Александра Сергиенко Профессионал

Кому нужны учителя?

Недавно поспорила с одним хорошим знакомым. Задела за живое его убежденность в том, что абсолютное большинство учителей — это люди-неудачники, которые не сумели лучше реализоваться в жизни. Так вот и сидят в школах и вузах, грузят учеников и студентов, а те, между прочим, могут вполне успешно добыть нужные знания самостоятельно. Ну, конечно же, есть так называемые «учителя от Бога». Однако жаль их — прозябают на такой бесперспективной, малооплачиваемой, не престижной и, по большому счету, никому не нужной работе.

Неужели это правда? Понятное дело, вопрос слишком спорный. Те из нас, кто затаил в душе давнюю обиду на какого-нибудь школьного учителя, вполне могут начать «мести под одну гребенку» всех остальных учителей. Дескать, «ломают детскую психику». Те, кто разочаровался в системе высшего образования, будут доказывать, что студенты — люди взрослые, все и сами изучат, если им надо будет. А что же учителя? Действительно ли их труд никому не нужен?

Я попытаюсь рассмотреть противоположную точку зрения. Просто приведу несколько примеров в качестве ее доказательства. Если же у вас возникнет желание поспорить — с удовольствием выслушаю контраргументы! В конце концов, истина рождается в споре!

Итак, в чем задача учителя? Пробудить интерес! К предмету, к жизни, к познанию самого себя. Одна из главных проблем современного человека — равнодушие, как следствие прагматичного подхода к жизни. Времени мало — будем тратить его на то, что приносит практическую пользу. Но мы, видя мгновенную выгоду, зачастую не придаем значения другим сторонам жизни. Нынешним детям постоянно приходится доказывать, что, например, изучение физики, даже если в жизни не пригодится, поможет развить мышление и логику. А это уже инструмент, с которым любая задача по плечу. Согласна, быть гениальным учителем, способным к каждому ученику найти подход, наверное, невозможно. Но даже один благодарный взгляд из тридцати пар глаз в классе — это, поверьте, много!

Еще один момент. Сейчас настолько выросли объемы информации, что стало важным даже не научить чему-то конкретно, а помочь правильно ориентироваться в этом информационном потоке. Иными слова — научить учиться. Есть, безусловно, дети, которые «все на лету схватывают». Но их не так много. Школьники все чаще жалуются на перегрузки — мол, каждый учитель думает, что его предмет главный. А ведь среди этих учителей есть очень талантливые педагоги, влюбленные в свою работу и в свой предмет. Выходит, что как раз они больше всего «ломают» детей? Просто им, с их тридцатилетним стажем работы, сложно настроиться на новое время, привыкнуть к его новым требованиям. И, тем не менее, повторюсь, без учителя «научиться добывать нужное знание», особенно детям, — очень сложно.

Ну, и напоследок, еще одна мысль. Не надо забывать, что каждый человек уникален. То, что хорошо и удобно одному, — совершенно не подходит другому. Ведь есть люди, которые лучше понимают новый материал, если не просто прочитают нужную книгу, а еще и послушают кого-то, кто в этом уже разобрался. Есть те, кто сам толком не знает, что именно ему надо искать, и поэтому тоже нуждается в подсказке со стороны педагога. Я уж молчу о таком факторе, что (простите за занудный слог!) «школа выполняет еще и воспитательную функцию». Другими словами, часто к учителю мы относимся, как к маме, папе, другу, его мнение для нас не просто важно, мы им очень дорожим! Особенно, если учесть, что современные родители, в заботах о благосостоянии и достатке, редко видятся и общаются со своими детьми. И этого простого разговора часто так не хватает!

Конечно, сложно поставить точку в этом вопросе. Единственное, хочется сказать, что роль учителя, возможно, несколько изменилась в наше время, по сравнению с прошлым, но от этого не стала меньше. Скорее, наоборот, ответственность педагога даже возросла! Почему? Думаю, каждый сам найдет ответ на этот вопрос… А тем, кто когда-то учил и сейчас продолжает учить меня, я скажу просто — СПАСИБО!

Обновлено 7.05.2007
Статья размещена на сайте 24.04.2007

Комментарии (59):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 ноября 2009 в 11:39 отредактирован 10 ноября 2009 в 14:11

    Александра Сергиенко,
    согласен с завершающей частью Вашей статьи. Но...
    читать дальше →

    • Александра Сергиенко Александра Сергиенко Профессионал 10 ноября 2009 в 13:30 отредактирован 10 ноября 2009 в 14:11

      Игорь Ткачев, да, согласна.... тема такая, что точку в ней сложно поставить и правила какие-либо вывести сложно... читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • А я вам скажу что изменилось - отношение к профессии! Сейчас в учителя идут совершенно не те люди, которые должны туда идти! Мало стало учителей по призванию. Даже те, кто чувствует тягу к образованию, не способны противиться соблазну заработать более серьезные деньги! Что в резултате - в институт приходят студенты, многих из которых приходиться переучивать заново. Это просто кошмар - с каждым годом они все хуже и хуже, а уровень подготовки все ниже и ниже. Учителей поставили в такое положение, что они совершенно забывают о своих обязанностях в рамках учебного заведения, а пытаются заработать репетиторством, при этом наплевав на мораль, так как ставят хорошие оценки тем ,кто у них персонально занимается. Когда видишь все это изнутри, то по-настоящему страшно становится!

    Оценка статьи: 5

    • А я тоже могу сказать, что изменилось не только отношение к профессии тех, кто идёт в учителя, но и отношение тех, кто идёт к ним учиться. Причём это последнее произошло раньше первого. То есть сначала стали считать учителей низшей кастой, а затем и те, кто туда идёт утеряли свой должный уровень. Отбора нет в учителя (не в смысле количества знаний, а в смысле профпригодности). Ведь Учитель - это очень ответственно. А сейчас никто ни за что отвечать не хочет. Особенно забесплатно (ну или почти). Потому всё учение свелось к усвоению знаний. Знаешь столько-то и столько-то и порядок. Но учитель - это в том числе и тот человек, который формирует мировоззрение учащегося. Тут провал полный. Этим заниматься никому неохота. Потому что тогда нельзя ставить завышенные оценки тем, кто персонально у тебя занимается. И много чего нельзя. Вот Сократ был настоящим учителем своим ученикам. Учил слушаться закона и сам слушался даже до смерти. Теперь мало учителей, которые учат как живут и живут как учат...

      • Отношение к обучению тоже уходит корнями в социальные проблемы. Если дети видят ,что их малообразованные соседи живут лучше, чем папа с мамой инженеры или медики, или учителя, то зачем учиться. Вообще проблема очень глубокая. Очень.

        Оценка статьи: 5

        • Очень с вами согласна (в смысле глубины проблемы). Но все-твки образованным человеком быть лучше, жизнь интереснее. Причем она интереснее независимо от количества посещенных стран, городов и континентов. Независимо от количества денежных знаков в кошельке. Она просто интересная! Вы согласитесь с этим?

          • Да, конечно! Образованный человек, тот который хотел учиться, понимал (и понимает) зачем учиться, получает удовольствие от новых знаний. Хочет узнать что-то новое всегда, пусть даже в 80 лет, пусть в 100.

            Оценка статьи: 5

  • Аида Мухамбетова Аида Мухамбетова Читатель 10 мая 2007 в 13:31 отредактирован 20 мая 2018 в 15:39
    безусловно учителя нужны

    честно признаться я очень удивилась увидев заголовок статьи и сразу же заинтересовалась, как так бывает что они кому то не нужны... теперь поняла о ком речь идет... безусолвно есть такие неудачноки которые просто из последних сил стараются выкарабкаться из финансового кризиса и идут на нелюбимую работу... вот таких учителей и учителями то назвать нельзя!!! у нас в школе есть одна такая учительница по английскому, благодаря своим родителям я этот язык достаточно хорошо знаю, и иногда я вижу открытую безграмотность в ее разговоре..... как можно учить детей предмету если сам его не знаешь.... вот в такие моменты и хочется сказать "куда катится мир", но ведь есть и другая категория учителей... которые любят детей, свой предмет и свою работу соответственно!!!!! только к сожалению таких педагогов все меньше и меньше становится... это проблема правительства, очень многие дети хотят быть учителями, но не всем удается это желание пронести до конца...... а если поднимется престиж этой профессии, заработная плата то безусловно число тех кто будет заниматься обучением увеличится...
    а статья супер, спасибо!

  • Учителя нужны до того момента, пока ребенок не научится самостоятельно читать и читать быстро. Тогда он сможет самостоятельно пополнять свои знания при помощи текстов, учитель уже не будет нужен. А до тех пор надежда только на слуховое восприятие, для аудиализации информации учитель -- самое то

    • Ответ

      Вы знаете, многие учащиеся умеют к 10-му классу читать и читать быстро. Однако не все хорошо умеют правильно понимать и интерпритировать прочитанное. Здесь ваша теория хромает.

