• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Зуу Мастер

Какой он, язык без костей? Искусственный язык и язык искусства

Как говорил герой всех времен и народов Карлсон, который живет на крыше, «продолжаем разговор» о языках. Мы уже познакомились с разновидностями Аллегорического и Фразеологического языков, с описанием Эротического языка , и даже с Животным языком и Языком Животных.

Сегодня мы изучим Искусственный язык и Язык искусства. Казалось бы, что общего и в чем различия этих двух типов?

Вариантов может быть несколько, но сразу приходит на ум, что отличия лежат в области применения и использования, а вот общее в том, что оба они не более чем метафоры. Причем, искусственный язык ко всему прочему еще и является вымыслом, плодом воображения, впрочем, иногда приносящим огромную пользу всему человечеству.

Достаточно вспомнить формализованные языки различных наук, например, химии, математики и других, использующих своеобразные шифровки, специфические формулы, символы и знаки, понимаемые профессионалами всего мира. Все та же единая система измерений, СИ, служит своего рода общим, измерительным языком, позволяя приводить все данные «к общему знаменателю».

Самым ярким примером искусственного языка является, как вы правильно догадались, эсперанто. При всей грандиозности и благородности идеи варшавского окулиста создать единый международный язык, тем самым облегчив жизнь всему человечеству, эсперанто вряд ли может претендовать на победу таких «языковых монстров», как английский, китайский и испанский языки, явно доминирующих последнее время.

В детстве мы с подружкой пользовались своим тайным языком, который был недоступен окружающим, как нам тогда казалось. Получалась такая абракадабра, что мы и сами порой в ней путались:

 — Якася пошлакася домойкася учитькася урокикася.
 — Дакася? Акася когдакася гулятькася выйдешькася?
 — Не знаюкася.
 — Ладнокася, покакася.
 — Покакася.

Сейчас, став чуть-чуть взрослее той себя, восьмилетней, я понимаю, что этот кармындык был загадкой только для нас, а вот взрослые без труда «просекали» все эти «кася"-ки.

Особенно приятно осознавать тот факт, что не мы одни «ломали язык», создавая загадочные слова. Выдуманных языков не так и мало, но дальше всех «ушел» язык эльфов, придуманный Толкиеном для своей трилогии «Властелин колец». Причем, его выдумка имела такой огромный успех, что в Великобритании в мужской школе Бирмингема «Тервес-Грин» впервые в мире школьникам официально начали преподавать эльфийский язык. Кто знает, а вдруг именно этому языку будет суждено стать международным и объединить всех людей в одну большую эльфийскую семью?

Говоря о вымышленных и искусственных языках, стоит упомянуть о языках программирования, на которых «пишется» большинство баз данных и программ. К примеру, те же С++, Basic, Pascal, Java и ряд других, позволяющие программистам всего мира чувствовать себя уверенно среди этого бессмысленного (для обычного человека) набора символов и команд. В какой-то степени языки программирования являются связующим звеном между искусственным языком и языком искусства, где написание программного кода сродни виртуозной игре на музыкальном инструменте, где каждая нота имеет значение. Одна ошибка — и произведение, музыкальное или информационное, безнадежно испорчено.

В то же время сам язык искусства настолько богат и разнообразен, что потребуются все слова мира для выражения десятой его части. Только о музыке написано бессчетное количество трактатов на тему «что хотел сказать своим произведением автор». А ведь есть еще живопись, театр, кино, фотография, литература (один только «баснословный» Эдипов язык чего стоит!), да и просто любая форма деятельности в безукоризненном исполнении.

Кстати, о действии музыки. Когда я ждала второго ребенка, мой гинеколог, к слову врач высшей категории, посоветовала мне слушать Вивальди. Знаете, для чего? Чтобы ребенок, который лежал ножками, повернулся в правильном направлении. «Говорят, — сказала она, — малыши от Вивальди переворачиваются». К сожалению, мне не довелось провести этот эксперимент на себе, так как единственной вещью, на которую у меня был токсикоз во время беременности, оказалась классическая музыка.

А вот на некоторые деревья музыка действует более благотворно. Например, в Камбодже основная статья дохода — добыча каучука из сока гевеи, который в процессе переработки превращается в высококачественную резину. Только живет дерево недолго, лет 30. Ученые установили, если ежедневно включать простенькие мелодии, то дерево дает гораздо больший «надой», да и живет лет на 10−15 больше. Кстати, о надоях. К коровам это тоже относится.

По богатству создаваемых образов с языком музыки может поспорить язык живописи, хотя и не все полотна являются «говорящими». Честно признаться, пресловутый «Черный квадрат» Малевича никогда не вызывал у меня большого разнообразия мыслеформ, а вот художники-сюрреалисты во главе с Дали способны своими картинами довести мозг до апофеоза активности.

Примерно такое же действие у математических картин Эшера, на которых поднимаются «вверх по лестнице, ведущей вниз», и падают исключительно вверх.

Можно сколь угодно много говорить о психическом состоянии этих и подобных им художников, тем не менее, их искусство действительно завораживает. И не хватит всей жизни, чтобы понять, что же в действительности они хотели сказать, рисуя «Tetrahedal Planetoid», или «Print gallery», или «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба».

Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе, исключительной власти. Зачастую Художник (назовем так каждого творческого человека), не имея возможности сформулировать свои мысли и идеи в словесной форме, через произведения может заставить радоваться и грустить, смеяться и плакать, бежать что-то делать или пребывать в бездействии, быть лекарством, как музыкотерапия, или идеалом, той путеводной звездой, к которой стремятся все ученики.

А сколько еще тайн и загадок хранит этот необыкновенный мир, имя которому «искусство»! И как не хватает грамотного переводчика, который смог бы однозначно и правильно истолковать истинное значение и скрытый смысл творения Художника.

А, впрочем, надо ли? Разве не в том прелесть, что нет единого и стандартного толкования? Иначе критики остались бы без работы, не имея возможности объяснить, как правильно надо выражать свои мысли, да и «вагонные споры» потеряли бы свою актуальность.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 20.12.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: