• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

Как советская власть решала амурный вопрос? Хетагуровщина!

Село Пермское на реке Амур. Основано пермяками-переселенцами в 1860 году. Все 47 крепких дворов в 400 казачьих душ населения жили тихо и благополучно до тех пор, пока далеко в Москве за тысячи тысяч верст от Пермского не решено было строить на Амуре судостроительный завод. Начался великий десант десятков тысяч людей на берега Амура.

Maksim Shmeljov Shutterstock.com

Десант этот назвали комсомольским, но всего комсомольцев было в этой огромной массе 8 тысяч человек (среди них всего 30 женщин). Вот их-то и считают основателями города Комсомольска-на-Амуре. А на самом деле город следовало бы назвать Арестантском-на-Амуре. В общей сложности с марта 1932 до 1938 года в строительстве города и коммуникаций участвовало до 900 тысяч заключенных Амурлага, в дальнейшем Дальлага. То есть миллион человек, включая вертухайскую составляющую. Усиливала власть Амурский край и Дальний Восток и военным присутствием всех родов войск.

В результате сложилась огромная гендерно-демографическая диспропорция на огромной территории. Половой вопрос пришлось решать сверху. И держим в уме, не забываем, что 1932 год прошел под знаком активной коллективизации, раскулачивания и голодомора. Больше половины населения страны гражданами СССР не являются — бывшие крестьяне, а ныне колхозники не имеют общегражданских паспортов и свободы передвижения.

И вот, как джокер из рукава, среди всеобщего «народ безмолвствует» раздается бравый клич: «Девушки — на Дальний Восток!». Давайте познакомимся с официальной легендой большого дамского дрейфа.

Валентина Хетагурова была среди тех немногих гарнизонных женщин, жен-активисток комсостава (а в каждом гарнизоне жены были организованы в женсоветы, руководимые комиссарами полков), которым удалось «дослужить» своего мужа Георгия Ивановича Хетагурова из простого майора в настоящего генерала и даже Героя Советского Союза.

Ни красный командир-комиссар (в одном фужере) отдельного артдивизиона, ни его жена Валентина ничем особым не отличались. Последняя, правда, хорошо стирала от имени женсовета. Просто пришла разнарядка: нужна молодая, политически сознательная, русская, член ВКПб жена красного командира, да еще и комиссара (в одном фужере). Ею была назначена Валентина Хетагурова. Ну, а дальше по известной схеме.

Она получает написанный где положено текст, подписывает его и обращается через центральную прессу к молодым женщинам с пламенным призывом: «Сестры! Вы нужны на Дальнем Востоке!» Дальше: в райкомах и крайкомах комсомола разворачивается кампания — вербовщики спускают разнарядки на предприятия, предприятия выступают со встречными планами… Так родилось комсомольское женское движение, называемое хетагуровским призывом, а завербованные женщины, стало быть, хетагуровками. В райкомах списки утверждаются и посылаются наверх, наверху формируют эшелоны, и под звуки оркестра хетагуровки отбывают на Дальний Восток:

Провожает Родина вас на Восток
Славных своих дочерей…
Напишите, девушки, как живете, девушки,
Как вас встретил Дальний Восток.

Если кто-то помнит очень старый (1939 год) и очень глупый фильм режиссера Константина Юдина «Девушка с характером» с симоновской Валентиной Серовой и ничьей Эммой Цесарской, то он помнит, чем закончилась поездка Кати Ивановой-звероводицы в Москву: она не только возвращается с победой над бюрократом в свой родной зверосовхоз, но еще и набивает полный эшелон хетагуровок — девушки, на Дальний Восток! Песня к кинофильму, кстати, написана молодым Евгением Долматовским в 1938 году сразу после ареста и расстрела его отца. На свежем энтузиазме!

(А уж коль скоро заговорили о высоком искусстве: среди зеков, строивших Комсомольск-на-Амуре, был и поэт Николай Заболоцкий, и музыкант Эдди Рознер).

Но вернемся к Валентине Хетагуровой: жилу, она, конечно, нашла благодатную, и окучивала ее до конца своих дней. В 1936 посадочном году ее выдвигают от Амурского округа делегатом Всеармейского совещания жен командирско-начальственного состава Красной Армии. Нарком К. Е. Ворошилов вручает лично от товарища Сталина именные золотые часы. Незаметно для себя Валентина быстро награждается Орденом Трудового Красного Знамени. (Не забыт и муж: его выдвигают делегатом Восьмого Чрезвычайного Съезда, повышают в звании.) В следующем посадочном 1937 году Валентина Хетагурова становится депутатом Верховного Совета СССР. За всю свою активную партийную карьеру она больше ничего такого не натворила, но благодарная партия не забывала семью.

Всего же по призыву Валентины Хетагуровой на Дальний Восток было вывезено 150 тысяч молодых городских женщин (Мы помним, что колхозниц вывозить не могли, они были беспаспортные.) Это, можно сказать, население среднего города. А теперь отдохнем от официальной версии и посмотрим, как оно было на самом деле.

А на самом деле не совсем добровольно покидали девушки свои благоустроенные города. Вы мне не поверите (сейчас в это трудно поверить), но вызывали куда надо и вручали комсомольскую повестку. Точно как повестку к прокурору. Партия сказала НАДО, комсомол ответил ЕСТЬ! Эшелоны формировали под руководством НКВД, литерно пропускали по ветке старого БАМа под надзором НКВД, на конечной станции принимали в объятья НКВД, и…

распределяли по военным частям! Призыв «Сестры, Дальнему Востоку нужны ваши руки!» читался на деле несколько искаженно — не руки были нужны: девушек по разнарядке разбирали замуж красные командиры и ответственные гражданские лица. При соотношении мужеского к женскому полу 1 к 300 разбирали всех.

Сейчас мы это называем женским трафикингом. Тогда эта разнарядка называлась хетагуровским движением. И если снова вспомнить фильм «Девушка с характером», то героиня открытым текстом говорит хетагуровкам: вы же не знаете, к кому вы едете, а я, типа, уже при матросике.

Точно так же пишет об этом трафикинге Анатолий Рыбаков — героиня спасает свою сестру от ареста, посадив ее в обычный поезд на Дальний Восток под видом отставшей от комсомольского эшелона хетагуровки. И как хетагуровке ей всеобщий почет и зеленый светофор!

А теперь зажмуримся и представим, что нам приснился дурной сон: в один прекрасный день вас вызывают Куда Надо и Кто Надо вручает вам повестку: с вещами в ссылку на Дальний Восток замуж за кого скажут. У вас может быть молодой человек, любимые родители, любимая работа, подруги. Извините, даже свои планы могут быть у вас в жизни…

Отказаться нельзя — следует исключение из комсомола со всеми вытекающими. Поехать и не пойти замуж тоже нельзя — или замуж, или в петлю: работы нет, крова нет, паспорт у старшого.

150 тысяч угнанных «доброволиц»! Вряд ли среди них было хотя бы полторы тысячи по своей доброй воле — ну не было до войны мужского безрыбья в средней полосе, не было диспропорции в балансе М и Ж — это война повыбила. И не ехали девушки за тридевять земель по женихи — их под рукой хватало с избытком. И не манили их никакими премиальными или северными льготами как мужиков: замужество — вот и вся премия. Муж прокормит…

Многие ли из них вытащили счастливый билетик? По крайней мере, в Комсомольске-на-Амуре, в Амурске, да и много где на дальнем Востоке в простом народе еще долго бытовало очень оскорбительное ругательство: а, эта! Да хетагуровка она настоящая! Так что судите сами. И не судите строго — страшное было время!

Вот и вся история, какая ни есть. Просто хочется, чтобы мы не забывали и эту трагедию, и этих декабристок поневоле. Светлая им память.

Наступает очередь звонкой весны.
Юный собирайся поток!
Преданные дочери нашей страны
Едут на дальний Восток

(«До свидания, девушки». Слова Левина, музыка Дунаевского)

Идут составы дальние, звенят слова прощальные
Пусть много есть широких и солнечных дорог
Но лучшая дорога — в края, где дела много
На близкий и любимый, на Дальний Восток

(«Поезд на Дальний Восток». Слова Долматовского, музыка братьев Покрасс)

Статья опубликована в выпуске 10.10.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (91):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Да тут я уже. Тут, в дубаке этом.

  • Дмитрий Коган Читатель 30 января 2014 в 23:51 отредактирован 27 мая 2018 в 11:21 Сообщить модератору

    Тональность, в которой написана статья, многое говорит об авторе.
    Ну, про Хетагуровок вы нам рассказали. Глаза, можно сказать, раскрыли.
    Может теперь про Лиевок расскажете? Про то как они (Лиевки) в наши дни кочуют на Запад, без чьих либо призывов, сами, по зову «сердца». И про то, как они «зарабатывают» тамошние документы. Думаю, в этом новом рассказе будет гораздо больше того, на что вы намекали в предыдущем.

  • Отличная статья, очень интересно. Я тут кстати со студентами своими недавно читала отрывок под названием "Building the City of Youth" (одна из биографий в историческом сборнике, In the Shadow of Revolution), написано Аллой Кипаренко. Вот она как раз про строительство Комсомольска-на-Амуре и немного совсем про хегатуровок. Кипаренко как раз была одна из немногих первых женщин там, читая ее воспоминания, все кажется прямо таким радужно-Советским, как они там в лесах рожали, а до этого сами строили себе бараки...
    Но ведь страшно это все, так страшно.

  • Этимологию в студию !

  • ХЕРЦА!

  • Портрет нашиста или селихерца сегодня.

  • Вопрос был для вопроса, не для моего ответа. Ведь так?
    Как же, знаю Елизово - не так аэропорт, как военный аэродром - там квартирована огромная воинская авиачасть с огромным вертолетным парком. Собственно вся жизнь поселка и была в семидесятые вокруг этой городообразующей (вернее райцентро...) авичасти. В этот поселок генералом Балаганским (ВВС, Хараровский край) был пристроен мой бывший сокурсник венгр из Мукачева Карл Папп, женатый на моей сокурснице Аллочке Балаганской. Вот там он крутил хвосты вертолетам.
    После войны была даже не мода, а мания - выйти замуж за военного. Это сейчас стыдоба, а тогда считалось престижным особенно в провинции.

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 15 октября 2012 в 17:48 отредактирован 15 октября 2012 в 17:49 Сообщить модератору

    Сергей!

