Вплоть до 1721 года он исправно защищал границы Российского государства. Был крупным торговым центром Русского Севера. В начале XVIII века Олонец по пути на один из первых бальнеологических курортов России — Марциальные Воды — неоднократно посещал Петр Первый.
Шли, складываясь сначала в десятилетия, а потом и в века, годы. Потихоньку, исподволь, они изменяли этот город. А воды Олонки и Мегреги и сегодня, как много лет тому назад, несут свои воды на встречу с уже недалеким отсюда Ладожским озером. Точно так же, как кружащиеся по Олонцу реки, причудливо изгибаются и танцуют свой немудреный, медленный танец деревянные, по-домашнему уютные олонецкие улочки. А мосты определяют лицо города, придают ему оригинальные и неповторимая черты…
Они, в отличие от олонецких улиц, прямо пересекают покрытое льдом или свободное от него речное русло, тем самым скрепляя прочными, в большинстве своём деревянными, стежками замысловатую городскую ткань. А чтобы сами мосты были прочнее — для того в них предусмотрена такая интересная конструкция, как ледолом.
Олонец — город у слияния рек, решивший своими мостами соединить разделённые водными преградами берега… Идеалист! Но может, именно этой своей чертой городского характера Олонец и покоряет любого приезжего?
Всего мостов в Олонце, по рассказам его жителей, восемь. И это на одиннадцать тысяч жителей! Кто хочет проверить — приезжайте. Олонец любит туристов. И во многом благодаря им и живёт…
А как приедете и пройдётесь по многочисленным олонецким мостам… Обязательно выйдите на небольшой (длиной — не более 160, а шириной около 50 м) островок Мариам, что лежит ниже места слияния Мегреги с Олонкой. А ещё до того, как выйдите, увидите стоящую на острове каменную пятиглавую церковь Иконы Смоленской Божьей Матери с трапезной и колокольней, что построена в 1824—1830 гг. в стиле классицизма.
О строительстве этого храма есть интересная легенда. Мол, в 1819 году Олонец посетил Александр I. И не просто посетил, а зашел помолиться о здравии своих подданных. А как зашел, так пришел в неописуемый ужас. В таком плачевном состоянии тогда находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери. Её ветхость настолько потрясла императора, что он незамедлительно выделил на ремонт или постройку нового храма 20 тыс. рублей. И через пять лет началось строительство.
Кстати, с именем Александра I связана ещё одна легенда. До революции церковь была действующей и к категории олонецких достопримечательностей ещё не относилась. Достопримечательность — катафалк, на котором везли тело Александра I из Таганрога в Петербург, стоял внутри церкви, между двумя столбами. В Олонец же катафалк попал благодаря немалым стараниям олонецкого купца
В советское время Собор долгое время был закрыт. Колокольня и завершения — сломаны. Сначала в здании размещался кинотеатр, потом (с 1974 г.) музей. В 1989-м церковь возвращена верующим и сейчас восстанавливается.
В пригороде Олонца — деревне Кунелица, реконструируется ещё одна, пятиглавая кладбищенская Успенская церковь с чудом сохранившимся иконостасом XVIII в.
Этот деревянный храм был построен во времена «императрицы и самодержцы Всероссийския, Великия Государыни Екатерины Алексеевны». Почти два с половиной столетия тому назад.
В 1788 году олонецкое городское кладбище было перенесено на новое место. Именно по этой причине 28 мая 1788 года на новом месте был заложен новый храм, который к осени уже был построен, а 15 октября освящен.
К концу следующего века (в 1862 году) церковь подверглась серьезным обновлению и перестройке, инициатором которых, в память о скончавшейся супруге, выступил олонецкий купец Василий Федорович Кузнецов. Благодаря его деньгам и старанию, храм подняли на фундамент, подправили и обшили тесом фасад, на паперти установили три колокола. Саму же церковь сделали теплой.
Так что, если кто попадет в Кунелицы, то, глядя на церковь, обязательно пусть вспомнит купца Кузнецова и его супругу. Если бы не они, кто знает, дошло ли бы до наших дней это культовое сооружение? А ведь то, что оно сохранилось, важно не только для него самого.
В середине прошлого века, когда одну за другой стали закрывать олонецкие церкви, сюда, в отдаленный кладбищенский храм, верующие приносили всё, что считали нужным спасти. На его чердаке и в домике кладбищенского сторожа были собраны иконы со всего Олонца и его окрестностей. Здесь же хранилась и одна из важнейших святынь края — храмовая икона Смоленского собора.
Успенской церкви, в отличие от многих других олонецких храмов, повезло. Она и сегодня радует нас своими голубыми главками.
А вот возведенный в 1630-м и перестроенный в 1891 году Николаевский собор был разобран в 70-х годах прошлого века. Не дошли до нас и другие олонецкие церкви. Например, Тихвинской иконы Божьей Матери (1682 г.). Или Архистратига Михаила (1672 г.). Зато прямо в центре Олонца стоит современная кирха одной из двух основных протестантских конфессий России — Лютеранской Церкви Ингрии.
А вот для того, чтобы увидеть одну из старейших деревянных церквей Карелии, надо проехать в деревню Мегрега, что в 12 километрах на юго-восток от райцентра по старой трассе М18 «Кола». Почти сразу же за выездом из этого населенного пункта, справа от дороги, в сосновом лесу стоит небольшая деревянная кубическая церковь Флора и Лавра с восьмискатным подщипцовым покрытием и с трапезной палатой.
Построена она в 1613 г. в честь побед России в войне со Швецией и по образцу каменных церквей. Посвящен храм святым Флору и Лавру, день памяти которых празднуется 18 (31) августа. Эти святые почитались крестьянами Русского Севера как хранители домашнего скота, покровители крестьянского хозяйства.
Ещё во времена наших дедушек и бабушек святые Флор и Лавр были известны если не всем, то очень многим. Их изображения обязательно были в каждом крестьянском доме.
Мегрегская церковь является редчайшим в стране памятником деревянного зодчества. В ней, четырехфронтонной, с шатровым верхом, хорошо просматриваются черты, характерные для знаменитого новгородского каменного храма Федора Стратилата — восьмерик с крышей в виде невысокого шатра расположен над трапезной, вход с крыльцом устроен с северной стороны. Церковь, как и её каменный прототип, небольшая по размеру, рублена из бревен, позже, в XIX веке, по архитектурным веяниям того времени, обшита снаружи тесом. Последнее сделано для придания деревянной церкви большего сходства с каменной.
Строгий интерьер церкви сохранился почти без изменений. У восточной стены, перед алтарем, установлен редко встречающийся старинный трехъярусный тябловый иконостас.
Церковь действующая, в ней периодически проводят службы. В её окрестностях расположено кладбище, на котором хоронят и в настоящее время. Храм, хотя и находится на небольшом пригорке, почти не виден с дороги из-за того, что закрыт деревьями сосновой кладбищенской рощи. Чтобы попасть к церкви, надо хотя бы примерно знать, где она. Для этого достаточно спросить у местных жителей о том, где деревенское кладбище. И вам обязательно ответят, покажут, а может, даже и проводят до самого места.
Язык, как показывает практика, он не только до Киева, но без особых проблем доводит и до мегрегской церкви Флора и Лавра. И не только до неё…
...нас в этом году снегами и морозами завалило...
Успенская церковь.
0 Ответить
Зато фотки красивые!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну да. Что-то типа "у природы нет плохой погоды". Каждое время года красиво по-своему...
0 Ответить
Церковь Флора и Лавра
0 Ответить
Храмовая икона Смоленской церкви
0 Ответить
И три моста по которым можно попасть на остров.
0 Ответить
...ждут весны.
0 Ответить
Церковь Флора и Лавра. Часть внутреннего интерьера.
0 Ответить
)))) Хотелось бы увидеть внешний интерьер. Хоть одним глазом.
0 Ответить
Вот, Люба, посмотрите.
Снимок как бы в профиль. Хорошо видно, что церковь трехчастная: справа (на западе) трапезная, потом, по ходу продвижения на восток - молельное помещение и последняя, самая важная часть церкви, - алтарь. Хорошо видно восьмискатный характер кровли четверика молельного помещения, а так же щипец под шатровой кровлей восьмерика установленного на этом четверике.
Да, ещё хорошо видно, что церковь - прикладбищенская. Видите - кресты? В этом, кстати, небольшая изюминка этой церкви. Обычно прикладбищенской является Успенская церковь (и Кунелицы здесь, например, не выбиваются из традиции), а в Мегреге почему-то - свв. Флора и Лавра...
0 Ответить
Один снимок, Люба, есть по тексту статьи. Сейчас посмотрю, сформатирую под школьные требования ещё пару-тройку снимков внешнего вида церкви. Буквально в течение получаса
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
На этом снимке хорошо видно крытую осиновым лемехом деревянную главку церкви, щипец шатровой кровли восьмерика и водотоки, которым в деревянных церквях придавалось исключительно важное значение. Всё-таки влага - главный враг дерева. Чем лучше и эффективнее защитишься от него, тем больший срок простоит деревянная постройка.
0 Ответить
Снимок очень похож на тот, что по тексту статьи. Только этот сделан со стороны алтарной части церкви, а тот, что иллюстрацией к тексту, - с противоположной стороны, от трапезной.
На снимке хорошо видна интересная особенность церкви. Она, хоть и очень старинная, но её, собственно деревянной, бревенчатой основы... не видно, т. к. снаружи церковь обшита тёсом.
Это - последствия культурных веяний в сфере строительства культовых сооружений конца 19-го начала 20-го веков, когда благолепыми считались каменные церкви. А деревянные, мол, это так, "мужицкое". Поэтому ВСЕ деревянные церкви в то время "облагораживались". Обшивались снаружи ТЁСОМ. А тес, для пущего сходства со штукатуркой каменных церквей, ещё и красился. В то время ТАК поступали СО ВСЕМИ деревянными церквями. И церкви Кижского погоста, например, тоже не избежали этого. Это уже в середине 20-го века реставраторы в Кижах сняли тес и с Преображенской, и с Покровской церквей. А с колокольни, между прочим, тес снимать не стали. Она и сейчас стоит такая, обшитая тесом. Только не покрашенная. Если набрать в поисковике и посмотреть, то можно увидеть, что колокольня не просто обшита тесом, но он, как бы в обшивке напоминает каменную арку.
Вот и церковь Флора и Лавра тоже в те времена зашили снаружи тесом. ДЛЯ ПУЩЕГО БЛАГОЛЕПИЯ. А почему потом снимать тес не стали - не знаю. Может, под таким тесовым "футляром", деревянный сруб лучше сохраняется? Хотя, думаю, это спорно. Без тесовой обшивки сруб лучше обдувается, а значит меньше шанс, что влага в пазах венцов будет застаиваться. А значит, и меньше шанс, что сруб начнет гнить...
0 Ответить
Как по домашнему!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А это, как мне кажется, характерная черта практически всех небольших провинциальных церквей.
0 Ответить
Наверное, уже сама эта табличка, - памятник архитектуры.
Карело-Финская ССР преобразована в Карельскую АССР в таком далеком от нас 1956(!) году. Более полувека тому назад!
А памятный знак Управления по делам архитектуры её Совета Министров и сегодня - живее всех живых.
0 Ответить
Константин Кучер, и пусть стоит! Пусть это и не памятник архитектуры, но лет через сто может им стать Или историческим раритетом!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Элина, я думаю, табличка уже сейчас - настоящий раритет. Памятник о 16-ой союзной республике, которой давно уже нет. И остались от неё только 16-ая фигура фонтана Дружба народов, что на территории бывшего ВДНХ, и вот... Она, эта табличка.
И как её досужие туристы до сих пор не уволокли в качестве сувенира? Наверное, просто потому, что церковь с дороги не видна...
0 Ответить
Константин, вспомнила то время, когда узнала, что СССР и Америка оказывается враги не на жизнь а на смерть. Спрашивала у мамы кого больше, "нас" или "их". Мама меня успокаивала, что республик у нас аж 15, но считала я лучше, чем знала политику, мне казалось, что 15 - это очень мало О 16-ой в то время мне никто не сказал.
Жаль будет, если эта табличка окажется увезённой в дали-дальние
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Будем надеяться, что табличка ещё постоит там, где столько лет простояла.
Всё-таки Мегрега лежит вдали от проторенных туристических дорожек. Да и чтобы попасть к храму, надо специально перед собой такую цель ставить. Так просто проедешь мимо этого места и не остановишься. Лес да лес вдоль обочины. Точно такой же, как сотню километров назад и многие сотни - вперед.
А принадлежность к лику святых очень помогла Петрозаводску, когда он восстанавливался после войны. Всё-таки союзное финансирование - это несколько иной уровень, чем областное. Вот так, в память о начале 50-х, у нас в центре города остался знаменитый сталинский ампир...
0 Ответить
Успенская церковь заслуживает внимательного, уважительного и неспешного отношения к ней. Да и окружающее её кладбище… Нет, это, конечно, не Александро-Невская Лавра. Но если походить между крестами и надгробными плитами – много чего можно узнать о тех людях, что жили в этих местах задолго до нас.
Вот, например, почти у самой стены храма – «...предано земле тело Олонецкого 2-ой гильдии купца Филимона Максимовича сына Метлинского… Служил обществу градским Главою»...
0 Ответить
Тоже снятая с другой точки
0 Ответить
С иного ракурса
0 Ответить
Красиво! Мне кажется это снято ранней весной (может потому, что это время года мне нравится больше, чем поздняя осень)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Элина... В самую точку. Сейчас посмотрел - снимок сделан... ТРЕТЬЕГО АПРЕЛЯ! Действительно, ранняя весна.
0 Ответить
Интересная история
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Лариса
0 Ответить