      • Ну, вы уже слишком много хотите Время такое сейчас -- дай бог, чтобы хоть читать умели быстро. А уж читающий -- разумеет (с)

        • Ответ

          К сожалению не всякий читающий... И, как показывает практика, чаще всего именно НЕ разумеет...

          • Значит не то читает слишком сложное

            • А надо букварь читать? Что по-вашему сложное? А простое что? А институт какой закончили, тоже простой?

              • Слишком сложное -- то, что конкретный человек никак не может понять. Тот же букварь для китайских школьников думаю и вы понять не смогли бы
                А институт я закончил социальных наук. Для кого -- сложный, для кого -- в самый раз

                • Люба Мельник Бывший модератор 11 мая 2007 в 14:25

                  Вам, Михаил, повезло - нашелся человек, который НАУЧИЛ вас самому главному - УЧИТЬСЯ. Более того - умению получать удовольстве от получения знаний. Не всем так повезло. Иных, может, характер на то же самое вывез. Иных - загубила школа...

                  Оценка статьи: 4

                  • нашелся человек, который НАУЧИЛ вас самому главному - УЧИТЬСЯ
                    Ну... возможно... Хотя скорее, просто привили представление о том, что наука -- самое главное в жизни, это уже мать скорее... А уж когда принял такую установку, всё остальное само собой разумеется.

                    Иных - загубила школа...
                    А конкретно говоря -- учителя. И кому они нужны, эти учителя?!

                    • Видать не повезло вам в жизни с учителями. Сочуствую. Мне вот так очень повезло! Мне они были нужны (но не как источник информации, а как Учителя. Это, согласитесь, разные вещи!). Надеюсь и вам попадется когда-нибудь хороший учитель. Учиться ведь никогда не поздно.

                    • Люба Мельник Бывший модератор 12 мая 2007 в 08:39

                      в нашей общей дискуссии как-то само собой предполагается что учитель - это тот, кого таковым признало государство, выдало ему для того некий документ. Меж тем, приводят личные примеры. И ясно становится, мы имеем в виду не учителей как класс, а учителей конкретных, с которыми - одним к счастью, другим к несчастью - проходилось иметь дело.
                      Учителей у нас - море. Мои - ваши, Михаил, учителя - книги. Кстати, об Агате Кристи - вам приходилось читать ее мемуары? Прелестная книжка для самовоспитания юных девушек...

                      Оценка статьи: 4

                      • в нашей общей дискуссии как-то само собой предполагается что школа -- это некое учреждение, которое таковой признало государство и выдало соответствующий документ. Вы сказали про школы вообще, а в школах вообще и работают "вообще учителя". как класс, а не какие-то конкретные

                        Кстати, об Агате Кристи - вам приходилось читать ее мемуары? Прелестная книжка для самовоспитания юных девушек...
                        А я не девушка -- давно уже. С самого рождения

                        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 мая 2007 в 10:55

                          Михаил, у нас на сайте появилась еще статья как раз о том, ЧТО может и должен делать учитель для ученика: От чего зависит качество знания и как развиваются способности у детей?
                          Написано доступно...

                          • Да, Татьяну Васильевну знаем, уважаем, читаем...
                            Помню проходил по какому-то дворику, вижу на бетонном брусе играют в шахматы парень чуть старше меня и женщина лет 30, причем рядом коляска с маленьким -- очевидно, ее ребенок... Ну мне интересно стало, начал наблюдать за игрой. Сделав ход, женщина спросила,
                            как я интересуюсь шахматами, есть ли разряд, где занимался...
                            на Черняховского, говорю...
                            У Морозовой -- спрашивает она
                            Да, у Татьяны Васильевны! А откуда Вы знаете?
                            Так я тоже у нее занималась, первый разряд был даже -- давно правда...
                            Давно, а помнят Татьяну Васильевну, талантливого шахматного педагога!

          • ну да, а что прикажете делать с учеником, который в 10 класе читает по ...слогах

            • Ответ

              А такое очень часто случается в последнее время . Потому я и говорю, что чтения самого по себе не достаточно! Нужен человек, который бы помог осознать прочитанное. И это относится далеко не только к литературе (художественной), но и к остальным школьным предметам (иногда даже в большей степени). А потому без учителя никуда. Впрочем... Может быть господин Штокало говорит по собственному опыту? Может он обошелся без учителей и всего достиг сам?

              • Главным моим учителем была прабабушка, которая несмотря на преклонный возраст научила меня читать. помню, при первой проверке скорости чтения в 1м классе читал 63 слова в минуту -- вслух. А уже с 5го класса таки да сам учился, в школу ходил лишь по необходимости... В ВУЗе учась на стационаре всего лишь 2 лекционных курса отслушал полностью и добровольно, по остальным предметам ходил на семинарские занятия -- где мб автомат заработать. Если нельзя было -- добывал вопросы на экзамен/зачет и готовился сам... приходил и сдавал Красный диплом получил в конечном итоге

                • Но это же просто замечательно, что Вы оказались такой способный и самостоятельный!)) В вузе я тоже примерно так же подходила к учебе. Пожалуй, с нашей системой образования, это даже правильно... А мой оппонент в споре, который доказывал, что не нужны учителя, раз он и сам всему может научиться, пожалуй, на Вас похож...
                  Но ведь все люди разные! А вы предлагаете, грубо говоря, "взять и поделить!"...

                  Оценка статьи: 5

                  • Вы оказались такой способный и самостоятельный!
                    Да, я такой
                    Люди конечно разные -- так и книги ведь разные

                    • Вот я вас и спрашиваю: Что вы читаете?

                      • По учебе -- энциклопедии.
                        Для души... довольно неразборчив. В детстве так вообще почти все подряд, что было в детской библиотеке. Теперь пытаюсь выбирать, но без фанатизма. Захожу в библиотеку Мошкова, там смотрю о какой книге/авторе слышал как о выдающихся... таким образом прочел Пелевина всего что там был и Агату Кристи.
                        Недавно обнаружил аудиокниги на ДВД, слушаю их -- очень удобно

                        • Такой наборчик и впрямь кто угодно осилит. А как насчет классики русской или зарубежной. Ну или там философских трудов? Или научных книг (не энциклопедий)? И прочая размыслительная литература вас не интересует?
                          Аудиокниги и впрямь удобно, но я не решаюсь. Боюсь разучиться читать (от лени). Думаю, что бумажные книги всё-таки лучше. Думаешь над ними обстоятельнее. Здесь я очень солидарна с героями Брэдбери (если читали 451 градус по Фаренгейту").

                          • Этот наборчик с начала этого года
                            А если раньше брать... плохая память на имена... Брэдбери написал марсианские хроники? читал, но не понравились... 451 по Фаренгейту -- читал, намек понял я тоже солидарен с героями книги -- пожарниками
                            Борис Лавренев -- классика? Прочел 6 томов его сочинений
                            Скотный двор в каком то диком переводе да ещё и с продолжением аж до войны с черными котами
                            Агата Кристи тоже классика. Камо грядеши чем не классика? Тоже аудиокнига была... Повелитель мух даже в программу входит на филфаке но не поэтому читал (слушал)... Кафка -- Процесс -- приз за самый смешк=ной вопрос на пресс-конференции Вот вам и почести в действии

  • Люба Мельник Бывший модератор 10 мая 2007 в 07:07

    Учителя нужны, бесспорно.
    Заявление о том, что в учителя идут неудачники - ошибочное (хотя сама в пылу спора могу это ляпнуть).
    А вот то, что в школе среди учителей ОЧЕНЬ много людей случайных, которые и пошли в учителя, и сидят в учителях только потому, что больше некуда было приткнуться - это очевидно. Которые - сами малограмотны, к детям испытывают отвращение. И это очень печально. И я в своей школьной жизни с такими сталкивалась, и мои дети. Что ж, приходится терпеть. Что учителей всегда во всем винят - дудки. Родители - да, винят учителей. Но родителям это боком и выходит. И их детям. Учителя, стоит к одному из них претензии предъявить - встают как стена и дают отпор. Корпорация, что поделаешь... Попробуй хоть один из них публично выскажись в таком конфликте ЗА ученика - свои же по шапке надают.

    Оценка статьи: 4

    • Не знаю, не знаю... Сейчас такая тенденция: кто платит - тот и прав. Если родители ребенка - спонсоры школы, то кто будет прав - учитель, задавший не один, а три номера по алгебре, или ученик, это заданеи не сделавший?..Все это, конечно, зависит от каждой конкретной ситуации. Я бы все-таки не стала все обобщать настолько...

      Оценка статьи: 5

  • Научить учится

    это и стараемся. А по поводу неудачников ошибаются. Спасибо за статью! Кстати недавно ездили с детьми к Вам в Запорожье. Очень понравилось!

