Вот как их выражает герой повести Эрнеста Хэмингуэя «Зелёные холмы Африки»:
— Физи, — говорил в таких случаях М’Кола и тряс головой, насмешливо сокрушаясь по поводу того, что на свете существуют такие мерзкие твари. Физи, гиена, двуполая самоубийца, пожирательница трупов, гроза маток с телятами, хищница, перегрызающая поджилки, всегда готовая вцепиться в лицо спящему человеку, с тоскливым воем неотступно следует за путниками, вонючая, противная, с отвислым брюхом и крепкими челюстями, легко перекусывает кости, которые не по зубам и льву, рыщет по бурой равнине, то и дело оборачивая назад свою наглую морду, противную, как у дворняжки.
Насчёт «двуполости» мы поговорим позже. А сейчас коснёмся более очевидных мифов, которые бытуют об этих интересных хищниках.
Начнём с систематики. Внешне гиена напоминает некую собаку, над которой изрядно потрудились генные инженеры. У неё массивная голова, мутные глазки, широкий нос, что в совокупности и придаёт ей то самое «наглое» выражение. Добавьте к этому неприятный и зловещий голос. Гиены способны хрюкать, кашлять, скулить, рычать, но особенно сильное впечатление производит истерический хохот, напоминающий смех умалишённого.
Передние лапы у гиены длиннее задних, поэтому при ходьбе она сильно виляет задом, чуть ли не волоча его по земле, а её бег напоминает неуклюжий галоп. «Горбатое» телосложение усиливает и заметно приподнятая холка с жёсткой гривой. Считают, что из-за этой щетинистой холки животное и получило своё прозвище — Hyena, содержащее древнегреческий корень hus (свинья, вепрь). Остальная шерсть у гиены тоже жёсткая, нередко свалявшаяся, да и пахнет отнюдь не фиалками…
За эту оригинальность учёные «отвели» под гиен целое семейство. Более того, по «генеалогии» ближайшие родственники гиеновых — вовсе не собачьи, а виверровые и кошачьи.
Семейство гиеновых сегодня включает всего четыре вида. Самым крупным его представителем является пятнистая гиена (длина тела — до 166 см, вес — до 80 кг) — привычная обитательница африканских саванн к югу от Сахары. Правда, ещё 14 тысяч лет назад в Западной Европе обитали более крупные гиены — пещерные. Они, действительно, гнездились в пещерах, а их высота в холке достигала метра.
Долгое время гиен считали классическими падальщиками — грабителями могил, пожирателями трупов и прихлебателями львов. Челюсти гиены, казалось бы, созданы для того, чтобы доедать за «благородными» хищниками — они способны перемолоть все кости за исключением разве что слоновьих. В одном из африканских мифов даже рассказывается, что гиена специально помешала людям обрести бессмертие, чтобы иметь возможность питаться трупами. А на старинных изображениях нередко можно увидеть, как эта хищница вытаскивает мумию прямо из усыпальницы.
Н. Гумилёв:
Её стенанья яростны и грубы,
Её глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
«…Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Не правда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
В ней билось сердце, полное изменой,
Носили смерть изогнутые брови,
Она была такою же гиеной,
Она, как я, любила запах крови".
Р. Киплинг:
…Гиены вонзают в песок клыки,
И чавкают, и рычат.
И вот уж солдатские башмаки
Навстречу луне торчат.
Вот он и вышел на свет, солдат, —
Ни друзей, никого.
Одни гиеньи глаза глядят
В пустые зрачки его…
Лоренсо Медиано «Обряд посвящения»:
— Ты — гиена, Мендек, — прошептал ему Суртан, — и я дам тебе столько падали, сколько ты захочешь. Но никогда не забывай о том, что я — лев.