    Вы уж меня совсем за маленькую дурочку не держите. Не умничайте тута Знаю я, что маленькая аккуратная лопаточка, приспособленная для собирания мусора веничком, называется совком. И второй, скрытый смысл слова -совок, мне известен. Не охота мне додумывать за Лауру, но слово – советеныши, много больше оскорбительно, чем совок российский. Вот я, кто я есть? Советеныш, или где?

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 15 октября 2012 в 18:23 отредактирован 15 октября 2012 в 18:23 Сообщить модератору

      Успокойтесь, Брюханова Ирина, советёныш Вы.
      А будете права качать - мигом окажетесь "холуем режима" и "душителем".
      Из "этой страны" вместе с колбасной эмиграцией не слиняли? Живете и радуетесь? Значит советеныш.

      Оценка статьи: 3

  • Лаура,

    П рочитала я вашу статью, все понятно и ясно, позиция ваша однозначна, как всегда. Не хотелось комментировать. Мама моя в 1949 году, после окончания Брянского медучилища доброй волей укатила на Камчатку. Именно с целью выйти замуж за военного, и вышла таки. Красавец папенька был необыкновенный, лейтенант! Это сейчас Елизово город с аэропортом, а в те- то времена был маленький поселок - рыболовецкий.

    Я не о том вообще-то. Статья ваша тихо улетает в архив ШЖ, кто хотел тот высказался. А я живу с вопросом, душеньку мою этот вопрос разрывает. Вот интересуюсь я! И на ответ ваш не особо рассчитываю, и не задать я этот вопрос не могу!


    Кто такие есть – советеныши? Кто это – советеныши?

  • Михаил Востепаненко Читатель 12 октября 2012 в 21:19 отредактирован 12 октября 2012 в 23:34 Сообщить модератору

    читать дальше →

  • Маша,читать дальше →

    • Лаура Ли, "Нет, Маша, я смотрю и буду смотреть только под этим углом - не признаю "чистой поэзии" в этом вопросе." - Лаура, у кого-то может возникнуть крамольная мысль о вашей "чистой поэзии" сейчас и еще более крамольный вывод, что всю территорию бывшего СССР нужно превратить в пустыню, чтоб не было никакого "поколения советенышей".

      От себя выскажусь примитивнее:
      1) так с этой пустыни все же рванут в те же Штаты - неужели вы в оплоте демократии введете дискриминацию??
      2) а в Штатах ведущие ученые не работали на военные заказы?? Не поверю. Так зачем упоминать о хим. оружии и экспериментах?? Раз, уж, поднялись над суетой, то рассматривайте все стороны, с учетом того, что идеал недостижим в принципе.

      Оценка статьи: 5

  • Ну вот еще одна трагическая невостребованная до конца и плодотворно в своей стране фигура. Известна в узком кругу, а популярна ли? Любима ли всей нацией? Назван ли ее именем авианосец, город, есть ли премия имени Новоселовой, стипендии, гранты. А была ли она счастлива между собой и своей совестью - тоже вопрос. Была ли она членом КПСС, парткома того же химфака или даже МГУ? Зачем? Что она внутри себя с этой партийностью делала? Какому режиму она служила верой и правдой? Если одобряла и не закипала, то значит соучаствовала? Способствовала?

    Я могу более популярную фигуру назвать: Наталья Бехтерева. Вот уж и институт при ней, и все из себя...А почитала как ее трепали, под каким идеологическим прессом прошла ее научная и личная жизнь, так это просто несчастнейший человек...Страдала от своего соучаствия в режиме, под финал, как честный человек, приняла на себя и разделила ответственность за преступную пенитрационную психиатрию. А с этим помирать ого!

    А вот уж героиня до упора: Терешкова. Разрушенная жизнь. Савицкая покрепче была, так и ту сломали. Из всех, может, Марина Раскова была покрепче на сломе, но ведь прожить жизнь и всю жизнь лгать-славословить публично... Нет, Маша, я не знаю счастливых состоявшихся женщин, они их всех изнасиловали особо похабным способом, из всех подстилок власти сделали. Именно на женских долях видна вся преступность режима, бабы русские - дважды заложницы. Потому и нарожали поколение советенышей: а что еще от такого насилия может родиться...Вон оно растет...

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 12 октября 2012 в 00:04 отредактирован 12 октября 2012 в 00:05 Сообщить модератору

      Лаура, с Новоселовой Вы неправы. Есть премия и стипендия Новоселовой, она лауреат всех возможных в то время в СССР премий, два ордена Ленина, первая женщина-академик-химик. Что касается содействия режиму - Лаура, невозможно рассматривать всех сквозь только эту призму. Это узко и необъективно. Новоселова была научной звездой исключительной величины, и у нее, как и у Бехтеревой, как и у Кочиной, и у Глазовской, просто НЕ БЫЛО времени на околополитическую суету - они занимались делом всей жизни, не отвлекаясь более ни на что. Да, могли в любой момент попасть под колеса режима. И чтобы это понять, нужно просто в этом котле повариться. 700 научных работ Новоселовой, из которых по меньшей мере половина - классика нынешней неорганической химии - это под силу единицам. Сильная политизированность истинно большого ученого - вообще вещь редкая. Не до того. Сахаров в этом плане исключение.
      Судьба Новоселовой сложилась довольно счастливо по сравнению с другими.

  • Все советские «стройки века», «комсомольские ударнае» и т. п. стоят на костях зэков. Об этом много и писали и пели:
    «Еще недавно я "по фене ботал" -
    И вот теперь я братский новосел.»
    Да и дореволюционная Россия была не лучше. Вспомним у Некрасова описание строительства дороги: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?» («Ванечки», правда, знать этого не хотели и не хотят).
    Что происходило с девушками по приказу,или дурёхами, «по зову сердца» попадавшими на эти стройки, тоже хорошо описано в воспоминаниях бывших зэков. Их судьба не отличалась от тех женщин, что добровольно пошли «защищать Родину-Мать» во время войны: «полковник Волков выстраивал женское пополнение и, проходя вдоль строя, отбирал приглянувшихся ему красоток. Такие становились его ППЖ, а если сопротивлялись — на губу, в холодную землянку, на хлеб и воду! Потом крошка шла по рукам, доставалась разным помам и замам. В лучших азиатских традициях!» (Никулин, "Воспоминание о войне")

    • Vladimir Radchenko, у меня эта статья и пошла в продолжение темы ППЖ. Я вообще целенаправлено веду тему о "женской доле" в цикле "Что может женщина". Мне действительно интересна параллель между теми героическими судьбами известных женщин США прошлого века, о которых я писала, и судьбами советских знаменитых женщин. Недоумение берет, что не могу найти ни одной действительно достойной женской судьбы - все какие-то хетагуровы или паши-ангелины. А если найдешь великий талант как Цветаева или Ахматова, даже средний талантишко вроде Инбер или Ахмадулиной, то сплошная трагедия. Я специально пишу об этом сейчас - может быть кто-то из читателей подскажет примеры счастливой и выдающейся женской судьбы, прижизненного подлино народного признания ее вклада в историю человечества. Это вполне серъезно: не нахожу я таковых в советский отрезок истории страны. АУ?

      • Лаура,
        Я думаю, нельзя проводить параллель между судьбами людей, живущих в Свободном мире и судьбами людей, живущих в людоедской России, тем более в её советской ипостаси. Полтора столетия назад князь П. Долгоруков написал в своей биографии: «Родился я, подобно всем русским дворянам, в звании привилегированного холопа в стране холопства всеобщего». А уж в тоталтиарном СССР все мы были в чистом виде государственными рабами. И не важно какую карьеру человек сделал, каких высот в науке или искусстве он добился, какие привилегии ему дало государство. Он был и остаётся холопом, привилегированным , но холопом – рабом. Его именем могут называть улицы и целые города, ему могут при жизни ставить памятники, но он так же как и рядовые холопы бутет ходить на политпросвещение, голосовать за депутатов «блока беспартийных и коммунистов», на собраниях осуждать кого прикажут, просить разрешение поехать на заграничную конференцую и т. д. Последний уличный бродяга на Западе несоизмеримо более свободный человек, чем советский академик, отоваривающийся в спецраспределителе.

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 октября 2012 в 00:32 отредактирован 24 октября 2012 в 00:33 Сообщить модератору

          Vladimir Radchenko, "Забыты прежние заботы,//не понимаю, как я жил//в совковом царстве несвободы//небритых рож и вечной лжи?" (В Янкин)
          Ответ-пародия
          " Прощай, небритая Россия. //Довольно мне твоих забот // Не понимаю, как осилил //я сразу столько несвобод? ===
          Среди совковой лжи-заразы //я так страдал - не передать...// Едва родился, понял сразу,//Тут век свободы не видать===
          Уже в роддоме спеленали //потом швырнули в ясель ад...//А после палками загнали,//кормя насильно в детский сад===
          И вместо жизни развесёлой,//листая дольше список бед,//Я ни за что однажды в школу // посажен был на 10лет..."
          (Е.Нефёдов)
          (дальше тоже занятно)

      • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 11 октября 2012 в 21:33 отредактирован 11 октября 2012 в 21:35 Сообщить модератору

        Лаура Ли, ну, вот достаточно благополучная по советским меркам судьба была у академика Новоселовой - большого ученого, химика с мировым именем, декана химфака МГУ и очень скромного и тактичного человека. В Америке Новоселова была очень известна, несмотря на железный занавес, ее разработки в области тугоплавких материалов и полупроводников американцами внедрялись быстрее, чем в неповоротливом СССР.
        Но, конечно, такой популярности, как Хетагурова, Новоселова не достигла.

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 11 октября 2012 в 17:43 отредактирован 11 октября 2012 в 18:02 Сообщить модератору

    Да там уже демографическая ситуация с помощью китайских мужчин успешно меняется.
    А добровольные хетагуровки - да понятно все, беспросветная нищета довоенная - семья, семь дочерей, братьев нет, отец на шахте погиб - ну куда бесприданницам деваться?
    А тут - такой шанс судьбу устроить. Мать сама старшенькую на Дальний Восток и послала. Благодаря этой девочке, ее замужеству, вся семья в Донбассе выжила, сестры в Донецке выучились.
    Мужа ее, кстати, после войны тоже трясли - как это, мать жены на оккупированной территории оказалась? Мать жены после войны вскоре умерла, тут дергать его перестали. А всех сестер младших они с женой в техникумах выучили, после войны уже. Так что хетагуровка всю семью вытянула.

    • Mаша Романофф, при мне еще при Хрущеве (уходя в раннего Брежнева) была анкета с вопросиками об оккупированных территориях, пребывании родственников в плену и родственниках за границей

      • Лаура Ли, я такую анкету заполняла в НИИ уже в 85 году, а не то что при Хрущеве. Там были вопросы даже про то, как фамилия второй жены моего отца и где похоронены ее родители. Я, конечно, ничего этого не знала, написала от фонаря, но никто и не проверял.

        Оценка статьи: 5

        • К. Ю. Старохамская, читать дальше →

          • Лаура Ли, Проверяли и тогда, и сейчас. читать дальше →

            Оценка статьи: 5

  • Хетагуровками становились не только по разнарядке, но часто и по доброй воле. Теща моего дядюшки вот так уехала из Донбасса, из многодетной бедной семьи, где отец погиб на шахте, на поиски счастья. Тогда большой удачей, мечтой жизни считалось выйти замуж за лейтенанта, ну как, молодой офицер, довольствие - все понятно. Вот они с подругой и уехали - и выбор этих самых офицеров на Дальнем Востоке был настолько велик, что глаза разбегались. Дама рассказывала, что она сразу устроилась секретаршей в отдел кадров военной части и дальше своих ухажеров по анкетам сортировала. Выбрала самого перспективного, орла-красавца, майора. Он войну закончил полковником, а после войны сразу и генералом стал.
    Она всегда говорила - вот, если б не уехала, может, и замуж бы не вышла. Или за шахтером мыкалась, рано бы овдовела. А так - всю жизнь как сыр в масле прожила. Но это исключение все-таки, не у всех так получилось

    • Mаша Романофф, я и не говорю, что все женщины ехали по принуждению. Некоторые видели какую-то перспективу на лучшее, очень многие ехали из советского фанатизма - вот эти как раз, кто вырос до лет двадцати уже при советском режиме, были дикие фанатички. Я это "бабушкино" поколение застала когда пришла в сознательный возраст. Монстры искалеченные.
      Потом, когда объявили хрущевский целинный призыв фанатизма уже не было - ехали за деньгами без всяких запахов тайги. Тогда тоже был разнарядочный призыв, но уже можно было отбояриться как-то. Бамовский призыв прошел совсем вяло и чисто на деньгах как и ангарский. Просто массовые переброски населения были обычной практикой режима. И самое гнусное, что эти переброски настолько выдавались за добровольный энтузиазм, что действительно зомбировали население.
      Мне интересно было почему на старых чикагских бойнях животные бегом бежали из вагонов до платформы с током. Съездила в музей, посмотрела: им выгораживали такой узкий приход с пакгауза до платформы, что они из инстинкта самосохранения неслись бегом как очумелые чтобы не самозатоптаться. Шнель-шнель и бекицер.
      Пропаганда всегда работала на узких загородках. Как и сейчас. Вот бы им сейчас новый клич куда-то кинуть - как повалило бы обездоленное население проклятых глубинок. И в связи с новым интересом властей на Дальнем Востоке ( Европа проплыла мимо рыла и изменение вектора уже вовсю видно) такой призыв вот-вот скоро какая-нибудь очередная хетагурова кинет. Та же Валька-стакан. А что?

  • Белены или чего-то нехорошего объелась моя читательница: зарегистрироваться за 1 минуту на ШЖ только для того, чтобы оставить комментарий пальцем в небо: где Наталья прочитала про повестки в НКВД, если у меня написано про разнарядки РК\ ГК ВЛКСМ, о пресловутых комсомольских путевках? Мало родиться в Комсе чтобы владеть информацией. Мало видеть живую хетагуровку чтобы иметь повод услышать от человека жалобу. Ну, а жизнь на Хетугуровской улице не всегда делает из комментатора энциклопедиста.
    Для ходящих строем просто напоминаю: не вы ли ездили по тем же разнарядкам на уборочные в колхозы или авралить на овощебазы от своих студенческих или рабочих мест? (На демонстрации и парады? На встречи живой цепью за загородкой дорогих иностранных дружественных гостей? Да просто на собрания и митинги трудовых коллективов!) Вот точно таким же порядком поставляли женщин авралить на дальний Восток. Кто-то жаловался или это было в порядке вещей? Для тех, кому привычно приемлемо по хронической согбенности спины, что их стадом гоняют куда-то по приказу сверху, понятно, ничего противоестесственного в хетагуровском призыве нет и быть не может.
    А эта статья для прямоходящих.

    • татьяна долгова Читатель 23 октября 2012 в 23:27 отредактирован 23 октября 2012 в 23:29 Сообщить модератору

      Лаура Ли, не пойму, то ли вы просто люто ненавидите "ходящих строем", то ли при всем этом еще и жалеете? Переживать за них не стоит, далеко не все в этот строй насильно загнаны. Многие пришли в него сами и осознанно, и в существовании этого строя видят глубокий смысл. Считать их слепыми, не понимающими что хорошо а что плохо и пытаться открыть им глаза - тоже много на себя берете. БольшАя или бОльшая их часть (точнее сосчитать наверное невозможно) прекрасно сами понимают (или понимали, если уж про советское прошлое) что к чему и почему. Это вам людей из этого строя никогда не понять. А того что не понимает человек склонен опасаться и побаиваься, и ненавидеть то чего боится. Оценка статьи - ни о чем.

  • Natalia Melbourne Читатель 11 октября 2012 в 10:41 отредактирован 27 мая 2018 в 18:58 Сообщить модератору

    Обалдеть "а мужики то не знают" (с)! Родилась в Комсе и прожила там большую часть своей жизни (кстати на улице Хетагуровской)про ругательства хетагуровками слышу впервые, про насильные повестки в НКВД и направления-опять же впервые слышу. Удавалось пообщаться с тогда еще живыми хетагуровками никто на такие ужасы и беспределы не жаловался. Так что хочется задать автору вопрос-какой белены она объелась что выдумала сей опус?

    • Natalia Melbourne, а это обязательно - писать так грубо? От этого ваши хилые аргументы и вовсе теряют всякую силу. "Удалось пообщаться", и вот так старые люди должны были вам за пять минут общения вывалить всю свою жизнь?

      Попейте валерьянки, и не будете писать автору "объелся белены".

      Оценка статьи: 5

    • Natalia Melbourne, "про насильные повестки в НКВД и направления-опять же впервые слышу" - скорее всего повести были не в НКВД. Кто был исполняющим - не скажу, но папа рассказывал, что их, молодых пацанов так собирали на шахты в Донбасс по партийной разнарядке , пришедшей сверху. Что далеко ходить - когда грохнул Чернобыль, меня вызвал комсорг отдела и сказал, что из райкома партии пришла разнарядка - для строительства домиков для переселения пострадавших в Киевской области выделить людей и, вот, мне завтра с вещами нужно ехать, как по комсомольской путевке. А сама так виновато на меня смотрит - мол, сверху приказали.

      Так что Лаура преувеличивает, но верю, что добровольно-принудительная мобилизация в плановом порядке по разнарядке райкомов, горкомов, обкомов была и не раз. А уже на месте, как как сказал Вячеслав.

      Оценка статьи: 5

  • Что сказать? Истина где-то посредине.

    Оценка статьи: 5

  • Очередная статья – пасквиль, где перемешаны правда и вымысел, где освоение Сибири и Дальнего востока поливается грязью, где сознательно приводятся искаженные и придуманные цифры. И какой абзац не прочитай – искажение фактов и вранье.
    Первое, что бросается в глаза – число заключенных 900 тысяч. Чушь! Трудились заключенные при строительстве Комсомольска, но не в таких масштабах. Больше всего было военных, затем шли вольнонаемные и на последнем месте были заключенные.
    Рабский труд всегда неэффективен, да и кормитm такую массу нарда проблематично.
    " В 1934г. на строительстве авиационного завода трудилось: 863 военнослужащих, 3081 вольнонаемных и 627 заключенных; в 1936г. на этом заводе трудилось: 780 военнослужащих, 2080 вольнонаемных и 496 заключенных; на строительстве судостроительного завода в 1936г. трудилось: 12378 военнослужащих, 1050 вольнонаемных и 1500 заключенных."
    Амурлаг был образован в 41 году и содержалось там около 3 тысяч человек и к строительству Комсомольска имеет самое незначительное отношение. Был Амурлаг 2, основанный в 38 году, но он специализировался на строительстве железных дорог Да и общее количество заключенных в ГУЛАГе в 38 году составляло около 2-х миллионов – это по всему Союзу.
    Далее. Валентина Зарубина (дочь Путиловского рабочего) приехала на Дальний восток в 32 году, где познакомилась с офицером Хетагуровым. И вышла за него замуж. В Красной Армии (Советской Армии) была хорошая традиция, когда жены комсостава входили в женсовет части. И этот женсовет занимался обустройством быта рядового состава. И это не стирка белья (для этого есть банно-прачечные отряды), а организация художественной самодеятельности, благоустройство казарм и организация досуга военнослужащих. (Это уже полное незнание жизни и быта Красной Армии). И, естественно, она поехала на совещание в Москву как наиболее активная представительница. И в партию она вступила в 39 году. И утверждение, что на совещание отбирали только членов партии - ложно.
    Лозунг –"Девушки на Дальний восток", подхватили около 60 тысяч девушек. И 150 тысяч – вранье. Вранье, что силой загоняли. Дальний восток был возможностью найти работу и выйти замуж.
    Строительство Комсомольска велось в тяжелых условиях. Был большой процент уезжающих назад. Но к осени 1937 года на Дальний Восток прибыли "11 500 комсомолок, в том числе 50 инженеров, 550 техников, 20 врачей, 400 медработников со средним специальным образованием, 140 агрономов, 300 зоотехников, 380 учителей, 800 культработников, 300 шоферов, 1 100 токарей, слесарей и электромонтёров, 1 100 счётных работников. Девушки направлялись в самые отдалённые уголки восточной части СССР, работали в школах, больницах, на корчёвке тайги и валке леса, а также на рыболовецких промыслах. Большая часть хетагуровок потом оказалась в городах."
    Использование труда заключенный широко практикуется во всем мире. Особенно в этом преуспели США, которые использовали для принудительных работ труд свободных американцев, помещенных в специальные лагеря в 30-х годах прошлого века. По самым скромным подсчетам там находилось более 2 миллионов американских граждан, которые за свой рабский труд получали 5 долларов в месяц.

    Лживая, пропитанная ненавистью, с попыткой представить все в виде правды статья.

    • Сергей Васильев, а причем здесь американцы? Затем вы пишите в настоящем времени об "Использование труда заключенный широко практикуется во всем мире". Можете привести примеры нашего времени?

      Оценка статьи: 5

      • Фрол Фролкин, без желания спорить, поищите Яндексом или ГУГЛом... Вот навскидку:
        Европейские пенитенциарные правила
        СОВЕТ ЕВРОПЫ
        КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
        Рекомендация Кес(2006)2
        Комитета Министров к государствам-членам


        Комитет министров в соответствии со Статьей 15 Устава Совета Европы,
        Принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского
        суда по правам человека...

        Трудовая деятельность
        26. 1. Труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего
        режима и никогда не применять в качестве наказания.
        2. Администрация пенитенциарного учреждения должна стремиться предоставить достаточно
        полезной работы.
        3. Насколько возможно, характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать
        навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.
        4. В соответствии с Правилом 13 при предоставлении работы не должно быть никакой
        дискриминации по признаку пола.
        5. Заключенным, которым это может принести пользу, особенно молодым заключенным, должна
        предоставляться работа, включающая элемент профессиональной подготовки.
        ......................
        9. Работа заключенным предоставляется администрацией пенитенциарного учреждения либо
        самостоятельно, либо совместно с частными подрядчиками, как на территории
        пенитенциарного учреждения, так и за ее пределами.

        Хорошо, что Вы согласны с остальными фактами. А могли бы их смехом опровергнуть.

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Вадимов, относительно моего согласия с остальными фактами, то я этого не выражал и наверное, не буду, поскольку исхожу из известных и признанных фактов того с какой легкостью, подлостью, жестокостью и глупостью советская власть распоряжалась жизнями и судьбами людей того времени, то скорее вериться в позицию автора статьи. Ваши данные проверять у меня нет возможности желания, скорее всего они тоже почерпнуты из интернета. Тот факт, что вы, очень похоже, объясняете массовое использование каторжного труда советских людей, которых "призвали" на стройки ленинско-сталинских пятилеток "путевками" ЧК-НКВД, тем, что так же поступали американцы или тем, что через 80 лет в европейских тюрьмах заключенных на добровольных началах приобщают к труду и/или к получению полезной для него и для общества профессии, вплоть до возможности получения высшего юридического образования (возможно не во всех странах), то я должен с большой осторожностью рассматривать ваши аргументы. Если вы свои данные подбирали руководствуясь такой логикой, то я скорее не соглашусь с вашими фактами. Так что версия самой статьи выглядит убедительней несмотря на неточности.

          Оценка статьи: 5

          • Уважаемый Фрол Фролкин, я ВСЕГО ЛИШЬ процитировал из сети первое попавшееся - про то, как в наше время в труду заключенных относятся в цивилизованной Европе.
            Что и зачем Вы мне начали приписывать - целиком Ваши выдумки...
            Ну не старайтесь Вы, объявите меня "холуем" и "душителем свободы", раз спорить против фактов не выходит.

            Оценка статьи: 3

            • Игорь Вадимов, вы написали - я прочитал, у меня сложилось мнение - я его опубликовал, без намерения приписывать и обижать. Извините, если что не так.

              Оценка статьи: 5

              • Фрол Фролкин, Вы попросили "примеры нашего времени", я Вам привел пример нашего времени, из ЕС. Этот пример привел Вас к мнению совсем из другой темы - и Вы это мнение привели. В огороде бузина. А в Киеве - дядька.
                Спасибо, "холуём" и "душителем" не назвали.
                Я, в общем, на Вас не обижен. Жаль, что у Вас настолько хорошо работает фантазия. В ущерб логике. Но это - целиком Ваши проблемы. Или достижения.

                Оценка статьи: 3

                • Игорь Вадимов, Хочется все таки лягнуть на последок - лягайте, я не жадный. Хочется остаться с последним словом - оставайтесь. Хотите доказать мою несостоятельность - считайте, что доказали. Все, меня уже нет - есть только вы.

                  Оценка статьи: 5

                  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 10 октября 2012 в 23:38 отредактирован 10 октября 2012 в 23:41 Сообщить модератору

                    Фрол Фролкин, Вы, являясь «образом в тумане» по профилю ШЖ, похоже, акромя тумана, живете по принципу: "Сама придумала и сама обиделась".

                    А теперь о обсуждаемой статье. Мы прочитали взгляд человека, который, скорее всего, в детско-подростковом возрасте услышал про это из разговора окружающих его взрослых (видимо из круга генеральских "кумушек").

                    Как же было на самом деле? Тяжело сказать однозначно. Скорее всего - было по разному. То, что в советское время на многие стройки ехали по призыву, то это факт. То, что не все ехали добровольно - факт. То, что для кого-то это было удачным «подвигом», а для кого-то превратилось в разбитую жизнь - факт, и т.д.

