Велес — у славян бог мудрости, прародитель Бояна, который умел слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий.
Ганеша— в брахманизме и индуизме слоновоголовый бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
Набу — бог мудрости в Вавилоне. Он изобрел письменность, и каждый год, когда определялись судьбы людей, Набу записывал решение богов на священных табличках.
Гермес (Меркурий — у римлян) — бог мудрости у греков. Изобрел меры, числа, азбуку и обучил людей.
Один — в норвежской и германской мифологии одноглазый патриарх богов и бог мудрости. Ему пришлось пожертвовать одним глазом, но зато он сумел создать волшебный рунический алфавит.
Тот — в Египте бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, религиозных текстов.
Но вернемся с небес на Землю. Напомню четыре признака науки.
- Первый — наличие познаваемого объекта.
- Второй — истинность суждений о нем, проверяемая опытом.
- Третий — всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей.
- Четвертый — системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий.
Только одновременная реализация этих признаков и определяет научность известного результата познания.
- Философия [греч. phileo, люблю + sophia, мудрость], по словарю Даля — любомудрие, то есть любовь мыслить.
Понятно, что научить этому нельзя. Человек либо любит думать, либо нет. И уж платить деньги за любовь — это уж совсем безнравственно. Не отвечает третьему признаку. Философских систем столько же, сколько философов. Критерий научной истины — эксперимент.
На своем печальном опыте СССР показал, что страна, имеющая передовую естественную науку и технику, распалась во многом благодаря тому, что советские философы приписали диалектическому материализму не свойственное ему свойство — универсальность. В Советском Союзе философия попала в Академию Наук и в перечень Высшей аттестационной комиссии по идеологическим мотивам в 1930-х гг. И понеслось! Как в известной частушке:
Ой, гуляет в поле диалектика.
Сколько душ невинных загубила?!
Полюби, Марусенька, электрика,
пока его током не убило.
Прямо по Екклесиасту 1, 18:
…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
В западных университетах ученая степень доктора философии (PhD) является общенаучной, и далее в скобках следует разъяснение (по физике, химии, биологии). Поэтому автор сожалеет, что часто курс «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей поручают читать философам. Уж лучше священникам. Суть одна — мировоззрение, а естественнонаучная подготовка богословов лучше.
У С. Лема читаем:
…каждый философ поневоле объявлял себя самого абсолютным образцом человеческого рода… Стремление понять «все», на которое при этом ссылаются, имеет разве что психологическую ценность. Поэтому философия больше говорит о людских надеждах, страхах, влечениях, чем о тайнах абсолютно равнодушного к нам мироздания.
Правда, современные философы признают, что:
Всякая философия является мировоззрением,
т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Все ярые враги философии постоянно забывают о таком дядьке как Рене Декарт, кем он был, и что он сделал для науки вообще.
0 Ответить
Линда Кайе, а при чем здесь Декарт?
0 Ответить
Андрей Лебедкин, мыслить любил. А еще математик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.
Доказывал существование Бога. "Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом."
0 Ответить
Николай Аблесимов, мой вопрос был не "кто такой Декарт", а "при чем здесь Декарт"? Вы когда перестанете невпопад отвечать?
0 Ответить
Андрей Лебедкин, Декарт был философом и, если очень упрощённо, дофилософствовался до систематизации знаний и необходимости их подтверждения (сомневайся пока не докажешь). На этом держится современная наука, а в те времена было новинкой.
0 Ответить
Линда Кайе, вообще-то, Марина Разумовская более точно выразила суть картезианства. И современная наука на нем не держится, точнее, далеко не на нем одном держится.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, я и не говорю, что на нём одном, но то что он фигурирует уже показательно.
0 Ответить
Линда Кайе, Декартовы координаты
0 Ответить
Николай Аблесимов, а теперь за пределами школьной программы.
0 Ответить
Линда Кайе, ищите сами - интернет и книжки необъятны, а по Пруткову - его еще никто не обнимал
0 Ответить
Николай Аблесимов, зачем мне искать то, что я и так знаю? Вам же на будущее хочу пожелать учить матчасть прежде чем писать глупые статьи.
И да, засчитано.
0 Ответить
Линда Кайе, "Но я всегда скажу,что ты несправедливо поступила!" (С). Как можно кидаться такими прилагательными в собеседника? И посли них, как ни в чём не бывало, приписывть "...И да,засчитано." Просто ужОс!
Это как в лифте испортить воздух и, как ни в чём не бывало, продолжить светскую беседу. "Учите этику, эстетику, хорошие манеры поведения на обсуждениях и не только".
1 Ответить
Линда Кайе, Вы меня расцениваете как врага философии? Заблуждение. Надо знать свое место. Тень, знай свое место.
Это тень заблуждений и открытий человечества.
0 Ответить
Николай Аблесимов, с враждебностью всё ясно. А что насчёт Декарта?
0 Ответить
Эта ШЖ мне непонятна. Получил солобщение о Вашем комменте такого содержания:
*****
Зяма Равинович, статеек я накрапал достаточно: утомитесь перечтывать.Неважно,кому Вы писали комент; такие коменты редкость в ШЖ, поэтому я сразу оценил. Меня объявили копирайтером, хотя я не просил. Но я не против воспользоваться незаслуженным званием. Но вроб ! Задайте тему статейки и я готов подтвердить высокое звание копирайтера. После Вашего комента вон как раздухарилились философы и примыкающие к ним,
*****
Ни даты, ни времени написания не указывают. И во фрейме не вижу.
Отвечаю: я тему задавать не буду. Я, возможно, сам накропаю статейку. В том жедухе. Подумаю. Там и побазарим.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Зяма Равинович, так это ещё лучше!
Дата и время написания светятся: 28 апреля 2012 года 05 42.
Решайтесь на статью. Промедление гасит лучшие порывы.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, приветствую! Статья в блоге. Если есть интерес - смотрите. Но в спорах будьте осторожны. Я бываю резок
0 Ответить
Зяма Равинович, но Вы же виртуальны - порежете не сильно.
0 Ответить
Николай Аблесимов, а Вы не просто умный человек, а еще и ОСТРОумный! Это приятно!
Жаль, что пропал незаурядный собеседник Зяма Равинович. Его комментарии побудили интересные и остроумные беседы на тему заданную в статье. Хоть и колкие местами. Но читать то увлекательно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Москалева, к Зяме можно обратиться в личку.
0 Ответить
Николай Аблесимов, нет, нельзя, раз он покинул сайт.
0 Ответить
Марианна Власова, тады ой.
0 Ответить
Николай Аблесимов, конечно, конечно! Не смертельно, виртуально!
0 Ответить
Как, читайте в моих научных монографиях - здесь не формат.
Философия - мировозрение, возможно и, научное.
0 Ответить
Николай Аблесимов, ну зачем же мне копаться в ваших монографиях? А вы не помните? Монографии - это что? Стопка рефератов аспирантов в одной обложке?
Исходя из того, что ответ на поставленный мной вопрос вы не знаете, мы можем констатировать:
·
0 Ответить
Прочитал я, новичок, диспут. Мне кажется, прежде, чем решать вопрос о том, наука ли философия, не грех определиться с самим понятием "наука". Здесь оно у каждого чем-то особенным отличается, автор своего определения не предложил. Признаки какие-то названы:
"Напомню четыре признака науки. Первый – наличие познаваемого объекта. Второй – истинность суждений о нем, проверяемая опытом. Третий – всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей. Четвертый – системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий. Только одновременная реализация этих признаков и определяет научность известного результата познания".
И тут сразу масса вопросов.
· 1. Что такое "познаваемый объект"? Каковы его признаки. Как отличить его от непознаваемого предмета (я знаю один такой предмет - это бог).
2. Истинность суждений. Что значит истинность в данном контексте? Чем, как определяется "истинность" или ложность суждений? Как понимать смены парадигм, периодически случающиеся во многих науках?
3. Всеобщность и обязательность установленных закономерностей. Когда, на каком этапе можно считать установленными эти закономерности? Ведь только при их наличии автор признает науку наукой. До установления этих закономерностей науки нет, не существует. Чудно...
4. Вытекание одного понятия из другого. Как это? Каково дже оно, прапонятие? Бог?
Вообще-то в самой статье кроме перечисления различных божеств и упомининия западных университетов, ничего конкретного нет, не считая вот этого напоминания странных признаков.
3 Ответить
Зяма Равинович, ***Каково дже оно, прапонятие? Бог?***
-------
Библейское понятие "Бог" означает Закон - совокупность законов и закономерностей от материального мира до духовного мира человека. Центральное и главное место в этой совокупности законов занимает закон единства и борьбы противоположностей. На этом законе диалектики основано всё учение Христа: борьба добра и зла вечна, следовательно, "рай" для одних возможен только при условии создания "ада" для других. "Божье Царство" - это диктатура Закона.
0 Ответить
Зяма Равинович, Бог (пишется с заглавной буквы) - не объект науки как рационального знания.
Истинность подтверждается экспериментом, см. Ф. Бекон.
На этапе перехода от феноменологии (наблюдения) к эксперименту.
Богу Богово, а кесарю кесарево.
0 Ответить
Николай Аблесимов, *** Бог (пишется с заглавной буквы) - не объект науки как рационального знания.
Истинность подтверждается экспериментом,***
--------
Библейское понятие "Бог" включает в себя естественную сущность, которую можно познать и приверить с помощью науки (психологического анализа учения Христа) и объяснить рационально.
"Бог" вообще - это Закон (совокупность законов и закономерностей от материального мира до духовного мира человека), поэтому "Божье Царство" - это диктатура ("царство") Закона.
"Бог" внутренний - это совершенное сознание ("Святой Дух") = мудрость = сознание мудреца - сознание человека, знания которого основаны на законах и закономерностях развития Природы, человека (законы мышления и законы морали) и общества.
0 Ответить
Николай Аблесимов, что-то как-то непоследоввательно. Сперва о боге (я слово бог всегда пишу с маленькой, если с этого слова не начинается предложение; это соответствует русской орфографии), потом о Ф. Бэконе. Да, он был основоположником "опытного" познания, признавая это, вы признаете в нем ученого-философа, а значит и саму науку философию. С чем и поздравляю.
Далее, если я правильно Вас понял, "Всеобщность и обязательность установленных закономерностей" устанавливается, согласно вашим воззрениям, "На этапе перехода от феноменологии (наблюдения) к эксперименту". Так ведь в науке по частоте отрицательный результат экспериментов преобладает над положительными. Как же, приступая к экпеименту, можно считать установленной какие-либо закономерности? И не противоречите ли вы здесь уважаемому Вами Ф. Бэкону?
0 Ответить
Зяма Равинович, в православном правописании Бог, Господь пишутся с заглавной буквы. Ну, это как кому нравится. То что древние и средневековые ученые любили мыслить - никто не оспаривает. Историю философии, как мировозрения, очень люблю и уважаю.
Особенно Герактит Эфесский: Человек подобен фонтану -форма одна, а содержание всегда разное. Гениальная догадка (только - не более) о том, что мы каждые пять дней обновляемся на 80% -вода.
Любой любящий мыслить человек - философ. В чем проблема? В том что в XX веке превращение философии в прерогативу только философов не продуктивно.
0 Ответить
Николай Аблесимов, да, вот тут я слышу здравые нотки! Ученый он потому и ученый, что любит и умеет мыслить. Ученый любой направленности должен обладать определеной методологией познания. И такую методологию в общем виде дает философия, но некоторые особеннолсти этой метологии также как и любой другой методы требуют совершенствования - с появлением новых знаний, реалий окружающего мира и пр. И разработкой деталей общей методологии занимаются философы, ученые. Тот же Бэкон (уж не буду древних греков трогать) своими работами как раз и показал это. И не он один, как вы знаете. Но, согласитексь, со времен Бэкона общая методология наук (т.е. философия) сильно изменилась, возмужала. Не без помощи уже кем-то упомянуто Гегеля, многих других. Не надо забывать и русских - Чаадаева, религиозного Бердяева, "революционера" Герцена...
1 Ответить
Зяма Равинович, читал с удовольствием, но ничем не пользовался в своей научной деятельности.
0 Ответить
Николай Аблесимов, так вы химик, вам и не нужны тонкости религиозной философии, зачем вам самопознание? - Познавайте химические реакции. В этом вы преуспели. Не нужно и Чаадаева. Но, вы, того не замечаете, общим, философским подходом к решению ваших сугубо профессиональных задач, обладаете. Да вы иначе и не пустились бы в те рассуждения, что изложили в статье. И упоминание вами PhD - подтверждает это. И Ваша ученая степень - вы ведь сдавали кандидатский по философии, сдав экзамен, шелуху отбросили, забыли. А рациональное, умение мыслить и мыслить продуктивно - осело в вас, живет и помогает.
0 Ответить
Зяма Равинович, не только сдавал, но и очень скрупулезно изучал.
0 Ответить
Николай Аблесимов, так ответьте все же, объясните, как "всеобщность и обязательность установленных закономерностей" устанавливается "на этапе перехода от феноменологии (наблюдения) к эксперименту". Или скажите прямо - да, философия - наука.
0 Ответить
Николай Аблесимов, как-то так. Согласен +100500.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, а что такое "+100500".
0 Ответить
Николай Аблесимов, это в интернете так принято выражать полное согласие с автором. Пошло от выражения "+100%!", то есть - полностью. Потом какой-то хохмач приделал туда "500".
0 Ответить
Андрей Лебедкин, Андрей Лебедкин, вот видите - старый я. Это уже супер новый новояз!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
0 Ответить
Николай Аблесимов, да путает он. Это в некоторых сетях позволяют/предлагают оценить прост, страничку - вот как здесь можно дать +1 комментарию. А чтоб было известно, кто, -пишут в комментарии показатель с добавленной оценкой: +NNN. Дать ссылку мне прочему-то сервис не позволяет.
0 Ответить
Зяма Равинович, путано все. Ну, напишите просто, спасибо! Зачем огород городить - бритву Окамма не проходили по философии
0 Ответить
Николай Аблесимов, я-то за что должен вас благодарить?!
0 Ответить
Зяма Равинович, меня не надо - лучше Окамма.
0 Ответить
Зяма Равинович, вот:
1. Я знаю еще один - Чайник Рассела. А вообще первый признак, ИМХО, можно признать объективным.
2. "Истинность" - мнение большинства, в том социуме, в котором вы высказали гипотезу. Лучше так, иначе - на костер Аблесимова.
3. Чудно. Согласен. Это же религия! Базарил вчера с Исааком Ньютоном - того же мнения.
4. Вам же сказали - "одного из другого". "Бог" из чего вытекает? В хорошем смысле этого слова?
0 Ответить
Андрей Лебедкин, признаки вы можете признавать, можете не признавать - это субъективно, от этого суть проблемы не меняется: дефиниции науки как не было, так и нет. Что касаемо чайников, то Рассел - был ученым, ученым в науке философии.
А то, что истинность определяется путем голосования - это просто шедевр. Шедевр философской мысли.
Насчет Ньютона - вам тоже яблоком по голове досталось? Но бОльшим, да? Сочувствую. Но санитары - за углом. Это не ко мне.
0 Ответить
Зяма Равинович, вот:
1.1. "Дефиниции науки", точнее, "демаркации науки" - нет, согласен.
1.2. Вы мне про Рассела зачем рассказываете? Я вам - про чайник, вы мне - про Рассела.
1.3. Вы мне скажите - Чайник Рассела - познаваемый объект? Не уходите от ответа.
2.1. Про истинность - это я, правда, нигде не вычитал. Чисто мое суждение. Проверенное веками, ИМХО.
2.2. Николай, извините, еще раз. Мы друг друга поняли, надеюсь.
3. Не, это у вас санитары... Вот, смотрите:
Всеобщность и обязательность установленных закономерностей. Когда, на каком этапе можно считать установленными эти закономерности? Ведь только при их наличии автор признает науку наукой. До установления этих закономерностей науки нет, не существует. Чудно...
А Ньютон? Он просто тоже так считал. Но он был гений XVIII-го века. А вы, молодой, невоспитанный человек, живете в XXI-ом. Стыдно.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, не надо меня на костер - скоро сам помру.
0 Ответить
Зяма Равинович, "Что бы ты, Зяма, хотел ещё в твоей жизни? - спросил больного актёра Э.Рязанов.
"Я бы хотел поездить ещё на "Пежо"- автомате. Это волшебно!: я стою на горку и не надо жать на тормоз"- ответил заядлый автомобилист.
Спасибо за Ваш комментарий, неожиданно глубокий. Бум ждать продолжения дискуссии, получившей неожиданную вводную.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, ах, как притягательно мое имя! Благодарить не наде, я ведь не вам, непреуспевший изобретатель рабрасывателей песка писал коммент. Сочините статейку, если заинтересует - бум дискутировать. А покамеисть - адью.
1 Ответить
Зяма Равинович, статеек я накрапал достаточно: утомитесь перечтывать.Неважно,кому Вы писали комент; такие коменты редкость в ШЖ, поэтому я сразу оценил.
Меня объявили копирайтером, хотя я не просил. Но я не против воспользоваться незаслуженным званием. Но проб ! Задайте тему статейки и я готов подтвердить высокое звание копирайтера.
После Вашего комента вон как раздухарились философы и примыкающие к ним,
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Наука ли философия? Смотря что это за философия. Если она обобщает опыт конкретных наук, то и сама она является наукой. Причем "познаваемым объектом" для нее является, в этом случае, материальный мир, неотъемлемой функцией - обобщение практического опыта, конечно же и универсальность философских закономерностей, и системность понятий. На все это претендовал диалектический материализм, и более научной философии до сих пор не создано. "Страна распалась из-за того, что философы приписали философии универсальность" - это апофеоз идеализма. Страна с передовой философией распалась в силу своей экономической отсталости, в силу исторического наследия отсталости - то есть в силу материальных причин, лежащих вне философии. Если Архимед гибнет под материальной дубиной римского солдата, это не значит, что причина гибели Архимеда в ложности его философии - римский молодчик просто сильнее мускульной силой.
0 Ответить
Пара философии в харьковском политехе. Контрольная работа. Вопрос: «Чем отличается рекреационный биоконсерватизм от трансгуманистического конструктивизма?». Голос с задней парты: «Простите, а что означает слово „отличается“?»
Семинар по философии. Преподаватель объясняет разницу между материей и сознанием:
— Сознание не обладает протяжённостью. Нам не может прийти мысль на 15 сантиметров. И мы не можем подумать на 2 килограмма!
Студент:
— А сообразить на поллитра — запросто!
Женщина пришла к Конфуцию и спросила, чем многоженство отличается от многомужества.
Конфуций поставил перед ней пять чайников и пять чашек, и говорит:
- Разлей чай в пять чашек из одного чайника. Нравится?
- Нравится, - согласилась женщина.
- А теперь, наоборот, налей в одну чашку из пяти чайников. Нравится?
- Ещё больше нравится, - призналась женщина.
- Дура! - заорал Конфуций, - Такую притчу испортила!
Вот, где-то так по поводу философии….
4 Ответить
Николай Аблесимов, да, в каждой шутке есть доля шутки. Но нельзя признать, что современная физика, отодвинувшая философию на вторые роли, крайне нуждается в новых идеях. Старые идеи все выбраны, а новых нет. А почему? Да потому что физика может стоять лишь на научном методе познания природы. Однако научный метод дает возможность лишь проверить вписывается ли та или иная идея в систему существующего знания, саму идею научный метод родить не может. Без философии, фундаментом которой является метафизика, новые идеи появится не могут. И как только философия вновь займет подобающее ей место, новые идеи посыпятся как из рога изобилия.
0 Ответить
Александр Чеканов, здасьте!
А устойчивость электронов на орбиталях Бора!
А принцип неопределенности Гейзенберга!
А постоянство скорости света!
Здесь философия диктовала? Вряд ли. Скорее экспериментальные тупики.
Далее, идей полно - у теоретиков. Экспериментаторы их не успевают проверять, так как соотношение экспериментаторов и теоретиков должно быть 7:1, а оно 1:1.
0 Ответить
Марина Разумовская, кванты - это огромный шаг для философии, меньший правда, чем теория струн. Мероприятие называется - прощай, здравый смысл. Детерминизм исчез вообще, а не уменьшился.
0 Ответить
Марина Разумовская, умная вы девушка.
