По моим смутным воспоминаниям школьной программы, по данной теме ученикам представляли таблицу, в которой были указаны окончания существительных в разных склонениях. Молодые учителя в силу своей неопытности заставляли своих подопечных зубрить эту таблицу. А вот их коллеги-профессионалы давали ребятам совсем другие рекомендации, заслуживающие и нашего внимания.
Для того чтобы объяснить читателям содержание той самой таблички, для начала напомню о склонениях и падежах — то, на чём она будет основываться.
Склонения бывают только у существительных (не путать со спряжениями)! К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» и «-я» (мама, семья). Ко 2-му склонению относятся все существительные мужского и среднего рода (дом, стекло). К 3-му склонению — существительные женского рода, которые оканчиваются на «-ь». Вспомнили? Прекрасно!
Теперь перейдём к падежам. Какие существуют падежи? Именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?). И это вспомнили? Просто замечательно!
Вернёмся к той самой таблице. Для большего понимания темы будем использовать примеры. Начнём с первого склонения: возьмём слово «ручка» и будем его склонять. Именительный (что?) — ручка, родительный (чего?) — ручк… — точное окончание мы узнаем позже, дательный (чему?) — ручк…, винительный (что?) — ручку, творительный (чем?) — ручкой, предложный (о чём?) — о ручк…
Как видно, что с первым склонением у нас возникли трудности в родительном, дательном и предложном падежах. И что делать? Посмотреть в таблицу? Или спросить у кого? Нет! Надо просто слово с сомнительным окончанием заменить словом того же склонения в том же падеже, но с ударным окончанием.
Перечислим некоторые из них: гора, земля, листва, река, стена. Если и вы хорошенько подумаете, то сможете расширить представленный мною перечень.
А теперь проверим: вставим одно из них вместо «ручк…». Нет чего? Реки (или руки) — значит, в родительном падеже — ручки. Давать чему? Реке — значит, в дательном падеже — ручке. Говорить о чём? О реке — значит, в предложном падеже — о ручке. Всё верно! Думаю, алгоритм понятен.
Вот в этой табличке и указываются те самые окончания существительных, которые, якобы, нужно выучить. Но, пользуясь практическими рекомендациями профессионалов, мы смогли выявить гораздо более простой способ для исключения возможности сделать ошибку в подобных ситуациях.
Вкратце пройдёмся по оставшимся склонениям. Проще всего обстоит дело со вторым склонением: здесь только предложный падеж может вызвать недоумение. Для примера возьмём слово «автобус»: ехать на автобус… Хоть в данном случае окончание получается безударным, но вместо пропуска написать букву «и» было бы сложно. Всё же проверим: ехать на автобус… — ехать на коне. Действительно, всё сходится! Какие ещё слова, кроме «коня», можно использовать в подобном случае? Окно, слон, стол, цветок. Вот, кстати, ещё один пример: заменяем стул столом и получаем чёткое окончание — на столе, на стуле.
И осталось третье склонение. Здесь, как и в первом, спорными окажутся окончания родительного, дательного и предложного падежа. Забегая вперёд, сразу укажу, что во всех этих трёх падежах третьего склонения окончание будет «и». Проверим! У меня нет (чего?) кроват… Давай прикрутим ножки (к чему?) к кроват… Хватит валяться (на чём?) на кроват… Кровать (кстати, или постель — суть от этого не меняется) заменим печью. Получим: у меня нет печи. Давай прикрутим ножки к печи (как бы странно это ни звучало). Хватит валяться на печи. Всё верно! Вместо «печи» вновь можно использовать и другие слова, например: дверь, ночь, степь.
На мой взгляд, гораздо проще держать в голове определённые слова для проверки окончаний, чем сами эти окончания в тех или иных падежах — в них запутаться немудрено (особенно в окончаниях первого склонения).
Напутствие остается прежним: пишите грамотно!
Хм...
А мне именно так объясняла учительница в начальных классах, как правильно ставить в падежах существительные
Правда она была заслуженная учительница СССР
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья! Я сама даже никогда не задумывалась, что у кого-то может возникать подобная проблема... У меня где-то на подсознательном уровне правильный ответ выскакивает.
И согласна с Валерием - обращения в поздравлениях всегда цепляют, особенно если написаны так безграмотно
За статью спасибо, может кто-то и возьмет на вооружение)
1 Ответить
Статья полезна, видимо, для многих. Хотя я ранее не обращал внимания, что существует такая проблема в написании окончаний нарицательных существительных. Лишь смех и жалость вызывают надписи в поздравлениях: "Дорогой Людочки!" Или что-то в этом роде. Вот еще вспомнилось: "Любимой дочиньки!"
Впрочем, эти ошибки в написании, как правило, напрямую связаны с особенностями произношения в русском языке. Практически всегда безударные гласные передаются звуками "и", "ы", "у".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин, а вот чем объясняется озвученное Райкиным очень распространенное ударное "К сестры поехала. У сестре она была"?..
0 Ответить
Марианна Власова, полагаю, что Райкин использовал подслушанный диалектизм для усиления впечатления от показываемого образа. Причем у Драгунского в рассказе этих фраз нет.
В сельской местности на родине отца в Орловской и Брянской областях мне приходилось слышать такие способы склонения существительных. Объяснения этому тогда сразу не нашлось, а потом как-то подзабылось.
Тетка говорила: а чего ты допытывашся? У нас все так говорят.
В их речи много было слов, произносимых на свой лад. Например, "ехай" вместо "едь". Последний раз я был там в конце 80-х прошлого века. Тогда все так и оставалось: сахар - это рафинад, а сахар-песок - просто песок. Тогда меня поначалу здорово озадачила фраза: пойду в лавку песку куплю, а то в чай лОжить нечего.
Увы, о происхождении этих выражений ничего сказать не могу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, мне тоже нравятся местные говоры.Приведённые примеры знакомы. "Не евши, не пивши..." ещё куда ни шло по грамотёшке, в разговоре преображается для "усиления образа" до "не жравшА,не пиМша"..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, во всех этих, таких ошибках проступает некая внутренняя логика, своё понимание языка и стремление к ясности. "дочИнькИ" - от разговорного влияния, по-домашнему.
"доченьке" уже смотрится казённо, литературно-грамотно.
В этих ошибАках есть своя прелесть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вдрызг познавательная статья. Особенных проблем с окончаниями я не испытываю и примеры отгадывались правильно.
Интересно, как меняется картинка, если печь заменить печкой. Сразу "проясняется на доске" грамматики окончаний.
Оценка статьи: 5
1 Ответить