Прошло уже, страшно подумать, 22 года с момента выхода этого боевика, и мне почему-то казалось, что с позиции времени он не потеряет своего очарования. Увы, я жестоко ошибался.
Насколько я был удовлетворен повторным просмотром «Невозмутимого», настолько же я скучал на дебютном фильме Стивена Сигала. Пытаясь переосмыслить свои впечатления, я пришел к следующему: ностальгия заставила меня явно переоценивать эту картину.
Для тех, кто не в курсе (знаю, есть и такие), — кратко о сюжете. Молодой (не беда, что на момент выхода фильма Сигалу исполнилось уже 37 лет) полицейский Николо Тоскани родился в Италии. Название «Нико» появилось как раз от сокращения имени главного героя; в нескольких европейских странах лента шла под этим заголовком, поэтому в России встречались как правильные переводы, так и переводы с кассет, уже дублированных в Европе.
Итак, родился он в Италии, в Палермо. Потом Нико с родителями переехал в Штаты, а в возрасте 17 лет отправился учиться в Японию восточным единоборствам, в частности айкидо. Достигнув в этом деле определенных высот, Нико попался на глаза ЦРУ-шникам, которые не замедлили парня забрать под свое крылышко. Затем Нико, уже будучи сотрудником спецслужб, очутился во Вьетнаме, где, правда, не сумел надолго задержаться из-за обостренного чувства честности и собственного достоинства.
Посмотрев на жестокие методы местных костоправов под предводительством некоего Курта Зэйгона (Генри Сильва), Нико грязно выругался, хорошенько припечатал Зэйгона по весьма отвратительной роже и ушел восвояси. Вернувшись на родину, Нико ушел из ЦРУ (да, взял и ушел, а вы как думали), остепенился, женился и стал обычным, ничем не примечательным чикагским полицейским (ну, за исключением того, что он может любого вырубить парой ударов, а его жена — вылитая Шэрон Стоун).
Прошлое всегда найдет, как напомнить о себе. Нико, не подозревая, что ввязывается в неприятное, липкое дело, арестовывает в плановом порядке сальвадорского наркоторговца Тони Сальвано. Однако вместо привычных пакетиков с порошкообразным веществом на месте преступления обнаруживается взрывчатка С-4, что даже для такого отъявленного мерзавца, как Сальвано, нехарактерно. Как обычно, в дело тут же вмешивается ФБР, преступников тем же вечером отпускают на свободу, а полиции щелкают по носу — мол, не суйте его, куда не следует. И точка.
Нико, само собой, с таким корявым раскладом ни фига не согласен, ибо негоже, чтобы всякие мятые и невнятные пиджаки из ФБР указывали бывшему сотруднику ЦРУ, куда идти и что делать. Следуя принципу «один в поле воин», Тоскани вместе с напарницей Джекс устраивают свое собственное расследование. И тут проблемы начинают сыпаться на них, словно из рога изобилия. Сначала появляются какие-то беженцы из стран Латинской Америки, потом во время воскресной мессы в церкви взрывается бомба и погибает хороший друг Нико, отец Дженнаро. И в завершение картины на горизонте снова появляется наш старый знакомый Зэйгон, который, оказывается, по-прежнему творит всяческие бесчинства и даже (о, ужас!) собирается совершить покушение на жизнь сенатора США. Как вы понимаете, нашему герою, преодолевая противодействие со стороны всех органов правопорядка, приходится самостоятельно разбираться с зарвавшимися бандитами. Миссия выполнена, все счастливы.
До ленты «Над законом» режиссер Эндрю Дэвис успел снять всего 4 фильма, из них одну короткометражку, одну драму, один ужастик и один средненький боевичок с участием Чака Норриса и все того же Генри Сильвы под названием «Кодекс молчания» (1985). Высшей же точкой карьеры Дэвиса можно считать кинофильм «Беглец» с Харрисоном Фордом, ставший кассовым хитом 1993 года и подаривший Томми Ли Джонсу Оскара за лучшую роль второго плана. Что касается «Над законом», то здесь Эндрю всё-таки сплоховал, сняв хоть и крепкий, но стандартный и затянутый экшн.
Стивену Сигалу, для которого «Нико» стал дебютом в кинематографе, все пророчили славу нового героя боевиков. Так оно и вышло, только все искренне надеялись, что Сигал сможет занять место стареющих Сталлоне и Шварценеггера или хотя бы составить им достойную конкуренцию. Увы, дружище Сигал не оправдал надежд своих поклонников. Первое время он еще пытался выйти на уровень «А», снимаясь в крепких середнячках типа «Смерти вопреки», «Помеченный смертью» или «В осаде», а затем окончательно скатился в категорию «Б», где остается и по сей день.
Почему мне не понравился конкретно «Над законом»? Да потому что, кроме как на молодого, полного надежд и энергии Сигала, там смотреть в общем-то и не на что. Везде одинаковый Генри Сильва, как обычно, хорош в образе злодея, хотя с его лицом ему других ролей и не предлагали никогда («Амазонки на Луне» не в счет). Остальные персонажи откровенно вяжут действие фильма своей унылостью и серостью. Непонятно зачем нужная напарница Джекс в исполнении Пэм Гриер, узколобый и дерганый Сальвано, абсолютно лишний персонаж бывшего коллеги Нико по ЦРУ Нельсона Фокса (Челси Росс).
Сценарий, написанный самими Дэвисом и Сигалом, тоже не блещет оригинальностью. Намешано в кучу всё, что было под рукой: полиция, наркоторговцы, беженцы, взрывчатка, ЦРУ, ФБР, бедные латинские дети и честные сенаторы. Я понимаю, хотелось на злобу дня, да задорно, да с юмором и огоньком. Из юмора — только Шэрон Стоун в роли заботливой жены и матери. Остальное — слишком серьезно, слишком прямолинейно.
Мне лично запомнились лишь эпизоды, когда Сигал демонстрирует на экране то, ради чего его и взяли в кино, — свое мастерство айкидо. И замечательная, просто идеально подходящая для жанра экшн музыка композитора Дэвида Майкла Фрэнка.
Кто-то на Кинопоиске в рецензиях (там, правда, пишут все, кому не лень: и домохозяйки, и студенты, и даже домашние животные) громогласно заявляет, что «Над законом» — чуть ли не лучший боевик восьмидесятых. Да что там, лучший боевик ХХ века!
Утверждение, если спросите меня, очень сомнительное. Особенно если вспомнить про наличие «Коммандо», «Рэмбо» и «Смертельного оружия». Да и на IMDb у фильма весьма скромный рейтинг — 5.5, что говорит само за себя. Да, это дебют любимого многими (правда, непонятно за что) актера. Да, в целом фильм тянет на твердую четверку с минусом. Но не более.
Это тем более печально, что в актерской карьере Сигала «Над законом» — фактически лучший фильм. Из всех 38.
Евгений Жарков, прочёл Ваше краткое описание фильма, понастольгировал мало мало, но тем не менее за статью поставил 5.
Не буду говорить о том согласен я или не согласен с Вашим мнением, и что Вы конкретно хотели сказать этой статьёй, это дело сугубо личное и Вам понятное.
Я только скажу что из всех западных фильмов я смотрю только фильмы с участием Стивена Сигала. Ни Сталоне, ни Шварцнегер не находят у меня такой приязни как Стивен, нет я смотрю конечно и фильмы с их участием, но если мне придётся выбирать, то я буду смотреть Стивена.
Мне нравится не сценарий фильма, а сам артист, его спокойная манера поведения, его уверенность в своей силе, правоте, он никогда не кичится своей силой и не демонстрирует её на право и на лево, он просто спокойно без суеты, воплей и криков делает то что считает необходимым и защищается если ему в этом мешают.
0 Ответить
Александр Ягдаров,
Поверьте, у меня нет личной неприязни к Стивену Сигалу. Ни как к актеру, ни как к человеку, хотя в последней ипостаси мы с Вами можем только гадать и полагаться на его редкие интервью в прессе. Я рассматриваю его в данном случае только в разрезе его кинокарьеры и влияния на американский кинематограф в целом. Не более.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я - человек в своих кинопристрастиях консервативнывный, поэтому отдаю предпочтение советским кинолентам, которые не так и заидеолгизированы, какими их пытаются выставить сегодняшние кинокритики (впрочем, какие там критики? Подпевалы!), а вот подлинного, не надуманно-голливудского психологизма в них действительно хватает. (вспомним хотя бы михалковские " Несколько дней из жизни Обломова". "Неоконченную пьесу", "Пять вечеров"). Голливуд фильмов ТАКОГО психологического уровня НИКОГДА не снимет. Образ жизни не тот, история, принципы. Их удел -фильмы яркие, развлекательные, "спецэффектные", и когда они начинают умничать, "образованность свою ХОЧУТ показать", то, ей-Богу, становится просто смешно. Последний пример - "Код да Винчи". Ребята, покойный Леонид Гайдай плачет! Единственные "голливудики", которые смотрю с удовольствием - это сталлонщину, ван даммщину, Шварца и Стивена Сидоровича. И знаете почему? Потому что их герои -честные ребята. Они не играют в заумь. Они честно, всеми своими поступками и ходом мыслей говорят: да, мы тупые,и головы нам нужны только для того, чтобы ими есть. Наше всё - это кулаки и зверские выражения наших физиономий. Всё. Больше ничего в наших фильмах не ищите. Честно? Абсолютно. И вот именно этой честностью они мне и нравятся.
0 Ответить
Алексей Курганов,
"Код да Винчи" - очень неудачный пример. Я понимаю, многие на постсоветском пространстве любят вслед за Задорновым повторять, что американцы - ну тууупые. И вспоминать советский кинематограф, который был "чище, светлее и понятнее". Вопрос вот в чем - Почему американское кино смотрит весь мир, а наше, советское (да и российское тоже) - только мы? Это всё потому что мы такие особенные и всем остальным наше "великое" творчество разумом не понять, сердцем не принять? Хотелось бы верить, только и Вы, и я понимаем, что дело не в этом. Просто кто-то умеет снимать кино, а кто-то картошку сажать и ракеты в космос запускать (последнее, кстати, тоже скоро станет утраченным знанием). Честно? Абсолютно.
Данный комментарий к статье имеет малое отношение, как, впрочем, и Ваш Но Вы высказались. И я тоже.
Оценка статьи: 5
0 Ответить