Стамбул — одна из родин российского челночества. И хотя большая часть челноков 90-х годов уже или повымерли, или стали респектабельными (т.е. возят не клетчатыми сумками, а контейнерами), но в ТУ-154, перевозящего поздним вечером полный салон народа с берегов Невы на берега Босфора, трудно отличить «остепенившихся челноков», или «новых мелкооптовиков», от еще начинающих искателей заработка. Все пассажиры примерно одинаково пьют и находятся в одинаковом предвкушении. Предвкушении скорой удачи.
Ну, для тех, кем место насижено уже, у кого знакомые турки-продавцы, проверенные чиновники на отсылке контейнеров
А вот новичку в Стамбуле — все шансы начать набивать шишки и терпеть убытки. Селятся прибывшие русские челноки в европейской части города. Тут и гостинички дешевые, и базары — специально для русских покупателей. А продавцы, завидев «явно не турок», не заморачиваются их национальностью (ну какой европеец будет бродить в таких местах) — подбегают, пытаются поздороваться (т.е. попросту — ухватить за руку) и кричат весьма чисто по-русски: «Михаил (Василий, Иван), в прошлый раз Вы у нас все покупали, заходите, сегодня товар еще лучше!».
Стамбул состоит как бы из двух частей — европейской и азиатской. Так сложилось, что до середины ХХ века Стамбул развивался на европейской стороне Босфора, азиатская сторона была труднодосягаема, а посему тут размещались только небольшие деревушки.
Но когда в 1973-м был построен первый мост через Босфор, мост Ататюрка (кто бы сомневался, что первый мост через Босфор назовут как-то иначе), перенаселенный Истанбул начал стремительно осваивать новые территории за Босфором — «в Азии».
А когда в 1988-м был сделан второй мост (теперь уже — имени Султана Мехмета Фатиха), Стамбул сделал колоссальный рывок «в Азию». Ведь европейский берег был населен-перенаселен, люди жили на головах друг у друга. А тут — вдруг — за (теперь) легкопересекаемым Босфором оказалась масса свободного места.
Бывшие улочки стали стремительно превращаться в проспекты. Туда же на новые, дешевые земли хлынули и производственники, размещая там новые производства. А где новые производства — там и новое жилищное строительство.
Так и получилось что новые, фешенебельные жилые районы — в азиатской части, новые производства — в азиатской части. Все новое, все современное — в основном в азиатской части города. Хотя и аэропорт имени Ататюрка — в Европе, и суперсовременный стадион имени (угадайте-ка… Да-да!) имени Ататюрка — тоже в европейской части, неподалеку от аэропорта.
Нет, конечно, новые дома строятся и в европейской части города, но массовое жилое и прочее строительство — это азиатская сторона. Вот так как-то и получилось, что в европейской части Стамбула находятся кварталы очень богатых турок (виллы вдоль всего Босфора, некоторые внутренние районы) и старые-престарые кварталы «супермассовой» застройки (улица Дерибасовская нервно курит в сторонке, глядя на эту скученность и… «не совсем хорошую» санитарию).
Так, прошу прощения за длинное отступление от темы — именно в гостиницах таких районов и селятся наши «челноки». Часть города Стамбула, вроде, европейская — но ни разу не на виллах.
Сожалею, но более про «челноков» мне не написать. Я бывал в Стамбуле совсем по другим делам. А вот про «контрасты» будет в следующей части.
Статья интересная и хорошо написана.. ждем продолжения..читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи, но все равно туркам греческий Константинополь не прощу,
Все это спорно, кто у кого что отнял, если верить Фоменко.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Латухов,
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи , Хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Никогда я не был на Босфоре"(С),поэтому за "нимфу" о Стамбуле "благодарность по роте".
Кому что приглянулось в статье,а я обратил внимание на Собор(?) в окружении минаретов(?).
Сколько столетий ему "в эту субботу"? Сколько землетрясений он перенёс не потрескавшись? Это сооружение служит образцом сейсмостойкости.
Меня интересуют немецкие турки, сколько их вернулось на родину? Интересна также организация производства того самого ширпотреба(почему такой брезгливый оттенок?), за которым рванули "русские витязи".
" В ФРГ он был по шмуткам и подвинулся рассудком,ловит контру ФРГ".(С)
0 Ответить
Сергей Дмитриев, о немецких турках немного, ибо "в теме".
Связи с Турцией они не порывают, обычно живут "на две страны", даже те, кто родился и вырос в Германии. В Турции - родственники, друзья. В Германии зарабатываются деньги, в Турции приобретается недвижимость, дом. В немецкую недвижимость турки "вкладываются" нечасто. В этот дом в Турции приезжают несколько раз в год в отпуск. Выходят турки на пенсию в Германии, как правило, рано. Так называемая "фрюренте" ранняя пенсия, в 58 лет. И перебираются жить в свое удовольствие в свой же обустроенный дом где-нибудь под Измиром, благо немецкой пенсии хватает на вполне приличную жизнь в турецкой глубинке. И уже не первое поколение действует по этой отработанной схеме. Схема себя полностью оправдывает.
0 Ответить
Mаша Романофф, редкий случай, когда я "вляпался" в тему. Ваш ответ стал дополнением и украшением статьи. Польза от трудмиграции видна не только на примере турок.
А сколько забавных анекдотов породило эта миграция! Я думаю, что они не обидны.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Это Айя София, да, собор, построенный еще в Константинополе до османского завоевания. После завоевания его переделали в мечеть, а вообще за свою историю он был и дворцом, и мечетью, и собором, а сейчас музей просто. Весь характер контрастов там как раз отражен - очень интересное и красивое место... Следы перестроек-перекроек везде, там надо побывать. А прямо напротив Голубая мечеть. Тоже удивительгое сооружение с менее замысловатой историей, у нее 6 минаретов. Эти два храма соревнуются в высоте... Европейская часть Стамбула мне кажется более интересной, чем новый город )) ну это имхо
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
про возвращение из ФРГ гастарбайтеров яполностью не в курсах. Однако должен сказать, что,скажем в Штутгарте например в аэропорту объявления делают на трех языках.
Вначале - немецкий, потом турецкий и лишь потом - английский.
И вообще турок там охренительно много.
А что до "зачем рванули русские витязи" - у них отличная кожа по бросовым ценам (качество - такое же),очень хорошая и дешевая ювелирка (золото-серебро),а также всякие приспособления для продажи, я видел, как челноки оттуда тащили разборные манекены для белья,рубашек и т.п.
А Св.София - быв. византийский собор и теперь вовсе не мечеть, а музей. Вот в Голубую мечеть попасть сложно, а в Софию - плати денежки и проходи
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, в Кишинёве я видел и турецкую кожу и другие лёгкие обиходные вещи их Турции. Они не гнушаются и рискуют делать полезные вещи, как китайцы. Я видел ажурную доску для глажения и таку же сушилку для белья.
0 Ответить
Хотелось бы в следующей части побольше о культуре, обычаях, природе, о самом городе. Было бы интересно)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Мясникова,
боюсь, что следующая часть уже написана и сдана в печать (она - про азиатскую часть города), а вот в третьей части добавлю - и про обычаи и про природу.
Больше - про обычаи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить