Людмила Ливина Профессионал

Программированное обучение. Что это?

Впервые об этом методе заговорили в Советском Союзе в 80-х годах прошлого, то есть XX века, когда была переведена с английского и опубликована книга «Химический тренажер» в оригинальном названии «Chemistry made easy». Дословно: химия, сделанная легкой.

Фото: pixabay.com

Чиновников от образования эта книга не вдохновила, учителей тоже. В книге нашли множество недостатков: не соответствует школьной программе, не так расположены темы, неточные формулировки. Короче, учителя, которых я просила дать отзыв, пользоваться ею не советовали. Зато ученики, рискнувшие с ней поработать, добились прекрасных успехов.

Сегодня наше образование переживает кризис. Учебники написаны так, что без учителя-комментатора в них не разобраться, а грамотных и, главное, умеющих интерпретировать материал учителей, в силу объективных причин, маловато. Услуги репетитора достаточно дороги: профессионалы умеют ценить свой труд и свое время. А дешевые репетиторы — это те же учителя (только в профиль), и зачастую обучение заменяется натаскиванием.

Разворот книги
Разворот книги «Химический тренажер»
Фото: avito.ru

Поэтому самое время вспомнить о методике изучения, который позволяет ученику обойтись без учителя вообще, то есть о программированном обучении.

Его принципы:

1) последовательность;
2) доступность;
3) систематичность;
4) самостоятельность.

Почему эти принципы не всегда реализуются в школьной программе?

Последовательность, доступность, систематичность, самостоятельность - 4 составляющие успешного обучения
Последовательность, доступность, систематичность, самостоятельность — 4 составляющие успешного обучения
Фото: pixabay.com

1. Последовательность. Школьная программа представляет своего рода спираль: основы предмета закладываются еще в начальной школе, новая углубленная информация опирается на базовые знания. Если они по какой-то причине не усвоены, эта информация окажется висящей в воздухе. Попробуйте объяснить ребенку, почему при умножении дроби на дробь результат оказывается меньше, чем исходное число, а при делении — больше, если он не усвоил, что такое дробь вообще и чем больше знаменатель дроби, тем она меньше.

2. Доступность. Ее отсутствие объясняется качеством школьных учебников, написанных суконным языком, перенасыщенных терминами, заумными словами. Кроме того, достаточно часто и учебники пишут, и программы составляют преподаватели вузов, не знающие и не учитывающие особенностей детской психологии.

3. Систематичность. Это не просто регулярность уроков. Система — это нечто целое, связанное, взаимообусловленное. Школьная программа, отмеряя дозу знаний, которую необходимо довести до ребенка на уроке, не предусматривает механизма установления связей с уже полученными ранее знаниями: заучивая правила, ребенок не умеет их применить, не видит в них необходимости.

4. И наконец, самостоятельность. Это то, что не предполагается при классно-урочной системе обучения. Самостоятельно ребенок должен выполнять домашнее задание, на уроке ученик самостоятелен только на контрольной, а контрольная — это итог.

Программированное обучение — обучение с заранее предполагаемым результатом.

Учебник программированного обучения нельзя читать подряд
Учебник программированного обучения нельзя читать подряд
Фото: pixabay.com

Принципиальное отличие программированного учебника от обычного в том, что его нельзя читать подряд. Весь материал в нем разбит на мелкие части, или рубрики. В первой рубрике дается маленький кусочек информации, а затем человек должен эту информацию применить: либо вставить пропущенные слова, символы, формулы, либо решить задачу, аналогичную разобранной, либо найти правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

  • Если он был достаточно внимателен, усвоил информацию, то в соответствующей рубрике (например, 25) получает подтверждение своей правоты, а затем новый кусочек информации.
  • Если же выбор сделан неправильный, то ему объяснят, в чем он ошибся, и вернут в исходную рубрику, давая возможность повторного выбора.

Таким образом, ученик «обречен» найти правильный ответ. Весь вопрос в том, сколько времени у него займет его поиск.

Каждый работает в своем темпе: на него не навешивают ярлыков (ты тупой!), ему не нужно доказывать свою конкурентоспособность, ему не мешают думать те, кто понял быстрее, и не тормозят те, до кого еще не дошло.

Он не связан рамками урока и получает удовольствие от самого процесса обучения, поскольку сам находит правильный ответ.

Важно, что ребенок получает удовольствие от обучения
Важно, что ребенок получает удовольствие от обучения
Фото: pixabay.com

Материал в программах расположен по принципу от простого (давно понятого) к сложному и позволяет акцентировать узловые моменты темы (что как раз и должен делать учитель, объясняя суть вопроса). Это и есть принцип систематичности.

Все это — плюсы программированного учебника.

Минусом может быть неумение, нежелание читать или, что хуже всего, ридингофобия — страх перед чтением. В последнем случае ребенку нужна помощь квалифицированного психолога.

Второй минус — отсутствие мотивации. Однако это проблема не только программированного, но обучения вообще.

