Так с головой львицы изображалась древнеегипетская богиня войны — Сехмет, а также богиня плодородия и домашнего очага — Баст (правда, потом голову последней сменили на кошачью).
«Львиноголовым» называет себя в «Книге мёртвых» солнечный бог Ра. Львиные черты имел и шумерский бог солнца — Мардук. Шумеры, ассирийцы и персы вообще оставили немало барельефов, изображающих охоту на этих хищников.
Кроме того, человеческая фантазия частенько использовала львиные части для «конструирования» облика разных мифических существ — будь то сфинкс, грифон, химера, мантикора или тот же Зверь из сказки «Красавица и Чудовище».
Похожим образом обстояли дела и в Индии. Например, одна из аватар бога Вишну называлась Нарасимха —
Почитали этих хищников и буддисты. Ещё по учебникам истории многим известна капитель царя Ашока с четырьмя львами, повёрнутыми во все стороны света (она и сегодня изображается на государственной печати Индии). Ашока известен тем, что, заборов всех своих противников, принял буддизм и прекратил кровопролитие.
У буддистов считается, что львы поддерживают трон Будды, символизируют его мудрость, отвагу, духовное рвение и являются защитниками закона.
В буддийских странах — таких, как Китай и Япония, львиные фигуры обычно «охраняют» вход в храм. Правда, узнать в них привычных львов непросто — статуи больше напоминают фантасмагорическую помесь льва с собакой. Похожим образом выглядит и бело-зелёный «снежный лев» — символ Тибета, хорошо известный меломанам по обложке альбома Бориса Гребенщикова.
Впрочем, почитание не защитило азиатский вид льва от вымирания. Удалось сохранить лишь небольшую популяцию (около 520 особей), обитающую в Гирском лесу.
В христианстве отношение ко льву было противоречивым. С одной стороны, он символизировал дикость, жестокость и свирепость. Да и римляне нередко развлекались, бросая первых христиан на растерзание этим хищникам.
1-е послание апостола Петра, 5:8:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
С другой стороны — самого Христа называли «львом из колена Иудина», указывая на его «царственную природу».
Упоминается этот хищник и среди четырёх зверей Апокалипсиса, которых впоследствии стали отождествлять с четырьмя евангелистами. Так «огнегривый лев» стал символом Св. Марка, чьё Евангелие больше концентрировалось на царственной природе Спасителя. А так как Св. Марк считался покровителем Венеции, то изображение крылатого льва можно увидеть в этом городе практически повсеместно — на зданиях, флагах, гербе.
В Средневековой Европе это хищное животное вообще часто использовали в геральдике как символ благородства, величия, силы, храбрости. Зверя часто изображали на гербах и флагах, а английский король Ричард I с гордостью носил прозвище Львиное сердце. Лев в символике Болгарии отразился и на названии местных денег — «левов».
Аристотель «История животных»:
«Ведь сам лев в момент пожирания — свирепейшее животное, когда же он не голоден и нажрался — самое кроткое. По нраву он не подозрителен, ни на что не смотрит косо, а со своими сотоварищами охотно играет и относится к ним с любовью».
Д. Геснер «Общая книга о животных» (1604):
«Львы никакого особенного вреда не причиняют, если их к тому не вынудит голод. А когда они сыты, тогда они отличаются дружелюбием и весельем».
Двойственность этого хищника в глазах христиан хорошо отобразил
К. С. Льюис «Плаванье „Утреннего Путника“»:
«— …Я ужасно испугался его. Ты, конечно, можешь подумать, что, будучи драконом, я бы мог без труда пришибить любого льва. Однако это был не такой страх. Я боялся не того, что он меня съест, я просто боялся его самого — если ты можешь это понять».
Даже в сатирическом средневековом «Романе о Лисе» Лев выступает в привычном образе царя Нобля (т.е. «благородного»).
Среди племён Африки отношение ко льву не сильно отличается от европейского. Например, слово «симба» на языке суахили значит не только «лев», но и «воинственный свирепый человек». В Судане мифическая львица сыграла ту же роль, что и капитолийская волчица — вскормила и вырастила могучего царя (некоторые династии африканских вождей так и называют «львиные»).
Н. Гумилёв «Невеста льва»:
Жрец решил. Народ, согласный
С ним, зарезал мать мою:
Лев пустынный, бог прекрасный,
Ждет меня в степном раю.
Вот в пустыне я и кличу:
«Солнце-зверь, я заждалась,
Приходи терзать добычу
Человеческую, князь!..»
Своеобразное уважение ко льву демонстрирует и племя масаев. Долг каждого настоящего мужчины-масая — хотя бы раз в жизни убить льва, выйдя на него с одним копьём. Защитникам природы такая традиция, разумеется, очень не нравится.
Представление о льве как о царе зверей бытует в культуре по сей день (вспомнить хотя бы знаменитый мультфильм «Король-лев»). Даже парадоксально Трусливый Лев из сказки про Страну Оз (у нас — про Изумрудный Город) в итоге возвращает себе свой царский ранг.
Ну, а про житьё-бытьё реального льва я расскажу в заключительной статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...