Во-первых, предлагаю использовать смешные детские стишки и сопровождать их повторение энергичными движениями. А во-вторых, нет смысла стесняться в одиночку маршировать перед компьютером, он наш друг и не осудит. Зато, скажу по секрету, эффект таких занятий значительно превышает нудное повторение в скукоженном положении.
Тренировать надо, прежде всего, так называемые, взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде:
— верхних зубов (звуки Т-Д);
— корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки К-Г);
— затвора обеих губ (П-Б).
Используя звукоряд гласных И, Э, А, О, У, Ы, медленно, но чётко строим фразу из «кирпичиков»: пткИ, пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ ! Повторили пару раз, запомнили? А теперь… встали!
Да-да, прямо сейчас я призываю вас не только встать, но и делать во время речевого упражнения ритмичное движение, скажем, шаг в сторону, ногу приставить. Итак, сначала ноги, потом вдох, задержка дыхания, купол и — «пткИ, пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ».
А дальше переходим на буквосочетания «бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы», потом можно пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым образом, хорошо бы подключить к этому процессу звуки «р» и «л», типа «лри, лре лра, лро, лру, лры». Впрочем, нет смысла все их перечислять: чем большее количество сочетаний придумаете — тем лучше.
Тренируя всевозможные сочетания согласных, не делайте упражнения формально, механически, добавляйте интонацию, как будто вы кого-то поддразниваете, кокетничаете, над кем-то подшучиваете. Как только почувствуете свою власть над взрывными буквосочетаниями, можно переходить к чистоговоркам.
Чистоговорки:
Пришёл Прокоп — кипел укроп.
Ушёл Прокоп — кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
Из-под топота копыт
Пыль по полю летит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Лавр рвал ландыши и дарил их Ларе.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла — украла кларнет.
Стихотворения, подходящие для упражнения:
Вагоны вперёд покатили, как мячики:
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бой!
Когда я предлагала вам помаршировать, то имела в виду именно последнее стихотворение, ну, а во время работы над стишком про вагоны предлагаю продвигаться вперёд, делая движения, согнутыми в локтях руками.
Если всё это освоено и уже не вызывает затруднений, то переходим к самым проблематичным согласным — это русские звуки «ч» и «ц». Произношение этих согласных — наиболее распространённый недостаток речи. Вместо ясного и четкого «ч» мы слышим «щ» (щеловек, кащество), а вместо «ц» зачастую звучит «с» (поселуй, светок).
Отчего это происходит? Попробуйте слегка протянуть эти звуки и вы поймёте, при растягивании теряется взрывной согласный «т». Но, как известно, у каждого яда есть противоядие. Этот недостаток можно устранить, тренируя буквенные сочетания, где «Ч» и «Ц» стоят рядом или между другими взрывными согласными. Например: «кчки, кчкэ, кчка, кчко, кчку, кчкы» или «тпци, тпцэ, тпца, тпцо, тпцу, тпцы». А вот и упражненьиЦе:
«Разговор лягушек»
1. Кума,
Ты к нам?
2. К вам, к вам
к вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу!
1. А кого, кого, кума?
2. Рака, карпа и сома.
1. Как поймаешь, дашь ли нам?
2. Как не дать? Конечно, дам!
При каждом ударном слоге, слегка подпрыгивайте, как лягушка. Постарайтесь во время исполнения взять дыхание один раз и, конечно же, следите за свободой звука.
Получилось вжиться в образ лягушки? Даже не хотите с ним расставаться? А придётся. Будем подражать чириканью воробьёв! Нравится играть с согласными?
«Воробьи»
1. Чик-чирик, чей червячок?
2. Чей червяк? Чирик молчок!
На крючочке червячок.
Попадёшься на крючок!
1. На крючок? Чего? Чего?
Не боюсь я ничего!
Червячка с крючка схвачу!
Чик-чирик! И — проглочу!
И в завершении нашей игры с согласными — проверочное задание. Постарайтесь записать его и прослушать. Самый суровый судья для себя — вы сами. Редко кому нравится собственная аудиозапись. Поищите недостатки, обязательно избавьтесь от них, а потом просто поддерживайте свою отличную дикционную форму.
«Прислушайтесь к звукам»
Шипящий звук «ш» зашуршал, зашептал,
А «жэ» — словно жук, закружась, зажужжал.
Завеяли ветры весенние в «вэ».
Зафыркал вдруг «эф», расфуфырился: «Фэ!»
Свистящий согласный звук «эс» засвистел,
За ним звонко-звонко звук «зэ» зазвенел.
Раскатистый «эр» — не напрасно сонорный:
Рычит и рокочет в работе упорной!..
Бьёт бурю и бой в барабан бравый «бэ».
Пришёл попросить быть потише звук «пэ»…
Звучите в удовольствие себе и на радость окружающим!
Елена Тимофеева, очень важные упражнения! У многих из нас страдает произношение и часто "каша" во рту, как говорят логопеды!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Тимофеева, интересная вариация. И полезная. У меня, правда, есть своя схема-система, но разнообразие в этом вопросе никому не помешает.
0 Ответить