1. Суперсимметрия - это свойство теории струн же, которое и в других теориях есть.
2. Я думал всегда, что "детерминизм" - это предопределенность просто. Которую кванты отменяют, и слава богу, а то фаталистом можно было стать. В макромире некий детерминизм есть, конечно, но он вероятностный просто же, все равно что нет его.
3. Наличие познаваемого объекта - нормальный признак, я с ним раньше не сталкивался просто, в проблему демаркации как-то не втыкал, для чего это? Я и философию, и математику науками считаю. Поппер, например, когда о науках пишет, имеет ввиду естественные науки, я так понял.
4. А что за премия 2004 года? Как-то не в курсе.
0 Ответить
Марина Разумовская, поправка, извините. Не из "Алисы", а из "Поминок по Финнегану". Нем читал, но название запомнил - "Три кварка для мистера Марка".
А зачем вы рассказываете мне, что барионы состоят из кварков? Или вы это Аблесимову адресуете?
И, кстати, то, что кварк нельзя обнаружить - это, надеюсь, временное явления. Некие методы есть уже сейчас, не посмотреть, но доказать существование с огромной долей вероятности. Это и есть познание, считаю так. Электрон вы тоже вряд ли увидите глазками, но вы же не сомневаетесь в его существовании?
0 Ответить
Марина Разумовская, что-то я Вас плохо понимаю - особенно последнюю фразу.
0 Ответить
Марина Разумовская, да. И комментарии это явно показывают.
0 Ответить
У греков (римлян) - богиня мудрости - Афина (Минерва). Насчет остальных тоже несколько сомневаюсь. Кроме Тота, он точно бог мудрости.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, ей мудрость тоже приписывали.
0 Ответить
Николай Аблесимов, она - "официальная" богиня мудрости. Гермес - бог торговли, обмана, чего-то там еще, но не мудрости. Если вы обман считаете синонимом мудрости, тогда я вас понимаю, конечно.
0 Ответить
Андрей Лебедкин, я не древний грек - Вам виднее.
1 Ответить
Николай Аблесимов, браво!
0 Ответить
Пожалуй, все гуманитарные науки,- они как бы не науки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Москалева, во всяком случае критерии истины там несколько размыты, а доказательная база весьма многословна и мало формализована.
0 Ответить
Николай Аблесимов, я абсолютно согласна . Сама на эту тему задумывалась, просто смелости не хватило вот так взять и заявить: "А король то голый!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Москалева, он не голый. Просто слуги, несущие шлейф короля и зеваки, толпящиеся на обочине, страдают куриной слепотой. Будет настроение, поговорим об этом.
1 Ответить
Наталья Москалева, ну во времена студенчества у меня тоже смелости не хватало, хотя определенные сомнения появились. Сейчас у меня 40-летний опыт научных изысканий и поэтому могу определенно заявить философией как методологией науки не пользовался.
0 Ответить
Наталья Москалева, во-во ! Математика - богиня естественных наук, а философия - гуманитарных.
0 Ответить
Философия, конечно же, - не наука! Философия - это поиск истины. Но так как истина находится внутри человека ("познай самого себя, - и познаешь истину"; "Царство Божие внутрь вас есть"), то философия должна искать истину в сознании человека. И об этом задумывались ещё древние философы-мудрецы, и они создали Библию, в которой "Богом", "Отцом", "Господом" названо сознание Христа. А сознание Христа - это сознание мудреца - сознание человека, знающего истину, которая очень проста: борьба добра и зла вечна, следовательно, добро существует благодаря существованию зла, следовательно, "рай" для одних возможен только при условии создания "ада" для других. В учении Христа иносказательно проповедуется диктатура Закона - самое прогрессивное и справедливое общественное устройство.
Подробности в моём блоге.
0 Ответить
Сергей Ручкин, "рай" и "ад" явно надуманные понятия. И всё же ими питаются верующие в вечную жизнь до сих пор.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, это иносказания, за которыми скрыта вполне реальная суть: "рай" - это достойная жизнь для законопослушных граждан, а "ад" - это судебное наказание (в том числе и смертная казнь) для нарушителей законов.
Эти понятия взаимосвязаны: "рай" невозможен без "ада": судебное наказание - важнейшее (но не единственное) условие построения совершенного общества - диктатуры Закона ("Божьего Царства").
0 Ответить
Сергей Ручкин, тогда надо признать иносказаниями и непорочное зачатие и воскресение из мёртвых, чтоб как-то свести концы с концами.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, совершенно верно, Библия вся наполнена иносказаниями.
Миф о непорочном зачатии показывает, что Отцом Христа является Святой Дух. Поэтому когда Христос говорит о своём Отце, то чаще подразумевает не первую ипостась (Отца Небесного), а третью ипостсь - Святого Духа: "Отец во Мне".
А миф о воскресении из мёртвых тоже имеет определённый смысл: под "мёртвыми" подразумеваются живые люди, не имеющие в себе бессмертной мудрости (сознания Христа = Святого Духа = Отца). Поэтому под "воскресением из мёртвых" подразумевается новое духовное рождение - обретение людьми нового бессмертного сознания - сознания Христа - мудрости.
0 Ответить
Сергей Ручкин, Вы о чем? Заканчивайте.
0 Ответить
Николай Аблесимов, мне задали вопрос, а я на него ответил...
И на тему я ответил, только Вы мой ответ проигнорировали...
0 Ответить
Сергей Ручкин, дальше я пас, увольте. Я скорее поверю в птицу Феникс, она как-то материальнее.
0 Ответить
Известно, что философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, а именно, методологией науки. Наука существует как процесс выдвижения и подтверждения или опровержения гипотез. Роль философии заключается в исследовании критериев научности и рациональности. В философии принято осмысливать научные открытия, включая их в существующие знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о науке наук.
1 Ответить
Тина Хеллвиг, электрон также неисчерпаем как атом = В.И. Ленин
0 Ответить
Николай Аблесимов,
Бог с ним с Лениным, давайте ближе к теме вашей статьи. Является ли философия наукой наук, или это отдельная наука, которая сама по себе. Затронули тему, отвечайте то, что об этом думаете.
1 Ответить
Тина Хеллвиг, по моему в статье я поставил все точки над и. Не выдерживает критерия "универсальность". Не наука, а мировозрение, как и религия.
0 Ответить
Николай Аблесимов,
вы затронули очень интересную тему, то критерий "универсальность" не все приемлют, нас в университете учили несколько другому восприятию философии, поэтому возникают вопросы. Вам уже Марина Разумовская указала, что критерии, которыми вы пользуетесь, сильно устарели. Что вы думаете по этому поводу?
0 Ответить
Тина Хеллвиг, то что написал. А у Разумовской - неявные высказывания. Хаос он вполне детерминирован - есть даже книжка "Детерминированный хаос". А нелинейность - пример, погода. Плохо предсказываем, поскольку явных знаний не хватает. Что такое "неявные знания", не понимаю.
0 Ответить
Николай Аблесимов,
понятно. Спасибо, больше вопросов не имею.
1 Ответить
"Мы диалектику учили не по Гегелю.// Бряцарием боёв она врывалась в стих." (ВВМ)
Умственные построения многих философов вполне тянут на научные. Возьмите того же Гегеля или ещё кого по эстетике и прочим "неконкретным" дисциплинам.
Разве такой полифонический филосов как К.Маркс не достоин звания заслуженного философа ? Философы только обобщатели наук, в которых и сами не лыком шиты, делают далеко идущие выводы, прокладывают курс развития, "открывают глаза" на происходящее "здесь и сейчас".
Конечно, в Союзе звание философа профанировалось обилием профессоров и академиков "от философии", но отрицать важность её не стоит.
Вот сейчас явное отсутствие этой самой философии, которую ещё называют "национальной идеей", и что имеМ? Полный разброд и шатания по всем азимутам бытия.
1 Ответить
Сергей Дмитриев,
Ой, гуляет в поле диалектика -
Сколько душ невинных загубила.
Полюби Марусенька электрика,
Пока его током не убило!
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а мы по Гегелю и Марску - абсолютно ненужная вещь в науке. Для миропредставления - полезна.
0 Ответить
Николай Аблесимов, если полезна, то и немножко нужна.
0 Ответить