• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Резапкина Мастер

Чем опасны школьные учебники? Кошмар на уроке литературы

Допускаю, что авторы учебника-хрестоматии по литературе для 6-го класса «Год после детства» из серии «Школа 2100» при подборе текстов ностальгировали, вспоминая, как сладко замирали сердца от ночных страшилок в пионерском лагере… Но всему свое время, место и мера.

Anson0618 Shutterstock.com

Ночь кошмаров длиною в полугодие — это перебор даже для поколения, выросшего на фильмах ужасов. Тем более что смотреть или не смотреть фильм — личное дело. А тут — будьте любезны, ответьте, «как от строфы к строфе нарастает чувство ужаса в душе героя и читателя баллады «Лесной царь» Гете.

В рекомендациях для учителя баллада В. Жуковского «Светлана» снабжена двумя (!) переводами первоисточника — баллады Бюргера «Ленора», дан оригинал на немецком языке с подстрочником! Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объеме. Родителям, у которых нет времени заниматься изучением литературы и читать учебники своих детей, поясню, что речь идет о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью Леноре является убитый жених и увозит ее к себе домой, на кладбище:

Кусок одежды за кустом
Слетел с него, как тленье;
И нет уж кожи на костях;
Безглазый череп на плечах;
Нет каски, нет колета;
Она в руках скелета…

И так далее. В общем, все умерли. Очень актуально для шестиклассников. Дальше — «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя (это в сентябре-то — хоть бы к календарю привязали!), мистическое начало в повести «Вий», «Упырь» А. К. Толстого, «Утопленник», «Бесы» и «Вурдалак» А.С. Пушкина… Филологиня тетя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веру насчет древних славянских богов и со знанием дела дает классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий и чем оборотни отличаются от вампиров?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А. П. Чехова «Страшная ночь». Авторы надеются таким образом смягчить урон, нанесенный детской психике двухмесячным путешествием в загробный мир? Кому-то это поможет. Кто-то отделается легким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть проблемы. Чтобы это понимать, необязательно быть психологом или филологом — достаточно уметь читать, здраво мыслить и думать о детях.

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Л. Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией.

Кстати, вам известно значение слова «Орля»? Из учебника Бунеевых я узнала, что «это слово сейчас принято понимать в значении «внешнее, находящееся за пределами действительности». Кем принято, не сказано. Орля, одним словом!

Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку («О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придет…») Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: «Мертвый? Да так ли? А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!». Герой приходит к выводу, что избавление возможно только ценой самоубийства.

Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый верный способ узнать, что изучают наши дети — прочитать выдержки из их учебников. Вариант цитатного плана, приведенный в рекомендациях, состоит из 23 пунктов и занимает три страницы мелким шрифтом. Детям предстоит не только читать «Орля», но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, «подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя».

Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться. Дети должны объяснить, «что повергло героя в состояние крайнего ужаса (человечеству грозит гибель, на смену человеку приходит новое Существо — Орля) и почему герой называет Орля и пленником, и повелителем (герою кажется, что Орля боится его, что его можно пленить, но Орля до последней минуты держит героя в руках, …а мысль о том, что Орля жив, видимо, приведет героя к самоубийству)» (Е. Барова, Методические рекомендации для учителя к учебнику-хрестоматии для 6-го класса Бунеевых «Год после детства», М., Баласс, с.67).

Для «непонятливых» в скобках даны «правильные» ответы. В системе, декларирующей «деятельностный подход, «личностно-ориентированное образование», «педагогику свободы» против «педагогики необходимости» используются приемы, характерные для тридцатых годов прошлого века: «Ваш любимый поэт и почему именно Маяковский»! Было бы забавно, если бы не было так страшно…

Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком — и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом — питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности — информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, лезут за ней в воду.

Иногда мне кажется, что в школе завелось «Орля» — таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц.

Статья опубликована в выпуске 12.11.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (80):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 2 января 2012 в 18:54 отредактирован 2 января 2012 в 18:54 Сообщить модератору

    О том же

  • даже очень странно. учебников на рынке опущенных не 1 штука, да и рекомендованные должны быть.

  • Мне понравилась реакция классного руководителя на родительском собрании - она как раз преподает русский язык и литературу. Я спросила:"Нравится ли ей программа по литературе для 7-го класса?" На что классная ответила, что не нравится, но сделать она ни чего не может, чтобы изменить программу. Поэтому она просто на уроках дает детям для изучения те произведения, которые раньше преподавали (которые еще мы изучали). Вот и напрашивается вопрос: кому нужна программа, которую не хотят преподавать, изучать и нам, родиетелям она не нравится?!

  • Покопался в поиске книги, о которой вы рассказываете, нашел обе - "мистическую" за 6 класс, "Укуренную" за 7й.. вот на них даже рецензию написали....

    • Плакаю на эту рецензию!!!
      "Рецензируемые учебники лишают литературу возвышенного воспитательного потенциала и придают ей противоположные функции. Характерен в этом отношении рекомендуемый семиклассникам дневник подростка Адриана Моула «Я глубоко несчастен и вновь ищу утешения в великой литературе. Мне отнюдь не кажется странным, что интеллектуалы накладывают на себя руки, сходят с ума или спиваются»".
      Такое впечатление, что тетеньки профессоры и доценты представления не имеют, что говорят о произведении худ. литературы. Это подозрение подпитывается и следующей цитатой: читать дальше →

  • Галина Резапкина, спасибо за статью, мне очень понравилась, еше спасибо за статью об учебнике для семиклассников "Путь к станции Я". Мой сын как раз в 7 классе и учится по этому учебнику. Раньше я много работала, карьера и все такое, времени не ыло вникать в учебники. Сейчас обеспечением семьи занимается муж, а я занимаюсь домом и сыном. Буквально 2 дня назад писали с сыном сочинение по теме "Средства используемые автором для выражения характера в эпическом произведении Тендрякова "Хлеб для собаки"". Сама тема - это уже бред, как могут семиклассники рассуждать, какими средствами пользовался автор для выражения характера героя?! Просамо произведение даже говорить не хочется, Я считаю, что впечатлительным детям его читать строго запрещено! Я бы в 13 лет неделю бы не спала от ужаса после прочитанного, мой ребенок не спал одну ночь. Если учесть что иллюстрацией к произведению служит фотография истощенных голых детей, ножки спички, живот раздутый как барабан от голода, обтянутые кожей. Ужас!!! Моя мама - психолог, пролистав учебник сказала, что это оружие массового поражения! Единственное, в учебнике заменили "Синюю траву" на "Дневники Адриана Моула", но это тоже такая грязь! Не могу понять, кому нужно вергнуть наших детей в депрессию и чувство безысходности?! Пока родители пашут, не имея возможности проконтролировать учебный процесс, наших дете калечат!

  • С того времени, когда я училась в школе математика не стала сложнее, а вот отношение педагогов... Поймите меня правильно,я не хочу огульно порочить преподавателей, но никак не могу взят в толк -зарплата учителя низкая не первый год, почему же педагогические вузы продолжают выпускать новоиспеченных учителей в немалых количествах и ведь идут туда, заведомо зная, что работа - сложная и мало оплачиваемая, а потом такие странные отговорки.И эти же сами педагоги, не способные дать материал на уроки вовсю подрабатывают...репетиторством.

  • Елена Кендрали Читатель 14 ноября 2011 в 16:18 отредактирован 14 ноября 2011 в 16:19 Сообщить модератору

    Я не педагог,но как мать не могу взят толк, по какой причине дети приходят из школы ...даже не знаю как это выразить... пустые, чтоли.С первого по одиннадцатый класс.Не могу назвать ни одного предмета, в котором учебник полностью давал материал по теме.Чтобы в нем можно было самостоятельно разобраться.С точными науками просто беда.И ощущение такое, что педагоги учили предмет именно по этим учебникам.
    Я общалась со многими родителями - у всех одно и то же.Перед ЕГЭ нанимается репетитор и все.Может я преувеличиваю, но по моему мнению репетитор нужен в двух случаях-если ребенок не тянет, ну не его это предмет, и если он хочет знать предмет более углубленно.Беда в том, что в большинстве случаев уровень знаний ученика занимающегося с репетитором изначально нулевой.И родители платят именно за то,что ребенок должен был изучить в школе.

    • Елена Кендрали, та же самая история у меня и моих знакомых.
      Но выдвинуть обвинения педагогу, что он не учит детей, не в состоянии объяснить им материал доходчиво, подать, разбиваются об их два железных довода: им дали мало часов на подачу и разбор материала. И "за такую зарплату..."
      У нас катастрофа с математикой, потому что материала много, времени мало, материал сложный, учительница нервная... И требует, чтобы они учили правила. А правила написаны сухим сложным языком и изобилуют терминами. Вместо того, чтобы объяснять, как выполнить задания, эти правила ничего не объясняют, а звучат, как заклятия.
      Вот и учит моя дочь, сбиваясь, мистическую абра-кадабру, потом оттараторивает учительнице. Все довольны

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, загадка и дьявол в деталях. В этом и мастерство. Хвала тебе боже, хвала тебе. Меня учили не выродки советские, а унгварские "Ще-За-Чехив професОры". Мы еще латынь учили, А от нее уже остальные языки. Ну, тебе мне объяснять не долго, что такое в мови значит правило ДТЗСЦЧШЖР - дэ ты зъысы цю чашу жыру. Это где Ы пишется на мови. Тебя так учили? Или уже забыли подсказку? Это как правило фазана в спектре. Вот нас учили как ребенку правило простенько хлебным языком вбить, как помочь запомнить казуистику. Думаю, что сегодняшние учителя уже половины не знают наших антинаучных методов. Это я к тому, как учителей учат, так они и наших детей учат. Дети кончают школу и не могут спеть Gaudeamus Igitur. Смотришь на них и думаешь, лучше бы их мамка в ведре сразу потопила. Ведь 10 лет они куда-то утром уходили...

        • Лаура Ли, я вообще так грешник тот ещё.
          Меня выучили на преподавателя (не учителя средней школы, в выш готовили) черчения и изобразительного искусства. Мы методики подачи материала разрабатывали, наглядные пособия придумывали, чтобы материал детям доступно и интересно подавать. Что-то и в игровой форме.
          Но кто пойдёт в школу? Даже не в зарплате дело... В тех коллективах, которые там тебя не ждут. С твоими новшествами. Кто будет пособия издавать по нашим разработкам? Никому это не надо. Ведь вот: есть заслуженные. Они и издадут... свои... измышления.

          Оценка статьи: 5

          • Ксения Печий, не знаю, как сейчас, а при советах зарплата была немыслимо высока. Ты будешь смеяться, а я тебе докажу. Ставка была из 18 часов в неделю. Тюею учитель работал в пятидневку по 3.6 часов вместо полновесных 8 часов. Он имел 3 каникулярных отпуска + 48 суток летнего отпкска. Это выливается в 2 календарных месяца отпусков. Если средний инженер получал 120 рэ и работал 8 часов + 24 дня отпуск. то учителя получали больше, чем вдвое инженера. Плюс набегали за руководство, за кабинет, за стаж. Была отличная отговорка, что учитель имеет много заклассной работы, но работы этой никто никогда не делал кроме проверки тетрадей и мелочевки по поурочным планам. Так что если и сейчас такая же лафа сохранилась, то нечего жаловаться, что учителя мало получают. Сколько работают, столько и получают. А вот спросить, сколько бы они хотели? Иметь репетиторские расценки в школе? Но тогда их же собственным детям школа будет недоступна - платная она станет

            • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 2 января 2012 в 11:56 отредактирован 2 января 2012 в 12:04 Сообщить модератору

              Лаура Ли, извините, что встреваю, но интересно, когда и где были такие условия. Может быть, до Великой Отечественной? Тогда - прошу пардону, не застала. Но при "советах" я успела поработать 1о лет. В Москве и Московской области зарплаты в школе были намного ниже, чем у рядового рабочего, т.б. инженера. Примерно на 30-40% выше средней пенсии в 70 р. И работали далеко не по три-четыре часа в день. А вечерами походы по семьям трудных учеников (тоже не праздник!), подготовка к урокам, проверка тетрадей... Про "каникулярные отпуска" - учителя все каникулы обычно торчат в школе или с детьми - поездки, экскурсии. Неужели вы не в курсе, коллега?

              • Галина Резапкина, мы не договоримся. Я считала и считаю, что учитель получает столько, сколько он ЗАРАБАТЫВАЕТ. - за 18 рабочих часов по 45 мин. Внеурочная работа также оплачивается. Льготы непомерно большие. Не стоит меня убеждать, что труд рабочего у станка или в забое стоит меньше, чем безответственное проведение 45 минут в тепле и чистоте без всяких критериев оценки качества этого времяпреповождения. Так что закрываем дискуссию и довольные каждая собой остаемся при своем мнении.

                • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 2 января 2012 в 18:32 отредактирован 2 января 2012 в 23:15 Сообщить модератору

                  Лаура Ли, да упаси Бог, я не собираюсь вас ни в чем убеждать и, тем более, с вами договариваться - у нас слишком разный опыт и разное отношение к профессии учителя. К тому же вы явно не в теме, просто не владеете инфомацией. Давно детишек-то учили? Вопрос риторический. Да, были, есть и будут в школе педагоги, которых надо гнать из школы поганой метлой. Они, как говаривал Паниковский, "и на это не наработали"... Просто знакома с учителями, которые работают хорошо и честно. Есть такой мотив выбора профессии - "служение", если вам это слово о чем-то говорит...

            • Лаура Ли, простите, что ввязываюсь в разговор. Я учитель и советской и постсоветской школы. Я эту работу знаю не по рассказам, и когда ушла из школы в рекламное агентство, у меня было чувство, что платят мне деньги - значительно большие, чем в школе - ни за что.
              У Друниной есть строчка: "кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".
              Примените эту аллегорию к своим словам: "при советах зарплата учителя была немыслимо высока". Ни в одной отрасли не было такого количества неоплаченной работы.
              А что касается сегодняшнего дня, то работать в школе человеку, себя уважающему, вообще невозможно.

              Оценка статьи: 5

              • Людмила Ливина, мне тоже пришлось работать учителем Так что эту войну я знаю. Это работает стереотип - платят мало. Вот я бы спросила сколько учитель средней школы при ставке 18 часов хотел бы получать? Думаю, самое справедливое будет взять среднюю почасовую оплату репетитора и разделить ее на количество учеников в классе. Так устроит? Или денег всегда мало?
                И знаю также, что талантливому учителю платят по той же сетке, что и двоечнику от педагогики. Тот, кто выкладывается и тот, кто в потолок плюет, получают одинаковое вознаграждение. Пока такое существует, школа обречена на бескокурентный педперсонал.

            • Лаура Ли, сейчас чертёжник (который к тому же ведёт уроки труда) получает 1500грн. При минимальной зарплате 1650.
              Но правда: шесть уроков в неделю. Остальное время: гуляй вася! Хотя методички писать и дежурить по школе никто не отменял. Это надо очень сильно любить детей, чтобы пойти в школу! Я свою давала в ту, где больше всего учителей осталось. В двух других в нашем районе -- недобор чудовищный.
              Учитель труда, который по деревообработке, будет вести черчение. Физкультурник молодой сбежал, нашли пенсионера-военного на замену. Кройки-шитья у них нет вообще. Рисование -- одно название. Учительница начальных классов ведёт. Музыку -- приходящая учительница. Результат на лицо: у дитяти ни голоса, ни слуха. Вспоминаю нашу музычку, которая организовала школьный хор, где запели даже "непоющие". Правда там светлая женщина -- она сейчас при греко-католической организации работает с молодёжью. Добрая и отзывчивая.
              Английский в начальных классах тоже приходящая давала: полсеместра её вообще не было (болела вроде), полсеместра непонятно чем занимались. Видела я их училку... как в анекдоте...
              читать дальше →


              Только сейчас уже в средних классах за них взялась старая гвардия! И о чудо! Моя заговорила по-английски!

              Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, "вот и учит моя дочь, сбиваясь, мистическую абра-кадабру, потом оттараторивает учительнице" - беда в том, что сейчас и в вузах так же преподают... У нас война с соседней кафедрой, потому что там преподавательница на истории лингвистических учений заставляет детей (на первом курсе!), ничего не объясняя, самостоятельно готовить и учить за неделю по 45 вопросов, а потом спрашивает наизусть... Ну типа: "Что думал Гумбольдт о языке и речи?" (Вот так вот... ученые на этот вопрос с ходу ответить не могут, а тут первый курс первый семестр) В результате этого у них все предметы запущены, даже профилирующие...

  • Марина Кайгородова Читатель 14 ноября 2011 в 10:24 отредактирован 26 мая 2018 в 13:32 Сообщить модератору

    Вы посмотрите разработчики программы "Школа 2100" - сплошь профессора, академики, которые в школе наверно преподавали в80х (во всяком случае мне так показалось читая сайт разработчиков и их персоналии). Начиналась эта программа именно с начальной школы. Продолжения программы на средние классы есть не по всем предметам. И вводили эту программу в основном в "сильные", гимназические классы. Если Вы помните, в 90-е гг. было много дискуссий об опережающем обучение, предполагалось, что ребенок усвоив материал "Окружающего мира" по программе "Школа 2100" в старших классах будет изучать более сложные темы с последующей специализацией ( в некоторых школах вводились специализированные классы: физико-математические, гуманитарные, химико-экологические и т.п.)причем деление уже начиналось не только в 9-10 параллелях, но и 7-8. А сейчас эту программу в начальной школе вводят уже повсеместно. В большинстве школ есть только она, кое-где она и программа Занкова, в г.Тюмени, по-моему, осталось только 3 школы, где на ряду с программами Школа 2100 и Занкова осталась "Школа России".
    Уже больше года не заходила на сайт программы "школа 2100" (как удалось устроить свою дочь в другую школу на другую программу - вот ведь еще проблема была!)
    Что- поражало - как правильно, творчески они работают! Объявляют различные конкурсы, гранты для учителей, для школ. Например: какая школа полностью перейдет на обучение по их программе!у какой лучшие результаты - и призы денежные предусмотрены - значительные и для школ,и для директора и для завучей! Для наших школ такие деньги могут только сниться! Для учителей - тоже. Как-то учителя средних классов еще не повсеместно переходят на эту программу (видимо сказывается, отсутствие тотальной предметной разработки - не по всем предметам и классам есть учебники, методические разработки и пр.) Так на сайте был призыв делиться разработками с создателями программы, становиться их соавторами, тоже обещаны разные премии.
    Что будут делать ученики в 7 кл. на уроках биологии и географии? Все зависит от учителя и уровня учеников в классе: от повторения пройденного материала до более подробного изучения "особо интересных" тем. За биологию, географию, химию, физику - лично я спокойна, это академические науки. Они все равно нужны. Вот - литература, русский язык, история - они влияют на душу, на мировоззрение, а туда просто не заглянешь, не проверишь, даже своего собственного ребенка.

  • Во многом согласна с позицией автора по отношению к программе 2100 и этим учебникам. Также как и автор считаю их опасными. Сначала спокойно отдала свою дочь на эту программу. Но как стали читать, стала мало-по-малу приходить в недоумение и ужас. Подбор материала очень субъективен, не всем детям (да и взрослым! понятен). При чем многие учителя тоже такого же мнения, но переходить на другие программы не хотят. Разработчики программы действительно "УМНЫЕ" люди, все продумали: составили учебники, методические рекомендации для учителей, рабочие тетради, поурочные планы работ, тетради проверочных работ с правильными ответами. - Учителю - главное благодать ни над чем думать не надо, работать не надо. Для преподавателя с "опытом" даже к уроку практически готовиться не надо. Тупеем сами - тупеют наши дети.

    • Марина Кайгородова, я сталкивалась из "Школы 2100" только с пособиями по окружающему миру для начальной школы и тихо завыла... это не начальная школа, это 7й класс с углубленным изучением биологии и экологии! Вопрос, а что они будут делать в этом самом 7м классе?

  • осмотрите, казалось бы концепция самая простая: в школе должны узучать лучшие произведения лучших авторов. Точка. А кто определяет эту лучшесть? Кто определял? И кто будет определять. Мы имеем нобелевцев, букеровцев, пенклабщиков, бестселлерщиков. Вроде бы да, но разве эти авторы и эти произведения действительно лучшие? Тогда мы берем иезуисткий прием - искать воспитательное в якобы лучшем. Опять-таки, что такое воспитательлное? Что есть лучшее, чем Библия или Коран в воспитательном плане. Все далее - только производное. Вот и тычутся наши методисты с читательским школьным меню не зная то ли мясоеов им учить, то ли веганов, то ли галопом по чему попало.
    Мне повезло, что я школу заканчивала на украинском языке. Русский был предмет как бы иностранный слегка. Поэтому Пукшкина обзывалкой "великий русский" поэт мне не испортили. Зато свой "великий украинский" был, конечно, Тарас Шевченко. Вот его без рвоты даже в руки взять не могу. Тут Лена права - нельзя словесность и литературу преподавать абы кому. Это все равно как пение или ИЗО дать преподавать без слуха и без голоса, или без способности к живописи. Но где их набраться таких, если педагогов выпускают с четверками, я уже не говорю о тройках в дипломах.

  • Елена Кендрали Читатель 13 ноября 2011 в 14:46 отредактирован 26 мая 2018 в 13:28 Сообщить модератору

    Немного не в тему... У меня дочь отставала по английскому.Пришлось нанимать репетитора и дай бог здоровья этой чудесной женщине, которая увлекла ребенка, научила самостоятельно работать,мыслить.Часто ли нашим детям так везет в школе? Не поможет никакая программа, ели педагог не может интересно дать материал, так, чтобы детям интересно было прочитать книгу.И беда всех школ -никого не интересует мнение ребенка нравится ли книга, а если не нравится, то почему.Почему мой ребенок, который от души не любит школьную литературу,дома глотает книги, в том числе классику?Может потому, что ему здесь никто не навязывает свое мнение, что Толстого НАДО любить,просто потому что он -Толстой?

  • Знаете, бог миловал, учебников русских уже лет 20 в руки не брала, но суть спора мне понятен: мы хотим учить детей на примитивных стерильных отжимках хорошо прожеванных безопасных классиков. И не дай боже чего-нибудь не по-твардовски, не по-островски. Да не бывает так. Высокая литература всегда немножко НЕНОРМАЛЬНА. Тут Вий всуе упомянули, Так давайте любую русскую сказку за уши притащим - почище Вия. А как до засохшей Мерсидес Маркеса ребенок поднимется, если он Вия не выстрадал. Ну точно не с как сталь закалять. Страх родителя перед высокой литературой школы есть страх своей собственной неподготовленности, где-то куцости эстетической подготовленности. Мне нравится, что в гуманитарных колледжах США преподаватель сам выбирает литературу для преподавания. Мой приятекль Марк ввинчивает своих студентов Коламбия Колледж на Набокова. А все ждут растолкованного уже сто лет Достоевского. Все хотели легко пролететь фанерой над русской словесностью, а за набоковым тащится по крайней мере десяток лет самообразования самостоятельного, багажа литературной, языковой, общекультурной утонченности.И вот, как автор этой статьи, расходятся огорченные - чяму учат! Кошмарят! Нет, ребята, коль самим не дано, не лишайте ребят хоть. Пусть сразу берут высокие барьеры.
    Сегодня ночью еще раз взяла Толстого и читательский опыт Коленьки Иртеньева отметила в памяти ногтем. Понимаете, тренировал себя читать со средины книги, усложнял задачи познавания композиции произведения. А мамы хочут "оторвали Мишке лапу". Не понятно или смогла донести?

