Галя Константинова Грандмастер

Музыка XIX века: какой она была? Александр Даргомыжский

Даргомыжского никак нельзя назвать забытым. Но то, что он недооценен — несомненно. Это немного странно. Во-первых, он был новатором в отношении оперного языка. Во-вторых, он одним из первых в отечественной культуре осветил социальные темы — эту тенденцию позже подхватит М. Мусоргский.

18percentgrey Shutterstock.com

Александр Сергеевич Даргомыжский родился (2) 14 февраля 1813 года в Тульском уезде, селе Троицкое в дворянской многодетной семье. Все дети получили прекрасное домашнее образование — в том числе музыкальное. Правда, Александр очень долго не говорил, что позже никак не сказалось ни на его жизни, ни на его творчестве.

Даргомыжский, как многие другие русские композиторы, поступил на государственную службу, служил успешно, но главным в жизни стала музыка. Решение посвятить себя музыке укрепилось после встречи с Михаилом Глинкой.

Как сказал Андрей Кончаловский в своей передаче о Даргомыжском, на биографию последнего сильно повлияло его имя-отчество. Но даже не будучи тезкой другого Александра Сергеевича, композитор все равно бы преклонялся перед творчеством поэта. Даргомыжский был композитором преимущественно вокальным, и на стихи Пушкина создано большинство его произведений.

Оперный стиль Даргомыжского абсолютно новаторский. Публика с нетерпением ждала полных музыкальных красот арий и дуэтов — наподобие итальянского бельканто. Вместо этого она услышала речитативы и декламации под музыку. Поэтому Даргомыжского часто относят не только к романтикам, но и к представителю реализма в музыке («натуральная школа»).

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. Они этого понять не умеют»
(Даргомыжский).

А. С. Даргомыжский — автор нескольких опер, первой была «Эсмеральда» по «Собору парижской богоматери» Гюго. Французской культурой он вообще был увлечен, но мыслил себя только в рамках зародившейся национальной школы. «Учу француженок петь русские романсы», — пишет он во время своей европейской поездки.

Мировую известность получили две оперы Даргомыжского. Обе по Пушкину.

«Русалка»

Ох, то-то все вы, девки молодые,
Посмотришь, мало толку в вас

Так говорит (поет) Мельник, обращаясь к дочери Наташе. А Наташа вся в ожидании Князя, в которого влюблена. К тому же Наташа ждет ребенка.

Конечно же, либретто оперы Даргомыжского было написано по Пушкину (неоконченная пьеса «Русалка»). Несколько позже свою «Русалку» напишет Дворжак (уже по чешской пьесе), и эта опера станет одной из важнейших чешских опер. Путать этих двух «Русалок» не нужно.

Какой я мельник?
Говорят тебе,
Я ворон, ворон, а не мельник!

Трагедия отца — мельника, сошедшего с ума после того, как Князь бросил Наташу, женившись на Княгине — она вся в этой заключительной сцене «Русалки» Даргомыжского. Наташа утопилась в реке и сейчас — царица русалок в подводном царстве в глубинах Днепра. Туда же она завлекает Князя, томимого угрызениями совести и воспоминаниями о прекрасной любви.

Российская аристократия осталась оперой недовольна. Царская фамилия и вовсе не удостоила представление посещением, хотя в оперный театр ходила постоянно. Представители менее состоятельных слоев оперу восторженно приветствовали — с темой социального неравенства по-другому быть и не могло. В целом, сценическая судьба «Русалки» была сначала не самой удачной. Даргомыжский был так этим расстроен, что хотел сжечь партитуру. К счастью, дирекция театра не отдала партитуру обратно автору.

«Каменный гость»

С т, а т у я
Дай руку.

Д о н Ж у, а н
Вот она… А! тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня! пусти, пусти мне руку!..
Я гибну, все кончено!
О, донна Анна!..
(Проваливаются.)

Опера «Каменный гость» — тоже по Пушкину («Маленькие трагедии»). Причем текст не переделанный, а строго пушкинский, что также — абсолютное новаторство.

Это история о Дон Жуане, которую все знают, поэтому пересказывать сюжет нет смысла. Главным для Даргомыжского были не музыкальные красоты, а реализм драмы. Реализм — через интонации живой речи. Но народ ходит в оперу не только за драмой, но и за прекрасными мелодиями. Поэтому сценическая судьба этой оперы — тоже не самая счастливая.

(Не перестаю удивляться благородству и бескорыстию многих представителей отечественной культуры того времени. Эту оперу композитор завершить не успел — умер 17 января 1869 года. За него это сделали Ц. Кюи и Римский-Корсаков, тогда же и поставили. Сколько музыки своих безвременно ушедших соотечественников завершил Николай Римский-Корсаков — вы даже себе не представляете).

Тихие слезы лия…

Но Даргомыжский, несмотря на свое новаторство, был изумительным мелодистом. Это проявилось в первую очередь в романсах — их у него более 100. В романсах Даргомыжский «глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины…» (Б. Асафьев).

Кроме сатирических песен с острой социальной направленностью («Титулярный советник», «Старый капрал», «Червяк»), Даргомыжский писал прекрасные романсы — «чистую» лирику. Таковы «Я вас любил», «И скучно, и грустно» и другие. Таков романс «Юноша и дева».

Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила;
К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал.
Дева тотчас умолкла, сон его легкий лелея,
И улыбалась ему, тихие слезы лия
.
(Даргомыжский-Пушкин. «Юноша и дева»).

А ведь тема здесь — ревность. Но эта ревность без раздирающих эмоций. Побранила дева юношу, а потом его сон стала лелеять. Несколько пушкинских строк, гибкая мелодическая линия — и готова почти жанровая, но глубоко лирическая сценка, на которую можно смотреть чуть отстраненно, с легким юмором.

Романсы А. С. Даргомыжского — как отголосок ушедшей эпохи. Навсегда и безвозвратно ушедшей.

В этом же 1813 году родились Верди и Вагнер. В следующий раз нужно будет заглянуть в Италию и Германию.

Обновлено 6.09.2017
Статья размещена на сайте 6.12.2011

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: