Наталия Нечухаева Мастер

Кто такие первые хакеры?

Интересно, современные школьники и студенты технических вузов догадываются, что история компьютеров началась не с Билла Гейтса, а первые хакеры не взламывали серверы, а для развлечения писали… игры?

Фото: Depositphotos

Начнем с середины, потому что для правильного логического повествования надо было бы начать с 50-х годов прошлого века. А сегодня мало кто осилит эту информацию, и не потому что скучно, а потому, что это все такое старье, первые «очеловеченные» языки программирования Бейсик, Фортран, Кобол и даже существующий сегодня Паскаль. Они такие же древние, как настоящие человеческие языки латынь и древнегреческий, и, слава богу, большинству технарей учить их не нужно.

Поэтому эту статью посвятим истории хакерства. Как вы думаете, кто, для чего и как взламывал серверы в середине прошлого века? Никто и не для чего, так как серверов тогда не существовало. А существовали любознательные студенты Массачусетского технологического института (MTI), где в конце 50-х студенты-математики (понятия «студенты-программисты» еще не было) организовали свой клуб железнодорожного технического моделирования. Это было не для удовольствия, а для решения студенческих заданий, связанных с конструированием модели железной дороги и ее грузопотоком.

В клубе было две секции, первую сегодня назвали бы дизайнерской, так как в ней работали макетчики-оформители и будущие инженеры — электрики, механики, диспетчеры. А вот вторая часть группы была самой креативной и фанатичной — она создавала путаный лабиринт кодов (программ), являющийся главным в проекте, его начинкой. Как начинка из яблок для пирога, иначе это будет не пирог, а булка.

Проводя огромное количество времени, в основном ночного, так как дневное делилось между настоящими программистами, студенты второй секции бесконечно монтировали систему. И умилялись, когда им удавалось получить на выходе правдоподобный результат. После этого они могли поразминаться.

Студенты за «разогревом оборудования»
Студенты за «разогревом оборудования»
Фото: cap-freedom.livejournal.com

Этот спортивный термин, по-английски звучащий, как wаrm up, означал, что оборудование еще не готово для процесса программирования, его надо warm up — разогреть. А если поиграть параметрами полученной программы, то можно такого наворотить… что для этого процесса понадобился новый термин «hack», в оригинале означавший «поделку», или «ляп». Студенты клуба считали такие ляпы своей работы абсолютно не нужными с практической точки зрения, а себя называли Hackers, хакерами. Словом, были совсем безвредными, разве что гоняли программу на компьютере дольше установленного для этого времени.

В 1958 на сцену выходит компьютер TX-O ставшей впоследствии супер-известной фирмы IBM, в котором впервые вместо электронных ламп и переключателей стали использовать транзисторные схемы. К тому же — о чудо! — компьютер имел дисплей на лампах, как в телевизорах той поры, которые имел даже в Америке далеко не каждый. И еще у TX-O была парочка замечательных дивайсов: звуковой вывод и световое перо.

Так впервые музыка Баха была проиграна компьютером (бедный композитор перевернулся в гробу), а еще студенты шутки ради сочинили программу преобразования арабских цифр в римские. Интересно, что когда довольные изобретатели показали «цифровую программу» преподавателю математики, тот сказал: «Oh, my God! Who needs it?» То есть показал абсолютную прикладную ненужность детища.

Преподаватель попался недальновидный, другие профессора подсуетились и сами стали хакерами. Первый из них изобрел игру «Лабиринт», где по прямоугольному лабиринту бегала мышка, выраженная круглым световым пятном, а световые пятна треугольного вида изображали кусочки сыра. Другой профессор, будучи слегка навеселе, усложнил программу: мышка искала и выпивала бокалы с мартини, и ее движение от первого бокала к следующему становилось все более расхлябанным. Профессора играли в свои игрушки с не меньшим энтузиазмом, чем их студенты в свои.

Когда на смену громоздкому TX-O в институт привезли первый компьютер PDP (Programmed Data Processor), созданный выпускником института Кеннетом Олсеном, все зааплодировали — эта машина габаритами была, как три холодильника, поставленных вместе. Это была настоящая революция, приведшая к появлению привычных нам мини-компьютеров.

Компьютер PDP-1
Компьютер PDP-1
Фото: Источник

Машина сама просилась, чтобы к ней написали парочку совершенно новых игр. Профессор Марвин Минский, занимавшийся серьезной темой — искусственным интеллектом, написал программку (тогда этот процесс назывался кодированием), создававшую на экране при помощи датчика случайных чисел три разноцветных пятна. А дальше можно было, размножая их, создавать различные орнаменты и эффекты.

Программа Минского, названная Minskitron, очень полюбилась и его коллегам, которые на ней просто медитировали, и студентам. Один из последних, Стефен Рассел, которого сегодня назвали бы ботаником, обожал научную и ненаучную фантастику и фильмы-ужастики. Еще он был помешан на компьютерах и, взяв за основу Minskitron, создал простенькую, но очень эффектную игру «Космическая война». В ней могли участвовать два игрока, старающиеся уничтожить армию противника ракетами космических кораблей. Недалеко от «Звездных войн», правда?

Марвин Мински
Марвин Мински
Фото: Источник

Самое интересное, что сам Рассел не придавал большого значения своей поделке, более того, он предложил ребятам со своего курса, любителям поиграть в «Космическую войну», довести программу до ума.

И вот над перфолентами, содержащими код игры, сгрудились десятки хакеров, так как копии с кодом циркулировали по Сети, которая была еще ни локальной, ни глобальной, а скорее, неформальной. Все, кто имел доступ к компьютерам PDP, становились соавторами.

Но авторское право было последним, что волновало молодых ребят, коммерческой ценности в тот момент компьютерные игры не имели. И только значительно позже, когда на рынке компьютеров возник настоящий бум, началась серия судебных разбирательств, кому и сколько за тот или иной программный продукт положено.

Но это уже другая история…

Статья опубликована в выпуске 9.08.2017
Обновлено 6.11.2019

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: