• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Артур Батыгян Мастер

О чем сожалеют старики? Уже ничего не изменить

Недавно в поисках информации в Интернете, не заметил, как стал переходить по ссылкам и случайно наткнулся на блог молодой девушки, которая безвозмездно помогала одиноким старикам в домах для престарелых. От общения с пожилыми людьми у девушки полностью изменился взгляд на жизнь, жизненные ценности обрели новый смысл.

Фото: A and N photography, Shutterstock.com

Не секрет, что в библиотеку чаще всего приходят именно люди старшего поколения. Конечно, молодежи тоже немало, но стариков в несколько раз больше. Так как чаще всего приходится общаться с бабушками и дедушками, то меня заинтересовала эта тема.

О чем чаще всего говорят престарелые люди? Вспоминают былые времена, думают о том, что могли прожить жизнь иначе. Вот и в блоге девушки-волонтера упоминаются в основном сожаления о неправильно прожитой жизни. Конечно, если на старости лет человек попадает в дом для престарелых, то возможно, он что-то сделал не так, раз оказался там. Это не всегда так, бывают и исключения.

Нужно было рожать много детей…

Дети — цветы жизни! Для детей нужно много места, света, внимания и любви. Именно как цветам. В далекие времена почти все жили в коммунальных квартирах и дети превращались в комнатные растения, рассаженные по горшкам, а так хотелось высадить их в открытую почву, дать больше свободы и пространства.

О чем сожалеют старики? Уже ничего не изменить
Фото: Depositphotos

Все знали, что будут давать отдельные квартиры. Надеялись на это и верили, что государство в беде не оставит, вот и не боялись рожать детей. Раньше все было: работа, детские сады, школы, кружки. В некоторых семьях было по пятеро детей! Нынешняя молодежь боится рожать больше двух. Кажется, все есть, а видимо, нет уверенности в том, что и дальше будет так же.

А мы не осторожничали. Рожали бы еще больше, не было бы сейчас проблем с демографией! Почему много одиноких стариков? Так у них мало внуков! Наши дети рожают по одному ребеночку, да сами с ними справляются, а нам и «потискать» некого…

Нужно было меньше работать…

Работали мы много, может, даже больше, чем нужно. Старались укрепиться на одном месте, зарабатывали грамоты и награды, стремились к похвале, мечтали оказаться на доске почета и ждали продвижения по службе. Скорее всего, работа и мешала наслаждаться жизнью, заводить детей. Конечно, секса в СССР не было, но некоторые даже делали аборты, чтобы не потерять «теплое местечко» и стабильную зарплату.

П. Н. Филонов, «Ударницы на фабрике
П. Н. Филонов, «Ударницы на фабрике „Красная заря“», 1931 г.
Фото: artchive.ru

Все работали, мужчины и женщины, так было принято. Вроде муж хорошо зарабатывал, но сидеть дома — как-то неправильно. Глупые были! А чем домохозяйки плохи? Занимаются детьми, хлопочут по дому, а мужья зарабатывают — это сейчас норма, а тогда… Было конечно, но не так распространено.

Нам так хотелось путешествовать…

По стране мы путешествовали много, работали как «проклятые», не покладая рук, чтобы профком выдал самую лучшую путевку. Походы, экскурсии, круизы на теплоходе, умудрялись посещать страны ближнего зарубежья: Болгария, Чехия, иногда даже Германия. Мы могли выходные провести в другом городе, посмотреть московский Кремль или прогуляться по Невской набережной, ведь билет на самолет стоил недорого.

О чем сожалеют старики? Уже ничего не изменить
Фото: Depositphotos

Сейчас молодым сложнее, они копят целый год, чтобы на недельку «махнуть» в другую страну или две недели провести на побережье Черного моря. Перелеты, услуги туристических операторов, отели — стоят недешево. Раньше комфортабельный отдых был более доступен и без излишеств, так как и уровень жизни у всех был примерно одинаковый.

Мы покупали слишком много ненужных вещей…

Записывались в очередь за коврами, «по блату» доставали немецкий сервиз. А кому все это нужно? Зачем? Что-то доставали, стояли в километровых очередях, тратили лучшие годы на ненужные вещи, которые считались дефицитом. Могли отвалить кучу денег за сапоги, а потом «сидели» на одной картошке.

Ковры вешали на стену, сервизы ставили в сервант и берегли. А сейчас? Ковер на стене считают «пылесборником», а сервиз так и стоит, любуемся на него, когда вытираем ту же самую пыль. Пытаешься его внуком передарить, так говорят, что давно вышел из моды. Вот и пьем из него с соседкой чай — шикуем. А теперь? На любой вкус посуда, да и ковры, которые только на пол и стелют.

Мы так много не успели, что приходится наверстывать…

О чем сожалеют старики? Уже ничего не изменить
Фото: Depositphotos

Не было времени учиться, после школы бежали в техникум или училище, а потом устраивались на работу, создавали семьи. Читать было некогда, да и нечего особо. Читали, конечно, но сейчас приходится наверстывать упущенное. Литература разнообразная, выбор огромный, на любой вкус. Больше всего нравится читать о любви.

Мы мало общались с друзьями и родственниками, не умели наслаждаться радостью жизни. Было слишком мало времени жить! Теперь нужно все успеть, для того чтобы жить вечно!

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 21.10.2014
Обновлено 22.11.2019

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Варламова Читатель 6 февраля 2020 в 16:16 отредактирован 6 февраля 2020 в 19:07 Сообщить модератору

    я ни о чем не жалею,жила по-разному,но честно,родила и воспитала двух дочек (уже и четверо внуков),на пенсии 5месяцев при трудовом стаже 49лет...пенсия хорошая (для меня хватает)...работа всегда была классной и сейчас живу хорошо.если бы снова сказали жить и что-то поменять.....нет,не согласилась.всему свое время,а у меня время отдыхать и наслаждаться отдыхом.

  • Лаврентий Берия Читатель 26 января 2020 в 16:02 отредактирован 26 января 2020 в 19:00 Сообщить модератору

    Жалею только об одном, что не свалил из России в 90-е, когда была возможность.

  • Николай Коростелёв Читатель 14 января 2020 в 17:09 отредактирован 14 января 2020 в 18:40 Сообщить модератору

    Многие люди — жертвы стереотипов. Типа — все так живут, и я буду. Чего , типа, мудрить-то ?. Это ошибка, я считаю. Потом, в конце жизни, жалеют...

  • Farit Kubagushev Читатель 22 декабря 2019 в 05:16 отредактирован 22 декабря 2019 в 12:47 Сообщить модератору

    НЕ о чем не жалею,молодость,спорт,работа,кто хотел любимую учился,так ,что жили не плохо,всегда была цель!На пенсию,мать,с отцом на 24 дня ажно на юге отдыхали.Был смысл работать,жить.Работал электромонтером по эксплуатации 160-200р хватало!,на сегодняшние,это 60-80т.р.

    • Farit Kubagushev, чем мельче личность, тем меньше у нее сожалений о прожитой жизни.
      Je ne regrette rien - некий бонтон среди бесконечного числе глупцов, которому они с радостью следуют.

      • Петя Маркштетер Петя Маркштетер Читатель 22 декабря 2019 в 17:31 отредактирован 23 декабря 2019 в 05:18 Сообщить модератору

        Игорь Ткачев, отличный пример Fake News.
        Всё перевернуть с точностью до наоборот.
        Именно мелочность душонки и отсутствие всякой личности вызывает сожаления по ушедшим годам. Ах, жизнь прошла, а я так и не пожил. Всё подражал, цитировал, искал авторитетов. Слушал кого угодно, только не себя. Всегда делал то, что хотели другие и никогда, что хотелось самому.
        Это что-то вроде старого анекдота: Дома в чай кладу две ложечки сахара, в гостях четыре, а люблю-то три.
        Вот главная причина всех сожалений этих "масштабных" личностей.
        А человек, не имеющий сожалений о прожитом, даже не задумывается о размерах своей личности. Всю жизнь он следует своим желаниям, даже теряя при этом. Но в этом он сам, на тот момент его жизни, в этом и есть только его жизнь. Жизнь, которую проживает он, а не имитирует в угоду кому-либо.
        О чём тут можно сожалеть?

        • Петя Маркштетер, полагаю, здесь бывает по-разному, и кто что имеет в виду. Часто, ведь, мы говорим о разных вещах под одними названиями.

          Не сожалеть ни о чем лично мне все же представляется некой общей глупостью - общепринятой моделью поведения и повторения, когда человек утешается на старости лет тем, как прожил жизнь, когда уж ничего не изменишь. А также некоторой ригидностью ума по причине возраста или ограниченностью воображения, когда не получается посмотреть на свою жизнь под новыми углами и остается только твердить одно и то же для публики: нет, я не жалею ни о чем, я прожил жизнь прекрасно.

          Сожалеть могут личности склонные к самоанализу и самокритичные - смотря, как и о чем сожалеть-). Способные видеть и признавать упущенные возможности, возможность быть не только слесарем или инженером на заводе с банальной семьей и ипотекой в придачу, но и путешественником, писателем, философом и полководцем...
          Представить, что если бы вы, вот тогда, свернули не налево, а направо, ваша жизнь могла бы быть совершенно иной, вы просто упустили свой шанс встретить свою настоящую любовь, а не утешаться тем, что у вас сейчас есть, принять предложение и уехать на Шпицберген, а не крутить гайки на своем заводе... и вы просто не уявляете себе, как все круче и иначе могло бы для вас обернуться, у вас не хватает воображения и фантазии...

          Как не сожалеть о том, что ты сыграл всего одну-две-три роли в этом спектакле под названием "жизнь", а не тридцать три, триста тридцать три...
          Не сожалеть о в принципе никчемной жизни, каких миллионы, миллиарды - это как утешаться и аффирмировать "мне не жаль, мне не жаль, мне не жаль".

          Я вижу вокруг сотни унылых лиц, которые никак прожили их никчемные жизни, но также повторяют, как заводные, что они ни о чем не жалеют. А зря. Им бы пожалеть я порекомендовал.

          • Ольга Варламова Читатель 6 февраля 2020 в 16:22 отредактирован 6 февраля 2020 в 20:27 Сообщить модератору

            Игорь Ткачев, а вы кто??? чтобы советовать ,рекомендовать "Им бы пожалеть я порекомендовал."человек САМ вправе решать,хорошо или плохо он жил,живет или уже прожил.не надо брать на себя миссию "вышестоящего "Бога.

          • Петя Маркштетер Петя Маркштетер Читатель 23 декабря 2019 в 22:58 отредактирован 24 декабря 2019 в 14:50 Сообщить модератору

            Игорь Ткачев, сожаление о том, что уже прожито, действительно, свойственно людям склонным к рефлексии. Нет, это не самоанализ - это лёгкая форма психопатии. Тот самый "эффект лестницы", когда ты уже закрыл дверь, спускаешься по лестнице и тут тебе приходит на ум, что ты что-то не сказал, что-то не сделал.
            А то, что вы называете самокритичностью в вопросах прошлых поступков, так это даже не глупость. Это примитивность интеллекта. Ещё проще - куриные мозги. Это так примитивно судить себя вчерашнего, с высоты опыта уже сегодняшнего дня. Прямо ты такой красавец, всё видишь, всё понимаешь, а главное - ты ведь уже узнал, что было там, за тем поворотом, перед которым ты стоял тогда. Тогда у тебя был определённый набор знаний, опыта, вполне конкретный перечень фактов. Ты, всё взвесив, принял то самое решение, повернул именно туда, куда считал повернуть правильно и логично. И это была твоя жизнь, которая привела того тебя к тебе сегодняшнему. К этому идиоту, который тебя за это и осуждает, укоряет и сожалеет о том, что ты там был.
            Такие сожаления не только жестоки по отношению к самому себе, такие сожаления уже сегодня заведомо внушают страх перед самостоятельными поступками. Такие сожаления о своём прошлом делают сегодня человека мелочным и стервозным, называя это мудростью.

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 декабря 2019 в 18:55 отредактирован 24 декабря 2019 в 19:06 Сообщить модератору

              Петя Маркштетер, я бы все же не был столь категоричен. Тем более с раздачей медицинских диагнозов-)

              Рефлексия, кстати, также как и склонность к запоздалым ретроспективам с умением делать некоторые выводы, как и способность сомневаться относительно чего бы то ни было, - качества хотя весьма несовременные в наш грубый век и непопулярные, но свойственные натурам с интеллектом и душевной организацией выше среднего. Среди прочих здесь можно вспомнить целую плеяду русских поэтов и писателей, людей других творческих профессий, философов. Всем им были свойственны именно эти "психопатии".

              А вот некоторая непоколебимость, самоуверенность в правильности своего выбора, которого часто и не было (давайте будем честными, часто не мы делаем выбор, а у нас просто так получается и мы со временем принимаем ситуацию) - их просто поставили в то положение, неумение видеть варианты в прошлом со всей их палитрой - свойства характера хотя и твердого. и весьма жизнестойкого, но, как правило, особо психически и интеллектуально не одаренного.
              Здесь на ум мне приходят коммунисты и прочие советские люди, которые, когда все перевернулось в 90-е и вчерашние идеологемы и кумиры стали сегодняшними катастрофами и убийцами, твердо стояли на своем, искренне заявляя, что ни о чем не жалеют и от принципов своих никогда не отступят. Потому что твердость относительно своего прошлого и нежелание о чем либо сожалеть - модель поведения положительная, одобренная, а заявить о чем-то с нотками сожаления - не по-нашему, и одобряется обществом реже.

              Надо иметь смелость понять и признать, что большинство просто повторяет этот модус говоренди, потому что это бонтон, так делают все: я ни о чем не жалею. А вовсе не потому что за этим стоит какая-то аналитика и выверенное интеллектуальное решение.

              Конечно, сожалеть и убиваться по прошлому не стоит. Но здраво понимать, что могли быть приняты иные, более здравые решения, способные привести к иным, более благоприятным последствиям - возможно иного качества собственной жизни или к чьей-то спасенной жизни - разве это можно назвать "психопатией" или "куриными мозгами"?

              ПС На простом, обывательском уровне, человек в своей молодости совершивший кучу ошибок, как любой из нас - там перепил и по голове получил, здесь в тюрьму загремел, там не обуздал своей горячности и сказал лишнее, эта сделал аборт, а этот ушел из семьи ради смазливой официантки, и гордо заявляющие о том, что ни о чем не жалеют, представляется мне очень недалеким.
              Умение признавать свои прошлые ошибки и неправоту - вообще, редкий дар, людей вряд ли умственно несостоятельных.

              • Нетылько Сергей Читатель 8 февраля 2020 в 15:56 отредактирован 9 февраля 2020 в 11:44 Сообщить модератору

                Игорь Ткачев, Выдержка отменная! Браво! Не сожалеть. удел блаженных. Те кто постоянно принимал решения, имеют право на ошибку! Но что такое ошибка? - Которая по итогу прожитой жизни, оказалась благом. Высказывание, что мы задним умом сильны, уже говорит о сожалении чего то, когда то, не так сделанного. Анализировать те или иные высказывания, очень не благодарное занятие, у всех разное понятие о смысле жизни. Ну а спорить, где может "родиться истина", вообще не стоит. Так как истина у каждого своя.

              • Петя Маркштетер Петя Маркштетер Читатель 25 декабря 2019 в 15:17 отредактирован 25 декабря 2019 в 15:32 Сообщить модератору

                Игорь Ткачев, действительно, у нас просто так получается. Но вот в этом: "просто так получилось", и кроется синдром сожаления. Человек не хочет принимать того себя, который там принимал решения, за полноправного партнёра того, кем он является сейчас. Это суть всех осуждений и сожалений. Он-то там, дебил, лишка выпил и у него просто так получилось, а я весь тут переполненный интеллектом, в огромной ванне мудрости с пузырьками озарения теперь страдаю: "Какая я же была скотина в прошлом! Фу, подумать противно. Ну ладно, заклеймлю всё это своим сожалением. Может хоть личность немного отрастёт". Такой подход всегда будет вызывать потребность "напиться" (реализация может быть любой), дабы сгладить подобный внутренний диссонанс.

                Ну да, вы правы. Основная масса "докладчиков о несожалении" - это даже не попугаи. Попугаи по сравнению с ними мне кажутся более интеллектуальными. Но тем не менее, что ни говори, сожалеть о своих поступках в прошлом, когда ты уже "досмотрел" эту кину до конца - это просто негуманно по отношению к себе. Морально, этически, психологически, да просто, с точки зрений нейрофизиологии (ведь мозг с каждой новой информацией становится физически другим) - мы просто не имеем права. Если мы конечно взрослые люди.

                ПС. А мне понравилось наше единение в диагнозах. Сначала вы меня укорили за категоричность в раздаче последних, а потом сами раздали этот же диагноз всем людям творческих профессий.

              • Игорь Ткачев, вы пишете: ...их просто поставили в то положение, неумение видеть варианты в прошлом со всей их палитрой.

                А какие тут могут быть варианты? Например, первоначально судила по себе и даже в голову не приходило, что люди могут вот так издеваться над другими и испытывать удовольствие от навязывания им своей картины мира. Потом пришёл опыт, заранее представляю: эта толстая тётка никогда не направит поток ледяного воздуха от сплит-системы в потолок, но только на меня.

  • Моричев Георгий Читатель 20 декабря 2019 в 18:23 отредактирован 21 декабря 2019 в 08:20 Сообщить модератору

    В детстве и юности не воспринимал Советскую власть. И относился к ней с неприятием. У любого режима две стороны, как и у медали и разные истор. периоды. Лицевая – благоприятная с равными правами гражданина. Гордиться было чем! Но была и оборотная сторона с «дном» и клоаками сфер жизнедеятельности. К счастью, многие люди жили, трудились, строили жилища, разбивали сады и растили детей, не касались нечистот и их «ассенизаторов». Помню смерть И.В.Сталина, «хрущевскую оттепель», как втихаря читали самиздат, слушали сквозь «глушилки» «голоса». Возникала масса вопросов, но была среда, образованные, праведные родители, сестры, преподаватели вузов. Люди были умнее, воспитанные и образованные. Перед нами был открыт мир прекрасного. Каждый год в материальном и морально - нравственном жизнь улучшалась.Расцвет во всех сферах жизни, но правда не все было ровно и глянцевым. Двойные - тройные стандарты, "телефонное право", блат уродовали бытие и пагубность человеческого фактора привело к образованию раковой опухоли с ее цепкими метастазами. Мне в жизни невероятно повезло, и я всегда был свободным и независимым. Прожил жесткую, суровую, но фантастически счастливую и трудную жизнь. Кто – то из «высшего сословия» считает меня неудачником, но в в глубине души завидует моей независимости и свободе. Что ж не вписался в нынешнюю эпоху! Не умел воровать, предавать, подставлять, чуждался карьерных взлетов. Не бегал на выборы, не холуйствовал, да и начальников над собой не имел. Жополизов и лакеев - иуд презирал. Никогда не страдал комплексом собственной неполноценности. Мои дети и внучки воспитаны в лучших традициях нашего советского времени. Честные, образованные, добрые и заботливые. Трудно было бы жить нам с женой на нормальном человеческом уровне, но есть забота детей. Наш Эдем пока жив, но веры в будущее уже нет. Радует единственное, что дети с их образованием и опытом жизни выживут.
    Поэтому наше с женой дожитие - счастье! Честно сказать, что не надеялся перепрыгнуть свой 73 – летний рубеж возраст с заплатанным сердцем, но пока жив. Особенность людей разное понимание цели и смысла жизни. Что ж, мы все разные! "Зреть в корень" и "отбирать зерна от плевел меня учили всю жизнь». Благодарен своим родителям, наставникам и учителям. Многим не дано, а, вернее, не научились видеть глубже этот прекрасный и суровый мир и осознать, "что такое хорошо, что такое плохо» анализировать все и вся. Можно видеть зону бытия, "парашу" в "хате", "шконку" и "пайку", но быть выше этих "видений" смрада и нечистот многим челам, видно, не дано? В "лихие" 90 - е четко разделились настоящие люди и "болото".. Нет для меня вашего президента, его друганов и режима. У меня свой мир и осознание бытия другое чем у самозваной "элиты".Не поступился своими принципами и остался тем же советским человеком. Во мне не было и нет самодержавно – крепостнического мышления. Видно, гены и Советская власть благоприятно сказались на мне. Пришла старость и ничего не поделаешь? Сожалеть не о чем. Многие людишки во власти из смрада бытия. Бог с ними!

