• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Павел Ивашкин Дебютант

Как начать свое дело? Часть 3. Пишем бизнес-план

Необходимой деталью любого бизнеса является бизнес-план (БП).

Словарь по экономике и финансам уверяет нас, что «Бизнес-план — подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которых должно достичь предприятие. Для новых предприятий БП является обязательным документом, помогающим мобилизовать капитал или получить кредит. Обычно Б П содержит:
 — показатели движения наличности и объемов производства с разбивкой по месяцам на первые два года и более агрегированные показатели на последующие годы;
 — описание стратегии и тактики, которые руководство собирается использовать для достижения плановых показателей».

Можно ли обойтись без такого плана? Отвечу вопросом на вопрос — а можно ли построить здание без проекта? Наверно можно, если вы гениальный архитектор. Но вот долго ли оно простоит…

Надеюсь, вас не напугало наукообразное определение БП. Если вам не нужен БП для банков (а написать такой, да еще получить по нему деньги без опыта вы все одно не сможете), то БП для себя сделать — это несложно. Представим себе первую часть БП в виде таблицы, куда вначале занесем наши расходы, а после — доходы.

Расходы и доходы сильно зависят от рода деятельности, давайте для примера возьмем небольшую консалтинговую фирму, где вы будете учить других, как им строить свой бизнес, ну или еще чему-то, что вы хорошо знаете. Расходы считаем отдельно постоянные и переменные, к последним относятся расходы на открытие фирмы. Сразу четко определите, какую сумму вы готовы инвестировать. И еще вы четко должны прописать — чем вы лучше конкурентов, почему пойдут именно к вам, а не к ним (конкуренты в большинстве случаев уже работают), какую рекламу будете использовать, какие шаги предпримете для развития бизнеса и т. п. Это будет ваша вторая часть БП.

Расходы первого месяца: регистрация предприятия — 200 $, открытие банковского счета — 20 $, касса (не всегда нужна, но потребуется если будете работать с физлицами) — 700 $, офисная техника (недорогие компьютер, принтер, факс, модем) — 1000 $, офисная мебель (недорогая, на одного) — 200 $, офис (начнем с маленького — 15 кв. м) — 300 $ за следующий месяц (в Москве умножайте цену на 10 (20, 30…50) в зависимости от крутизны и расположения), модульная реклама в газете — 200 $, добавим разные непредвиденные расходы в размере 80 $ и зарплату себе любимому хотя бы 300 $, и получим — 3000 $. Ваши доходы будут равны нулю, поскольку пока вы регистрируете фирму, ищете офис, закупаете технику и мебель — месяц-то и пройдет.

Расходы второго месяца: канцтовары — 20 $, реклама на следующий месяц — 200 $, зарплату себе 300 $, офис — 300 $, телефон и электроэнергия — 30 $, непредвиденные расходы — 50 $. Итого 700 $, ваша задача-минимум их за месяц заработать, т. е. примерно по 35 $ в день.

Планировать доходы намного сложнее, чем расходы. Ориентируйтесь на сложившиеся на рынке цены, причем учтите, что ваши цены должны быть чуть ниже их — вы отвоевываете себе место под солнцем. Или ваши услуги за те же деньги должны быть лучше. Самая большая и самая распространенная ошибка — не переоценивайте свои доходы! Лучше сразу режьте их на 50%, и на столько же поднимайте расходы. Это лекарство от оптимистов, а пессимисты редко идут в новый бизнес, с его-то рисками. Да, и еще не забудьте про налоги. В нашем случае будет идеальна схема: упрощенная система налогообложения — 6% от доходов.

На третий месяц (раньше или позже) вы придете к тому, что надо уже брать сотрудников. Ваши расходы составят те же 700 $, плюс расходы на поиск сотрудника (секретарь, консультант) 200 $, компьютер — 600 $, мебель — 200 $. Итого 1700 $ (не считая налогов). Сколько вы заработаете? Хороший вопрос. Если сможете закрыть эти расходы — отлично! Если нет — не страшно, главное, чтобы вы не выходили по инвестициям за пределы той суммы, которую отложили на бизнес в самом начале. Если денег много — можно позволить себе сразу взять персонал, и не одного человека, а побольше. Минимальные расходы на каждого — мы просчитывали. Если в деньгах вы ограничены — придется вначале зарабатывать деньги самому, а уж из заработанных средств инвестировать. Второй путь длиннее, зато надежнее и менее затратный. Меньше риск, но меньше и прибыль. Решать вам.

В следующий месяц к вашим расходам (700 $) добавляется зарплата сотрудника и новые налоги, конечно! Ну и так далее. Лучше сразу расписать в какой месяц кого вы будете брать. Скажем, в моем бизнес-плане на первые полгода были расписаны должности с зарплатами, каждый месяц приходил новый сотрудник. Через семь месяцев был набран основной штат. За тот же срок к первоначальному офису в 18 кв.м. добавился еще один в 52 кв.м., проведена компьютерная сеть, поставлена мини-АТС, три новых телефонных линии, хороший ремонт в каждом офисе… Причем никаких инвестиций, кроме первоначальных я не делал — все расходы были реинвестициями доходов. А начальные мои инвестиции были даже меньше, чем я расписал вам в начале статьи.

Выходит, что для того чтобы создать маленькое предприятие (на одного человека!), работающее в сфере услуг, нужно не менее 4000−5000 $ иметь. Это чтобы гарантировать себя от рисков, если первое время будете без клиентуры. Если таких денег нет — попробуйте занять у друзей, а лучше возьмите их в долю. Правда, если бизнес не пойдет — можете и друзей потерять… А вы как думали? Риски-то не только финансовые бывают.

Однако случается так, что люди стартуют вовсе со смехотворных сумм — 500 $ на всё про всё. И достигают успеха! Не верите? В следующей статье я докажу вам, что это — реально!

Удачи вам в бизнесе!

Часть 1. Пять простых правил
Часть 2. Фабрика идей
Часть 4. История одного успеха
Часть 5. Выбираем систему налогообложения

Статья опубликована в выпуске 3.07.2007
Обновлено 19.04.2016

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Маргарита Жизневская Читатель 15 ноября 2009 в 13:20 отредактирован 23 ноября 2009 в 15:43 Сообщить модератору

    Павел Ивашкин, в том-то и дело, что бизнес-план учитывает данные прогнозы - на год, три, или пять лет (в моём случае три года - оптимальный вариант, поскольку проводить PEST анализ на больший срок не имеет смысла), можно конечно провести анализ на 30 лет вперёд - в зависимости от объёма бизнеса и его размаха, но детальный план вам вряд ли удастся составить на такой срок.
    читать дальше →

    • Павел Ивашкин Павел Ивашкин Дебютант 17 ноября 2009 в 06:39 отредактирован 23 ноября 2009 в 15:44 Сообщить модератору

      Маргарита Жизневская, Вы не задумывались о том, что не стоит (ибо смешно) критиковать архитектурный план семейного коттеджа сравнивая его с архитектурным планом супермаркета?
      читать дальше →

      • Павел Ивашкин, для того чтобы вычислить прибыль, нужно учитывать сильные и слабые стороны положения. Всё взаимосвязано.
        SWOT анализ имеет отношение к продукту, и позволяет его оценить, а также оценить продукт по отношению к конкурентной среде. Неужели вы себя считаете умнее системы, которая была составлена специалистами со всего мира, в течении многих и многих столетий?
        Кстати в то время как вы выражаете своё недовольство - я лишь просто веду дискуссию. Вряд ли "гарвардских мальчиков" можно назвать пресловутыми... хотя человек который не имеет об этом никакого понятия - скорее всего именно так и будет судить.
        Кстати по поводу статьи - вы мне подкинули идейку. Как-нибудь займусь на досуге.

        P.S: Яндекс - он про меня знает. Однако моё имя на этот раз просто приплели, случайно набрав в поисковике, где выпали различные статьи про инвестиции. К мистике я не имею никакого отношения, а на sharlatan.clan.su - просто выдумки умалишённых, которые решили что раз им выпало имя в поисковике - значит это я.

        Всего хорошего.

        • Маргарита Жизневская, по порядку:
          1) SWOT не имеет отношения к прибыли НИКАКОГО. Таблица умножения имеет к ней больше отношения.
          2) SWOT был разработан в 60-х годах, сейчас он уже анахронизм, и о каких столетиях вы говорили?
          3) Я не выражаю свое недовольство. Мне весьма забавно читать ваши комментарии.
          4) Не знаю, умалишенные ли на sharlatan.clan.su, а вы к экономике и предпринимательству, судя по вашим постам, имеете НАМНОГО более удаленное отношение, чем пытаетесь показать. Я достаточно мягко сказал, надеюсь?
          5) Ну так что, где список ваших крутых клиентов, которые могут вас порекомендовать, как бизнес-консультанта?

          • Маргарита Жизневская Читатель 23 ноября 2009 в 12:23 отредактирован 23 ноября 2009 в 15:43 Сообщить модератору

            Павел Ивашкин, я не говорила, что SWOT разрабатывался столетиями, я сказала что разрабатывалась столетиями структура, подразумевая структуру бизнеса.
            читать дальше →

            • Маргарита Жизневская, а что, "структуру бизнеса" (кстати, что это?!) разрабатывали специалисты столетиями?

              Маргарита, ваши серьезные и конфиденциальные клиенты собрались и давно ждут Вас тут: https://sharlatan.clan.su/forum/2-262-1 А вы в это время мои статьи комментируете...

              • Павел Ивашкин, знание темы - это не значит просто писать статьи с аксиомами и принимать комплименты по поводу своей точки зрения. Это также высокое искусство вести дискуссию, и отстаивать свою точку зрения, не опускаясь до перехода на личности (кстати у вас это мягко говоря получилось хреново, потому что вы привели факты из Яндекса, и пример человека который ко мне не имеет никакого отношения абсолютно. Ах да, ещё сами же опубликовали какой-то комментарий, и приписали мне второй аккаунт. Это несомненно "достойно" только "очень просветлённой" личности)))) ).
                Вести дискуссию - это значит слушать и слышать собеседника. Делать выводы. И кстати только очень сильные личности могут признать свою неправоту. Это не делает из человека слабого, это просто ещё один шанс задуматься. А у вас агрессия пошла... Ещё одно доказательство фразе: "Кто мало видел - много плачет". Неужели вы знаете о бизнесе всё? А о бизнес-плане? Поверьте мне, человек который хоть раз в жизни видел настоящий, профессиональный бизнес-план (уже не говоря о прочтении книги о составлении бизнес-плана), никогда в жизни не стал бы выделывать ту чушь, которую вы привели в своей статье. Это всё равно что ограничить всю структуру маркетинга - одной рекламой на биллбордах, и говорить что за её пределы маркетинга нет, и для компании вполне достаточно и этого.

                Я думала что буду иметь дело с аналитиком, и поэтому мне стало интересно комментировать эту статью. Я считала, что вы приведёте доводы в стиле: "Невозможно охватить весь бизнес-план в одной статье..." или что-то в этом роде.
                А вы лишь оказались ещё одним неуравновешенным и ограниченным человеком, который пытается толкать свои идеи за неимением возможности и желания расширить свой кругозор и научиться анализу. Мне это всё напоминает ребёнка, который научился считать, и теперь думает что знает математику.

                В любом случае вы меня разочаровали, а вашим Яндексом - вообще рассмешили, поэтому продолжать с вами ДИСКУССИЮ нету смысла. Нету.
                Вы наверняка решите написать что-то очень экстравагантное в ответ, однако отвечать вам только для того чтобы поставить точку в разговоре я не стану. Поэтому можете либо не пытаться, либо очень попытаться))) В любом случае желаю вам не лопнуть от пыхтения над клавиатурой.

                • "Вы наверняка решите написать что-то очень экстравагантное в ответ, однако отвечать вам только для того чтобы поставить точку в разговоре я не стану. Поэтому можете либо не пытаться, либо очень попытаться))) В любом случае желаю вам не лопнуть от пыхтения над клавиатурой."
                  Маргарита Жизневская, я пожалуй не буду доставлять вам такого удовольствия.

              • Павел Ивашкин, я вам ещё раз повторяю, что я не единственная Маргарита Жизневская, обследуйте там Яндекс - вы найдёте и моделей из Варкуты с моим именем. Вы вот тут ещё находитесь со своей фамилией и именем кстати http://www.izvestiy-kamen.ru/krim/kr22.php .
                А ваши примитивные способы отлаяться - делают из вас абсолютно мелкое существо в моих глазах. Если это все ваши доводы, как переход на личности - то вы своё "знание" бизнес-этикета уже показали. )))))))))))))))

            • Комментарий удален
              • Павел Ивашкин Павел Ивашкин Дебютант 23 ноября 2009 в 14:31 отредактирован 23 ноября 2009 в 14:33 Сообщить модератору

                Бизнес Леди, то есть Маргарита, я не знал, что у вас два аккаунта на этом сайте. Видимо так вы ищете своих серьезных клиентов?

                • Павел Ивашкин, я не понимаю о чём вы говорите, какой второй аккаунт? )))))))))) Павел, миленький, не волнуйтесь вы так)))) Объёмы этого сайта (кстати, ничего плохого не подразумеваю, сайт отличный, но в смысле клиентуры....) не стоят того, чтобы здесь плести интриги, да ещё и создавать аккаунты. К сожалению или к счастью для вас, у меня на это нет времени, и меня это не характеризует.
                  Кстати оппонент из вас никакой абсолютно. Вы примитивное и агрессивное существо, которое считает что дешевая статейка, написанная абсолютно некомпетентно, может его поднять до небес, и считается аксиомой))

                  • Маргарита Жизневская, у нас не принято хамить оппонентам.

                    Павел Ивашкин, я знаю о Маргарите Жизневской больше Яндекса, поскольку мне виден ее e-mail. Она - не Бизнес Леди (и не Анна Ростовская). Впрочем, мне, в отличие от Маргариты, видно, что Вы пошутили.

                    • Марианна Власова, почтовых ящиков у каждого может быть сколько угодно, проверьте по ip-адресу. И чтобы утверждать что такой-то человек не тот-то, я полагаю как минимум надо знать обоих лично. А в интернете за ником и e-mail-ом 13-ти летней девочки может скрываться здоровенный волосатый мужик. Я бы никому не доверял в этом плане. Проверьте по ip-адресу, это надежно.

                      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 ноября 2009 в 14:19 отредактирован 24 ноября 2009 в 14:21 Сообщить модератору

                        Павел Ивашкин, что можно узнать по IP-адресу? Провайдера? Город я и так знаю. Далеко не все имеют собственный IP, по которому можно определить фамилию и адрес. А главное: зачем? У спамера Бизнес Леди есть имя и аккаунт в социальной сети, где она выступает с не менее дурацкими действиями. Удалили ее отсюда, а всё остальное не наша забота. Я и написала-то здесь об этом только для того, чтобы дать понять: не надо думать, что в Интернете гарантирована анонимность, и выдавать себя за ...

  • Маргарита Жизневская Читатель 12 ноября 2009 в 13:29 отредактирован 23 ноября 2009 в 15:43 Сообщить модератору
    Бизнес-план.

    Павел Ивашкин, в своей статье вы обсуждаете Бизнес-план, и приводите лишь финансовые показатели. Рассчитать возможные расходы и доходы очень важно, однако это не цель Бизнес-плана.
    Бизнес-план отвечает на три главных вопроса любого бизнеса:
    читать дальше →

    • Павел Ивашкин Павел Ивашкин Дебютант 12 ноября 2009 в 23:41 отредактирован 23 ноября 2009 в 15:43 Сообщить модератору

      Маргарита Жизневская, Вы замечательно пропиарили себя и свой бизнес этим комментарием, однако, Вы сделаете это еще лучше, если напишете собственную статью, со своим пониманием бизнес-планирования.
      читать дальше →

  • Сейчас, как раз составляю БП, ох не легкая эта работа, из болота тащить бегемота

  • Павел, Вам удается не отбить интерес даже применением "умных" терминов без расшифровки - редкий дар не вызывать раздражения своим умом Спасибо, пять!

    Оценка статьи: 5

  • Таким образом, чтобы начать работать "сапожником" на себя, а не на хозяина - бизнес-план не нужен. И вложениея - самые минимальные будут. Как я говорю, сопоставимые с личными расходами на то-сё
    а то и не будет совсем.

    Человек, работающий на себя, то есть понимающий уже что "сколько потопаешь, столько и полопаешь" или задумается о найме рабочей силы или нет. или задумается-попробует, поймёт, что не его. И вернётся к работе на себя. (Таких случаев знаю множество.)
    НО опыт для дальнейшего развития он всё равно получает.

    На самом деле я понимаю ваш ход мыслей. Стань специалистом в конкретной области, продумай,как у тебя всё будет, найди партнёра либо инвестора и действуй.
    но может быть и другой путь. С мелким бизнесом.
    и он, как Вы правильно. заметили не имеет четких границ и определений.
    главное-человек.Его желание развиваться, учиться ответственности, либо -нет.

    эка разошлась

    Я это всё к тому, что Вы, как преприниматель со стажем,пожалуйста, проговаривайте четче для начинающих: да, нужны деньги, если так-то хотите.
    если нет денег, но есть желание??
    всё равно делайте. есть другой путь .Может дольше и будет. Но развитие будет однозначно

    • Елена, если человек будет работать сапожником, он со временем станет хорошим сапожником. НО! Бизнесмен - это руководитель и инвестор. Такой опыт в мелком бизнесе недоступен, а без него не будет и развития. Хотя лучше работать только на себя, чем на других, совсем хорошо - когда другие на тебя работают.

      Насчет "нет денег" - это популярная отговорка, ничего общего с реальностью не имеющая. Читайте мою следующую статью, четвертую часть.

      Успехов!

  • Проблема в том, что с мелкого бизнеса не получишь хорошего опыта для дальнейшего развития.
    Очень интересная мысль.
    Дайте ,пжл, ваше определение среднего бизнеса.
    бабушку с семечками больше не вспоминаем.
    Вы упоминали киоск. Мелкий??Например, у меня рядом с домом торговый центр. Павильоны. Павильон ювелирный- средний?Павильон колбасы- средний? Точка продаж газет. Мелкий или средний?

    Отчего зависит разделение: сумма дохода, процесс организации бизнеса, ещё что?

    Я знаю случай, когда в 90-хх на продаже цветных шнурков огромные суммы были заработаны.

    Это я всё к тому -пока сама не забыла к чему

    назовите критерии мелкого и среднего. Грань?
    Крупный -не интересует. Они и без нас разберутся

    • Вопрос довольно сложный, четкой грани тут нет. Это как - сколько денег много, а сколько мало? Так и с бизнесом. С точки зрения олигарха, наверно даже магазин - это мелкий бизнес. Вот один киоск - точно мелкий, а два киоска? А три? Разделение очень условное. Бизнес, который считается в провинции средним, в столице - мелкий. То же касается и доходов.

      Лично я под мелким бизнесом понимаю тот, где человек в основном сам на себя работает. Т.е. основной продукт создает самостоятельно. Тот же челнок, сапожник, кондитер, зубной врач. Средний бизнес - это когда бизнесмен опирается на привлеченную рабочую силу, а сам управляет или контролирует процессы. Нормальный бизнес, это когда мое предприятие работает без меня. Просто дает мне доход. Денежная машина. Подчеркиваю, это не академическое определение, а мое личное представление.

      Удачи!

  • а когда продолжение? уже хочу

    Оценка статьи: 5

  • Павел, есть вопрос.

    Вы в комментарии провели разделение: на совсем мелкий бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.
    Если у человека не было опыта предпринимательской деятельности, то ему стоит начинать со среднего бизнеса
    "потенциально серьезное дело, могущее хорошо вырасти"???

    или всё-таки без затрат, но с мелкого???

    • Елена, мелкий бизнес довольно редко вырастает во что-то. В этом его проблема. Рисков в мелом бизнесе мало, затрат мало, доходов тоже мало. Это, например, челночный бизнес или киоск, или мастерская сапожная. Проблема в том, что с этого бизнеса не получишь хорошего опыта для дальнейшего развития. Такой бизнес хорош, наверно, для пенсионера. Я рекомендую вначале поработать в среднем бизнесе специалистом, при этом изучать все его нюансы. И потом, найдя проблемы в этом деле и пути их решения - создать уже свою фирму. Если Вы лидер - за Вами и другие из этого дела пойти могут. Получите готовых специалистов сразу - это многого стоит. Я шел именно таким путем и всё получилось. Чего и Вам желаю!

      Удачи!

  • Не понравилось та часть, где расписаны траты на первый месяц, второй.
    Я знаю примеры, когда и без таких сумм проходил первый
    (да и не только) месяц.И без офиса.
    И знаю примеры: когда та же зарплата сотрудникам - проценты.

    Хотя -вы это писали для примера консалтингововй фирмы.
    Тут у меня сравнить не с чем. Извините.

    • Елена, вы правы, естиь варианты бизнеса без многих начальных трат, мной упомянутых. Скажем - продажа жареных семечек в розницу. Я привел пример именно с офисом и т.п. расходами именно для того, чтобы сразу показать бизнес-план средней фирмы. Есть крупный и очень крупный бизнес, там бизнес-план может быть размером с книгу. Есть совсем мелкий бизнес - там можно ничего не писать вообще... Я взял для примера нечто доступное многим, но тем не менее - потенциально серьезное дело, могущее хорошо вырасти. По крайней мере, мне так кажется.

      А пример дела, где начинали вообще с минимума - я приведу в следующей статье.

      Удачи!

  • Для успешного ведения бизнеса бизнес-план необходим!
    Об этом много можно говорить читать, и это очень интересно!
    Статья написана хорошо и вопрос частично раскрыт. Почему частично? Просто на данный вопрос существует, ну вообщем много написать про это можно и этих рамок не хватит, которые утановила редакция.
    Короче 5. смысл понятен, вопрос озвучен, читать приятно.

    Оценка статьи: 5

  • За что пятерка?

    Мне во всем этом вот что понравилось... С первой статьи, вы Павел мастерски повели за собой. Постоянно оставляя недосказанность. То есть хочется эту недосказанность разгадать (мне). Поэтому с большим удовольствием жду следующую статью. Очень хочется (хотя верю на все сто), узнать Как это реально начать с 500$. В действительности, я вообще начинала с нуля (в сетевом маркетинге), обходилась деньгами других людей. И открывая свое ТОО, тоже обошлась с нулевыми вложениями... Я думаю вы догадались о чем я...

    Оценка статьи: 5