Ассоциативная память напомнила этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из Интернета полную версию «Синей травы» — дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке.
Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». От своих комментариев воздержусь, но приведу пару, под которыми готова подписаться:
«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое — прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».
«Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика».
Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ГИА и ЕГЭ еще далеко… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!
Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и СПИДа.
Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Кстати, демонстративных подростков сейчас намного больше, чем 10−15 лет назад.
Сквозной персонаж, ведущий ребят по страницам своих дневниковых записей — студент Алексей, лет на пять-шесть старше своих подопечных. В юности пять лет — целая вечность. Алексей, по замыслу авторов, ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.
Кроме «Синей травы», семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель»… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в Интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».
Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?
Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.
Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система „Школа 2100“» и использовании ее в широкой практике: «…учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»
Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда один шаг до раскрытого окна? «Убойная сила слова» очевидна: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.
Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений
Последние строки второй строфы звучат так:
…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал…
Непонятно, что ребята должны здесь доказывать. Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение, написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина — стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?
Ничего этого нет. Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, —
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!
Затем — «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса.
Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно».
Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов». «Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний.
Есть в учебнике и светлые страницы, такие как «Алые паруса» А. Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, показывающих картину мира, в котором не хочется жить.
Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже.
Человек, любящий читать, читать будет. Тот, кто не любит - не будет.
Все чаще слышу, что, мол, "я очень люблю читать, но дурацкая учебная программа не дала это сделать", или еще хуже "эта система ужасна - она губила мой потенциал. и вообще, я читаю фантастику". Фактор заинтересованости...
Теперь насчет учебника. В литературе я не силен, конечно, но ... показалось, что в статье, как и в каментах, все повернуто на том, что система образования такая...
А как же вся иерархия требований? Гос.стандарт, обяз. минимум содержания? Вроде учебник есть как авторская программа занятий, причем с обязательным допущено/рекомендовано. Вот например первый попавшийся мне Обязательный Минимум Содержания основных образовательных программ по литературе на ступени основного (общего) образования
Где видите хоть одно произведение, схожее с Трын- травой ит.д?
______________________
П.С. Нашел я тот самый учебник в списке допущеных Ну что же, значит учебное заведение такое, что не имеет педагога по литературе, способного отбирать учебники и подсовывать такое. печаль.
0 Ответить
Пусть статья будет грозным предупреждением думающим родителям, а преподавателям - поводом для размышлений.
1 Ответить
Вячеслав Старостин,
преподавателей не спрашивают по каким программам и учебникам они хотят учить.Это просто сообщается сверху и обсуждению не подлежит.
А когда родители пугаются,то им ответ такой:вы можете искать для ребёнка другую школу ,работающую по программам,которые вы одобряете,это ваше право.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина Новикова, речь идет у вас не о преподавателях, а об учителях. Я как преподаватель вуза никогда не ощущал давления, в нашей среде это не принято. Но и учителя не так зажаты, как кажется. Есть выбор учебников, можно определиться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, тоже тепло вспоминаю это время. Не скажу, что особо прессовали - но надо было видеть лицо завуча, когда она поняла, что молодой специалист весь год рассказывала детям про Грина и Лондона, читала стихи Высоцкого и Ахматовой и т.д.
0 Ответить
Мне тоже посчастливилось преподавать с 1986 по 1989 год... Был душевный подъем после застоя. Еще были пионеры и комсомольцы. Были такие замечательные творческие эксперименты среди преподавателей, были поиски и удачные находки... Было хорошо!
Завучи все понимали и поощряли. Методисты из Института усовершенствования учителей не чинили препятствий.
Я сам преподавал ИЗО и черчение ( ), но жил я общим настроем коллектива и потому с уверенностью говорю.
0 Ответить
Я образно, а вы все буквально... "Криминалом" в школе считается любое отступление от программы. Вот я пришла в школу после университета (распределили, т.к. учителей не хватало), веду уроки, все нормально, детям нравится, приходят из других школ (это конец 80-х, тогда охраны не было). В конце года завуч допрашивает на предмет прохождения программы. Оказывается, на каждую тему отводится определенное число часов, и любое отклонение чревато наказанием. Сейчас, говорят, еще строже.
0 Ответить
Криминал?.. Сошлитесь на Уголовный кодекс РФ, пожалуйста!
0 Ответить
Во-первых, хороших учителей и раньше было немного - мне в школе как-то не встретились. А во-вторых... Можно, конечно, вести уроки и вообще без учебников, как я это делала, но это криминал. Инструментарий должен быть качественным. Простите за банальность!
0 Ответить
Если есть хороший учитель, то макулатурно-образные учебники не страшны.. Школа - это почти 100% человеческий фактор, как в хорошем, так и в плохом.
Статья - очередная страшилка, ничем не отличающаяся от "дурных" учебников.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, насчет "человеческого фактора" - согласна, кто бы спорил. И не только в школе, в любой сфере.
0 Ответить
Галина Резапкина,.. В статье речь идет об учебниках - потому и о школе заговорил. Легко можно отделить зерно от плевел хорошему учителю... Хоть завали его бестолковыми методиками и "гнусными" учебниками.
