• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карин Андреас Мастер

Нужно ли помнить героев древности? Вардананк. Часть 2. Из истории Армении

Армения ежегодно отмечает день памяти воинов, павших в битве с персидской армией на Аварайрском поле в 451 году. Но куда делось тело спарапета Вардана Мамиконяна? Какова роль марзпана Васака Сюни в Аварайрской битве? У историков разные мнения и ответы на эти вопросы…

Нужно ли помнить героев древности? Vahan Abrahamyan Shutterstock.com

Большинство утверждает, что Вардан Мамиконян похоронен на Аварайрской равнине. Однако народ Сюника каждое второе воскресенье июля в селе Ангегакот отмечает праздник Сурб (святой) Вардан и уверен, что в часовне близ села находятся могилы Вардана Мамиконяна и Васака Сюни.

После того как армянская Церковь канонизировала спарапета Вардана Мамиконяна, вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». И автоматически имя Васака Сюни превратилось в синоним предательства.

Беря за основу книгу Егише, на вопрос о роли Васака Сюни официальная историография категорично отвечает, что марзпан — предатель, и виновен в поражении армянских войск на поле Аварайра, потому что перешел на сторону персов. Однако историк Мовсес Хоренаци не так категоричен в оценке действий Васака Сюни.

Вардан Мамиконян, Васак Сюни и Мовсес Хоренаци были в числе первых учеников Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита. Положительно отзывался о Васаке историк Корюн, автор труда «Житие Маштоца» (443−450гг): когда в 405 году Месроп Маштоц открывал школы в Армении, молодой Васак был одним из его сопровождающих.

Некоторые ученые считают, что Егише — вымышленный автор, а по мнению других, он жил в IX веке. Полемика началась в 1893 году, когда востоковед Фредерик Конибер обнаружил два рукописных фрагмента, связанных с сочинением Егише. В них, однако, отсутствовало три десятка предложений, которые есть в книге «О Вардане и войне армянской», хотя один из листов не удалось расшифровать полностью. Именно несоответствие текста листов и книги вызвало сомнения в достоверности излагаемых в книге событий. Возможно, речи, письма и указы в книге появились после канонизации. Есть надежда, что с помощью компьютерных программ удастся прочеcть и другие найденные фрагменты той рукописи.

Ныне историки выдвигают версию, что на самом деле лидером движения был не Вардан, а Васак. У армянского историка Парпеци сохранилось письмо, которое Васак написал спарапету Вардану, призывая его вернуться, после того как тот, собрав своих людей, бежал в Византию. К тому времени Васак уже договорился с аланами и гуннами, готовыми присоединиться к армянскому войску. Как правитель, Васак не мог сам возглавить движение — это могло привести к гибели страны.

Эпизод, где нахарары, вызванные к царскому двору, притворились, что сменили веру, вызывает сомнение в предательстве Васака. Они вернулись в страну в сопровождении магов, и восставший народ стал по всей стране разрушать капища, которые были построены при шахиншахе Шапухе (385−388 гг).

Васак к насаждению чуждого культа не причастен, как ему приписывается в книге Егише.

Когда персидский шах решил принудить армян отказаться от христианства, он вызвал в свою столицу Ктесифон правителя Армении Васака Сюни, главнокомандующего Вардана Мамиконяна и других нахараров (князей). Приказ явиться ко двору шаха означал приказ явиться с семьями. Понимая, что грозит семьям в случае неподчинения, Васак Сюни и Вардан Мамиконян притворились, что принимают зороастризм. Они покинули Ктесифон, но сыновья Васака Сюни остались в заложниках шаха. Подобное в те времена было обычным делом: заложники были гарантом выполнения требований шаха.

Васак Сюни заметил настроение некоторых нахараров, которые были не прочь выступить на стороне шаха в надежде получить области восставших князей. Именно этих нахараров он оставил у себя в центре страны.

С сентября 449 по май 451 года Васак Сюни пытался примирить стороны. Ездигерд II к этому времени проиграл новую войну с эфталитами и по совету Васака Сюни издал указ, облегчающий налоги и аннулирующий требование вероотступничества. Так от восставших отошли грузины, албанцы и некоторые окраинные армянские области. Однако остальные не поверили и были настроены на битву.

Видимо, Васаку Сюни, чтобы вызволить своих сыновей, пришлось самому выступить в битве против восставших. После битвы ему удалось вынести тело Вардана Мамиконяна с поля боя и похоронить его в селе Ангегакот.

Остатки армянской армии скрылись в горах и вели партизанскую войну. Командующий персидской армией в своих донесениях шаху отмечал, что все карательные действия не приводят к подчинению. Он обвинил Васака Сюни в притворном вероотступничестве и неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

У Васака Сюни обнаружили письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию. На суде Васака Сюни обвинили в том, что после Аварайрской битвы он предал многих проперсидски настроенных князей: выманивал их из укреплений, захватывал их владения себе, а самих арестовывал и казнил. Васака обвинили в причастности к поражению персов под Заревандом.

Ездигерд II приговорил Васака к смерти. Васак Сюни умер в заключении в 455 году.

Восстание армян ослабило персидскую армию. Гунны напали и разорили провинцию Атрпатакан. Зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников: христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Шах приказал казнить армянского католикоса и многих священников. Тридцать пять армянских нахараров были арестованы и сосланы на северо-восток Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Возможно, поэтому в книгу Егише были внесены речи, письма, указы и предложения, где вина в этих бедах возлагалась на Васака Сюни.

Однако персидский шах Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился, он вынужден был разрешить армянам исповедовать христианство.

Вспомнить героев древности нужно и для того, чтобы вернуть герою Васаку Сюни доброе имя.

Источники:
Егише «О Вардане и войне армянской».
Эрна Ревазова «Распятый росчерком пера».

Статья опубликована в выпуске 28.02.2014
Обновлено 25.01.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Народ Сюника не забывает могилы героев: Вардана Мамиконяна и Васака Сюни. Это вызывает уважение, потому что расположены они в труднодоступном месте. Было принято известных людей хоронить в таких местах, чтобы оградить их от осквернения иноземцами – с недобрыми намерениями в Армении их побывало несметное число. Есть надежда, что благотворительная организация займется благоустройством окрестностей и сооружением достойной часовни, удобной для посещения туристов.

  • Карин Андреас Карин Андреас Мастер 25 февраля 2014 в 16:24 отредактирован 25 февраля 2014 в 16:32 Сообщить модератору

    Род Сюни не считал Васака Сюни предателем, доказательством тому служит тот факт, что его потомки давали своим сыновьям имя Васак. Одним из них был Васак I - царь Сюника с 998 по 1040 год.
    Да и весь народ Сюника был уверен в том, что он герой.
    Ни время, ни наговор не смогли очернить его имя в глазах народа живущего в княжестве Сюни - ныне область Сюник.
    А может и один в поле ВОИН?