Вячеслав Чермных Дебютант

Когда репетитор превратился во врага народа?

Для начала обсуждения сделаем исторический экскурс. Вспомним художественную литературу XIX века. Что там писалось про репетиторство? А то, что занимались им, в основном, студенты да гимназисты старших классов. Изредка — те, кто окончил вуз, но не нашёл сразу работы — «перебивались репетиторством».

Robert Kneschke, Shutterstock.com

Т. е. мы не встретим никакого осуждения, изредка о нём говорилось в иронической форме, но не более того.

Для того общества эта деятельность считалась вполне естественной и не особенно доходной. Господин профессор этим не занимался. Капитализм ведь был на дворе, и репетиторство просто было одной из форм экономической деятельности.

Теперь перейдём к недавнему прошлому. В конце 60-х, начале 70-х в советских газетах периодически стали появляться гневные статьи, осуждавшие репетиторство. А если учесть, что темы своих публикаций корреспонденты не выбирали, значит, был заказ. Чем же так не угодили репетиторы строителям коммунизма?

В первую очередь, тем, что они нарушали Великий Принцип Всеобщего Равенства. Во-вторых, само существование репетиторов бросало тень на Прекрасное Советское Образование. И наконец, это ведь было незаконное частнособственническое предпринимательство.

Я специально первыми поставил идеологические позиции, а последней экономическую. Получалось, что получить высшее образование мог тот, кто заплатил деньги, а не тот, кто лучше учился в прекрасной советской школе. А это подрывало идеологические основы советского строя.

Да, мои фразы наполнены иронией, но в советские времена всё это воспринималось «на полном серьёзе». Времена были совершенно другие. И пропаганда воспитывала и направляла советского человека в нужное русло. Ведь именно во времена моего детства куда ни глянь висели лозунги вроде: «Наши дети будут жить при коммунизме!». А в школе на видном месте располагался «Кодекс строителя коммунизма». Многие верили.

Итак, общество, в лице официальной пропаганды, боролось с репетиторством, а конкретные «несознательные» родители нанимали для своих чад репетиторов. Родителей не интересовали великие цели строительства коммунизма, а судьба своих детей волновала.

А кто же занимался репетиторством? В том-то и дело, что репетиторством занимались частенько преподаватели вузов. И газеты кричали, что это не что иное, как скрытая форма взятки. Если бы студенты, преподаватели школ — это ладно, куда бы ни шло. Но преподаватели вузов…

Газетная кампания, на моей памяти, прокатывала не единожды. А результат? А никакого. Может, кого-то и поймали за руку, отчитались, галочку поставили… А репетиторство как было, так и осталось по сию пору. Даже ваш покорный слуга в бытность молодым специалистом впервые приложил к этому руку.

Даже в советскую эпоху был спрос, было и предложение. Как ни боролись, как ни искореняли, ничего не вышло. Ну, а в наше «светлое капиталистическое сегодня» и подавно. Репетиторство живёт и здравствует. Но отношение к нему в официальных СМИ по-прежнему, как правило, негативное.

Почему же происходит этот явно «совковый» рецидив? Почему многие другие работы носят экономический характер, а репетиторство до сих пор несёт идеологическое клеймо? А опять-таки по идеологическим причинам. Какое у нас провозглашается образование? Всеобщее и Бесплатное. А репетиторство — Индивидуальное и Платное. Вот вам и коллизия интересов между демагогически-популистскими тезисами пропаганды и реальной прозой жизни.

Ведь что делает репетитор? В первую очередь, исправляет огрехи преподавания. Чем хуже преподают в школе, тем востребованней услуги репетиторов. Опять репетитор враг, ибо он указывает на некачественное образование. Прям-таки тычет носом в дерьмо существующую систему. Ату его!

Борьба с репетиторством напоминает мне борьбу милиции с торговками семечкам. Уж как только ни боролись, а они как сидели, так и поныне сидят на своих скамеечках. Уже и милиции нет, а бабки с семечками есть. Вот так и с репетиторами. Пока школьники, подготовленные ими, будут не просто сдавать, а сдавать ЕГЭ да ГИА на более высокий балл, чем обычные выпускники школ, до тех пор телефоны хороших репетиторов будут передавать по знакомству. И никуда репетиторы не денутся, каких бы собак на них не навешивали «наши» СМИ.

P. S. А деньги, затраченные на репетитора, возвращаются в виде стипендии бюджетника…

Обновлено 16.07.2012
Статья размещена на сайте 12.07.2012

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • отличная статья, сама училась у репетиторов и сама немного учила
    5+

  • Маленькое замечание - при Союзе в школах, таки, были кружки юных математиков и пр., где те же преподаватели что-то рассказывали, ребята готовили доклады. Перед олимпиадами учителя натаскивали своих участников по своим предметам. Кстати, удивительно, но факт - три года назад, когда мой выиграл районную, за месяц до областной в районном центре для подготовки организовали по выходным занятия совершенно бесплатно - так не все родители привозили своих детей!!! Наверно, считали - что бесплатно, то даром.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, кружки были, но для передовых. А если ученик отставал, только репетитор.

      Оценка статьи: 5

      • К. Ю. Старохамская, "А если ученик отставал,.." - было несколько хуже - за отстающим закрепляли отличника и если двоечник не исправлялся, то отличнику тоже занижали оценку. Правда, это было в младших и средних классах, где оценки не шли в аттестат.
        С репетиторством связана, обычно, подготовка к поступлению в вуз или изучение иностранного языка.