                    Но читая, надо осознавать конкретно те времена - время молодости родителей автора. Многие (и девушки, и юноши) были "лишними ртами" в больших семьях – что в деревнях, что в городах. Не у всех были возможности найти «свое место под солнцем», например, рядом с комсоставом РКК, НКВД, партайгеноссе … С другой стороны разрушены прежние порядки, социальные устои, семейные и другие узы. А СТРАНА зовет "строить СОЦИАЛИЗМ" – красиво звучит! Хочется не опоздать, оказаться впереди и т.д. и т.п. - изучайте историю. А природа разве дремлет – надо рожать, а рожать то хочется в «светлом будущем»…..

                    В XX веке над Россией был поставлен социальный эксперимент, в который молодежь 20-30 годов окунулась полностью. Окунулись все: и малограмотные комсомолки, и городские, и сельские, и «передовички - ударницы», и «продвинутые» генеральские «кумушки», и … И все искали своё место «под солнцем» - Закон Природы. Правда, каждая искала в своей «социальной нише». А в «поиске», что делают? Конечно смотрят, сравнивают, обсуждают, завидуют, осуждают…. Так у каждого формируется свой взгляд на одни и те же события. От чего же зависит взгляд? От окружения, от воспитания; от образования; «угла зрения»; «высоты колокольни», с которой смотрят; меры «испорченности»; степени порядочности; от места пребывания: «в логове», или «за бугром» и т.д. и т.п.

                    Каждому своё! А сегодняшняя свобода слова позволяет любой взгляд излагать без купюр.

  • Каждый думает в меру своей испорченности!

  • А вот в 1970-е годы был организован мужской десант в город Иваново. Там начали строить завод грузовых кранов. Предприятие сильно мужское.

    Оценка статьи: 5

  • Как хорошо, что в жизни есть неизменяющиеся вещи!
    Прибавив к оценке труда автора (за неправду... навскидку - о Хетагурове - прочитайте Вики, если кто не верит) один балл "за неколебимость принципов" и один балл за невероятно живое перо, получим оценку 3 балла("удовлетворительно").
    Дал ссылку моему коллеге (родился в Комсомольске-на-Амуре и жил в нем лет 15-20) - его очень повеселило. Похоже, хетагуровкой была его покойная бабушка...

    Оценка статьи: 3

  • Да, любопытный и грустный факт. Сколько еще подобных скелетов в "шкафу" у советской власти?

    Оценка статьи: 5

  • Леонид Третьяк Леонид Третьяк Читатель 10 октября 2012 в 02:48 отредактирован 10 октября 2012 в 02:49 Сообщить модератору

    Эти и другие материалы на тему "славного" советского прошлого надо читать тем, кто ностальгирует по тем временам и распускает сладкие сопли от вида картинок со старыми бытовыми приборами топорного вида и с мороженым за десять копеек. Времена были дичайшие, но пропаганда - страшная сила, такая, что массы верили гнуснейшей власти и тогда, и теперь.

  • Роман Данильченко Читатель 10 октября 2012 в 02:27 отредактирован 27 мая 2018 в 19:02 Сообщить модератору

    Не понятно, зачем пренебрежительно и, вдобавок, не точно отзываться о муже - Хетагурове Георгии Ивановиче. Героя Советского Союза он получил только однажды,и вполне заслуженно, во время войны - Указ от 6 апреля 1945 года.

    • Роман Данильченко, неточно,это точно, виновата: Плиев дважды героиссимус. А этот единожды. Я попрошу редакцию исправить мой ляп. Но сути моего пренебрежения к этой семейке это не меняет. Знаем- плавали: на моих глазах жены-буфетчицы на общевойсковых ученьях в Германии в командных палатках "добывали" повышения, переводы, ордена и медали своим мужьям. Так это хоть честно было - ночь в командирском шатре, вот тебе и повышение. А эта семейка на чужом горбу в царствие кремлевское...А чтобы сильно не огорчаться, почитайте воспоминания самого Гриши: если б Жуков ему не мешал, так он бы еще в 41 войну выиграл. Не стоит он ваших слез. А ляп мой. Спасибо. Люди добрые, исправьте, плиз. Виноватая Я!

  • а при чем тут гербы и герольды?!

    Оценка статьи: 5

  • Нет такой подлости, которой бы советская власть не совершила.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 октября 2012 в 00:36 отредактирован 10 октября 2012 в 00:38 Сообщить модератору

    "Продолжение следует..." о нынешнем Комсомольске-на-Амуре.Желательно с картинками и о том,что там сейчас производят-выпускают. Конечно, можно об истории его закладки и так написать, под таким углом. Мне тоже помнится песенка из кино. "Мы прощаемся с Москвой, // перед нами путь большой. // Здравствуй ! Будем знакомы, // дай мне руку незнакомый спутник мой. Вперёд, друзья, путь далёк //Дальний Восток // Пусть гремит за океаном, //Песня друзей, поезд идёт всё быстрей".=====
    ==== Подойди,товарищ к нам //грусть и радость пополам ..."
    Написано со смаком, но почему-то не вызывает озлобленности. Тогда вербовали на торф, на "другие долгие дела". Так что хетагуровки были в контексте.
    Оценка 5.