Марк Блау Грандмастер

Где находится площадь Хоттабыча?

В Иерусалим приезжают ради Старого города, а в Старый город попадают обычно через Яффские ворота. С площади у Яффских ворот начинаются экскурсии, здесь всегда толпится множество туристов.

Слева - Купол Скалы на Храмовой горе, справа - мечеть Омара Wilson44691, Wikimedia

Не знаю, многие ли из них, хотя бы скуки ради, обращали внимание на табличку с названием площади: площадь Омара ибн-Хаттаба. Те же из «русскоязычных», кто табличку прочитали, наверняка тут же делились этой новостью с друзьями: «Смотрите, смотрите, площадь имени старика Хоттабыча!»

Строго говоря, симпатичного героя сказки Л. Лагина звали Гассан Абдурахман, а Омар Юсуф ибн-Хоттаб был его младший брат со скверным характером, превратившийся в конце книги в искусственный спутник Земли. Впрочем, ни тот, ни другой к теме моего повествования никакого отношения не имеют.

Потому что площадь эта названа в честь Омара ибн Хаттаба (581- 644), чье имя у мусульман принято произносить с глубоким почтением и обязательной присказкой «да будет доволен им Аллах». Почтение Омару — по заслугам. Во-первых, он был одним из тех богатых и знатных жителей Мекки, кто не только знал Мухаммада лично, но и признал в нем пророка. Кстати, Омар принял ислам после личной встречи с Мухаммадом, которого он до этого хотел убить, как проповедника враждебного учения.

Вопрос на засыпку для тех, кто считает себя православным христианином. У кого из христианских святых была аналогичная судьба: из гонителя праведной веры он превратился в ее защитника и строителя?

Во-вторых, Омара ибн Хаттаба мусульмане почитают как второго праведного халифа (то есть заместителя Пророка на земле). И даже то, что Омар не стал первым из халифов, ставится ему в заслугу. После смерти Мухаммада в 632 году встал вопрос о выборе преемника Пророка. Во избежание возможной при этом ссоры и даже гражданской войны Омар лично и публично признал первенство своего соперника абу Бакра (572- 634), первым пожав ему руку. Абу Бакр, таким образом, стал первым халифом. А через два года, после смерти абу Бакра, Омар ибн Хаттаб стал вторым халифом.

В-третьих, Омара ибн Хаттаба можно считать основателем арабской империи и мусульманской государственности. Дело в том, что при его предшественнике власть ислама укрепилась только на Аравийском полуострове. При Омаре же начались успешные завоевания окрестных стран. 20 августа 636 года арабские войска разбили византийскую армию в битве при Ярмуке и овладели Дамаском. В декабре того же года они нанесли поражение персидским войскам (на вооружении которых находились даже боевые слоны). В 637 году был взят Иерусалим, а в 639−641 году относительно небольшой отряд арабской конницы покорил Египет.

Таким образом, под властью мусульман оказалась большая территория, а на ней — многие народы, исповедующие разные религии. Во многом благодаря стараниям Омара ибн Хаттаба, на этой территории был установлен порядок, обеспечивавший процветание и стабильность. В завоеванных странах сохранялись местные обычаи и местные языки. Насильственное обращение в ислам христиан, персов и евреев было запрещено. При этом говорить об абсолютной толерантности мусульман было бы неверно. Приверженцы «истинной веры» имели определенные и существенные преимущества.

При Омаре была установлена система налогов, которая в основном сохранилась и доныне во всех мусульманских странах. Система эта обеспечивала не только сбор денег для центральной власти, но была, как мы бы сейчас сказали, «социально ориентирована». Большие средства оставались в руках наместников и шли на помощь бедным и инвалидам, а также на развитие мусульманского образования.

При халифе Омаре также была повсеместно введена мусульманская система летоисчисления. Мусульманский год состоял из 12 лунных месяцев, то есть из 354 дней. За начало летоисчисления бралась дата переселения Мухаммада из Мекки в Медину (16 июля 622 года). Этот календарь и поныне используется во всех мусульманских государствах.

Площадь в Старом городе названа именем Омара ибн Хаттаба тоже вполне заслуженно. Отобрав город у византийцев, он отменил 500-летний запрет евреям селиться в Иерусалиме. Более того, поскольку византийские власти намеренно превратили территорию Храмовой горы в свалку, по приказу халифа эту свалку расчистили. Евреям разрешили молиться на Храмовой горе. То место, где находилась Святая Святых Иерусалимского Храма, было отмечено, и уже после смерти Омара ибн Хаттаба, в 685−705 годах, на этом месте воздвигли мечеть с золоченым куполом, которую сейчас называют «Куполом на скале». Этот золоченый купол фигурирует практически на всех фотографиях Старого города. Многие ошибочно считают его куполом мечети Аль-Акса, она же «Мечеть Омара». На самом деле, Аль-Акса находится на южной окраине Храмовой горы и купол у нее не золотой, а серый.

Обновлено 8.07.2012
Статья размещена на сайте 7.07.2012

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У кого из христианских святых была аналогичная судьба: из гонителя праведной веры он превратился в ее защитника и строителя?

    Если у христиан не было таких перевертышей, то это не упрек а похвала.

    зы
    статья понра.

    Оценка статьи: 5

  • Насчет "почти" - озорничаю... Отличная статья - вам моя пятёрка.

    Оценка статьи: 5

  • Ваш стиль, уважаемый Марк Блау, и ваше мастерство в текстах вызывают желание поспорить-дискутировать на заданную тему. Но!.. По известным причинам этого делать нельзя.. По той и другой причине.

    Статья понравилась... Почти понравилась.

    Оценка статьи: 5

  • Искренне рад за приверженцев «истинной веры», что имели и имеют определенные и существенные преимущества до сих пор.

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 8 июля 2012 в 14:09 отредактирован 8 июля 2012 в 14:10

      Вячеслав Старостин, вплоть до 18-го века жизнь религиозных меньшинств во всех мусульманских странах была несравнима с жизнью иноверцев в христианских государствах и отличалась в лучшую сторону.

  • Какой замечательный Омара ибн Хаттаба!..

    Дело в том, что при его предшественнике власть ислама укрепилась только на Аравийском полуострове. При Омаре же начались успешные завоевания окрестных стран. 20 августа 636 года арабские войска разбили византийскую армию в битве при Ярмуке и овладели Дамаском. В декабре того же года они нанесли поражение персидским войскам (на вооружении которых находились даже боевые слоны). В 637 году был взят Иерусалим, а в 639-641 году относительно небольшой отряд арабской конницы покорил Египет.

    Всех разбил, всех покорил... Всем даровал процветание.

    Таким образом, под властью мусульман оказалась большая территория, а на ней – многие народы, исповедующие разные религии. Во многом благодаря стараниям Омара ибн Хаттаба, на этой территории был установлен порядок, обеспечивавший процветание и стабильность.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, разбил не всех, покорил тоже не всех. Однако, при Омаре арабы, на которых до тех пор мало обращали внимания, стали на Ближнем Востоке новой влиятельной силой. В этом случае личность лидера играет немалую роль. Основание империи, это, как говорили у нас на военной кафедре, не "голография какая-нибудь". Кроме того, для всех империй суровейшее испытание - переход от войны к мирной жизни. И здесь Омар "не сплоховал"

  • Как много нам открытий чудных готовит Марк Блау

    Оценка статьи: 5

  • Да,по-моему,вера без знаний мертва.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью!Интересный материал и блестяще подан.А гонителем веры Христовой был вначале апостол Павел...

    Оценка статьи: 5

    • Марина Вершинина, 5+
      Мой сын водит экскурсии и часто сталкивается с такой проблемой. Тем, кто приезжает из России, приходится вкратце излагать Евангелие. При всем их внешнем пиетете к святыням и к священникам.