Борис Рохленко Грандмастер

Три грации? Рубенс и античность

Мое желанье проще и нежнее:
Поцеловать (наивная мечта!)
Весь милый женский род в одни уста.
(Байрон, Дон Жуан, перевод Татьяны Гнедич.)

Что вспоминается, когда вы слышите слово «грациозно»? Как вы себе это представляете? Это невозможно точно выразить. Можно только приблизительно донести ощущения. Скажем, расхожее:

Гимназистки румяные
От мороза чуть пьяные
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с облучка.

Что вы видите, какая картинка перед глазами? Какое-то небесное создание (молодое и стройное) точеной ручкой обмахивает сиденье, на котором сидит кучер в тулупе. И еще мизинчик оттопырен! Может быть, картинка утрированная, но то, что грация в нашем представлении прочно связана с молодостью, стройностью и женственностью — это сомнений не вызывает.

Три грации пришли из мифов Древней Греции: Аглая (ликование, либо красота, блеск), Евфросина (радость, либо благомыслящая), Талия (изобилие). Ничем особенным они не выделялись, но они были молоды и красивы. Кто первый изобразил их — неизвестно.

Это римская копия II века нашей эры с греческого оригинала. А когда был сделан оригинал — уже неизвестно. Грации в этой мраморной группе — и молодые, и стройные, и девственные (как это можно предположить). У них идеальные фигурки: нет лишних складок, приятные для глаза пропорции частей тела.

Три грации. Римская копия с античного оригиналаНо, хотя стоят они обнявшись, каждая из них — сама по себе, связь не прослеживается ни в позах, ни в выражениях их красивых лиц.

То, что дошло до нас в мраморе и фресках, до сих пор — предмет для подражания. Не избежал соблазна повторения и Рубенс. То есть просто скопировать композицию для него не составляло никакого труда. Но он что-то искал. Что? Можно только догадываться. Сохранилось несколько эскизов, наброски, варианты картин. В каждом из них — новый поворот, новое положение рук, по-другому расположены сами грации.

Рубенс. Три грации Вот они держат на вытянутых руках (как атланты) корзину с цветами. Кажется, что группа сугубо декоративная: показать женское тело в разных видах. Чувствуется физическое напряжение фигур, девушки явно хотят передать корзину какому-то персонажу, который скрыт в кроне (но он высоко, а им не хватает роста). У них есть общая цель — и это видно по их лицам.

В этом эскизе — никакого физического напряжение, полная расслабленность. Подружки разговаривают о чем-то приятном. Что это может быть? Наверное, любовные забавы, — над ними вьются купидоны. Композиция почти классическая. Почти — потому что спиной к зрителю стоит не центральная фигура. Еще одна особенность — их взаимодействие. Они не сами по себе каждая, они — вместе.

Рубенс. Три грации.Обратите внимание на выражение лиц левой и центральной фигур: даже в наброске художник передал их отношение друг к другу. Легкая ирония средней грации, успокаивающее движение правой грации, недоумение левой грации…

Еще одна попытка показать подруг в другом состоянии: ветреная погода, ветер клонит ветки кустарника (как грации оказались в кустах?), раздувает одеяния, они пытаются бежать. С другой стороны — это вроде не бег, это танец (может быть, сиртаки?). Потому что в руках крайней слева грации — бубен. Что удалось художнику — показать девушек не только спереди и сзади, но и сбоку. И не в статике, а в порыве.

Рубенс. Три грации.Еще один рисунок, беглый набросок, опять попытка поменять положение граций. Но и это не устроило художника, набросок так и остался наброском. Видимо, потому что ему не понравилось их фронтальное расположение.

Что же искал Рубенс? Я напомню слова Байрона, приведенные в эпиграфе: «Поцеловать (наивная мечта!) Весь милый женский род в одни уста». Может быть, и Рубенс искал такое положение тел трех граций, которое бы позволило с одного взгляда увидеть «всю женщину», одновременно со всех сторон?

Рубенс. Три грации.И еще один момент. Классика изображения граций предполагала рисовать, лепить, вырубать из мрамора девушек без излишеств, тоненьких, с едва наметившейся грудью. У Рубенса взгляд на красоту был иной, он с большим удовольствием рисовал хорошо (а в некоторых местах — даже слишком хорошо) развитые тела.

И тут я не могу удержаться, чтобы не процитировать одного из авторов ШколыЖизни.ру Вячеслава Старостина:

«Как хороша полненькая женщина! Любо-дорого поглядеть — и осаниста, и пышногруда, и такие замысловатые движения круглой попой совершает, что как зачарованные смотрим — оторваться невозможно.

У полненьких женщин нет женских прелестей «по отдельности». Все их тело — сплошное удовольствие для мужчин. Как приятно гладить упругие возвышенности и нежно касаться таинственных впадин, без опасения нащупать очередную выступающую кость.

Очень красивые линии тела у полненькой женщины. Стоит ли она, подбоченившись, сидит ли, не касаясь спинки стула, или лежит в незапахнутом халате, томно поглядывая и поигрывая локоном своих волос — все тело рисуется разной по толщине плавной линией, повторяющей эффектные формы.

Линия не обрывается где-то — она скользит, кружась по телу, и прячется в нем загадкой для мужчин".

Естественно, Рубенс не читал ШколуЖизни.ру, но если бы прочитал — согласился бы. Ибо его три грации — реализация написанного Старостиным. Хотя, скорее всего, наоборот: Старостин вдохновился тремя грациями Рубенса.

На этой картине — совсем не те идеальные грации, которые дала нам Древняя Греция. Они поплотнее, они не настолько идеальны, но в них — своя красота. А художник избежал не только статуарности своих милых созданий.

Присмотритесь — они что-то рассказывают друг другу. И они не стоят, они танцуют!

В них — не только телесная красота, в них — энергия, в них — жизнь!

Обновлено 22.12.2010
Статья размещена на сайте 14.12.2010

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уважаемые коллеги! Большое спасибо за комментарии и оценки!

  • Борис Рохленко, гиб а кик! Там справа возле статьи такая рекламуха пошла!!! Рубенс сплошь! мясной...

    Оценка статьи: 5

  • Борис может помнит, что после войны даже модно было быть в мясе. Я-то помню, как мой папа все на маму ворчал чтобы больше ела, а то несолидно как-то было ему на генеральской должности с худой женой появляться. Все потыкал ее, мол, посмотри, какая у командующего жена, настоящая генеральша. Меня тоже заставляли кушать. А в Одессе так и говорили: красивый полный ребенок. Я на лето иногда маме в Одессу из Питера свою троицу спихивала, так она их старалась на публику не шибко выпускать - худышки-заморыши они были на одесский глаз. Бабка моя их обзывала - карельские березки.

    Оценка статьи: 5

  • Согласна! три грациозных бегемота....
    Вобще,что бы не говорили толстые в свою защиту,они остаются толстыми и это не привлекательно......

  • Мне греческие грации как то больше по душе, чем толстые коровы Рубенса,

  • Борис Рохленко, Спасибо за УВАЖИТЕЛЬНОЕ рассуждение о женской красоте и о женском теле. Истерия последних лет по поводу общепринятых стандартов просто лишила лучшую половину человечества мозгов. Увы нам, слабые мы, как говорила известная героиня В. Теличкиной. Мне повезло! Я встречала ГРАЦИОЗНЫХ толстушек! А вот измученных, озлобленных и истощённых, но так и не ставших привлекательными и женственными, костлявых вешалообразных мучениц мне искренне жаль. Худая корова - ещё не газель! Главное - пропорции! ( Мы о теле исключительно говорим!)

    Оценка статьи: 5

  • Борис Рохленко, вот тут кто-то тиснуть рекламу антицеллюлитных препаратов. Статья навела на мысль заменить в цитате привдеенной женский род на мужской. Вы не представляете, что я мысленно увидела...Где то в интернете есть разжиревший Аполлон - у меня размер фото не подошел.

    Оценка статьи: 5

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 декабря 2010 в 01:01

    Борис Рохленко, "мне нравится ход Вашей мысли" (с), но зиждется он на ложной предпосылке.
    "Эй, вы, кони залетные", - слышен крик с облучка.
    Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные,
    Грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка.
    Картинка другая.

  • Опять эта жуть. Хоть греки не были извращенцами.

    • Mike Mike, вот тут некоторая неточность мысли: "греки не были извращенцами". Уточните, в каком смысле?

      • Борис Рохленко, надеюсь, Вы видите разницу между "тремя грациями" и тремя слонятами? Сами же писали про греческий вариант: "У них идеальные фигурки: нет лишних складок, приятные для глаза пропорции частей тела"

  • Рубенс. Три грации.