• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катерина Богданова Грандмастер

Сколько несчастий помнит Немига? Памяти страшной трагедии…

Это были дни народного траура. Минск провожал в последний путь 53 человека, погибших разом в кровавой давке. Но страшнее всего — девушки в подвенечных платьях, повенчанные со смертью. Сколько им было? 16? 20? Все только начиналось. Мандраж перед выпускными экзаменами, первые тайные свидания и масса радужных планов на будущее. И один-единственный день — 30 мая 1999 года — все перечеркнул…

Сегодня им было бы по 25−30 лет. У них были бы семьи, дети, иные, чем тогда, тревоги и радости. Но они остались вечно молодыми, 15−20-летними…

53 рубца…

В этой трагедии многие усматривают мистику. Говорят, не нужно было устраивать увеселительный праздник пива в День святой Троицы. Да еще на виду сразу трех храмов. Но некоторые глядят еще дальше — не нужно было прятать в бетонный коллектор тогда, еще в 1926 году, берега реки Немиги, воспетой в летописях. За свое заточение река постоянно мстит Минску. Даже во время войны гетто было расположено именно здесь, а место массовой казни евреев находится совсем неподалеку.

…Концерт был в самом разгаре, когда неожиданно начался дождь с сильным градом. Как это обычно случается, такая непогода заканчивается скоро. Так было и в этот раз — стихия бушевала не более десяти минут. Но дело было сделано — толпа отдыхающей молодежи (по оценкам, порядка двух с половиной тысяч человек) бросилась спасаться в переход метро. Там они наткнулись на выходящих из подземки людей. Ступеньки в минском метрополитене довольно скользкие (это я сама помню), а здесь еще и мокрые. Столкновения, падения, давка… Толпа была не в состоянии разобрать, что движется фактически по телам людей.

Это случилось практически мгновенно, а уже через несколько минут природная стихия улеглась, оставив место горю человеческому. Погибли 53 человека, боле 150 получили тяжелейшие ранения. Многие из тех, кто укрылся от стихии в соседних домах, в тот день так и не узнали о трагедии. А на следующий день поняли, что родились в рубашке.

Стена плача

Так случилось, что я была в Минске примерно через месяц после трагедии — поступала в вуз. Не помню как, но мы оказались на станции метро Немига. Вышли (переход там только один). И услышали плач. Все стены были увешаны фотографиями с черными лентами, подписями, цветами, а гулкое пространство наполнял плач. Из-за акустики причитания отбивались от мраморных стен, как будто приумножаясь. Плакали выжившие молодые, родители тех, кто погибли. Мы тоже плакали…

Траур не закончился после двух официально объявленных дней скорби. Это лето стало для всей Беларуси действительно черным. Через сорок дней надписи были стерты, переход опять заблестел своим мраморным отполированным лоском. А у входа появился памятник — 53 надломленных бронзовых цветка, как будто упавших на ступени. 40 роз и 13 тюльпанов — по количеству погибших женщин и мужчин. Через несколько лет здесь же появилась часовня — в день трагедии люди приходят почтить память усопших.

Памятный знак установлен и на Кальварийском кладбище Минска, где похоронены несколько жертв этой трагедии. Но сильнее впечатляет не он, а стоящая рядом могила 16-летней девушки. С такой трагедией было трудно смириться, и родители вместо традиционной плиты сделали памятник своей дочери — в полный рост и в свадебном платье. Таком, в котором ее хоронили.

Сколько же было трагедий?

Журналисты «Комсомольской правды» в 2005 году раскопали, что трагедия 1999 года — не первая. 3 января 1946 года по неофициальным данным около двухсот школьников (официально — только 27 человек) сгорели в клубе госбезопасности на площади Свободы, которая находится здесь же, неподалеку. На новогодний бал была приглашена элита — дети чиновников, активисты, отличники. Мероприятие было закрытое в прямом смысле этого слова. Когда несколько человек решили покинуть праздник, им пришлось стучаться в несколько закрытых дверей — на втором и первом этажах.

Пожар случился в самый ответственный момент — когда зажигали елку. Он быстро перекинулся на игрушки, сделанные из ваты, и пошел дальше. Когда дети в панике стали выбегать из здания, оказалось, что пожар охватил и лестницу. Позже среди причин столь скорого распространения огня было названо нарушение правил хранения видеопленки, которую оставили в коридоре. Однако позже утверждалось, что это был поджег с целью уничтожить документы НКВД, которые находились в этом же здании.

Впрочем, строить догадки бессмысленно. Да и не нужно. Обе трагедии оставили на сердце Беларуси рубцы, которые никак не хотят затягиваться. Даже время с трудом излечивает эту боль.

Статья опубликована в выпуске 30.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • может наша память нас защищает. Если помнить и думать обо всех треагедиях-с ума соййти можно, это так, но вспоминать нужно, иначе мы -идиоты

    Оценка статьи: 5

  • Какая всё-таки она - наша память. Прошло-то всего... ДЕСЯТЬ лет. И... Практически забылось.
    А тут прочитал и сразу... Всё вспомнил. Тогда мы уже в разных государствах были, но все наши каналы показывали в те дни Минск. И мы тоже - ВИДЕЛИ...
    Светлая память тем девчонкам и пацанам. Сейчас посмотрел, большая часть погибших - до двадцати. А старше 30-и, так вообще... ДВА(!) человека. Жить бы и жить ребятам... Не на войне. В центре большого города...

  • вот буквально вчера в Москве полил резко дождь, я выходила из метро на станции Юго-западная, там была жуткая толкучка, одни пытаются выйти, другие забегают, чтобы спастись от дождя... было очень не по себе, еле выбралась... промокла конечно до нитки, но это это лучше всего этого ужаса... как раз выбиралась и вспоминала про Немигу, кстати

    Оценка статьи: 5

  • Катерина, хорошо, что вы говорите об этой трагедии, очень важно всем нам не забывать о таких вещах, ведь во многом это залог нашей безопасности.

    Оценка статьи: 5

  • Правла страшно. Я один раз попадала в толпу, когда у нас в городе проводился праздник, посвященный 60-летию освобождения г. Орла от фашистских захватчиков. Вечером намечался салют и народ в городской парк прибывал. Мы с маленькой дочерью оказались в самом эпицентре. И вот тут мне стало страшно. Выходили из парка к дороге через узкий проход людей. Двигаться вдвоем было невозможно. Я держала дочь за руку, сама шла сзади, делая ей небольшой проход и ни на минуту не отпускала руки. Думала, если ребенок упадет, то люди просто пройдуться по ней, тем более внизу она не видна. Это называется "синдром толпы" и когда мы выбрались к дороге, сели в такси и смотрели салют с балкона (он у нас очень хорошо виден)-я думала только об одном. Зачем? Зачем мы туда пошли? Интуиция меня не подвела .Давка была, еще какая. Обошлось без жертв, но я до сих пор боюсь большого скопления людей.

    Оценка статьи: 5

  • Катя, спасибо за статью. 5!

    Оценка статьи: 5

  • недавно были там, первый раз узнали об этой трагедии
    грустно
    и так глупо.. не война, не авария, не теракт... просто толпа...

    я очень боюсь толпу.....

    Оценка статьи: 5

  • Да... тема из печальных... Я была в тот злополучный день с друзьями на Немиге. Ливень был жутким - стена дождя. Первая мысль - найти укрытие. Ближайшее - метро. Уже внутри сработал эффект антитолпы: в переходе битком - яблоку негде упасть; ступеньки не просто мокрые - они залиты водой; подвыпившие бестолковые парни въезжают сверху как на водных лыжах с тарзаньим покликом и воплями "Титаник!", вклиниваясь в толпу, вминая внизу народ друг в дружку... С верхних ступенек смотришь вниз - лиц не видно. Только глаза. Сотни глаз. Как блюдца. И все с ужасом смотрят вверх. Вот тогда-то и пришла мысль: "Надо отсюда выбираться, пока кости целы". Друзья были против, но я настояла. Чуть продрались к выходу. Потом бежали через дорогу. И не мы одни. Причем, в густом тумане (испарялась вода, упавшая на разогретый асфальт). Автомобилисты в те минуты пребывали в глубоком шоке - на проезжей части столько народу вдруг появилось из ниоткуда; клаксоны не смолкали... А через минут десять, да, непогода улеглась. Словно и не было ничего... А через час-два радио и ТВ уже вели репортажи с места трагедии... Я не могла поверить. Предполагала, конечно,что без синяков, ссадин, вывихов и переломов не обойдется, но чтобы с такими последствиями... Охо-хо...

    С тех самых пор во время проведения массовых народных гуляний в Минске закрывают близлежащие станции метро и прекращают продажу спиртного в расположенных рядом магазинах. Плюс, принимаются все меры на случай ЧП - усиленная охрана, кареты скорой помощи рядом и прочие предосторожности. И, кстати, перед проведением подобных акций сверяются метеосводки. Из того, что произошло все сделали выводы - и устроители празднеств, и городские власти. И недавний инцидент со взрывом у стелы не прошел бесследно. Пришло время металлодетекторов и оцепления периметров. Меры ужесточаются. И это правильно - безопасность прежде всего.

    Да. Еще насчет реки Немиги. Недавно видела сообщение о том, что планируют освободить ее из коллектора. Скоро

    Оценка статьи: 5

    • Да, Ольга, вы тоже в рубашке родились, если смогли выбраться оттуда.

      К сожалению, этой трагедии попытались придать какой-то политический окрас, искали виноватых. Страшно, больно. По-моему, тогда пострадал кто-то из моего города. Хочу поднять подшивки газеты, посмотреть.

      • Здесь информация (в т. ч. списки погибших и пострадавших).

        Виноватых всегда ищут в таких случаях. Но политической окраски я что-то не припоминаю. Пивной компании и табачной (не будем называть громкие имена), организовавшим концерт под открытым небом на Немиге и совместившим "хлеб и зрелище", сильно тогда досталось. По большей части от общественного мнения.

        Оценка статьи: 5

        • Катерина Богданова Катерина Богданова Грандмастер 9 мая 2009 в 13:57 отредактирован 9 мая 2009 в 13:58 Сообщить модератору

          Я встречала какие-то невнятные обвинения, кажется, на сайте Козулина. Родители погибших высказывали предположения, что власти хотят замять дело. Правда, их можно понять...

          • Ольга Ситникова Ольга Ситникова Мастер 9 мая 2009 в 14:16 отредактирован 9 мая 2009 в 14:17 Сообщить модератору

            Родители погибших детей несколько раз обращались в суд, но иски не были удовлетворены.

            Что здесь скажешь? Это был 1999й. Сейчас 2009й и все массовые мероприятия организовываются совсем по-другому. Взять хотя бы сегодняшний праздник. Вот выдержки из репортажа на главной странице тут бай:
            "Как заявили накануне представители Мингорисполкома, в городе будут предприняты повышенные меры безопасности. Всем участникам и гостям шествия придется пройти через металлодетекторы, а в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 метров от них запрещена продажа алкоголя".

            Что было, то было. Страшное стечение обстоятельств, на мой взгляд. Ошибка, на которой и обожглись, и чему-то научились...

            Оценка статьи: 5