Обновлено 14.07.2018
Статья размещена на сайте 24.06.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр Жданеев Читатель 3 июля 2011 в 23:01 отредактирован 25 мая 2018 в 09:20

    Людмила Ливина, я могу подтвердить эффективность этого метода. В моем подразделении готовили радистов. Использовался именно этот метод. Результаты отличные. Ведь кроме кода надо было еще уметь обслуживать мат. часть.

  • Людмила Ливина,
    Замечательная статья. Описанные элементы хорошо зарекомендовали в системе последипломного образования (в частности, - врачей).
    К сожалению, 20 лет реформ привели к тому, что число педагогов-энтузиастов не увеличивается (мягко говоря). Справедливо для всех стран СНГ - "Геннадий Зюганов назвал три угрозы для безопасности России - это "депопуляция, деиндустриализация и дебилизация".
    Но, как говорил Л.И.Брежнев: "В будущее мы смотрим с надеждой и перспективой!"

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина,
    Вы абсолютно правы этот метод очень эффективен и хорошо зарекомендовал себя. Но к сожалению он не получил развития. Когда он появился, точно помню, что в 70 он уже был известен, компьютерная техника только появилась и соединить методику с формой было очень сложно. А результат был бы классный. Есть ещё одна особенность у этого метода. Чтобы сделать на основании этого метода учебники нужно использовать метод, который используется в программировании систем - программирование сверху вниз, а затем снизу вверх. Если в этом не будет заинтересовано Государство это просто не пропустят. Это очень серьёзная и большая по объёму работа. А просто печатать учебники пошевельнув только одной ногой и получив при этом хорошие финансовые вознаграждения это выгодно всем во всех министерствах образования.
    С уважением бывший методист и директор школы.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Варта, спасибо за отзыв. Вы правы, но если ждать подачек от государства, до-о-олго дело будет делаться.
      Кстати, если интерес есть, могу порекомендовать программированный учебник по русскому языку (по синтаксису). Он вышел в апреле в издательстве "Школа XXI века" в Алматы. Называется "Сам себе репетитор". Правда, отзывов пока нет. А еще мы готовим такой же учебник по основам математики.

  • Людмила Ливина, Химческий тренажер - супер! Лучший учебник, который видел. С таким удовольствием его в свое время пользовал.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 27 июня 2011 в 09:19 отредактирован 27 июня 2011 в 09:22

    Людмила Ливина, Вы не совсем правы. О "программированном обучении" в СССР заговорили ещё в середине 60-х. Я с 1968 работал в лаборатории технических средств обучения ЛИТМО и участвовал в разработке таких учебников и программ, а так же в эксплуатации обучающих и экзаменационных машин. По моему мнению, основанному на знакомстве с достаточно большим числом таких учебных пособий (учебники, программы, решебники т.д.) по различным направлениям, этот метод обучения приемлем в достаточно узких направлениях приобретения профессиональных знаний. Обычно для такой профдеятельности не требуется глубоких теоретических знаний и хорошего понимания технологии процесса, а достаточно знать алгоритм действий для достижения результата.

    А вот тестовый контроль - один из элементов программированного обучения, оказался достаточно эффективным методом массового контроля знаний. Несмотря на большие временные и интеллектуальные затраты, связанные с подготовкой тестов, этот метод позволяет в короткое время с высокой долей достоверности оценить знания обучаемого. Сегодня это - ЕГЭ.

    • Здравствуйте, Вячеслав, спасибо за комментарии.
      Я не знаю, что такое ЛИТМО, но полагаю, вы знаете, о чем говорите.
      Вопрос: почему вы считаете, что "этот метод обучения приемлем для приобретения преимущественно профессиональных знаний"?
      Тренажер по химии дал возможность двум десяткам учеников получить очень хорошие результаты, и их знания были выше, чем у тех, кто занимался по обычным методикам.
      У нас разработан такой же тренажер по синтаксису русского языка. Им успешно пользуются учителя и ученики ВКО. Ведется работа над тренажером по основам математики. Я возлагаю на него большие надежды. Может быть, напрасно?

      • Людмила Ливина, Спасибо за ответ. ЛИТМО - "Лентяем И Тунеядцам Место Обеспечено" или "Лошадь И Та Может Обучиться", а если серьезно, то Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики , ныне СПбГУ ИТМО (Информ, технолог, механики и оптики).Сегодня с помощь компьютеров это достаточно легко. Нам приходилось подбирать материал по книгам, фотографировать слайды, делать целые диафильмы, кодировать. настраивать алгоритм работы и т.д. Мы за автоматизированную аудиторию для такого обучения получили медали на ВДНХ (Выставка достижения народного хозяйства СССР) где-то в 70-71 году .
        Вы подтверждаете, то о чем я говорю (точнее, что не совсем точно высказал) - для приобретения знаний в достаточно узкой сфере или в дополнении к основным занятиям по теории (восприятие и осознание закономерностей) в широкой области, в виде тренажа в узких или прикладных сферах этой области.