    • Лаура Ли, вот что современную литературу даже в 11 классе не дают - это беда так беда, беда горькая. Если учителям одно время даже "Доктор Живаго" и "Мастер и Маргарита" казались запредельным авангардом, а современная поэзия обрывалась на Твардовском? Да, Твардовский не так прост (и да, он гениальный поэт, и нечего морщить нос), но... Насчет надо ли в школе Набокова и Бродского - УЧИТЬ их понимать и анализировать, конечно, надо. Но беда в том, что наша школа требует не умения анализировать, а ЛЮБВИ к изучаемому автору! А Бродского полюбить куда как тяжело (я, несмотря на филфак и аспирантуру, его, стыдно сказать, НЕ ЛЮБЛЮ).

  • Вспомнилось: в далеком 84 году я два дня мучилась с задачкой для 7 класса за 69год(нашла дома старый учебник)Но решила.Задачи за 84 год сейчас могут решить далеко не все педагоги, специальностью которых является математика.Недавно познакомилась с преподавателем русского, который цитирую "давно ничего не читал".Современные учителя благополучно забывают, что профессия педагога годится далеко не для всех. И это не завод, на котором отработал день и хоть трава не расти.

  • Самое интересное, что я сама выбираю для 12-летней дочери книги из домашней билиотеки - и столько подходящей юношеской классической литературы! Столько интересных книг! Но то, что "проходят" в школе - просто тихий ужас... Мы живем на Украине, у нас учебники литературы пишут не готы, но все равно, подборка авторов и произведений - крайне пессимистическая... Очень часто хочется вообще дочери запретить читать то, что задано... Честно говоря, я бы вообще запретила ей ходить в школу, если бы было можно - все равно никаких хороших знаний оттуда она не приносит, все мы изучаем по вечерам с репетиторами. И это время, выброшенное нахождением в школе на ветер, меня просто бесит. А денег сколько - учителям, директору, уборщице, на ремонты - выбрасывается! Только вчера интернет облетели статьи по итогам украинской призывной компании: "Призывники нездоровы и безграмотны"... Это приговор современной школе. Но куда деваться??? Отменить обязательное среднее образование? Нельзя: маргинальные родители вообще тогда не дадут детям учиться. остается - поговорить с подростком, чтобы он все, чему учат в школе, выбрасывал из головы после получения оценки, что учителя и руководители учителей - тупые и безнравственные люди... Делаю это, скрепя сердце, потому что я лично своих учителей обожала...

    Оценка статьи: 5

  • А у меня претензии не только к учебнику литературы.Убогая физика и математика.Тупорылая история и неадекватная биология -это то на чем сейчас растим своих детей.Учебники Кикоина по физике, по которым учился весь СССР можно найти только в специализированных физ-мат школах.Реальные знания отличников...обнять и плакать

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 12 ноября 2011 в 15:53 отредактирован 12 ноября 2011 в 15:55 Сообщить модератору

    Да, это песня! Когда преподавала литературу, еще ЕГЭ не было, можно было за 11 класс сдавать в форме реферата - такая лафа! Пишешь целый год, потом перед экзаменационной комиссией озвучиваешь... Ученику посоветовала сделать сравнительный анализ двух текстов - "Ленин и печник" Твардовского и "Ленин и печник" Зощенко (из Рассказов о Ленине). У Зощенко в этих рассказах такой великолепный стеб (Ленин - это такой справедливый человек, что я даже и не знаю, что мне теперь о нем думать). Твардовского тоже нельзя буквально воспринимать, все-таки человек был умный и талантливый. Прикольный реферат получился, жаль, что не сохранился.

  • У Гоголя есть "Ночь перед Рождеством", которую мы читали по программе. Почему не её?
    Почему не "Бежин луг"?
    Хотя... Я тоже помню эпизод с выковыриванием червей... но там был сострадательный комиссар. И "Ночевала тучка золотая" тоже не детское чтиво, хоть и о детях. Рыдала я в конце немилосердно.
    Всё таки детям (даже в 14) нужно давать что-то светлое, жизнеутверждающее.

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, "Ленин и печник".

      • Люба Мельник, надо сейчас перечитать. Тогда читалось (мы ж наизусть учили) -- "как надо"! А как надо? Ленин близок к народу! Вот так! И верилось -- если начальство спустилось с небес к вам на открытый урок и потрепало по головке отличницу класса, то всё -- светлое будущее обеспечено! По большому счёту вся советская пропаганда всё таки сделала наше детство (детство поколения Х) действительно светлым.
        Мы все верили в стабильность и что будет только лучше.
        А нынешнее поколение принимает от взрослых сигналы нервозности "Всё плохо, денег нет, в правительстве козлы, в конторах тоже, жратва дорогая и с химикатами, а ведь может быть ещё хуже", и эти апокалиптические настроения ещё и фильмами-сказочками усугубляют. Так точно можно поколение свихнутых запуганных меланхоликов получить.
        Но это моё, субъективное. Лирика, одним словом.

        Оценка статьи: 5

  • Вообще все дело в том, что ни Достоевский, ни Толстой, ни Некрасов, ни Гоголь, ни почти все другие классики, произведения которых предлагает изучать школьникам программа, не писали для 14-16-летних... Просто человека, который закончил школу и "дозрел" умом, сердцем и жизненным опытом до классики, заставить ее читать невозможно. А "знать и любить родную литературу" обязаны все.
    Из этого положения нет выхода - и читать вроде бы надо, и понять все невозможно просто в силу возраста.
    Помню, как мучилась я над зануднейшим рассказом Л. Андреева "Корова" в 6 классе (не по Бунеевым, кстати - не только у них перлы попадаются). А традиционная "Муму" чего стоит!А заучиваемый наизусть "Парадный подъезд" Некрасова!

    Оценка статьи: 5

    • Мария Семенихина Читатель 13 ноября 2011 в 11:52 отредактирован 13 ноября 2011 в 11:59 Сообщить модератору

      Наталья Драганюк,"Корова" - рассказ не Андреева, а Платонова... и суицидный донельзя. Сюжет похлеще "Орли": у коровы забрали теленка - сначала в ветлечебницу, потом он выздоровел и хозяин его продал на мясо, а корова так тосковала, что впала в депрессию, вышла на рельсы и попала под поезд; это-то куда ни шло - в рассказах о животных главного персонажа положено убивать, таков закон жанра (один мой знакомый не хотел читать книги про собак - ааа, ее в конце убьют, не наааадо!!!), но мораль вообще убивает: мальчик, сын хозяина этой коровы, в школьном сочинении пишет: "Я хочу быть как наша корова, которая отдавала людям свое молоко, потом сына, а потом и себя". Нет, я понимаю, когда это было написано, и какие тут символические подтексты (корова, отдавшая людям своего сына на смерть - Богородица почти!), и что нынешних детей таки надо учить хоть немножко умерять свой эгоизм, но...
      Кажется, я понимаю, чем руководствуются составители учебников. Примерно тем же, чем руководствовалась мама девочки, с которой мы вместе в музыкалку ходили. Девочка была на домашнем обучении, в 9 лет изучала программу 7 класса средней школы, занималась балетом и играла на саксофоне (который с трудом поднимала). Ну так вот и мама ее подбирала ей такие тексты, от которых ПЛАЧУТ и не давала читать те, над которыми СМЕЮТСЯ, считая, что настоящая литература должна вызывать слезы, а смеяться грешно и постыдно.

      • Мария Семенихина, не знала, что "Корова" есть в учебнике. Даже не представляю, как об этом рассказывать. Петров снял мультфильм по этому рассказу Платонова. Красивый, но очень тяжелый. Я еще до школы рыдала над рассказами Сетон-Томпсона и Бианки. Наверное, это опыт был необходим. Но как это можно "проходить" в школе? Какой талант и такт должен быть у учителя!

        • Галина Резапкина, а вот... Почему, например, не "Еще мама" или не "Песчаная учительница", если непременно Коровиной и Ко (ну учебник под редакцией бессмертной В.Я. Коровиной) хочется дать детям Платонова? Есть же у Платонова вещи не такие тяжелые и сложные и при этом с правильным нравственным мессиджем?

          • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2011 в 13:27 отредактирован 13 ноября 2011 в 13:33 Сообщить модератору

            Мария, у меня к авторам учебников вопросы те же Но я пока не представляю, можно ли сделать учебник, который понравится всем. Ведь дело не только и не столько в литературе - даже очень хорошая программа по литературе, устраивающая всех (пофантазирую!) будет на фоне остальных предметом смотреться как новая заплата на драном мешке.
            читать дальше →

    • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 12 ноября 2011 в 14:08 отредактирован 13 ноября 2011 в 12:45 Сообщить модератору

      Наталья, согласна с вами. Сама люблю литературу не благодаря школе, а вопреки. Советские учебники по литературе, на мой взгляд, были нудными и убогими. Очень нравился учебник по Истории Древнего мира. А вообще сейчас официально пять образовательных систем. Думаю, в других тоже не все гладко.Но боюсь, что "переписывание" отдельных учебников ситуацию не спасет - все очень запущено

  • Обе статьи произвели большое впечатление.
    Не прочитав первоисточник, не могу судить, в какой степени права уважаемая автор. Но произведение, подталкивающее к самоубийству, в программе 6 класса - это что-то!
    Того же Достоевсого я бы школьникам читать не рекомендовал категорически. Это не детский автор, и не подростковый, оценить его по достоинству можно года в 23, не раньше.
    Второклассников приманивают к чтению разными безобразиями, шестиклассников - страшилками. Следующий логический шаг - эротические и даже порнографические произведения авторов 19 века. Уж они-то стопроцентно привьют школьникам любовь к классической литературе.

    Оценка статьи: 5

  • Солидарна с Л.Мельник, что подымать кипиш, не брав в руки учебника, лишь на основе чьих-то выдержек, по меньшей мере неразумно. Как и мне будет неразумно причислить таких комментаторов к зомбомассе, которой легко можно управлять, и водить на акции, например, посвященные И. Добржанской.
    Бунеев & компания преследовали свои цели, когда ваяли сей комплекс, да и Г. Резапкина, размещая похожие статьи на всевозможных ресурсах нета, думается, тоже.
    Теперь по существу. Дорогие родители & госпожа психолог, можете не переживать, ваши дети настолько не любят читать, что можно смело утверждать: психика точно не пострадает

    Оценка статьи: 1

    • Елена Глушенко Читатель 6 января 2014 в 14:58 отредактирован 27 мая 2018 в 11:33 Сообщить модератору

      Ольга Забалуева, для переживаний есть повод, так как класс у меня читающий,и читают очень внимательно,да еще и родители подключаются (понимаю, что исключение из правил современной жизни, но вот такой факт имеет место быть). Родители против этой программы, так как ничего хорошего в ней нет.

    • Ольга Забалуева, = Дорогие родители & госпожа психолог, можете не переживать, ваши дети настолько не любят читать, что можно смело утверждать: психика точно не пострадает = Интересно, вы, наверное, специально делаете (защищаете) такие учебники, чтобы дети НАСТОЛЬКО не любили читать? Тогда смысл перевода бумаги? Кто-то (составители, рецензенты в Мин-ве) реализовал свои шизофренические комплексы за счет наших детей - и что - это останется безнаказанным???

      Оценка статьи: 5

      • читать дальше →

        Оценка статьи: 1

    • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 12 ноября 2011 в 13:41 отредактирован 12 ноября 2011 в 14:45 Сообщить модератору

      Ольга Забалуева, вы меня раскусили Да, преследую совершенно определенную цель - внести свою лепту в воспитание нормальных детей. Поэтому и занимаюсь всю жизнь вопросами образования. А что статьи перепечатывают - значит, это людям интересно и нужно.

      • Ольга Забалуева Ольга Забалуева Профессионал 12 ноября 2011 в 14:49 отредактирован 12 ноября 2011 в 20:43 Сообщить модератору

        Редактирую свой коммент, т.к. здешний автор любит подчищать сказанное.
        Ниже многабукаф на первоначальный вариант: "Ольга Забалуева, вы меня раскусили Да, преследую совершенно определенную цель - внести свою лепту в воспитание нормальных детей. Поэтому и занимаюсь всю жизнь вопросами образования. А что статьи перепечатывают - значит, это людям интересно и нужно. Единица от вас для меня - самый большой комплимент.Читателей ШЖ в отличии от вас (специалиста по выборам, судя по статьям?) зомбомассой не считаю."

        Галина Резапкина, спасибо за интерес к моим статьям.
        Часто мой откровенный стёб люди принимают за комплимент, а мне приятно

        читать дальше →

        Оценка статьи: 1

        • Ольга Забалуева, говоря, что ""Нормальные", с т.зр. учителя дети - это совершенно ненормальные дети: подлизы, ябедники, пакостники, ловко выворачивающиеся из любой щекотливой ситуации, не доставляющий проблем середнячок без собственных мыслей, легко организующийся в "стадо".", вы выражаете свою точку зрения? Потому что утверждать что-то от имени всех учителей, по меньшей мере, самоуверенно. Тем более что многие с этим не согласятся.

          • >Ольга Забалуева, говоря, что ""Нормальные", с т.зр. учителя дети - это совершенно ненормальные дети: подлизы, ябедники, пакостники, ловко выворачивающиеся из любой щекотливой ситуации, не доставляющий проблем середнячок без собственных мыслей, легко организующийся в "стадо".", вы выражаете свою точку зрения? Потому что утверждать что-то от имени всех учителей, по меньшей мере, самоуверенно. Тем более что многие с этим не согласятся.

            Татьяна Синотина, а если не только прочитать, но и вникнуть в прочитанное? Вспомнить свои школьные годы чудесные, погуглить варианты правил поведения учащихся в школе, то мне и отвечать вам не надо будет.
            Было бы, ей-богу, удивительно, до неприличия, если бы учителя со мной согласились!

            Оценка статьи: 1

            • Ольга Забалуева, не знаю такую школу, где бы запрещалось подойти к учителю с вопросом, почему оценка именно такая, а не другая. А если речь о дисциплине на уроке - не думаю, что умение уважать учителя и его работу как-то отражается на наличие собственных мыслей.

              Впрочем, ваша позиция "вы все дураки,а я с "красным дипломом"" действительно свойственна некоторым учителям в школе. Надо уважать друг друга, неважно, кто перед тобой, ученик или незнакомый человек из интернета. Дабы далее не засорять ветку, прощаюсь.

              Что касается обсуждаемой темы, судить сложно. Литература - это тот предмет, где очень многое зависит от личности педагога, его умения найти контакт с учениками и заинтересовать их. В этом случае, наверно, не так и важно, по какому пособию учиться.

        • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2011 в 11:27 отредактирован 13 ноября 2011 в 11:44 Сообщить модератору

          Ольга Забалуева, я подчищаю свои тексты, когда чувствую, что была резка и несправедлива. Или вижу ошибки. Кстати, советую взять на вооружение. Саморекламой занимайтесь в своем блоге. Если по теме статьи есть, что сказать, буду благодарна за опыт работы учителя, который (ая) "сей УМК я не только в руках держала". Без "стеба" и перехода на личности, хорошо?

          • Галина Резапкина, удивлена, что вы, наконец, нашли возможность ответить мне. Я подумала, что избирательность ответов в ветках обусловлена использованием психологического приёма "игнорирование".
            Вы так и не удостоили меня ответом на прямо поставленные вопросы. Выношу их ещё раз:
            1.Сколько УМК по р.яз. и литературе у нас сейчас в наличии?
            2.Вам не нравятся абсолютно все, или есть всё же что-то достойное?
            3.Если, по-вашему, нет ничего достойного из ныне утвержденного и допущенного в школу, что вы можете предложить как альтернативу?

            Опытом делиться нет желания, нарабатывайте сами. Из того, что успела прочесть,делаю вывод, что у вас кризис идей. Рецензии, которая превратилась в эту "свежую" статью, 4,5 года(Литература. ИД "Первое сентября", №7-2007).
            читать дальше →

            Оценка статьи: 1

            • Ольга Забалуева, здесь обсуждается статья, вы о статье мнение высказали, оценку поставили, аргументировали ее - все, достаточно. Общение с Галиной по специальности можете продолжить в личном блоге.

              • Ольга Забалуева Ольга Забалуева Профессионал 13 ноября 2011 в 14:29 отредактирован 13 ноября 2011 в 15:10 Сообщить модератору

                Люба Мельник, так я по статье. На возникшие ко мне вопросы отвечаю,по содержанию статьи, по вынесенной на обсуждение проблеме, если вы не заметили, а не о допустим, "Путине и мужике", или какие произведения включить в школьный курс, а какие запретить и сжечь, глаголю Будьте объективнее, хотя вам в отношении меня это сложно, как и мне в отношении вас.

                Галина, а что писать, что обсуждать. Надо либо "обнять и плакать" учебники, либо что-то делать, а просто говорить... Зачем бесплодно тратить время? Я вот уже на комменты часа полтора потратила. Реально жалко времени. Читайте и дальше комментарии "восторженных фанаток". У нас редко любят критику

                Там еще где-то внизу комментарии Т.Синотиной, считающей меня заносчивой учительницей с красным дипломом. Улыбнуло. Как далеко от реальности. Татьяна, мне откровенно лень объяснять, что вы постоянно делаете неправильные выводы. Конкретно вам: прощайте.
                читать дальше →

                Оценка статьи: 1

                • Ольга Забалуева, нет, вы не по статье - а по особым вашим отношениям с автором статьи. После замечания модератора не надо продолжать здесь выступать, отвечать на всевозможные вопросы. Есть еще что сказать по теме - высказывайтесь в своей статьи, в личном блоге. Жаждущим ответа - ответьте личным сообщением или в личном блоге, здесь ваши комментарии будут удаляться.

            • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2011 в 13:51 отредактирован 13 ноября 2011 в 14:26 Сообщить модератору

              Ольга Забалуева, не игнорирую - за компом часто, но не круглые сутки. Про число УМК уже писала в обсуждении, для вас повторюсь: до недавнего времени их было пять. Меня просили дать заключение на остальные, но пока руки не доходят. Да и смысла не вижу. О том, что вызывает мою тревогу, я написала здесь. Три учебника из комплекта. Остальными можете пользоваться Кризиса идей у меня пока нет. К новому году должна выйти серия книг для детей и подростков (не по литературе!), разрабатываю психодиагностические методики и тренинги, обучаю педагогов и психологов. Статьи для ШЖ специально не пишу, просто на это нет времени. Предлагаю самые любимые. Естественно, переработав с учетом требований. Предлагать ранее опубликованные статьи - не криминал.
              P.S. Ой, обнаружила скрытый текст. Но в принципе ничего нового... Пишите в личку, чтобы не засорять ветку.

  • И вот такие страшилки заставляют читать ребят в 6 классе!? Докатились. И что после этого авторы хотят получить от учеников? Боюсь, что сплошной Хэллоуин...

    Оценка статьи: 5

    • Борис Абрамов, ладно бы Хэллоуин, попраздновали, отдохнули, и хорошо. Но ведь это прямой путь к дебилизму. Извините, за резкость слов, но другого, увы, не могу подобрать. Столько прекрасной литературы, а им предлагают изучать этот бред. Такое ощущение, что у тех, кто составляет такие программы, детей вовсе нет и они не знают, что это такое.

  • Ой-ой...
    Работала я до декрета в магазине учебной литературы. Начиталась там всякого... А по образованию я к тому же учитель и филолог...
    Действительно, иногда в погоне за "инновациями" авторы учебников доходят до полного бреда. А учителям и ученикам, да и родителям, потом расхлебывать Даже страшно через семь лет сына в школу отдавать - по каким учебникам он там заниматься будет? Что еще напридумывают?

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 10 ноября 2011 в 19:54 отредактирован 10 ноября 2011 в 23:12 Сообщить модератору

    "Орля" в 6-м классе и "Преступление и наказание" в 10-м - две большие разницы! Мир сошел с ума не от чтения Достоевского. Но я не уверена, что изучение Достоевского в том виде, как это преподносится в школе (подбор произведений и уровень преподавания) - способно как-то исправить ситуацию. Детей учить надо. Вопрос в выборе форм и методов, адэкватных возрастным задачам. Я люблю шашлык, но если я буду кормить им грудного ребенка, тот погибнет. Так и с духовной пищей. Если сформированы базовые ценности, различение понятий "добро" и "зло" - читай все, что попадется - опознавательная система "свой-чужой" уже сформирована. Наверное, я недостаточно внятно об этом написала... Но уже поздно исправить, надеюсь, что читатели меня поймут, прочитав следующие статьи.
    Что касается жертв пособия, школьной системы или семейного воспитания - в мои цели не входит искать виноватых. Как правило, беда приходит,когда срабатывают все факторы. А это означает, что устранение хотя бы одного способно изменить ситуацию.

  • А мне это не смешно. Слишком часто встречаюсь с жертвами школьного образования.

    • Галина Резапкина, вы встречаетесь не с жертвами этого пособия или учебника, как хотите. Вы встречаетесь с жертвами школьной системы и семейного воздействия (боязно здесь писать - воспитания).
      Весь мир читает Достоевского - весь мир сошел с ума?

      • Люба Мельник, неужели вы считаете, что школьная программа, "дающая" шестикласснникам такие произведения - нормальна? Да ну, не может быть такого

        • Каролина Динкелакер, считаю. Я абсолютно уверена: чем больше человек прочитает ВСЕГО в детстве - тем более умной и гармоничной будет его жизнь.

          • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 12 ноября 2011 в 09:21 отредактирован 12 ноября 2011 в 09:23 Сообщить модератору

            Люба, в вашем частном случае это работает. Если ребенка до школы правильно воспитывают, он получает некий иммунитет, и проблем не возникает, что бы ему не "впаривали" в школе или на улице. Потому что он уже способен самостоятельно мыслить и анализировать, хотя бы на уровне "что такое хорошо и что такое плохо". Но ведь так - не у всех!

            • Галина, это ведь зависит не только от воспитания, от среды. В определенной степени это зависит от типа личности ребенка, человека вообще.
              читать дальше →

          • Люба Мельник, но не такого же, в полном смысле этого слова - бреда?! Неужели той, хорошей, качественной литературы, которую изучали мы и наши родители, не хватает?! Неужто, кроме таких страшилок и почитать нечего? Я в полном шоке от ваших слов!

            • Каролина Динкелакер, вы в руках то, что называете бредом, держали? Вам сказали, что это бред, подкрепили несколькими тенденциозно набранными цитатами - и вы уже готовы судить? Я вот на такую категоричность не осмеливаюсь))
              читать дальше →

  • Это просто смешно.
    "Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком – и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом – питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности – информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, лезут за ней в воду."
    У любого человека творческой профессии при желании можно обнаружить некие признаки и патологии, и эмоциональной нестабильности, ущербности. Даже у авторов энциклопедий или статистических справочников)) Признак явной или скрытой душевной болезни - само желание писать и писать, выдумывать и выдумывать.
    Исходя из этого, детей лучше вообще не учить читать - чтоб сердце было чистым, а ум - ясным))