  • Для того, чтобы "пожалеть о том, что не сделал в жизни" не обязательно доживать до старческого возраста. Многие вещи можно и нужно переосмысливать, начиная с молодости. И достаточно быть честным с собой, а не следовать общему плану: плану на заводе или плану в социуме.

    Например, понять, что мы слишком много работаем и часто ради не столь важных целей и вещей, потому что кому-то нужно, чтобы мы много работали. Ради ковра на стене или нового айфона.

    И еще: так или иначе большинство из нас будет следовать заложенным социумным установкам - представлениям о то, "как жизнь прожить, чтобы не было мучительно больно". Выйти из всех этих "больше путешествовать, больше детей и меньше работать" кране сложно - ума и фантазии все-таки у выдрессированных тюленей не хватает. Все скатывается к банальному.

    А вы помыслите, как это делали древние ацтеки или немецкие философы-экзистенциалисты, наберитесь ума и смелости: смерти, в нашем понимании, нет, а наши земные устремления мелки и пусты.
    Народите вы много детей или купите пять новых айфонов - все это муравьиная возня, да и не ваши это желания. Это уже природа вами манипулирует, если не маркетологи. И снова - руки в ноги, и на современную ниву, в офис или на тот же завод.

    Но не хватает, фантазии... Смелости и ума. Ибо "тварь дрожащая".

  • Чувствуется, что автор за стариков думает. Якобы думает - не статья, а прилизанная мораль. Плохая статья.

  • Панталык Тимофеев Читатель 21 октября 2014 в 11:55 отредактирован 21 октября 2014 в 12:13 Сообщить модератору

    Согласен с Мартой Александровной. В дополнение и ответ на статью хочу лишь процитировать маленький отрывок из "Откровений людям нового века":

    "1. ...Мы разбираем основные вопросы человека: “Зачем я здесь, что я, кто я, что я должен делать?”.

    2. Все эти вопросы всегда ставил и ставит перед собой человек.

    3. Особенно в конце жизни или уже на смертном одре, когда человек понимает, что идёт на встречу с Богом, и что предстоит держать ответ за жизнь свою, – как правило, бестолковую и порочную.

    4. Конечно, Я прощу беспутного дитя своего, жалко его, но пойдёт он по новому кругу перевоплощения на Земле, и будет он в который раз учиться жить и, забывая предыдущие уроки, опять начнёт ублажать материальное тело своё. Жаль!

    5. Не успевает человек понять, зачем он здесь, никто не объясняет ему, в чём его предназначение.

    6. И Душа его мучается и мучает его, требуя роста его морали, повышения Знаний Вечных Моих, мечется человек от беспутной жизни своей, ударяясь в крайности.

    7. Вечен этот порочный круг, опускается человек до уровня скота, мечась в тревогах и волнениях напрасных и непонятных ему.

    8. Церковь, куда человек обращается, куда он бежит, не даёт ответа ему на вопрос, зачем он здесь, и отсылает его к Вечным Писаниям, ему не понятным.

    9. А на Земле Лукавый обещает ему горы Золотого тельца, обеспечивающие все блага мира и успокоение тела человека, и чем больше возьмёшь Золотого тельца, тем больше благ получишь или купишь."
    ...

    Объясняется все очень понятно, подробно и, если захотеть слышать, доходчиво. Мы можем сколь угодно долго обсасывать эту тему, продолжать писать продолжения и плодить ни к чему не ведущие слова, но итог один. Любой человек, не зависимо от возраста, уходя из этого плотного плана, будет продолжать задавать этот вопрос, на который, к сожалению, даже церковь не отвечает. Не может или не хочет не знаю, скорее второе, поскольку любой церкви нужны "рабы" божьи и слепая вера, а Высшему Космическому Разуму - расширение Эволюции Пространства, а значит Свободные, способные к самостоятельному Творчеству Дети Божьи, его фрактальное подобие, у которых Вера - это Знание Законов (Канонов) Мироздания и осознанное принятие их.
    Но это надо понять и принять, только тогда не будет стоять вопрос поднятый автором. 5 баллов за то, что вообще поднял эту тему.

    Оценка статьи: 5

  • Удивительно... А что, никто не жалеет о том, что сделал слишком мало добра за свою жизнь? Или о том, что не реализовал свои таланты? Все только о материальном?