Подобные представления о питании гиен бытовали довольно долго. Пока голландский этолог Ханс Круук, а затем британские натуралисты Джейн и Гуго ван Лавик-Гудолл не провели свои наблюдения. Они следили за жизнью стаи пятнистых гиен — т.н. клана, в который обычно входит до 25 особей. Кстати, книга Гудоллов «Невинные убийцы», посвящённая гиенам, гиеновым собакам и шакалам, не менее увлекательна, чем художественный роман. Настоятельно рекомендую…
В общем, неожиданно выяснилось, что в реальности всё выглядит с точностью до наоборот. Хотя гиены не брезгуют падалью, 83% добычи они добывают собственными силами — по всем правилам волчьей охоты: загоняют, окружают и буквально на месте рвут несчастную антилопу, газель или зебру. Тут надо отметить, что, несмотря на кажущуюся неуклюжесть, эти хищники проворны и способны развивать скорость до 65 км/ч, превосходя тех же самых львов. Более того, именно львы частенько следуют за гиенами в надежде на дармовщинку.
Б. Гржимек «Среди животных Африки»:
«…мы с моим другом Аланом Рутом решили проделать следующий опыт. Мы записали голоса львов и гиен на магнитофонную пленку и потом воспроизводили их через громкоговоритель, вешая на дерево в разных местах саванны.
И тут выяснилось нечто совершенно ошеломляющее. Не гиены интересовались львиным рычанием над поверженной жертвой, а львы немедленно сбегались к месту, откуда доносилась похожая на смех «перебранка» гиен, жадно и поспешно разрывающих свою добычу".
Иногда между львами-прихлебателями и гиенами завязываются настоящие потасовки. Бывает, что лев, пользуясь своим физическим превосходством, даже убивает гиену. Зато уж если «царь зверей» одряхлеет, то его участь, скорее всего, закончится в желудках прожорливых «хохотунов».
В отличие от пятнистых гиен, другие виды семейства стайной охотой занимаются нечасто. Например, обитательница Южной Африки бурая гиена предпочитает «зачищать» берега морей от выброшенной на берег живности и пожирать мелких животных — в том числе домашних птиц. Полосатая гиена, живущая на северо-востоке Африки, в Южной и Средней Азии, также предпочитает падаль и домашних животных. Но ещё не прочь наведаться на бахчу и полакомиться в жаркий денёк сочными арбузами и дынями. Кстати, от пятнистых гиен бурые и полосатые отличаются не только раскраской, но и внушительной гривой из длинных жёстких волос. Да и уши у них заострённые, в то время как у пятнистой — округлые.
Однако самый необычный рацион у последнего и самого небольшого представителя семейства гиеновых — земляного волка. В дневное время он действительно прячется в земляных норах — обычно вырытых трубкозубами. А ночью выходит на «охоту» за… насекомыми — прежде всего, термитами. За одну ночную вылазку этот «энтомолог» способен сожрать до 300 тысяч термитов, поэтому даже воды практически не пьёт. Правда, лапы у него совсем не приспособлены, чтобы ломать прочные стены термитников. Приходится либо слизывать насекомых во время их наземных «походов», либо снова пользоваться услугами трубкозуба, который с разрушением термитников справляется успешно.
В следующей статье я буду развенчивать прочие мифы о гиенах.
Мой иерусалимский приятель рассказывал про свою тогда шестилетнюю дочку, которую они всеми силами и довольно успешно пытались обучить русскому языку. Когда они пошли в иерусалимский зоопарк и подошли к вальеру с гиеной, дочка с умилением воскликнула: «Какая лапочка!» Маму аш перекосило.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко,
Устами младенца...
0 Ответить
почему моя 5 снова не отражена?
0 Ответить
Да уж, животина еще та
0 Ответить
Интересно!
Сергей, не знаете, геенна огненная имеет какое-то отношение к гиенам?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Стражников,
Нет, не имеет.
Подробнее про библейскую геену здесь.
0 Ответить
Олег , так это гиены открыли геенну огненную
0 Ответить
Вот и ни фига себе)
Оценка статьи: 5
0 Ответить