Примерно такой же рост в званиях и должностях случался в ВВС РККА во второй половине 1930-х, перед войной. При этом, увы, многие летчики, тогда резко взлетевшие и из лейтенантов ставшие вдруг полковниками и генералами, в самом начале войны показали, что генералами они так и не стали. Войска, им подчиненные, понесли чудовищные потери, за что многие из командиров расстались не только со званиями и орденами, но и с жизнями.
Однако были среди резко взлетевших «летунов» и те, кто смог научиться не только числиться комдивами, но и быть ими. Одним из таких героев войны был Георгий Нефедович Захаров.
Георгий Нефедович Захаров родился в крестьянской семье в чувашской деревне Старое Семенкино (ныне Самарской области). После гибели родителей во время Гражданской войны беспризорничал, потом батрачил, в 1926 году был избран председателем сельского крестьянского комитета. В 1930 году окончил сельскохозяйственный техникум. Вступил в ВКП (б).
Сразу после окончания обучения был призван в РККА. Закончил военную школу летчиков, затем курсы командиров звеньев.
В 1936 году молодой лейтенант Захаров добровольцем поехал в Испанию. Здесь он воевал в авиагруппе под командованием Павла Рычагова. Летал на И-15 сначала рядовым летчиком, потом командиром звена. Сбил в группе 4 самолета противника и 6 лично, был награжден двумя орденами Красного Знамени.
Вернулся домой в 1937 году и тут же был отправлен в командировку в Китай. Обучал китайских пилотов, в боях сбил два японских самолета. Разбился, пытаясь доставить в СССР захваченный новейший японский истребитель.
По результатам обоих «командировок» старший лейтенант делал доклад лично наркому К. Ворошилову. После доклада Климент Ефремович поблагодарил «полковника Захарова» за отлично выполненную работу. Захаров переспросил, но ему ответили, что нарком знает лучше, кто он — старлей или полковник.
Полковник Захаров немедленно вступил в командование ВВС Сибирского военного округа. В то же самое время он, без отрыва от службы, окончил 6-месячные курсы при Академии Генерального Штаба РККА. По окончании учебы молодому летчику (ему было 32 года) присвоили звание генерал-майора и дали назначение — командовать 43-й истребительной дивизией, базировавшейся в районе Минска в Особом Западном военном округе.
Комдив не терял зря времени, старательно учил молодых летчиков, в преддверии войны перегнал свои истребители на полевые аэродромы и готовился к войне.
18 июня 1941 года, согласно приказу из Москвы, он совершил 400-километровый разведывательный полет на самолете вдоль западной границы СССР, частично в местах, уже оккупированных Германией. Согласно плану полета, им было сделано несколько посадок в заранее оговоренных местах, где он писал донесения, которые немедленно отправлялись руководству. В итоговом донесении пилот отмечал беспрецедентную концентрацию войск Германии, большое количество артиллерии и танков, даже не пытавшихся замаскироваться.
Уже утром 22 июня 1941 года дивизия Захарова вступила в бой. Налет немцев ранним утром не нанес ей потерь — новые аэродромы, на которые перед самой войной были перебазированы самолеты дивизии, немцам оказались неизвестны. В бой дивизия вступила днем 22 июня — над Минском, причем сам комдив сбил в этом бою два немецких бомбардировщика.
Дивизия принимала участи в Белостокско-Минском сражении, в битве под Смоленском и в боях под Москвой. Она несла тяжелые потери, но не была уничтожена в самом начале войны, ускользала от немецких клещей и продолжала отбивать атаки немецкой авиации.
В октябре 1941 года, после начала немецкой операции «Тайфун», дивизия получила приказ сменить аэродром на новый — под Гжатском. Увидев с воздуха подходящие к городу немецкие танки, комдив злостно нарушил приказ своего руководства и приземлил дивизию значительно восточнее — на Можайский аэродром.
Сразу после приземления был обвинен в трусости и нарушении приказа. Сумел уговорить начальника Особого отдела слетать с ним на легком двухместном самолете, проверить, что там с аэродромом. Долетев до места, показал горящие на том аэродроме наши самолеты и ползающие по его территории немецкие танки.
По возвращении на новый аэродром наблюдатель доложил о виденном. Обвинение в трусости отпало, однако то самое начальство, не названное Захаровым (в своих мемуарах) по фамилии, все равно доложило руководству страны ситуацию таким образом, что комдив был отстранен от командования дивизией и отправлен в тыл, в Улан-Удэ, начальником школы военных летчиков, а потом в Ташкент, начальником школы стрелков-летнабов.
Вплоть до весны 1943-го он оставался в тылу и только с апреля вернулся на фронт, приняв под свое командование 303-ю истребительную авиадивизию. В состав этой дивизии вошел на фронте полк «Нормандия-Неман», в котором воевали французские летчики.
- За время войны Георгий Захаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 8 самолетов противника лично и 2 в группе.
После войны командовал авиакорпусом и воздушной армией, был заместителем командующего ВВС округа. В 1960 году уволен в запас. В звании генерал-майора он прослужил в армии 20 лет.
- В апреле 1945 года Захаров получил звание Героя Советского Союза, за время службы награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и другими орденами и медалями. Командор ордена «Почетного Легиона» Франции.
Очень многие молодые командиры в 1930-е годы резко взлетели в званиях, но далеко не все подтвердили свои повышения во время испытаний Великой Отечественной. Георгий Захаров своим ратным трудом доказал, что он заслужил свое генеральское звание.
Спасибо за рассказ о неизвестных героях войны. Весьма актуально!. Хорошо запомнились послевоенные годы, когда в средней школе заочно учились кадровые офицеры, не только старлеи, но и выше. Они не просто постигали тригонометрию, но было неимоверное упорство в познании предмета.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Реально интересно. Мне бы, например, в голову не пришло искать подобные сведения. А Вы нашли, написали и опубликовали!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо на добром слове, Магдалина Гросс.
0 Ответить
Благодарю за статью. Как Вы только раскопали такую складную инфу.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Подбирал материалы про знаменитых летчиков пере Великой Отечественной,Валерий Сатокин.
Про тех, кто взлетел высоко - и не удержался, сам застрелился или расстреляли -и о тех, кто сумел набрать высоту и остаться наверху.
Вот тот же Захаров - как ему генерал-майора в 1940 году дали, так он с ним отходил всю войну, потом служил - и так и в отставку вышел.
1 Ответить