Роман Солодов Профессионал

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1

Мой водительский стаж перевалил за пятьдесят. За эти годы всякое случалось. Штрафы, проколотые шины, поломки, аварии — по счастью, без членовредительства. Мне повезло в том плане, что самоубийцы не перебегали дорогу, и с дорожными хулиганами, способными даже на убийство из-за беспечной и опасной езды, я не пересекался.

Фото: Depositphotos

Сам я этим не страдал, водил аккуратно и никогда не садился за руль в состоянии подпития. И как-то думал, что так будет и дальше. Еще долгие годы. Когда был помоложе, то считал, что старики (под этим словом я подразумеваю и женщин почтенного возраста) должны проходить медицинский осмотр. Не такой идиотский, каким он был в Союзе, когда человек должен был проходить через процедуры, как будто его в космонавты готовили. Но хотя бы на остроту зрения…

Сейчас я так не считаю. Но проблема все равно остается. Люди слабеют здоровьем с возрастом, и зачастую вождение машины для старых людей перестает быть рутинным делом, с которым раньше они справлялись без особых проблем.

Не помню, сколько лет назад я в первый раз прочитал о разработке беспилотных автомобилях, то есть машин без шофера. Единственно, что сразу же пришло на ум: какова будет реакция водителей траков на такого рода новинку. Невозможно было представить, что десятки тысяч их постепенно окажутся без работы. И если учесть, что дальнобойщики — это, как правило, люди с крутым характером, то можно было легко представить, с каким гостеприимством они встретят машины без водителей в кабинах. Вряд ли мы увидим даже опыты с траками.

Но легковушки без водителей — это совсем другая песня. К ним можно привыкнуть. Это совсем не значит, что за рулем вообще никого не будет. Человек будет сидеть, но через несколько дней общения с такой машиной он рискнет нажать кнопку. Она переведет его машину в режим автоматического вождения, затем можно снять руки с рулевого колеса и дать ногам покой. А машина будет ехать.

Когда появится красный свет светофора, нога водителя автоматически дернется к педали тормоза, но компьютер будет быстрее, и машина сама начнет тормозить, оставаясь в общем потоке. Она остановится на достаточном расстоянии от впереди идущего автомобиля, обеспечивая безопасность движения, повернет куда надо водителю — он же задаст ей направление движения, и доставит его в нужную конечную точку.

Но сегодня пока что 80% американцев боятся сесть за руль таких машин. Причина одна — недоверие к самоуправляемому авто, то есть к электронной автоматике. Из множества причин можно назвать одну — такие машины будут убаюкивать водителей в дороге, и они перестанут за ней следить.

А за компом нужен глаз да глаз. А если он что-то натворит? А если он столкнется с экстремальной ситуацией? А если она выльется в аварию? Кто будет отвечать? За такого рода вопросами стоит глубокое недоверие людей. Человек предпочитает иметь дело с живым профессионалом, например, доктором — пусть он поставит диагноз, но не его компьютер. Что мы предпочтем, когда попадаем в суд? Чтобы нас судил бездушный автомат или все же человек?

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1
Фото: Depositphotos

Великий Айзек Азимов писал фантастические романы о взаимоотношениях человека и робота. Каждый раз он устанавливал границу, которую роботы не могли переступить. Азимов показывал, что роботы, зачастую, много лучше справляются с человеческими проблемами. Но свое место они должны были знать. Симпатии писателя были на стороне живых людей. Наложенные им ограничения на роботов он всегда оправдывал.

Ученые Чикагского университета проводили опыты, определяющие отношение людей к самим себе и компьютерам. Была поставлена задача выяснить, что должен делать гипотетический выпускник университета, чтобы сделать лучшую карьеру. Состязались компьютер и человек. Когда делал ошибку человек, его мнение о себе не менялось. Когда же ошибку делал комп, все остальные правильные действия отметались. Ошибка компа ему не прощалась. Испытуемые предпочитали ошибаться несколько раз, чем доверить дело карьеры бездушной электронике. Пусть она сделает всего лишь одну ошибку.

Какова сегодня ситуация с вождением машины человеком? Мы говорим об общественном здоровье. В 2016 году на дорогах погибло более 37 тысяч человек. А сколько покалеченных на всю жизнь, «просто» раненых… Причина? Большинство аварий случилось из-за человеческих ошибок.

Как победить смерть на автотрассах? Часть 1
Фото: Depositphotos

И не надо напрягать фантазию, чтобы определить их. Достаточно назвать красный свет светофора, на который ехали, едут и будут ехать. Перспективы весьма мрачные, ибо количество людей за рулем растет пропорционально росту населения. Если процент нарушителей остается неизменным, то это в лучшем случае.

От аварий в США гибнут больше чем от огнестрела. Но сегодня мы протестуем против вооруженного насилия, и что-то не виден протест против беспечной езды. Его нет. Общество относится к авариям как к неизбежному злу. Конечно, делается многое для предотвращения гибели людей на дорогах. Ремни безопасности давно уже вошли в сознание людей как необходимый элемент вождения. То же можно сказать о подушках безопасности. Их несколько в машинах, принадлежащих людям среднего класса. То же самое можно сказать об антиблокировочных тормозах.

Тысячи и тысячи жизней спасены только благодаря этим приспособлениям. Никто против них не протестует. Но…

Продолжение следует

Обновлено 8.11.2017
Статья размещена на сайте 30.10.2017

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА

    Я, раб божий Васильев Дмитрий Михайлович, на 30-й минуте управления басурманской самодвижущейся повозкою Мазда 323, будучи одержим бесом высокомерия, впал в грех нарушения заповедей трактового передвижения. На перекрестке дорог Просвещения и Энгельса (да будет проклят этот антихрист!) я, пренебрегши тем, что семафор червленный свет показывает, при повороте одесницу не пропустил пешехода - отрока с божей тварью псом Тузиком. Нижайше прошу обратить внимание, что Тузик не был намертво принайтован нашейным вервием. Тузик, одержимый праведным гневом на басурманскую мою повозку, начал лаяти и под колеса мне бросился. Обуянный жалостию ко всякой твари божией я применил экстренное торможение.
    В тот момент отроковица на повозке богомерзкой Хьёндай Гетц совершала маневр перестроения за мною, в результате из-за моего экстренного торможения совершила наезд в мою телегу сзади (схема и список повреждений прилагается)
    От удара повозка моя продвинулась вперед и задавила Тузика нахрен. От полученных повреждений тварь божия Тузик преставилась на месте.
    Признавая за собой грех нарушения пп.1.3 и 1.5 Заповедей готов понести епитимью и пожертвовать районному храму Воинов Дорог белого быка.
    В порче же повозок виновным себя не признаю, поелику отроковица не соблюдала дистанцию, законом свыше нам данную, и вообще бабой неразумной является, причиной грехопадения Адамова.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 9 ноября 2017 в 05:17 отредактирован 9 ноября 2017 в 05:19

    ...Как раз в эту субботу стукнуло ровно 22 года моего водительского стажа. Права получил с 4-го захода по практическому вождению в Кишинёве. В США было попыток много больше. Общий "налёт" невелик, предпосылок к ДТП было немного, но одна оч критичная. У меня накопилось наблюдений и личного опыта на целый трактат о безопасности, технических рацухах и семейном гараже автомобилей. Предлагаю некоторые "топовые" сентенции:
    1. В штат курсов ввести должность психолога для инд. работы с каждым курсантом "в функции" склада хароактера.
    2. Впаривать курсантам опасность ЭЙФОРИИ за рулём. 3. Какой бы стаж безаварийного вождения не(и) набежал, полезно чувствоват себя "немножко курсантом на сдаче практического вождения" 4. Автомобили с МКПП пора бы оборудовать (дополнить) системой БЗХ (блокировка заднего хода) для исключения случайного отката назад при трогании с места на подъёме. Проблема заднего хода решаема.
    5. Если в семье три авто, то все должны быть двух местными(Смарт или тандем), для повседневных поездок. Для поездок все кагалом брать в прокат минивэн.
    К автводителю отношусь прохладно: даже мониторить автомат надоест 6 часов кряду. Надо ограничить нахождение за рулём не более 4-х часов. Сорри,если что не так, сугубо имхо.
    Оценка - 5.

    • Сергей Дмитриев, на моей Тойоте (2017) через полтора часа непрерывного вождения вместо времени,проведенного за рулем, через полтора часа появлется надпись "пора выпить чашечку кофе". Конечно, машина не останавливается но... А Вы про четыре часа.
      Напоминание, как видите, уже предусмотрено. Насчет блокировки заднего хода - она включается, когда вдруг возникает движущееся препятствие. Кстати, совсем перестал поворачивать голову, когда двигаюсь назад. Просто надо освоить. Так удобно!..
      Очень все было остроумно у г-на Россихина. Спасибо.

      • Роман Солодов, имелось ввиду, что четыре часа с перерывами как на Тоёте. По зеркалам сдавать назад чИрИевато (для меня). По видео заднего вида уверенно получается не у меня, но на Мазде-3 (10 лет) такого нет.
        С оказией, в следующих статьях "о бедных (грязных) обочинах дорог замолвите слово". По этой части я большой спец и борцун со стажем. Читайте также свежую статью о борьбе с придорожным мусором в США и теории разбитых стёкол.

  • Вряд ли мы увидим даже опыты с траками.
    Как раз, первые кандидаты на вылет.

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемый г-н Вадимов. Ваше замечание означает только у Вас уже не было обязательных приседаний, измерения давления, раздевания до трусов и прочего... А я все это застал по молодости. Всегда ржали, представляя, как молодой и здоровый, получив права, садится в самосвал с бутылкой водки и... мама не горюй. Спасибо за благожелательный отзыв.

    • Роман Солодов, вдогонку - может быть напишете, в продолжение темы, как менялись средства защиты водителей и пассажиров при авариях?

      Оценка статьи: 5

    • Роман Солодов, насчет медкомиссий в 60е годы - это верно, совсем не в курсе, я тогда в школу начинал ходить. В 80е, когда прошел первую медкомиссию на права - такого не было. Никто до трусов не раздевал.
      А давление у меня мерят каждый раз, как к терапевту хожу. И приседать-приседал. У кардиолога, они сверяли мое сердцебиение до приседаний и после.
      А что касается благожелательного отзыва - статья интересная, так что оценка 5 вполне заслужена.
      Я стараюсь ставить оценки статьям только по тексту, написанному автором.

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо, очень интересно.
    Я проходил медосмотр в СССР. Но не помню, что в нем было такого идиотского?
    Обязательный визит в психдиспансер для получения справки, или что-то еще?

    Оценка статьи: 5