Для меня Вильнюс немного другой. Он тоже немного воздушный, но и приземленного немало. Он уютный, но при этом многомерный, обжитой жителями и самой историей.
— Вы не скажете, что это за улица, на которой пришлось оставить машину?
— Это улица Арклю.
— Как трудно запомнить…
— Да Лошадиная! Если потеряетесь, просто спрашивайте — Лошадиная!
И впрямь, Лошадиная улица. Так просто. Что интересно, она всегда была Лошадиной. До середины 19 века называлась еще проще — Конская. Значит, неспроста.
Цокали по мостовой лошади, подъезжали кареты ко дворцу Огинских. Огинские (Огиньские) — древний разветвленный знатный род (в Википедии пишут, что Рюриковичи они). Жителям России один из Огинских известен своим знаменитейшим полонезом «Прощание с родиной».
Но нам нужно пешком к Острой Браме — одному из самых почитаемых мест в городе. На узкой улочке всегда народ, вышедший аккордеонист играет «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», и под этот протяжный русский романс подойдем к одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса.
Острая Брама, или Ворота Аушрос, когда-то эти древние ворота старой городской стены защищали город, при них построили часовню. В часовне — чудотворная икона Матери Божией Остробрамской, которая почитается и католиками, и православными.
Почему ворота «острые» — никто не знает, версий слишком много. Построены они были в самом начале 16 века. Весь 15−16 век на Вильно нападали набегами татарские войска, доходили сюда и московские полки. Под угрозой захвата города были выстроены стены и укрепления.
Острая Брама — польское название, которое прижилось и является фактически официальным. Военным историкам это название тоже знакомо: так называлась военная операция польской Армии Крайовой по освобождению Вильнюса от немцев. Операция «Острая Брама» проводилась совместно с советскими войсками, однако же политические цели были разными, что повлекло за собой определенные последствия. Как бы там ни было, летом 1944 года Вильнюс был освобожден.
А литовцы называют эти ворота «Воротами зари» — Аушрос вартэй, хотя ворота обращены вовсе не на восток, а на юго-запад. Кто-то скажет в этой связи о возрождении национального духа, но скорей всего, название связано именно с иконой, с образом Девы Марии как звезды зари.
Деревянная часовня над воротами, выстроенная босыми монахами-кармелитами, сгорела, построили каменную. Там и находится икона, почитаемая всеми христианами, ее можно увидеть прямо с улицы. И икона «может видеть» людей на улице. Все это крайне необычно. Может быть, именно поэтому по улочке положено ходить с непокрытой головой.
Еще одна необычность — Богоматерь без младенца Иисуса, в полном уединении, от нее веет покоем и тайным знанием. По-видимому, это момент Благой вести. Откуда икона появилась и кто написал этот образ — неизвестно. Однако же легенд с иконой связано немало.
- Она сама появилась на вратах в апреле 1431 года.
- Ее привез Великий князь Ольгерд из удачного военного похода в Херсонес против крымских татар. Поэтому икона когда-то называлась Корсунской.
- Это был трофей князя, он подарил его первой жене Марии Витебской, а его вторая жена Иулиания Александровна передала икону православным.
- Ольгерду икону подарил византийский император Иоанн V Палеолог после принятия князем христианства.
- Эта икона — едва ли не портрет Барбары Радзивилл. Но Барбара жила позже.
- Икону написал Лука (Лукаш) из Кракова. — Нет-нет, первообраз иконы из Нидерландов! — Ну что вы такое говорите, это неизвестный итальянец!
Легенд о чудотворных возможностях иконы тоже очень много. Остробрамская икона считается покровительницей семейных пар, защитницей от недоброжелателей, сглаза и проклятий, помощницей при душевных переживаниях. У католиков и православных существуют свои отдельные дни памяти этой иконы.
Посвящены этой иконе многие поэтические строки. А я тут же вспоминаю «Остробрамские литании», написанные польским композитором Станиславом Монюшко, который родился под Минском, долго жил в Вильно. Это очень хорошая, светлая музыка, и те, кто любят духовную музыку в целом, могут ее с удовольствием послушать.
В маленькой часовне всегда тихо, сколько бы людей ни находилось там одновременно. Молодые и старые преклоняют колени перед образом, в этом нет никакой аффектации, это что-то личное, очень важное, но в этом сугубо личном люди чувствуют какую-то внутреннюю связь друг с другом тоже.
Пусть все желания сбудутся.
Пусть вся боль уйдет.
А нам надо еще успеть заглянуть во многие интересные места. Продолжение следует…
Что еще почитать по теме?
Достопримечательности Вильнюса: какие они? История любви и отравлений
Куда отправиться в самом начале марта? Конечно, на Ярмарку Казюкаса!
Что посмотреть в Вильнюсе? Старый город
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...