0 Ответить
программа есть программа... в частных школах учатся по тем же самым учебникам, потому что стандарт, не будешь соответствовать стандарту - закроют нафиг
0 Ответить
Я очень люблю читать, но всю классическую литературу школы, училища и потом универа ненавидела люто. Только стихи любила - за их свет и красоту формы.
И только сейчас начала понимать, почему терпеть их не могла - действительно ведь: там сплошной мрак и тоска, начитаешься, а потом тонешь, как в омуте в депрессиях и страхах. А, учитывая, чот у школьников ещё самосознания нет, то неудивительно, что они не понимают, откуда у них такие состояния, не удивительны их мысли о самоубийствах и трагедии из-за полученных двоек.
Вместо школьной литературы я ходила в библиотеку, набирала кучу книг, которые нравилось читать МНЕ, а не которые заставляли читать учителя, и, забывая о таком мрачном окружающем мире, уносилась в подземные пространства золотых пирамид, межэвёздные галактические путешествия, чудеса от Хотаббыча и романы, где всегда всё заканчивалось хорошо.
Эпоха ушла, а программы остались старые - как во времена страны Советов. Отвратительно. Лучше отдавать ребёнка в частную школу, просмотрев лично, какую программу они предлагают к обучению, чем отдавать своих детей в общеобразовательные заведения. У меня школа не оставила в воспоминаниях ничего, кроме того, что это было сущее мучение.
0 Ответить
Анна Бывшева, "в подземные пространства золотых пирамид, межэвёздные галактические путешествия, чудеса от Хотаббыча и романы, где всегда всё заканчивалось хорошо" - вот, вот... нам вправляли, что это ПЛОХО, это легкое чтиво, от него не хочется плакать! А читать надо было либо русскую классику, либо про войну, либо "Дорога уходит вдаль" и Алексина.
0 Ответить
Мария Семенихина, это ирония? Не узнала в гриме ) Если бы не прочитала ваш коммент выше
0 Ответить
Анна Бывшева, она самая, ирония... А Вы не застали те времена, когда надо было в месяц сдать 2 отзыва о прочитанных книгах или того чище - вести дневник читателя?
0 Ответить
Мария Семенихина, нет, такого не застала. )))
0 Ответить
Анна Бывшева, а я застала... хорошо что у нас литераторша была хорошая и кое-какую приключенческую литературу в наш рацион допускала - но только как "кетчуп" к войне и Алексину с Бруштейн. Я, кстати, Бруштейн прочитала уже будучи взрослой, и осталась в горестном недоумении... что в ней такого особенного?
0 Ответить
Мария Семенихина, я планировала классику почитать в более сознательном возрасте, думая, что может тогда увижу в ней что-то, что видели учителя или "соц.заказ".
Сознательный возраст посчитал это тратой времени и отправил интересоваться совсем другими вещами, гораздо более полезными в современном обществе.)))
0 Ответить
Анна Бывшева, классику надо читать в свое время, когда закладывается фундамент человечности. А потом, без фундамента, этот ваш "сознательный возраст" будет считать что угодно и как угодно, да впустую. Для "современного общества" потребителей классика, конечно, не нужна, как и вообще культура.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
andry andry, не много ли вы на себя берёте, или именно в таком виде проявляется ваша культура?
Тогда, конечно, вам классика очень помогла, как я вижу, заложить фундамент
0 Ответить
Анна Бывшева, а какая именно из трех моих фраз вызвала ваше неприятие? Или все они? Конкретнее, пжл, без голословности и риторики, пжл. Спасибо.
А если без ложных обид, то и первое, и второе, и третье вполне справедливо.
Все делается в свое время, потом идут неизбежные и трудноисправимые искажения.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Анна Бывшева, "сознательный возраст посчитал это тратой времени и отправил интересоваться совсем другими вещами, гораздо более полезными в современном обществе" - это точно.
0 Ответить
Да, упадочна не только направленность образования, но и общая атмосфера. Ее каждый день подпитывают угнетающими новостями - там убили, тут взорвалось... И мусолят бесконечно одно и тоже. Что ж, тенденция ясна - создать общий депресняк на подсознательном уровне, как стиль жизни. Это хорошо помогает избавиться от разумного и самостоятельного анализа происходящего и превратиться в стадо запуганных гамадрил.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Что школьные учебники по литературе, кажется, составляются так, чтоб у детей на эту самую литературу возникла рвотная реакция - я давно заметила.
0 Ответить
В трясину уныния уводят не только наших детей, достаточно посмотреть центральное телевидение. Все плохо: конец света, киногерои бандиты и матери-одиночки,передача"пусть говорят" и т.д. зачем людям все это. Я практически отказался смотреть ТВ, иногда смотрю новости и тогда прихожу к выводу, что крепко взяла нас чья-то сильная рука и долго еще не отпустит. Единственное, что у нас с вами пока осталось это право выбора что именно читать , смотреть и слушать.
0 Ответить
Дмитрий Яковлев, согласна, что все это - пазлы одной картинки. Важно понимать, кто нами манипулирует и зачем. Разгаданная манипуляция неэффективна
0 Ответить