Я решила, что отказать в этой просьбе малышке я не вправе (согласитесь, это было бы несусветной глупостью, ведь ребенок сам (!!!) хочет заниматься). Поэтому я, конечно, согласилась. Но при этом задумалась — какой возраст ребенка оптимален для изучения заморского языка? Изложу вам некоторые свои мысли по этому поводу, а также мнения педагогов и опытных родителей.
Итак, вашему чаду едва стукнул год или два, как вы решили: «Пора!». Пора отдавать его на балет, в музыкальную школу и на курсы английского. Этот светский набор, как и в 19 веке, имеет место быть и по сей день в тех или иных вариациях. При этом вашем порыве мамина/папина надежда может лишь едва-едва лепетать на родном языке, даже не подозревая, что есть еще какой-то другой язык. Так вот, если вы решились на такой отчаянный шаг только, чтобы отдать дань моде и потешить собственное самолюбие, то я вам настоятельно советую: «Остановитесь. Нажмите на тормоза. Одумайтесь».
Почему? Потому что от этого будет больше вреда, чем пользы. Не подумайте, что я против изучения иностранного языка — я четко понимаю, что без него сейчас почти никуда. Однако если вы заставите малыша грызть гранит английского раньше, чем он узнает свой родной диалект, то вы неминуемо столкнетесь с трудностями.
Обычно у детей этого возраста (2−3 года) речь полностью не сформирована — именно поэтому не стоит внедряться в чужую языковую систему, так вы попросту усугубите трудности произношения родного языка. Дело в том, что любой язык имеет свою звуковую специфику. Если настойчиво учить ребенка английскому произношению, то вполне вероятно, что у него разовьется неверная постановка звуков родной речи. Это может стать причиной трудностей при обучении чтению и письму. Поэтому, очевидно, что в раннем возрасте стоит уделить первостепенное внимание развитию родной речи малыша.
Пора!
Итак, ваш ребенок прекрасно говорит на родном языке, владеет азами письма и прочел азбуку. Поздравляю! Теперь, наконец, вы можете заняться со своим чадом английским. Подозреваю, что на этот момент вашему ребенку от 4 до 7 лет — возраст, когда самое время постигать иностранную речь.
Вот что по этому поводу говорят ученые Пенфильд и Робертс в своей книге «Речь и мозговые механизмы» (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — Л.: Медицина, 1964. — С.217): «Существуют биологические часы мозга, так же, как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет — это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом». При этом некоторые педагоги утверждают, что ребенок способен научиться говорить на другом языке без акцента только до шести лет. Затем у них пропадает эта способность, а после 10 лет исчезает дар учить языки легко.
Что важно учесть на уроках
Если вы, наконец, приняли решение обучать ребенка английскому, то нужно знать несколько правил. Во время занятий важно правильно научить ребенка произношению. Он должен в первую очередь понять грамматический строй речи, запомнить словосочетания, целые фразы. Если вы будете заниматься «в час по чайной ложке» и учить малыша отдельным словам, то такая школа не принесет эффекта. Будет здорово, если ребенок сможет контактировать с носителем языка. Если такой возможности нет, то вам необходимо найти грамотного педагога с отличной разговорной речью.
Поверьте, одного знания языка недостаточно, чтобы уметь учить детей. Важно обладать педагогическими знаниями и опытом. И, конечно, не стоит устраивать ребенку суровую школу — не нужно парт, прописей, пыхтения над учебником. Речевая практика — вот что должно стать вашим лучшим другом в изучении английского.
И, уважаемые родители, если вы поставили цель научить ребенка английскому, то одних курсов для этого будет недостаточно. Будьте готовы несколько раз в неделю (а лучше ежедневно) побыть клоуном, говорящем на английском, назвать все бесчисленное множество игрушек английскими словами, увлечь малыша английскими сказками
И если бросить начатое на полпути, то английский очень скоро забудется. Поэтому подойдите к решению раннего обучения английскому очень осознанно — взвесив все «за» и «против». Помните, что детство у ребенка пролетит быстро — важно правильно его наполнить, не перегнуть палку в своих стремлениях научить его всему и вся…
После опубликования книги Пенфильда В., Робертса Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. прошло 50 лет. Но так ли верно их заключения и можно ли найти данные, подтверждающие их вывод.
Известно, что взрослый человек, ставший сознательно изучать иностранный язык, тратит на его изучение намного меньше времени, чем ребенок и может при определенных условиях освоить его за несколько месяцев. Для ребенка, начавшего изучать язык в 5- 6 лет, потребуется 8-10 лет. И, как правило, раньше это ребенка и не нужно.
Двуязычными дети реально становятся по разным причинам: родители переехали в другую страну; в обиходе семьи постоянно используют разные языки; одноязычная семья проживает в местности, где широко используется другой, местный язык» семья приглашает к ребенку с раннего детства гувернера-иностранца (дворянские семьи), который неотлучно живет в семье и т.п. Таким образом, дети становятся билингвами (двуязычными) в определенных условиях, одним из которых является ежедневное погружение в среду осваиваемого языка.
Сегодня же это стало модным по воле родителей, жаждущих как можно раньше осчастливить детей на будущее. Но много ли русскоязычных семей хорошо владеющих иностранным, чтобы создать для малыша соответствующую среду?
Если же мы обратимся в образовательные курсы для обучения детей иностранному языку (с участием «носителя языка» и без него), то в обосновании такого обучения, получим ссылку на вышеуказанную работу Пенфильда В., Робертса Л. и узнаем, что «у малышей создается впечатление, что изучать язык – легко», а «занятия английским в раннем возрасте упрощают социализацию детей в этот особенно важный период их жизни».
Полностью согласившись с тем, что любое, связанное с посещением ребенка с мамой каких-либо хорошо организованных мероприятий для детей вне дома, «упрощают социализацию детей в этот особенно важный период их жизни». Но то, что не только «у малышей создается впечатление, что изучать язык – легко», не соглашусь. Ибо «впечатление, что изучать язык – легко» создается и у мамы. Правда, мама забывает, что она уже взрослый человек, т.е. человек, имеющий жизненный опыт, позволяющий быстро освоить элементарный игровой языковый набор, используемый для обучения малыша. Но так ли это нужно ребенку, ведь он, как правило, в реальной жизни находится совершенно в другой языковой среде. Правда всегда есть «помощь» от мамы - помощь. позволяющая похвастаться «успехами» ребенка.
Не переносят ли родители свои личные желания на детей? Или мамы не знают, чем бы еще занять ребенка – ведь все родители так делают, а я и мой ребенок что - хуже? А может лучше подождать до момента, когда ребенок сам сумеет осознанно сделает выбор в пользу изучения другого языка?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вы правы, дело еще осложняется тем, что методики изучения языка у нас нет, вообще. Нет, она есть для вузов, для языковых факультетов, но редко кто из них потом говорит на ин.языке или понимает нативов, разве нет? У нас в принципе нет хороших методик преподования языка детям, даже в родной речи - провал огромный. Детям об'ясняют грамматику, а они не понимают ничего даже по-русски. Дают на заучивание тексты, кучу слов, фраз, идиом, но они так же легко забываются как и учатся. Поэтому родителям сто а может тысячу раз надо подумать, а оно им надо такое обучение, потому что результата не будет, это 99% зря убитое время, деньги и здоровье вашего ребенка, который может вообще возненавидеть учиться совсем.
0 Ответить