• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вячеслав Чермных Дебютант

Когда репетитор превратился во врага народа?

Для начала обсуждения сделаем исторический экскурс. Вспомним художественную литературу XIX века. Что там писалось про репетиторство? А то, что занимались им, в основном, студенты да гимназисты старших классов. Изредка — те, кто окончил вуз, но не нашёл сразу работы — «перебивались репетиторством». Т. е. мы не встретим никакого осуждения, порой о нём говорилось в иронической форме, но не более того.

Фото: Depositphotos

Для того общества эта деятельность считалась вполне естественной и не особенно доходной. Господин профессор этим не занимался. Капитализм ведь был на дворе, и репетиторство просто было одной из форм экономической деятельности.

Теперь перейдём к недавнему прошлому. В конце 60-х, начале 70-х в советских газетах периодически стали появляться гневные статьи, осуждавшие репетиторство. А если учесть, что темы своих публикаций корреспонденты не выбирали, значит, был заказ. Чем же так не угодили репетиторы строителям коммунизма?

Существование репетиторов бросало тень на Прекрасное Советское Образование
Существование репетиторов бросало тень на Прекрасное Советское Образование
Фото: Depositphotos
  • В первую очередь, тем, что они нарушали Великий Принцип Всеобщего Равенства.
  • Во-вторых, само существование репетиторов бросало тень на Прекрасное Советское Образование.
  • И наконец, это ведь было незаконное частнособственническое предпринимательство.

Я специально первыми поставил идеологические позиции, а последней экономическую. Получалось, что получить высшее образование мог тот, кто заплатил деньги, а не тот, кто лучше учился в прекрасной советской школе. А это подрывало идеологические основы советского строя.

Да, мои фразы наполнены иронией, но в советские времена всё это воспринималось «на полном серьёзе». Времена были совершенно другие. И пропаганда воспитывала и направляла советского человека в нужное русло. Ведь именно во времена моего детства куда ни глянь висели лозунги вроде: «Наши дети будут жить при коммунизме!» А в школе на видном месте располагался «Кодекс строителя коммунизма». Многие верили.

Моральный кодекс строителя коммунизма
Моральный кодекс строителя коммунизма
Фото: commons.wikimedia.org

Итак, общество, в лице официальной пропаганды, боролось с репетиторством, а конкретные «несознательные» родители нанимали для своих чад репетиторов. Родителей не интересовали великие цели строительства коммунизма, а судьба своих детей волновала.

А кто же занимался репетиторством? В том-то и дело, что репетиторством занимались частенько преподаватели вузов. И газеты кричали, что это не что иное, как скрытая форма взятки. Если бы студенты, преподаватели школ — это ладно, куда бы ни шло. Но преподаватели вузов…

Газетная кампания, на моей памяти, прокатывала не единожды. А результат? А никакого. Может, кого-то и поймали за руку, отчитались, галочку поставили… А репетиторство как было, так и осталось по сию пору. Даже ваш покорный слуга в бытность молодым специалистом впервые приложил к этому руку.

Даже в советскую эпоху был спрос, было и предложение. Как ни боролись, как ни искореняли, ничего не вышло. Ну, а в наше «светлое капиталистическое сегодня» и подавно. Репетиторство живёт и здравствует. Но отношение к нему в официальных СМИ по-прежнему, как правило, негативное.

Чем хуже преподают в школе, тем востребованней услуги репетиторов
Чем хуже преподают в школе, тем востребованней услуги репетиторов
Фото: Depositphotos

Почему же происходит этот явно «совковый» рецидив? Почему многие другие работы носят экономический характер, а репетиторство до сих пор несёт идеологическое клеймо? А опять-таки по идеологическим причинам. Какое у нас провозглашается образование? Всеобщее и Бесплатное. А репетиторство — Индивидуальное и Платное. Вот вам и коллизия интересов между демагогически-популистскими тезисами пропаганды и реальной прозой жизни.

Ведь что делает репетитор? В первую очередь, исправляет огрехи преподавания. Чем хуже преподают в школе, тем востребованней услуги репетиторов. Опять репетитор враг, ибо он указывает на некачественное образование. Прям-таки тычет носом в дерьмо существующую систему. Ату его!

Борьба с репетиторством напоминает мне борьбу милиции с торговками семечкам. Уж как только ни боролись, а они как сидели, так и поныне сидят на своих скамеечках. Уже и милиции нет, а бабки с семечками есть.

Когда репетитор превратился во врага народа?
Фото: Depositphotos

Вот так и с репетиторами. Пока школьники, подготовленные ими, будут не просто сдавать, а сдавать ЕГЭ да ГИА на более высокий балл, чем обычные выпускники школ, до тех пор телефоны хороших репетиторов будут передавать по знакомству. И никуда репетиторы не денутся, каких бы собак на них не навешивали «наши» СМИ.

P. S. А деньги, затраченные на репетитора, возвращаются в виде стипендии бюджетника…

Статья опубликована в выпуске 17.07.2012
Обновлено 9.06.2021

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • отличная статья, сама училась у репетиторов и сама немного учила
    5+

  • Маленькое замечание - при Союзе в школах, таки, были кружки юных математиков и пр., где те же преподаватели что-то рассказывали, ребята готовили доклады. Перед олимпиадами учителя натаскивали своих участников по своим предметам. Кстати, удивительно, но факт - три года назад, когда мой выиграл районную, за месяц до областной в районном центре для подготовки организовали по выходным занятия совершенно бесплатно - так не все родители привозили своих детей!!! Наверно, считали - что бесплатно, то даром.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, кружки были, но для передовых. А если ученик отставал, только репетитор.

      Оценка статьи: 5

      • К. Ю. Старохамская, "А если ученик отставал,.." - было несколько хуже - за отстающим закрепляли отличника и если двоечник не исправлялся, то отличнику тоже занижали оценку. Правда, это было в младших и средних классах, где оценки не шли в аттестат.
        С репетиторством связана, обычно, подготовка к поступлению в вуз или изучение иностранного языка.

        Оценка статьи: 5

  • Статья написала образцово, четко, ясно, тема раскрыта, нормальный грамотный язык. По сути подтверждаю, в 60-70 годы в школе надо было скрывать, что занимаешься с репетитором. А в воспоминаниях, скажем, Паустовского, Чуковского и других, совершенно спокойно пишется, что они подрабатывали уроками, для студента или гимназиста старших классов это было нормальное занятие.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 17 июля 2012 в 11:17 отредактирован 17 июля 2012 в 11:20 Сообщить модератору

      Марина Разумовская, репетиторства - одна из форм быстрого и, обычно, качественного способа освоения того или иного предмета в узкой и конкретной области знаний, но,как правило, для достижения определенных целей. Но репетиторство не может заменить существующей системы образования с её многосторонними аспектами: от получения конкретных знаний до освоения самой главной науки в жизни - науки общения.

      Знаю хорошо натасканных репетиторами людей ( в частности: инвалидов, "индигов", супер-пупер "одаренных"....), которые в детстве были бездумно (частенько ради престижу) вырваны родителями из соответствующей школьной среды. Сегодня все их отличные знания о....., не дают ни какого приоритета в нахождении своего место "на дороге" жизни. Хорошо если они найдут свое место «на обочине». Человек может быть "Робинзоном" не долго, без полнокровного общения наступает деградация, которая, по истечениию трех лет изоляции, становится необратимой.

      Оценка статьи: 3

    • Марина Разумовская, спасибо за поддержку, но так категорично я бы не стал утверждать.
      Общество просто экономически не может позволить себе каждого ребёнка учить в индивидуальном порядке. Да репетиторство действительно более эффективный способ обучения, т.к. предполагает индивидуальный подход, но естественно оно дороже.
      читать дальше →

  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 17 июля 2012 в 06:39 отредактирован 17 июля 2012 в 06:39 Сообщить модератору

    Репетитор превратился во "врага народа" в тот момент когда стал драть непомерную плату за свои услуги. Более того, частенько бывает так, что днем человек преподает в школе (начальной, средней, высшей и проч.), а вечером уже продает знания тем же ученикам за деньги, т.е. за плату устраняет собственные огрехи в обучении ученичества-студенчества, которые, (уж не сознательно ли?) допустил днем, находясь на "службе государевой". Э?

    Оценка статьи: 3

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина, гонений, в чистом виде, не было. А вот пару раз компании в СМИ, в советские времена, были.
      А совковая ненависть в обществе есть и сейчас, что даже по комментариям к безобидной статье заметно. И это на вменяемом интеллигетном ресурсе, а если бы я подобную статью разместил в другом месте, так меня б по стенке размазали.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 17 июля 2012 в 02:39 отредактирован 17 июля 2012 в 02:43 Сообщить модератору

    "Пока школьники, подготовленные ими, будут не просто сдавать, а сдавать ЕГЭ да ГИА на более высокий балл, чем обычные выпускники школ" - а чем это подтверждается? Где контрольные клоны сдающих, но не "подготовленные ими"?

    «И никуда репетиторы не денутся, каких бы собак на них не навешивали «наши» СМИ» - это точно. Ведь надо же, как то оправдать себя, точнее своё родительское желание не заниматься ребенком (в т.ч. и помощью в учебе) постоянно, а так, между прочими «прелестями» блистания в обществе. Репетитору заплатил – родительский долг исполнил.

    Оценка статьи: 3

    • · Вячеслав Озеров, шарлатаны встречаются в любом виде деятельности, в том числе и в репетиторстве. Поэтому и выясняют их телефоны через знакомых. Кроме того, даже репетитору со стажем, не всегда удаётся найти психологический контакт с учеником. А это также сказывается на результатах.
      · Родители могут быть не специалистами, в том предмете, который нужен ребёнку, и, при всём желании, не смогут сами помочь. Помощь родителей эффективна в младших, средних классах, общение, ориентирование, мотивация - всё верно. А вот в старших классах, увы. Тут то и встаёт вопрос, что важнее? Престижное авто, роскошное манто или поступление ребёнка в хороший ВУз, а не в мухосранский филиал по раздаче дипломов.
      читать дальше →

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 17 июля 2012 в 10:52 отредактирован 17 июля 2012 в 10:53 Сообщить модератору

        Вячеслав Чермных,

        1) а кто спорит? Это насчет шарлатанов;

        2) а причем здесь "психологический контакт с учеником" у репетитора? Можно ещё говорить о "психологическом настрое на обретение знаний" у ребенка, которому родители наняли репетитора. Учитель (а не шарлатан) всегда будет с удовольствием учить ребенка, жаждущего знания, невзирая на его особенности.

        3) не спорю, если родители не могут помочь ребенку в разгрызание гранита наук, преподаваемых в старших классах (хотя программа старших классов сегодняшней школы, мало отличается от той, которую осваивал я - т.е. 50 лет тому назад), или ребенок не может (в силу тех или иных обстоятельств) сделать это самостоятельно, то надо найти того, кто может помочь. А за деньги или нет, то, как повезет.

        4) что важнее - "престижное авто, роскошное манто или" получение ребенком, особенно с инвалидностью, подготовки, обеспечивающей ему в жизни необходимую и достойную социальную нишу – то, естественно, важнее второе (из личного опыта воспитания слепого сына и работы в обществе родителей детей-инвалидов)

        Но какое отношение имеет, вышесказанное мною и Вами, к статейным мыслям, подчеркнутым мною ранее.

        Оценка статьи: 3

  • Эта деятельность, для того общества, считалась вполне естественной и не особенно доходной. Господин профессор этим не занимался.

    Ну и? что изменилось для этого общества? господа профессура насколько мне известно по-прежнему не особо охочи до лепт вдовиц и сирот.

    Оценка статьи: 2