        Оценка статьи: 5

  • Статья написала образцово, четко, ясно, тема раскрыта, нормальный грамотный язык. По сути подтверждаю, в 60-70 годы в школе надо было скрывать, что занимаешься с репетитором. А в воспоминаниях, скажем, Паустовского, Чуковского и других, совершенно спокойно пишется, что они подрабатывали уроками, для студента или гимназиста старших классов это было нормальное занятие.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 17 июля 2012 в 06:39 отредактирован 17 июля 2012 в 06:39

    Репетитор превратился во "врага народа" в тот момент когда стал драть непомерную плату за свои услуги. Более того, частенько бывает так, что днем человек преподает в школе (начальной, средней, высшей и проч.), а вечером уже продает знания тем же ученикам за деньги, т.е. за плату устраняет собственные огрехи в обучении ученичества-студенчества, которые, (уж не сознательно ли?) допустил днем, находясь на "службе государевой". Э?

    Оценка статьи: 3

    • Сергей Русич, "капитализмус" на дворе, однако.
      А по поводу цен, то своей жене я постоянно говорю: "не цены высокие, а деньги дешевые и зарплаты маленькие".

      • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 17 июля 2012 в 16:49 отредактирован 17 июля 2012 в 16:49

        Вячеслав Чермных, не нужно пытаться сваливать на "капитализмус" или на "коммунизмус" элементарное "Кю"! Ку?

        Оценка статьи: 3

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 17 июля 2012 в 02:39 отредактирован 17 июля 2012 в 02:43

    "Пока школьники, подготовленные ими, будут не просто сдавать, а сдавать ЕГЭ да ГИА на более высокий балл, чем обычные выпускники школ" - а чем это подтверждается? Где контрольные клоны сдающих, но не "подготовленные ими"?

    «И никуда репетиторы не денутся, каких бы собак на них не навешивали «наши» СМИ» - это точно. Ведь надо же, как то оправдать себя, точнее своё родительское желание не заниматься ребенком (в т.ч. и помощью в учебе) постоянно, а так, между прочими «прелестями» блистания в обществе. Репетитору заплатил – родительский долг исполнил.

    Оценка статьи: 3

    • · Вячеслав Озеров, шарлатаны встречаются в любом виде деятельности, в том числе и в репетиторстве. Поэтому и выясняют их телефоны через знакомых. Кроме того, даже репетитору со стажем, не всегда удаётся найти психологический контакт с учеником. А это также сказывается на результатах.
      · Родители могут быть не специалистами, в том предмете, который нужен ребёнку, и, при всём желании, не смогут сами помочь. Помощь родителей эффективна в младших, средних классах, общение, ориентирование, мотивация - всё верно. А вот в старших классах, увы. Тут то и встаёт вопрос, что важнее? Престижное авто, роскошное манто или поступление ребёнка в хороший ВУз, а не в мухосранский филиал по раздаче дипломов.
      читать дальше →

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 17 июля 2012 в 10:52 отредактирован 17 июля 2012 в 10:53

        Вячеслав Чермных,

        1) а кто спорит? Это насчет шарлатанов;

        2) а причем здесь "психологический контакт с учеником" у репетитора? Можно ещё говорить о "психологическом настрое на обретение знаний" у ребенка, которому родители наняли репетитора. Учитель (а не шарлатан) всегда будет с удовольствием учить ребенка, жаждущего знания, невзирая на его особенности.

        3) не спорю, если родители не могут помочь ребенку в разгрызание гранита наук, преподаваемых в старших классах (хотя программа старших классов сегодняшней школы, мало отличается от той, которую осваивал я - т.е. 50 лет тому назад), или ребенок не может (в силу тех или иных обстоятельств) сделать это самостоятельно, то надо найти того, кто может помочь. А за деньги или нет, то, как повезет.

        4) что важнее - "престижное авто, роскошное манто или" получение ребенком, особенно с инвалидностью, подготовки, обеспечивающей ему в жизни необходимую и достойную социальную нишу – то, естественно, важнее второе (из личного опыта воспитания слепого сына и работы в обществе родителей детей-инвалидов)

        Но какое отношение имеет, вышесказанное мною и Вами, к статейным мыслям, подчеркнутым мною ранее.

        Оценка статьи: 3

        • Вячеслав Озеров, хотя я и сам ударник коммунистического труда, но дальнейший спор вести не стану. Так как очень трудно объяснить человеку живущему в мире коммунистических идей, то что вокруг него жизнь давно уже поменялась.

          • Вячеслав Чермных, ничего не понял - какой "мир коммунистических идей"? Ни когда не был "ударником комтруда", ибо защищал свои службы, а я с 23 лет занимал руководящие должности (без членства в КПСС), от всяких партгрупоргов и секретарей через показ их проф(не)пригодности.
            Я рад, что дожил до времени, когда надо не воровать, а все купить, заработав деньги.

            Оценка статьи: 3

  • Эта деятельность, для того общества, считалась вполне естественной и не особенно доходной. Господин профессор этим не занимался.

    Ну и? что изменилось для этого общества? господа профессура насколько мне известно по-прежнему не особо охочи до лепт вдовиц и сирот.

    Оценка статьи: 2