Татьяна Рутенко Профессионал

Что мы знаем о происхождении духов «Красная Москва»?

В чуланчике старой деревянной дачи нашла свою любимую игрушку — флакончик из-под духов «Красная Москва», подаренный мамой. Безделушка источала тонкий аромат, хорошо знакомый с детства.

Популярность этих духов трудно переооценить и много лет спустя. Их история похожа на добрую сказку Ганса Христиана Андерсена. Мне тоже захотелось написать современную сказку о духах, которыми восхищалось не одно поколение женщин. Почему? Да потому что история создания духов сказочно невероятна. Итак, «…снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!»

Представьте себе — в златоглавой Москве в 1913 году, как раз к трехсотлетию дома Романовых, создал духи «Букет Императрикс» («Букет Императрицы») Генрих Брокар, владелец крупной российской фабрики помад, духов и мыла.

Существует несколько версий этой истории. Была подарена ваза с цветами из воска то ли супруге Николая II Александре, то ли императрице Марии Федоровне — матери Николая II, то ли Герцогине Эдинбурсгкой. Каждый цветок благоухал, как живой. А затем были поднесены духи, которые источали аромат каждого из искусственных цветов в отдельности.

За такой оригинальный подарок Генрих Брокар был пожалован званием поставщика Высочайшего двора Его Императорского Величества.

Жизнеописание Генриха Брокара повествует, что «летом 1873 года Москву посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. Во время Высочайшего приема в Кремлевском дворце Генрих Афанасьевич Брокар имел счастье представляться Великой Княгине и, приветствуя Августейшую Гостью, лично поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и других душистых цветов, которые были необычайно искусно сделаны из воска, причем были отдушены соответствующими запахами. Этот букет производил полную иллюзию настоящих живых цветов и вызвал удивление всех, кто присутствовал на Высочайшем приеме. Ее Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его».

Но этой истории предшествовала другая, не менее удивительная, — о том, как Брокар очутился в России и стал поставщиком царствующей династии.

В 1850 году, когда Генриху исполнилось 14 лет, он вместе со своим братом взял бразды правления семейным парфюмерным делом в Филадельфии после того, как отец Брокар-старший решил вернуться на родину во Францию. Скоропалительный отъезд отца подвиг Генриха к интенсивным занятиям семейным бизнесом, в результате чего они с братом, несмотря на юный возраст, получали награды и призы на всевозможных выставках.

С солидными рекомендациями, но с пустыми карманами в 1861 году Генрих оказался в России, где рынок духов начинал бурно развиваться. В это самое время фабрикант Константин Гика искал главного парфюмера для своего бизнеса. Юный амбициозный Генрих понравился Гике, и стороны подписали договор о сотрудничестве.

Спустя год Генрих женился на бельгийке Шарлотте — коренной москвичке, даме с недюжинной деловой хваткой. Один пункт в договоре не давал покоя мадам Брокар, а именно — передать Гике все наработанные Генрихом Брокаром ноу-хау. Поэтому, как только договор закончился, Брокар поехал в Париж с предложениями французским парфюмерам создать концентрированные духи. Французские парфюмеры, конечно, оценили всю выгоду, но предложили только место директора фабрики с окладом и половиной от прибыли проданных духов. Шарлотта задумалась, а в это время Генриху за его изобретения предложила 25 тысяч франков одна из старейших парфюмерных фирм «Рур Бертран».

Вот с этим капиталом Брокары и начали собственное производство мыла по принципу «цена и качество». Изобретательный ум Шарлотты подсказал простое гениальное решение: начать производство с мыла «Детское», впоследствии завоевавшего большую популярность в России.

Дальше — больше. Брокары выпустили в продажу так называемое народное мыло по цене копейка за кусок. Мыло пришлось по вкусу российским потребителям — оно напоминало зеленый огурец, любимую закуску. Такое мыло было популярным на протяжении 20 лет!

Было только одно существенное «но». За Брокаром утвердилась слава производителя мыла для простого народа. Брокар был решительно недоволен этим. Начинается поиск своего направления — Генрих начинает активно ездить за рубеж, узнавая тайны и секреты мастерства у других именитых парфюмеров. Сейчас биографы непременно указали бы на то, что Брокар активно занимался промышленным шпионажем.

В 1870 году из Брюсселя Генрих привез позаимствованные секреты у известного мыловара Экларса. Происходит запуск новой линии туалетного мыла. В 1872 году Брокар заинтересовался секретами одеколона и духов и начал разработку новых наименований продукции.

В это же время Шарлотта думает над тем, как приблизиться ко двору Императора и стать поставщиком Двора. В результате Брокары могли бы спокойно почивать на лаврах. Какой подарок подготовить высочайшей особе, чем удивить? Подарок в качестве мыла мог быть расценен не совсем адекватно. Брокар долго ломал себе голову, однако оригинальный подарок был все-таки подготовлен и вручен дочери Александра II.

В 1882 году духи «Букет Императрикс», включившие в себя ароматы всех цветов знаменитого воскового букета, были названы лучшими из созданного Брокаром. Кроме того, при изготовлении композиции был использован особый секрет. Никому из конкурентов так и не удалось скопировать запах.

До сих пор не совсем понятно, кому именно из царственных особ предназначалась удивительная композиция. Известно одно — в 1913 году поставщиком высочайшего двора стал сын Генриха Алесандр за высококачественные поставки и в ознаменование 300-летия дома Романовых.

Шло время. В начале ХХ века фабрику стали называть «Империя Брокара». Брокара любили и ценили русские дамы всех сословий — ведь он всегда старался предвосхитить и выполнить их затаенные мечты. К 1913 году Брокар получил восемь золотых медалей на всемирных выставках в Париже, Ницце и Барселоне.

При чем же здесь флакон от духов «Красная Москва»? В 1917 году фабрику Брокара национализировали с намерением переименовать ее в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5». Главный парфюмер Брокара предложил название фабрике «Новая заря». Большевики согласились. А духи «Букет Императрикс» были переименованы, получив название «Красная Москва».

Вот такая воистину сказочная история.

Обновлено 7.08.2018
Статья размещена на сайте 25.07.2008

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: