих молодых "писателях".) Это, конечно же, не их вина...
    Люди, пишите грамотно! Мы в ответе за тех, кто нас читает!!!

    • Сергей Попов, Дык, кроме личной грамотности, счас и тетя Клава с тугими бутонами свою лепту добавляет.

      В каждой группе людей- своя грамотность.

      К примеру, бухгалтер не понимает 80% слов программиста, а программист 95% слов бухгалтера. Через год общения бух перестанет называть монитор компьютером, а процессор подставкой под комп, а до программиста дойдет, чем отличается синтетический счет от аналитического.

  • Ася Новикова, как правильно писать: "Медведь" или "Ведмедь"?
    Ширинка- это на брюках или для вытирания лица?
    Сволочь- это нехороший человек, профессионал по буксировке судов ручной тягой на севере России или растительные остатки, мешающие боронению?
    Грамотный- это человек, умеющий правильно читать и писать или интеллектуал, энциклопедист, литератор.
    А это смотря где.
    З.Ы.
    современных литераторов это не касается, в подавляющей массе это безграмотные люди с очень ограниченным словарным запасом. "Корректор поправит".

  • Элина Оборотова Элина Оборотова Дебютант 27 января 2011 в 10:21 отредактирован 27 января 2011 в 10:22 Сообщить модератору

    Можно поделюсь своим очень субъективным мнением? Оно сложилось из личного опыта. Не скрою, что считаю себя очень грамотным человеком, и часто задумываюсь о том, почему одни умеют правильно писать, а другие нет (хотя в общем-то, люди образованные и эрудированные). Я научилась читать в 4 года и в детстве книги глотала в бешеных объемах. До 9 класса наша учительница толком нас правилам и не учила. А у меня всегда была 5-ка по русскому. Только в 9-ом классе пришла такая учительница (Лидия Петровна Шестакова - может, кто знает?), у которой правила стал знать и тот, кто хотел их знать, и тот, кто не очень За что лично я её ОЧЕНЬ благодарна! так вот, я объясняю свою, казалось бы "врожденную" грамотность до 9 класса именно тем, что читала-читала-читала, плюс зрительная память!

    • Элина Оборотова, согласна с тем, что чтение - залог грамотности. Так уж вышло,что в детстве меня к чтению не приучили, а я, сама не понимая глупости своей, не очень-то и стремилась читать. Но потом, когда подросла, когда возникли трудности с написанием сочинений в школе, осознала, что чтение - мой помощник. Я стала усердно читать, глотать книги! И потом помимо того,что мне стало гораздо легче выражать свои мысли в жизни, на уроках, так ещё и ошибок стало гораздо меньше!

    • Элина Оборотова, присоединяюсь. Чтение - очень хорошая тренировка грамотности, развивающая чувство языка и обогащающая словарный запас.

      • Татьяна Черных, Элина Оборотова,
        Позволю себе присоединиться.
        Полностью за то, что чтение, чтение, и еще раз чтение формирует общий уровень грамотности и логики письменной речи.
        Я не русский (заметтье словосочетание не написано слитно), но говорить, читать и писать как на родном, таки и на русском языке начал одновременно, причем до школы, не смотря на все старания моей мамы, учиться читать отказывался наотрез.
        Но чтением заболел именно в том, глубоком детстве, и с тех пор весьма успешно им болею.
        К чему я все это пишу?
        Дело в том, что первый раз, недовольство тем что, х....ово, что грузин умеет хорошо говорить по русски, высказал мой комроты на комсомольском собрании, выслушав нелестный отзыв в адрес воспитательской работы проводимой коммунистом Илушко (так его ммм....... мягко говоря нехорошего человека звали).
        Второй раз, уже учась (по стечению обстоятельств опять таки в России) я сам задал вопрос одному из профессоров вуза-почему я не русский умею изьясняться по русски гораздо внятнее чем коренное население. На что получил ответ, что я выучил язык в основном по книгам, и от того моя речь более выверена и правильнее в с точки зрения риторики, чем у тех, кто учился говорить общаясь с бабушками и дедушками, грамотность которых оставалась под большим вопросом.
        А по поводу того, что "грамотность заложена в генах" осмелюсь заявить, что в генах много чего заложено, но грамотности там нет. Это полностью приобретаемый рефлекс.Если человеку часто приходится читать и писать, то определенный навык у него вырабатывается.
        Так например бухгалтер такое сочинение выдаст за годовой отчет, что у налоговиков сердце слезами обольется и вместо положенного, выпишут сниженный налог. А попробуйте тому же бухгалтеру литературный рассказ написать, и ничего у него не выйдет.

        • Георгий Шаликиани, мАлАдец, кацо! Превзошёл Р.Гамзатова с его булочками и кофе. В Вашем феномене нет ничего особенно удивительного. Георг Отс говорил и пел на рафинированном русском языке и он не редкое исключение.Осмелюсь указать на ошибки в тексте,как-то: надо по-русски, опять-таки (предположительно).
          По п.польза чтения согласНен. Смею предположить, что комроты Илушко был молдаванином или украинцем.
          "Осмелюсь заявить", что грамотность заложена если не в генах, то в печёнках.

          • Сергей Дмитриев,
            Уж извиняйте мня (или "мню" никак не запомню)за очипятки и другие направильности.
            Я, в своем комментарии забыл упомянуть, что со знаками препинания и всякими дефисами да тире всегда был не в ладах, как и вообще со многими правилами грамматики (в смысле..... ну не помню я их, хоть убейте).
            Да и статья ,в моем понимании, касалась более грамотного изложения мысли в письменной речи и правильного написания слов . Думаю, что и большинство писателей, создавая свои шедевры творческой мысли не особо обращают внимание на правила пунктуации. На то корректоры (живые или Word-овские) существуют.

            • Георгий Шаликиани, О.К.! Мелкие ошибки - это мелочи жизни, главное, чтоб мысли были с полётом. Редакторы, корректоры - лучшие друзья авторов,писателей. Я очень благодарен редакторам газет,журналов,которые "причёсывали" мои заметки так, что я не нарадовался. Мне запомнилась легенда об известном русском поэте Некрасове. Перед публикацией он давал почитать стихотворение своим друзьям не то что на наличие граммошибок, а вообще не наворотил ли он каких-нибудь глупостей.
              Пишите что-нибудь для ШЖ, нам нравится с грузинским акцентом и ходом мыслей.

  • Ася Новикова, По настоящему врожденная грамотность - феноменальное явление и как таковое редко. Оно потрясает! Как-то в 198... я зашла по работе в один из отделов НИИ, где народ пыхтел над страничкой служебной записки уже второй день. Заведующая отделом напрягла всех, чтобы получить идеальный текст. Получила. Позвали девочку Машу, вчерашнюю школьницу, которую недавно устроили лаборантом в соседний отдел, и попросили прочесть и подправить документик, если посчитает нужным. Через пять минут она отложила страничку, карандах и ушла в свой отдел. Все кинулись к столу. Ни одно исправление не вызвало спора, нарекания или сомнения! Ни одно из примерно 15 исправлений (согласований слов в предложении, пунктуации, стилистики). Качество было налицо! Я до сих пор под впечатлением!

  • Дмитрий Алексеевич Кучеров Дмитрий Алексеевич Кучеров Читатель 10 декабря 2010 в 13:50 отредактирован 10 декабря 2010 в 13:54 Сообщить модератору
    Меня слишком рано научили читать.

    Читать меня научил дед Георгий(самоучкой научившийся грамоте по Евангелию в 1888 году) летом 1939 года,
    тогда мне шел четвертый год,а в 1940 году я самостоятельно
    читал сказки.Отец,после возвращения с Финской войны продолжил мое обучение,я знал 8 латинских букв и стал читать Учебник шахматной игры И.Майзелиса" Начинающий шахматист",
    1937 года,но в детском саду-интернате я один умел читать.
    Поэтому,возможно,и были у меня с запятыми всю жизнь проблемы.

    Оценка статьи: 5

  • Наталия Волкова Наталия Волкова Читатель 10 декабря 2010 в 09:46 отредактирован 25 мая 2018 в 05:57 Сообщить модератору

    Врожденная грамотность в самом деле существует. Я в этом убедилась, когда еще училась в школе. Моя подруга, которая не блистала успехами в учебе, писала тексты без ошибок. Это какой-то феномен!
    Но если вы не пишете тексты, то неграмотность не помешает вам в жизни. Разве что при оформлении резюме.

    • Наталия Волкова, вот-вот,такая же история,у меня есть школьная подруга, у которой врожденная грамотность,писала диктанты без единой ошибки...и ,отнюдь, не отличница.Зато я сильна с первого класса в математике,а вот с русским не всегда дружу ,если бы не программа, которая исправляет меня просто была бы не в лучшем свете

  • Ася Новикова, сейчас очень модно стало ставить детям различные "диагнозы", тем самым привешивая ярлыки и лишая возможности развития. На самом деле, в школе не работают с пониманием текстов. Дети НЕ ПОНИМАЮТ, о чем они пишут или решают задачи! Их учат технологии! Приведу пример. Дочка в 1 классе неправильно решила задачку в классе, расстроилась. Задачка звучала примерно так: "В одном бидоне 5 л молока, в другом на 3 меньше..." Стали решать дома, и тут она спрашивает :"А что такое бидон?"

  • Максим Демишкевич Читатель 8 декабря 2010 в 13:12 отредактирован 25 мая 2018 в 05:53 Сообщить модератору

    Конечно грамотности учат

  • Комментарий удален
    • Коммент

      Ксения Петрова,в компьютере установлен Ворд,а это,
      всего лишь,программа;почти все программисты - не лингвисты.
      К тому же,есть такое понятие,как авторский текст,который не всегда подчиняется правилам,как фонетики,так и орфографии.

      Оценка статьи: 5

      • Дмитрий Алексеевич Кучеров, это смотря что понимается под авторским текстом. Скажем, многие нынешние "пииты" с легкостью меняют ударения в словах по своей прихоти. Мотивировка - авторский текст. Настоящая причина - неумелость, если не сказать больше. Ссылки, мол, у самого Пушкина не все ударения на месте, несостоятельны: тогда язык был другим. Не поленюсь напомнить: псмотрите на сохранившиеся черновики Александра Сергеевича и вам станет понятно, что такое работа с рифмованным словом. Грамотный авторский текст крайне редко вступает в противоречие с правилами орфографии.

        Оценка статьи: 5

        • Дмитрий Алексеевич Кучеров Дмитрий Алексеевич Кучеров Читатель 10 декабря 2010 в 12:37 отредактирован 10 декабря 2010 в 13:52 Сообщить модератору

          Валерий Сатокин, привожу свой личный пример:

          О пешке

          Пешка мечтала пройти всю доску!
          Эта мечта наводила тоску!
          Сколько ей,бедной,придется страдать!
          А ведь придется шагать и шагать!

          Вот и седьмая горизонталь
          Если бы ей приказал это Таль!
          Надо идти,несмотря ни на что!
          Ура! Получилось это нечто!

          Я - королева,
          И всех я сильней!
          Буду я бить всех королей!

          Но,не спеши,дай посмотреть,
          Ты ведь прошла пути лишь треть!
          А то и меньше,не нам судить!
          Кто нибудь захочет прибить!

          Не бойся,по жизни смело шагай!
          В конце твоей жизни -шахматный рай!

          Оценка статьи: 5

          • Дмитрий Алексеевич Кучеров, прошу прощения, а пример чего? читать дальше →

            Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 6 декабря 2010 в 04:54 отредактирован 6 декабря 2010 в 19:17 Сообщить модератору

      Ксения Петрова, как только "подчеркнул красненьким", откройте внизу "книжечку": состояние проверки правописания, там есть опция "добавить в словарь", нажимаете и проблемы решаете. Только предварительно тщательно проверьте правильность написания добавляемого слова, дабы потом Ваш комп не возмущался.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин, ни-че-го не подчеркивает, когда таких слов слишком много. Я четыре года редактировала технические тексты, поверьте уж.

        • Марианна Власова, интересно. У меня всё "краснил" и орал благим матом: слишком много слов неправильных! не могу управиться! Ну или что-то вроде этого. Я тогда брал по абзацу и добавлял во встроенный словарь все новые для него термины. Сейчас такое бывает только когда, случайно, ураинский текст попадает в русскую проверку правописания.

          Оценка статьи: 5

  • Ася Новикова, безусловно полезно и интересно. По-моему, есть еще один нюанс, влияющий на грамотность письменной речи. Особенно в русском языке, где почти ничего не пишется так, как слышится. Для меня самого в раннем детстве долгое время было загадкой: зачем надо писать "инженер", если говорится "инжинер", почему правильно "столЯр", если почти все вокруг говорят "стОлир". Потом, в школе, мне это стало как-то понятно. Как, и сам не знаю. Но теперь уверен: грамотность - это еще и большой труд, а безграмотность, в подавляющем большинстве, признак лодыря.
    Тут, конечно, не без исключений и особенностей. У меня есть один радиоведущий, который, потрясающе безграмотен в написании и создании текстов, но соверенно точно произносит все звуки и правильно ставит ударения в любых, даже незнакомых ему, словах. И акценты по пунктуации соответственно.

    Оценка статьи: 5

  • Я думаю,кроме способностей к языкам,необходимо как
    воспитание (нахождение)в культурной среде,так и минимум знаний(от яслей до ВУЗа).

    Оценка статьи: 5

  • :)

    Спасибо за статью, написанно супер!

  • Филипп Плахов Филипп Плахов Читатель 3 декабря 2010 в 16:35 отредактирован 25 мая 2018 в 05:45 Сообщить модератору

    интересная статья )))

    Оценка статьи: 5

  • Ася Новикова, никогда не учил, но всегда писал правильно

  • Олбанский язык - мой спаситель. Как не старался в школе, но грамматика мне так и не давалась никогда

  • Ася Новикова, "Одно из самых доступных средств – читать! Все тексты – будь то книги, журналы, газеты, справочная литература – написаны грамотно". Да, раньше найти ошибку было чуть ли не сенсацией. Сейчас - очень часто в книгах, про периодику вообще молчу.
    С детства люблю читать, моего ребенка - никаким калачом не заманишь, хотя читает с 4 лет, причем никто его не заставлял.
    Я в школе обожала писать диктанты. А вот сочинения были сущей мукой, несмотря на оценки не ниже 4 за стилистику и практически всегда 5 за грамотность. Но спроси меня, почему я написала так, а не иначе, правило рассказать не могу. Возможно, причина в частом чтении (визуальное запоминание написанного по правилам) плюс какая-то интуиция.

    Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Алексеевич Кучеров Дмитрий Алексеевич Кучеров Читатель 10 декабря 2010 в 08:49 отредактирован 10 декабря 2010 в 08:50 Сообщить модератору
      Коммент

      Каролина Динкелакер,я в плане стилистики не имел
      замечаний,мне так и писали в комментариях:
      за содержание -5,за стилистику -5,за фонетику -5,
      за орфографию - 2, отметка -3 .
      Такие мне отметки поставили в аттестат зрелости:
      Русский язык - три,
      Литература - четыре.
      Хотя,в будущем я имел несколько высших
      и учился в аспирантуре ЛГУ.

      Оценка статьи: 5

  • Кстати, не дизлексия, дислексия.

    И еще:
    "Грамотность, сама по себе – это тот самый базовый фундамент, на котором строятся основные аспекты развития человека, как личности. Неграмотному человеку закрыт доступ в сокровищницу литературы, он не в состоянии адаптироваться в потоке информации, не способен максимально доступно выразить и реализовать себя."

    Ну тут Вы снова употребляете слово "грамотность" в значении "умение читать и писать". Поверьте, тому, кто пишет с ошибками, тоже доступна мировая литература.

  • "Родиться абсолютно грамотным человек не может. А вот способность красиво и правильно выражать свои мысли, называемая «чувством языка», как раз заложена в генах."

    Смешиваете понятия. Чувство языка - оно как музыкальный слух. Можно слышать чужую фальшь, но не уметь спеть правильно. Очень много детей с врожденной грамотностью не умеют красиво выражать свои мысли, очень много открытых, разговорчивых детей на письме делают ужасающие ошибки.

    • Марианна Власова, не думаю, что я что-то путаю. Но спорить не буду.
      Чувство языка - это феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций. (Психологичсекий словарь)

      • Ася Новикова, я, конечно, не специалист, но мне кажется, что чувство языка и некое, назовём его так, "грамматическое чутьё", - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Я исхожу из собственного опыта. Я почти не делаю грамматических, синтаксических (пунктуационных) и стилистических ошибок в тех языках, которыми владею (их, правда, немного - всего 4), причём я не делала их, даже не зная правил(скорее, наоборот : если я начну задумываться, как правильно написать и почему, я могу сделать ошибку). А вот рассказчик я никудышный, несмотря на богатый словарный запас и неплохую начитанность. Более того, я не столь давно, благодаря активному общению в Интернете, научилась более или менее чётко формулировать свои мысли в письменной форме. Мои школьные сочинения - это "поток сознания", за которые я получала отличные оценки только по двум причинам : отсутствие ошибок и образные сравнения (с детства стихи пишу...). Никакого анализа, никаких выводов...
        А в иностранных языках и вправду работает какая-то загадочная интуиция... Я, химик по образованию, перевожу "с налёту" довольно правильно тексты из самых разных областей - научную статью по самолётостроению и торговый контракт,
        инструкцию по использованию медицинского прибора и нотариальный договор...Со словарями, конечно, но что подсказывает мне, какой именно перевод из нескольких предложенных выбрать - Бог весть...Это, видимо, и есть то, что называется "чувством языка". А отсутствие ошибок на письме - это нечто совсем другое...

        • Коммент

          Евгения Комарова, я с Вами согласен полностью.
          К примеру,у меня нет музыкального слуха,
          но слух не плохой,и я слышу фальшь, как в исполнении музыкантов,так и в произношении(написании).
          Не плохо писал еще в школе,но проблемы были с запятыми,
          я их писал по наитию,что не всегда сопадало с правилами.
          К тому же,особенно с возрастом,бывает трудно
          сосредоточиться,бывают опечатки в тексте и
          в шахматных партиях по переписке в ИНТ'е
          (вчера зевнул мат в один ход,что не простительно
          для кмс,- неправильно расставил позицию).

          Оценка статьи: 5

      • Ася Новикова, мой сын-подросток не умеет "красиво и правильно выражать свои мысли". При этом абсолютно грамотно пишет. Его друг разливается соловьем и всегда найдет, что рассказать друзьям, как очаровать девушку и покорить взрослых. На письме - ошибки в каждом слове. Читая что-то, он заметит неправильное построение фразы, а орфографические и пунктуационные ошибки - нет. Так что к той грамотности, которую Вы обозначили как "способность некоторых людей, и в особенности детей, не знающих всех правил, не делать ошибок при написании", чувство языка отношение не всегда имеет.