  • Александра, спасибо за статью.
    Как раз сегодня в учительской зашел разговор о том, что если бы знали , что так тяжело будет работать в школе, наверное бы не пошли в педагогический. Потом стали прикидывать, а какую бы профессию выбрали. Не буду пересказывать весь разговор, но в конце пришли к выводу, что наша профессия лучшая! Я не представляю себя никем кроме учителя. Даже если одному ученику я помогу определить свое место в жизни, я буду рада!

    Оценка статьи: 5

    • Учитель бессмертен. Самостоятельно, по книжкам, новичок может получить представление о предмете, продвинутый - добрать информации, но в какой-то момент, хоть ненадолго, должен прийти Учитель.

  • дело не в том, что учителя неудачники, просто если подумать здраво, то уровень зарплаты у учителя довольно невысок, а какой ХОРОШИЙ специалист согласится так работать?

    • Люба Мельник Бывший модератор 10 мая 2007 в 07:11

      Вот не надо о зарплате. Что, при царе-батюшке учителя лопатой деньги гребли? И тогда, и теперь учителя - разные. И тогда, и теперь жалованье было не бог весть какое. А люди и тогда, и теперь были разные. Одни работают потому, что нравится им эта работа, да так нравится, что смешно - от работы получаешь удовольствие, да тебе еще и деньги платят. А другие прикрывают свою бездеятельность и подлость (ибо подло работать учителем плохо - и говорить, что вот платили бы мне Х000000, так я бы тогда бы) нытьем про маленькую зарплату.

      Оценка статьи: 4

      • Что, при царе-батюшке учителя лопатой деньги гребли?
        тогда престиж от денег напрямую не зависел. тогда нищий дворянин был выше богатого мещанина. А сейчас престиж=деньги. Нет денег -- и престижа нет. А кому нужна такая работа чтобы ни денег, ни почестей?..

        • Люба Мельник Бывший модератор 11 мая 2007 в 14:21

          прекрасный источник по данному вопросу - рассказы Чехова и его записные книжки.
          "тогда престиж от денег напрямую не зависел" - тогда не то что престиж - человеческие права от денег, от количества собственности зависели. Избирательные права, например.
          Крестьян, пардон, пороли.
          И чем же это нищий дворянин мог быть выше богатого мещанина?
          Кстати, что там с купечеством?

          Оценка статьи: 4

        • О, вы ещё и подвержены стереотипам! А мне нужна такая работа. Потому что мой престиж - это сплошное тщеславие. А вот если удастся воспитать и выучить хороших деток - вот это важнее всякого престижа и денег!

          • Только что вернулся с лекции по философии. В который раз рассказывали про точку зрения Платона, который всех людей делил на 3 группы: те, кто живет ради престижа, те кто живет ради понимания (философы) и те, кто живёт ради денег. И приводит аналогию со стадионом: одни пришли, чтобы соревноваться за почести победителю, другие -- смотреть и наслаждаться зрелищем, третьи -- торговать пончиками всякими, сладкой водой и богатеть помаленьку. Вот вы чего ждете от работы в школе?

            • В какую аспирантуру поступаете, если не секрет? (потому что я тоже экзамен сдаю завтра). А от работы в школе... Я отношусь ко второй группе присутствующих на стадионе, потому что по моему мнению врядли можно ждать от работы в школе заработка ( в том смысле, что врядли можно хорошо работать в таком месте ради только материальной выгоды, не то место). Ну а про престиж тут уже кажется достаточно сказано.

    • Не всегда дело в зарплате. Последнее время изменилось отношение к учителям. Что бы ни случилось в школе, всегда винят учителей, а это далеко не так.

      Оценка статьи: 5

  • Я тоже не согласна, что учителя - это неудачники. Хотя и такие бывают, и в этом вся проблемы, свои неудачи они выражают на детях...Но такие люди бывают в любой профессии, единственное дети более подвержены внушению...

  • Очень инетерсная тема поднята в статье. Я сам много раз об этом задумывался. И в корне не согласен с тем, что учителя - это неудачники, которые не нашли себя. Самому мне не повезло с учителями нив одной школе, а было их достаточно. Но, среди них попадалось достотачно много людей и культурных и человечных, хотя далеко не все.
    А для иллюстации как становятся учителями приведу пример. Со мной работала (в НИИ) симпатичная женщина. Звезд с неба не хватала, но и неудачницей не была. Была она по натуре очень деятельная. И ей было просто тесно. И она пошла к своей дочке в гимназию преподавать. Там ей было где развернуться. Дети ее очень любили. (Сам наблюдал, не с о слов). Она все время переподготавливалась, закончила педагогический. Да и просто души не чаяла в своей работе. Короче, человек нашел себя.

    Оценка статьи: 5