А вот различные премии/номинации/конкурсы в области искусства — это совсем другое дело. Здесь критерии оценки всегда субъективны и определенная объективность достигается лишь за счет количества или авторитетности голосующих.
Причем ситуация одинакова как для смотра самодеятельности в селе Кукуево, так и для ежегодной церемонии вручения наград Киноакадемии. Разница лишь в том, что если сельское жюри отдаст главный приз не в те руки, максимум по морде дадут, да забудется. В случае с Оскаром то или иное «неверное» решение роняет тень на всю Киноакадемию в целом. Далеко не всегда общественное мнение (а с развитием информационных технологий это мнение ширится буквально по часам) совпадает с решением киноакадемиков. О случаях, когда подобное «несовпадение», так или иначе, бросается в глаза, мы и попробуем поговорить.
1941. Чем «знаменателен» этот год для планеты, объяснять не нужно. В те годы, кстати, количество номинантов в главной категории «Лучший фильм» также равнялось 10, как и сейчас. В 1941 главная награда почему-то достанется отнюдь не самому великому творению Альфреда Хичкока (его главные картины выйдут намного позже, в конце 50-х — «Психо», «Головокружение» и «К северу через северо-запад»), картине «Ребекка», которая обошла на повороте гениальный фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор». Словно усмешка сквозь время, в рейтинге IMDb «Ребекка» также обошла Чаплина… на 1 позицию (96-я против 97-й).
1942. В этом году Киноакадемия совершила, вероятно, самую большую ошибку за всю историю Оскара. Главный приз достался сентиментальной драме «Как зелена была моя долина», в то время как среди номинантов присутствовал «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Тот самый «Гражданин Кейн», который до сих считается одним из лучших произведений за всю историю кинематографа, по мнению многих авторитетных субъектов от мира кино. Увы, заглянуть в будущее мог только сам Орсон Уэллс, но не его критики. В итоге «Гражданин Кейн» завоевал всего лишь один, своего рода утешительный, Оскар, за оригинальный сценарий.
1947. Борьба двух основных фаворитов, «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры и «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера, закончилась победой второго. Уайлер, как говорится, сработал на злобу дня и снял кино о послевоенных годах. Время расставило все по своим местам, но кому от этого легче?
1952. Несмотря на перевес в номинациях, 12 против 7, звездный час «Трамвая «Желание» (режиссер Элиа Казан) и Марлона Брандо не состоялся. На пьедестал взошел достаточно традиционный мюзикл «Американец в Париже» Винсенте Миннелли (отца Лайзы Миннелли). Впрочем, оба, Казан и Брандо, все-таки взяли свое спустя всего два года, собрав все главные статуэтки лентой «В порту».
1958. В этом году академикам пришлось сделать еще один трудный выбор. В списке номинантов числились сразу две картины, в равной степени заслуживающие первое место. Однако «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета все-таки остались за бортом, уступив более кассовой военной драме Дэвида Лина «Мост через реку Квай». Это решение нельзя назвать ошибочным, но компромиссным — вполне.
1965. В этом году «Оскар» также пошел по проторенной дорожке, немного испугавшись предоставленных ему возможностей. Я не спорю, экранизация одноименной пьесы Бернарда Шоу, «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора, заслужила все похвалы в свою честь. Это действительно великолепный мюзикл, особенно благодаря исполнителям главных ролей — Рексу Харрисону и Одри Хепберн. Но мог ли он так триумфально одержать победу над гениальным шедевром Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»? Или название фильма просто не поместилось на карточку с именем Победителя?
1968. Иногда вес тому или иному выбору жюри придает не только художественная, но и иная значимость того или иного произведения. Возможно, такой выбор даже оправдан, в определенном контексте. Это я к тому, что политически выверенная картина «Полуночная жара» Нормана Джуисона, продемонстрировавшая на переднем плане всеамериканскую проблему взаимоотношений белых и черных, просто обязана была победить. Несмотря на огромный творческий потенциал главных конкурентов — «Выпускника» Майка Николса с Дастином Хоффманом в главной роли и «Бонни и Клайда» Артура Пенна.
1972. Стэнли Кубрик вообще считается одним из главных неудачников «Оскара». Вот и в 1972 году, его очередной проект, блистательный «Заводной апельсин» с Малкольмом Макдауэлом, проиграл главную позолоченную статуэтку «Французскому связному». И в режиссерской номинации, постановщик Уильям Фридкин тоже праздновал победу. И хотя многие сравнивают значение «Французского связного» для жанра полицейского фильма с эффектом, который произвел в своем жанре «Крестный отец», с точки зрения визуальной и смысловой нагрузки «Заводной апельсин» впечатляет гораздо больше.
1977. Очень спорный «Оскар». Новичок в большом кино, Сильвестр Сталлоне снимается в главной роли в фильме «Рокки», поставленному по его же сценарию. В результате, ни за свои актерские данные, ни за сценарные успехи, Сильвестр ничего не получает. Но зато, неожиданно для всех, награду завоевывает режиссер Джон Эвилдсен, а «Рокки» становится лучшим фильмом 1976 года. При этом ни Роберт Де Ниро, ни картина «Таксист», где он сыграл главную роль, не получили вообще ничего. А Мартина Скорсезе, за один из лучших фильмов в его карьере, даже не включили в режиссерскую номинацию.
1978. В этом году сюрпризов никаких не было. Вполне ожидаемо и закономерно Оскара почти во всех главных номинациях получил нью-йоркский флегматичный еврей Вуди Аллен со своей лентой «Энни Холл». При этом прекрасная и умная комедия оставила позади, ни много ни мало, знаменитые «Звездные войны» в категории «Лучший фильм», а в режиссерской битве Вуди Аллен победил и Лукаса, и Спилберга («Близкие контакты третьего вида»). Для Лукаса эта была его вторая и последняя на сегодня номинация, первая случилась четырьмя годами раньше за драму «Американские граффити».
Всегда читаю ваши статьи. А сейчас еще и обнаружила, что дома лежит диск "Гражданин Кейн".
0 Ответить