Иван Пазий Мастер

Бросал ли Разин персидскую княжну за борт?

ХVII век славен множеством народных выступлений. Недаром его называют бунташным. Самым крупным народным восстанием было выступление Степана Разина в 1667—1671 годах. Это восстание обросло наряду с подлинно историческими фактами множеством явно надуманных фактов и небылиц, особенно связанных с пребыванием разинцев в Персии.

Эти измышления распространялись, вероятнее всего, для того, чтобы настроить против казаков местное население, поскольку многие люди продолжали приставать к ним, и те охотно принимали их в свой отряд. К числу подобных инсинуаций и передержек относится слух о том, что казаки, дабы умилостивить разбушевавшееся море, будто бы принесли в жертву стихии 800 женщин, захваченных ими в плен при взятии Астрабада.

Разинцы в самом деле брали в плен персиянок, особенно знатного происхождения, из богатых семей. Делалось это с целью получения за них хорошего выкупа или для обмена на русских людей, которых немало томилось на чужбине.

Но спрашивается, чего ради понадобилось бы разинцам чинить расправу над беззащитными женщинами? Какой им был от этого прок? Столь жестокая акция, во-первых, противоречит всякому здравому смыслу, а казаки отсутствием такового отнюдь не страдали, во-вторых, у донцов был свой неписаный кодекс чести, в соответствии с которым они не обращали оружие против женщин и эту заповедь выполняли неукоснительно.

Тем не менее, тяжкое преступление, которое они не совершали, долгое время лежит тенью на Разине и его казаках. Тут, конечно, не последнюю роль сыграла широко известная история со знаменитой персидской княжной. Дескать, раз смог донской атаман утопить в Волге свою прекрасную пленницу, с которой делил кров и ложе, значит, способен был предать смерти и 800 астрабадских женщин. А в гибели молодой персиянки Разин был и в самом деле скорее всего повинен. Эта девушка — наверное, не мифический персонаж, а реальное историческое лицо, и предание о буйной «свадьбе» на Волге, которое легло в основу полюбившейся народу песни Садовникова «Из-за острова на стрежень…», — не просто красивая и печальная легенда. Только к «закланию» восьмиста женщин эта сугубо личная драма Разина никакого отношения не имеет.

Сведения о персидской княжне крайне расплывчаты и противоречивы. В точности даже неизвестно, была ли она княжной и в действительности ли происходила из Персии.

По одной версии, донской атаман принес в жертву знатную и красивую татарскую девушку, которая попала ему в плен. Причем смерть разинской наложницы обставлена именно как жертвенный обряд: Разин поднялся рано утром, нарядил бедную женщину в ее лучшие одежды и объявил, что ночью ему явился водяной бог Иван Горинович и укорял его за то, что он так удачлив, а сам ничем и никак Ивана Гориновича не отблагодарил, хоть и обещал ему пожаловать лучшее из того, что добудет. Тут Разин схватил несчастную, так как ничего лучшего у него не было, и бросил ее в реку. У Разина был от нее сын, которого он послал к митрополиту в Астрахань с просьбой воспитать мальчика добрым христианином и при этом передал 100 рублей.

Так, вероятно, и родилась притча о «сынке» Разина, якобы находившемся в Астрахани перед ее осадой восставшими. Однако реальность прекрасной татарки и ее сына не подтверждается документальными свидетельствами и воспоминаниями очевидцев. По-видимому, эта легенда — один из отголосков романтической истории, которую устное народное творчество связывает с так называемой персидской княжной.

Эта таинственная незнакомка была захвачена Разиным в плен во время похода на Каспий. И как некогда отцу Степана Тимофею приглянулась обворожительная турчанка, так сыну вскружила голову другая восточная красавица, тоже оставшаяся безымянной для истории. По преданию, она была родом из персидского города Ашрефа.

Обросший многочисленными легендами, воспетый в народных песнях и сказаниях, волновавший современников и потомков колоритными подробностями, былями и небылицами персидский поход принёс разинцам колоссальную добычу.

Военным апофеозом Разина во время персидского похода была победа в морском сражении в июне 1669 года у Свиного острова, близ Баку. Персидский шах направил против разинцев большой флот в составе 50 плоскодонных судов под командованием Мамедхана. Но казаки на своих подвижных чайках наголову разбили шахскую флотилию. Персидские корабли были соединены между собой цепями, чтобы взять казачьи струги в кольцо и перекрыть им все пути к отходу. Однако, хитроумный Мамедхан сам попал в расставленные им сети: точным артиллерийским попаданием в пороховой погреб разинцы пустили ко дну флагманский корабль неприятеля. Но, поскольку все корабли персов были сцеплены, тонущее судно потянуло за собой следующее, сковало движение остальных, парализовало их маневр. Казаки мгновенно оценили ситуацию и, подплыв вплотную к противнику, открыли по нему стрельбу в упор, шестами с привязанными к ним пушечными ядрами стали сметать с бортов охваченный паникой вражеский экипаж. Самому Мамедхану едва удалось ускользнуть, а его сын Шабын-Дебей попал в плен к разинцам.

Ходила молва, что они захватили также и редкой красоты дочь персидского военачальника. Долгое время она и считалась героиней песни о Разине — княжной. Но источники опровергают эту широко распространенную, попавшую в научную и художественную литературу версию: хан Мамед обращался к русскому правительству только по поводу возвращения ему сына, о дочери же ни в одном документе, ни в одной отписке нет упоминания.

В песенном цикле о Разине, пусть не без красочных преувеличений и надуманных подробностей, в целом довольно точно рассказывается о короткой, бурной и столь роковым образом оборвавшейся любви грозного атамана и нежной персиянки. Дошедшие до нас старинные песни свидетельствуют о том, что народ тонко понял мятущуюся душу Разина, поставленного перед нелегким выбором: друзья-сподвижники или любимая женщина. Понял и простил ему грех, за который не было бы прощения другим. Ведь не трагической развязкой своего романа поразил донской атаман воображение современников. И даже не тем, что загубил юную человеческую жизнь (мало ли людей безвинно гибло по злой прихоти в то жестокое столетие?). А тем, что нашел в себе силы во имя казачьего дружества, во имя большого дела, им затеянного, принести в жертву свою жаркую любовь.

Обновлено 24.09.2017
Статья размещена на сайте 10.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мель ник Мель ник Читатель 27 июня 2012 в 16:01 отредактирован 27 июня 2012 в 17:02

    читать дальше →

  • В 1667 году в той части тогдашней Персии, куда так усиленно, несмотря на все преграды, рвался Разин со товарищи, было страшное землетрясение, сродни недавнему армянскому, заставившее население в панике бежать с насиженных мест с имуществом и без него.
    Это-то население, а также все то имущество, что было в панике брошено, могло стать, и вероятнее всего, стало легкой добычей отряда в какие-то полторы тысячи человек.
    О добыче этой, сказочной, в том числе и в виде княжны, которую по нахлынувшей бедности или потери родственников так никто и не выкупил, легенды сохранились до сих пор. А вот о землетрясении почему-то нет.
    Почему?
    Российский историк Валерий Храпов предполагает: «Не потому ли, что хвастать грабежом пострадавшего населения было как-то не с руки? Мародерство никогда не было в почете. Тем более у православных христиан».
    А дальше удачливый Разин стал народным героем. Историк Н. Веселовский пишет: «В 1670 году Стенька своим
    богатством возбуждает в Донских казаках желание приобрести оное такими же средствами... Взятие и грабеж Астрахани. Разбойники плывут опять вверх по Волге, вступают снова в Царицын, берут Саратов. Разин распускает слух, что идет на Москву и воюет только против бояр и дворян. Чуваши, черемисы, татары, холопы и проч. восстают за Разина. От Нижнего до Казани все покоряется ему».
    Но почему сам Разин и в 1670 году, как и в 1667, пошел снова все по тому же хорошо изученному персидскому маршруту, что вполне естественно, но потом повернул на север?

    Из маршрута видно, считает В. Храпов, что Разин не собирался на Москву, а готовился повторить успех 1667 года.
    Но почему он колебался: плыть или не плыть в Каспийское море? Ждал чего-то? Долго не решался, потом, оставив в Астрахани Василия Уса, двинулся вверх по Волге. Почему?
    Уже известный «Каталог землетрясений...» объясняет:
    «В том же 1670 году в Шемахе в течение года было много ударов землетрясения, в числе которых были разрушительные».
    В 1670-году в Шемаху идти было опасно, и это Разин понимал, у него были основания для сомнений: «В том же году 4-го (14) января было сильное землетрясение в Астрахани».
    Но и идти никуда было уже нельзя: сотоварищи и завидующие ему стрельцы ждали добычи. Стенька постоянно слышал ропот, о котором сейчас поется в песне, и этот ропот заставлял действовать. Пришлось идти вверх по реке. Тем более, что такого человека, как Стенька Разин, там долго ждали. Классовая ненависть давала свои плоды. Необходим был предводитель, герой, и он нашелся.
    «Так, благодаря стихии и известному стремлению людей жить не хуже других, — считает В. Храпов, — Стенька Разин стал не только удачливым предводителем отряда необычных разбойников, но и вынужден был стать народным героем». А мученическая мужественная смерть на плахе в июне 1671 года возвеличила его еще больше.

    По материалам статьи «И за борт ее бросает...»

  • Комментарий скрыт
    • Ктото Там, Рассказ Наримана Нариманова «Бахадур и Сона», как утверждает аннотация к книге, посвящен истории трагической любви азербайджанца Бахадура и армянки Соны, которая произошла в начале прошлого века. Читая рассказ, обратил внимание на один момент.
      На вопрос своего собеседника: «Какой же национальности он будет?», Бахадур, студент четвертого курса университета, отвечает: «Мусульманин».
      Почему же Бахадур назвал себя мусульманином, а не азербайджанцем?
      И если студент четвертого курса Бахадур, не считал себя азербайджанцем, то мог ли считать себя азербайджанцем какой-нибудь простой «азербайджанский» крестьянин ?
      Получается все же странная ситуация, которой я не могу найти объяснения.
      Азербайджанские историки говорят о существовании древнего Азербайджана, об азербайджанском народе, история которого уходит, якобы, в глубь веков, а студент-«азербайджанец» Бахадур, в начале прошлого века еще не знает, что он - азербайджанец….
      Но если в начале прошлого века студент четвертого курса Бахадур не знал о том, что он азербайджанец, то как об этом могла знать пленница Степана Разина?

  • Мель ник Мель ник Читатель 6 ноября 2011 в 20:02 отредактирован 6 ноября 2011 в 20:16

    Из-за того, что всех бывших тогда на ладье "девки"(самратки) поубивали, по этому, в народе и нет точной информации о её гибели. Тем более, Разин запретил об этом её отказе, под страхом смерти кому либо говорить, что где и когда. А разбойники из-за этого, всё и переврали, а то, "девка" их шутя просто одалела... Вот, только и осталась информация пересказанная в кабаках через "десятки пьяных ртов", от тех, пока ещё бывших в живых разбойников с ладьи. Которую и услышал Я.Стрейс. Спасибо ему хоть за то, что он поведал об этом всему миру...

  • Мель ник Мель ник Читатель 6 ноября 2011 в 19:36 отредактирован 26 мая 2018 в 13:09

    В общем, ваши рассуждения в области бросания княжны правильны.
    Вы правильно поставили вначале вопрос о княжне, кто она и откуда, и почему, вообще шамаханка стала княжной. Вот ваши высказывания:

    Сведения о персидской княжне крайне расплывчаты и противоречивы. В точности даже неизвестно, была ли она княжной и в действительности ли происходила из Персии.

    По одной версии, донской атаман принес в жертву знатную и красивую татарскую девушку, которая попала ему в плен...

    Из других источников:
    - В то время Персии ещё небыло, страны назывались по-другому, а были земли Персыи (Заволжья). А Персия в те-перешнем понимании появилась только уже с 1700г.
    – Версии о происхождения княжны возникли не на пустом месте, т.к. на пустом месте редко что рождается. А воз-никнуть они могли из-за нескольких причин. Называются такие причины: народные легенды (сложившиеся в песню) и желание сделать княжну свою землячку знаменитой и т.д.
    Версии происшедшего находят толкования на основе тех же легенд и вроде бы логичных умозаключений и выводов самих людей.
    – По тем законам, чтобы стать княжной, претендентка должна была не только выйти замуж за князя, но и родить ему сына. И только после этого, она становилась новоявленной княжной-владелицей земель.

    .... Так как она, в смысле княжна, является в восьмом колене моей прабабушкой, то позвольте ответить на выше-упомянутый вопрос, на который никто, на сегодняшний уже 411 год ответить из историков не мог, да и мне, до оп-ределённого времени, как бы вроде запрещалось.
    И так, расскажу очень коротко:
    Для описания земель Русских царём был вызван из-за границы один граф (или герцог, более точной информации у меня нет). Слова деда переданных мне, за сутки до своей смерти:
    - Пра-пра-дед был очень отважный воин-рыцарь, за знания был выписан из-за границы царём. Он очень хорошо владел оружием, дрался на саблях мечах и другом оружии тех лет.
    Прадеда вызвал наш царь, вручив по написании, у царёва писаря грамоту. Где было сказано: согласно царёва указа, граф такой-то (имя прадеда, врать не буду, не помню), сий назначается князем по установке и обустройству земель. Направляется для контроля, сверки и проверки дел, обустройство карт земель царёвых, и завоеваний Ермака, для увековечивания оных, и оного, за Ра и Яик, и найдя его последнюю обитель. Являть всем о предстоящих намереньях и делах "оного" (царя), начиная с Персыи.
    Когда он дошёл до середины Волги, запасаясь провизией на зиму, для перехода за Волгу на Урал (в общем, описывать земли по следам Ермака). Вот там он и "попал" на Той, на котором хозяйка жительниц нижнеуральского региона шамаханка (в истории самритянская принцесса), должна была себе выбрать мужа. В итоге выиграл, мой прадед. (Кстати, большинство сказок А.С. Пушкина описывают похождения её самой, князя, свадьбу и их жизнь.)
    Соответственно, она вышла за него замуж, у них родился сын (описываемый во всех источниках мальчик), и она стала княжной (Хозяйкой). После чего (года через три), описав земли среднего Поволжья, прадед двинулся дальше. Где и был убит ночью, одним из засланных охранников-стрельцов (дословно: ставший впоследствии правой рукой атамана Разина).
    По возвращению, которого Разин напал (уже) на княжну, под видом сообщения вестей от мужа и выкрал её. А 1000 рублей золотом дал черным монахам, наоборот, на погибель её сына. Это, слова нянек воспитавших и защищавших сына и рассказанных ему.
    Завладев ею, в то время, Разин провозгласил себя приемником царя и чтобы народ пр

  • "нашел в себе силы во имя казачьего дружества, во имя большого дела, им затеянного, принести в жертву свою жаркую любовь".

    Брррррр. Типично мужской взгляд. "Во имя казачьего дружества".

    А вообще статья - романтизация бандита и разбойника.

    Оценка статьи: 3

    • Типично мужской взгляд. "Во имя казачьего дружества".

      )))

      типа, понты?

      Оценка статьи: 3

      • Татьяна Кигим Мастер 6 февраля 2011 в 00:42 отредактирован 6 февраля 2011 в 00:46

        Типа, кто такая баба (а также её чувства и пр.) по сравнению с моими друганами?
        Для сравнения: предательство Андрием друзей ради любимой женщины признается именно предательством. А предательство женщины ради дружков - это жест нев...ероятного героизма.
        Причем главной жертвой (он пожертвовал любовью! бедняга!) признается именно мужчина. А женщина и не жертва вроде, а так, неодушевленный предмет.

        Оценка статьи: 3