Елена Гвозденко Грандмастер

Риторика. Как обучать смыслам?

Одно из главных требований риторики — содержательность выступлений, текста. Цицерон критиковал «пышные» речи своих современников, которые в погоне за красивыми образами уходили от смысла. Нашим современникам хорошо знакомы официоз, излишний пафос, перегруженность, да и просто пустота, отсутствие смысла.

Как научить ребенка содержательной речи? Фото: Depositphotos

Перейти к началу статьи

Часто за «пышными» речами скрывают именно отсутствие смысла. В наш век обилия информации каждый сталкивался с засильем «мусорного» контента, с пустыми, бессодержательными текстами. Будущее за теми, кто разработает механизм фильтрации именно от такого контента.

Но как научить ребенка содержательной речи?

Для начала ответим на вопрос: а что такое содержательная речь? Это речь, которая несет новую, нужную информацию, новый взгляд на актуальную проблему. Это костяк смысла, главное, чем нельзя жертвовать ради формы, если хотите быть услышанным.

Но как научиться искать смыслы, делать собственные умозаключения, интересные другим? Здесь мы подходим к близости риторики и логики.

чтобы ребенок умел логически мыслить и выстраивать содержательную речь (а речь — это отражение мыслительных процессов), необходимо расширять его кругозор, эрудицию.
Чтобы ребенок умел логически мыслить и выстраивать содержательную речь, необходимо расширять его кругозор, эрудицию
Фото: Depositphotos

Во время моего обучения в педагогические институты после 40-летнего перерыва вернули изучение логики. Основа логики — цепочка: понятия, суждения, умозаключения. Понятия формируют кругозор ребенка. Для того чтобы ребенок умел логически мыслить и выстраивать содержательную речь (а речь — это отражение мыслительных процессов), необходимо расширять его кругозор, эрудицию. Новые понятия входят в нашу жизнь из множества источников. Систематическое чтение, современные технологии значительно расширяют круг наших знаний. Вопрос лишь в качестве «загружаемого контента».

Суждения — умение пользоваться багажом понятий. Это проявления мысли, нейронный импульс, который возникает между двумя вспышками — образами. Для его возникновения нужно иметь достаточный уровень развития мышления, уровень владения мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.

Вспоминается спор с учеными-математиками на какой-то профессиональной платформе. Они поместили ссылку на мою статью, где я критиковала засилье псевдологических задач для начальной школы. Родители справедливо описывают образование шуточной формулировкой задачи: «Летели 2 верблюда. Один рыжий, другой налево. Сколько весит асфальт, если ежику 3 года?» Ученые, защищая одну такую задачу, предлагали решать ее методами высшей математики! В первом классе! Они активно защищали «креатив» «летящих верблюдов», но переубедить меня не смогли.

Сначала нужно научить ребенка выстраивать логические цепочки от понятия к суждению, от суждения к умозаключению
Сначала нужно научить ребенка выстраивать логические цепочки от понятия к суждению, от суждения к умозаключению
Фото: Depositphotos

Креативность только тогда имеет смысл, когда освоены основные мыслительные операции, когда человек способен выстраивать логические цепочки от понятия к суждению, от суждения к умозаключению (обобщению). В противном случае креатив превращается в бред, разрушающий функционал мозга.

Понимая основы логики, легко смоделировать различные игры-задачи. Каждый предмет (понятие) обладает определенными характеристиками. Полезно проводить разделение или обобщение по этим характеристикам.

Например, найди лишний предмет (по цвету, форме, функционалу); назови предметы одним словом. Продолжи фразу: «Голубь летит, а заяц…». Игры с мячом по принципу «Съедобное — несъедобное». Только задания варьируются. Например, «Шерсть — перья», когда ребенок ловит мяч, услышав название животного, покрытого шерстью. Эти игры хороши еще и тем, что позволяют переставить акцент значимости у одних и тех же понятий.

Игра, которую я назвала «Конспект», позволяет вычленять главное из текста. Надо пересказать сказку или рассказ одним предложением. Это условие очень важно, т.к. сжимает, концентрирует смысл. Читаем ребенку сказку-рассказ и предлагаем сказать, о чем он. Например, сказка «Репка» о том, как семья деда убирала урожай репы. Рассказ Носова «Мишкина каша» о том, как Мишка варил кашу. И так далее.

Есть и другой вариант, когда по одной фразе предлагаете узнать сказку или рассказ.

Попробуйте поиграть в журналистов
Попробуйте поиграть в журналистов — возьмите у папы интервью
Фото: Depositphotos

В построении текста очень важна структура, «скелет». Для обучения детей композиции важно умение формулировать вопросы и ответы на них. Превратитесь в «родителя-почемучку». Чаще задавайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, почему (зачем)???»

Играем в журналистов. Папа уехал на рыбалку? Замечательно! Готовим папе список вопросов для интервью, в котором он расскажет о рыбалке.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 29.01.2019
Обновлено 29.01.2019

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Все аргументы верные, доступно изложены. Возникает простейший вопрос: как всем родителям этим владеть?

    Оценка статьи: 5

    • Леонид Котляр, очень важный вопрос Вы задаете! На "Школе жизни" публикуют основные положения моей, авторской методики. Это цикл из 6 статей, очерчивающих основные направления. Надеюсь, информация будет полезной. А вот о форме. Хотелось бы развивающие центры по этой методике, но пока ищу единомышленников. В настоящее время все это в форме моих консультаций. Беглый анализ существующих центров по презентационным материалам привел к неутешительным выводам. Большинство работают только над техникой речи, по стандартным схемам. Думаю я. Спасибо, Леонид.

      Оценка статьи: 5